СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Досуг является важным показателем развития личности. Характер досуговой деятельности и уровень достигнутых успехов могут многое рассказать о человеке. Студенческий возраст – это время завершения формирования характера и интеллекта. Это специфический жизненный этап, когда у молодых людей достаточно энергии и свободного времени для реализации своих интересов. Это обуславливает более сложную структуру студенческого досуга, чем у других социальных и возрастных групп.

Прежде чем говорить о структуре самого досуга, следует рассмотреть место досуга в структуре свободного времени, так как досуг является важной его частью. Свободное время – это время не занятое делами производственной или жизненной необходимости. Существует несколько видов типологий и структур свободного времени, наиболее значимым мы отметили деление свободного времени на:

-досуговая сфера;

- рекреационная сфера.

Рекреационная сфера включает в себя виды развлекательного отдыха, такие как рыбалка, туризм, посещение дискотек, пассивный отдых, просмотр теле-программ и иные.

Досуговая сфера (Досуг) включает в себя:

- Культурно-потребительский тип использования свободного времени — повышение духовной культуры, развитие кругозора, посещение музеев, библиотек и т.д.

- Творческий тип использования свободного времени — главным свойством типа является выбор занятия такой деятельностью, которая направлена на как создание чего-то нового, так и копирование предмета, реализации своего потенциала в том или ином творческом акте.

Студенческий досуг также может быть культурно-потребительским, что означает потребление и усвоение уже созданных культурных и художественных образов и произведений. Такой вид досуга можно назвать пассивным с точки зрения создания чего-то нового, но он подразумевает развитие и обогащение духовной культуры студенческой молодёжи. Он включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы молодой человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени студенческой молодежи. Культурно-потребительский вид досуга также насыщает, вдохновляет и наполняет новыми идеями, и таким образом является подготовительной почвой для другого вида досуговой деятельности – творческого.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.

Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.

Все многообразие форм досуговой деятельности студентов можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • по содержанию (культурно-потребительский, творческий);

  • по виду досугового творчества;

  • по количеству участников;

  • по времени (кратковременный, периодический, систематический);

Существует несколько видов досугового творчества:

- декоративно-прикладное;

- художественное;

- технические виды досугового творчества.

К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество и т. д. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество) и т. д. Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство и т. д.

Досуг может быть групповым или индивидуальным.

Индивидуальный досуг предполагает как культурно-потребительский тип досуговой деятельности, так и творческий, но в данном случае индивид занимается досугом наедине с самим собой.

Групповой досуг отличается тем, что для его реализации необходима группа в несколько человек. Это может быть занятие музыкой в музыкальном коллективе, танцами, также участие в командных играх КВН излюбленных студентами. К групповому досугу можно отнести любой вид досуговой деятельности, при условии, что данной деятельностью студент занимается не один, а в коллективе. Во время такого досуга происходит не только творческая самореализация, но и общение, сопереживание, обмен информацией. Студенты могут организовывать групповой досуг самостоятельно, также для организации групповой досуговой деятельности существуют специальные культурно-досуговые учреждения: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, библиотеки и т.д.

По своей продолжительности студенческий досуг может быть кратковременным, периодическим, систематическим. Продолжительность и увлечённость занятия той или иной досуговой деятельностью в студенческой среде зависит от увлечённости этим занятием, чем сильнее досуговая деятельность будет нравиться студенту, тем больше времени он будет стараться на него уделять.

Досуговая деятельность, которая начинает осуществляться периодически или систематически, и превращается в любимое занятие называется «хобби». Видов хобби студентов существует также много, как и интересов или творческих пристрастий. Можно перечислить некоторые из них: коллекционирование, занятия музыкой, наука, живопись, литературное творчество, валяние шерсти, бисероплетение и т. п.

Хобби играет очень важную роль в жизни человека, способствует постоянному развитию личности, проявлению индивидуальности. Это понятие нельзя обойти, говоря о досуге. Хобби представляет собой какое либо творческое дело, которым человек увлекается на досуге. Хобби – это человек сам. Может быть, гораздо больше, чем в любом другом аспекте жизни. Поэтому очень важно изучение этого вопроса. Занимаясь досугом и хобби студентов, мы раскрываем саму суть современного студенческого общества, его интересы, чем оно живёт, чем дышит.

Просмотров работы: 3027