ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИИ И. БУНИНА «ДЕТСТВО» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ В СТИХОТВОРЕНИИ И. БУНИНА «ДЕТСТВО»

Шишиморова Е.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – поэт, умеющий тонко чувствовать окружающий мир; он замечательный мастер поэзии, стихи которого рисуют не выдуманный, а настоящий мир, полный высокого чувства – любви. Мир Бунина – это мир зрительных и звуковых впечатлений. Лирика И. А. Бунина тонка и мелодична, его произведения читаются на одном дыхании.

Иван Алексеевич всю жизнь хранил в себе чувство привязанности к миру природы, был убежден, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни. В стихах он утверждает неповторимую ценность всякой минуты, проведенной в лесу, в поле, в саду. [1]

Стихотворение «Детство» (см. Приложение1) изучается в 3 классе по программе Эльконина-Давыдова.[3] В лирике Бунина «детство» играло одну из важнейших ролей. Не случайно в круг детского чтения было введено стихотворение под знаменательным названием «Детство», раскрывающее отношение поэта к этому важному этапу формирования личности, когда переживания ослепительно яркие, а мир чист, сверкающ и заманчив.

Название стихотворения «Детство» у студентов Магнитогорского государственного университета вызвало примерно одинаковые ассоциации: счастливое время, качели, лужи, бантики, светлое, первый снег, мороженое, солнце, весна, лето, песочек. Несмотря на то что слово детство стилистически нейтрально, у опрошенных оно вызывает положительные эмоции, чувства радости, веселья, а также вызывает улыбку и приятные воспоминания.

По толковому словарю, «детство – это ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте». [3]

Стихотворение «Детство» было написано в 1985 году, в нем нет ничего надуманного, каждая его строфа проникнута чувствами. И. А. Бунин в своем произведении воссоздал радостное, приподнятое настроение, которое рождается ясным солнечным утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной и обещает новые открытия, и всё лучшее, кажется, еще впереди. Стихотворение пронизано нежными, счастливыми и, вместе с тем, ностальгическими нотками. [1]

Иван Алексеевич в стихотворении возвращается в прошлое: во времена детства. Он делится с читателем теми сокровенными моментами, которые переживает во время общения с природой.

Читаем первое четверостишие: Чем жарче день, тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом, / И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! Сосновый бор находится в центре художественного изображения поэта. Художественные изображения возвращают автора и нас в детство, в воспоминания, полностью погружают в тот мир, который описывается, воображение самопроизвольно рисует картину жаркого, солнечного дня, сосновый бор и, можно сказать, мы «тонем» в ощущении красоты окружающей нас, и чувствуем неповторимость запахов величавых сосен.

Стихотворение «Детство» Бунина – стихотворение отнюдь не поэта-символиста. События стихотворения разворачиваются не в мире далеких недосягаемых символов, а максимально близко, на земле. У Бунина уже в первом четверостишии используется высокая и нейтральная лексика, поэтизируется дневной солнечный свет, показывается, что в обыденном мире земного существования есть место самому прекрасному.

Уже в первом четверостишии Бунин использует теплую цветовую гамму: желтые и золотистые цвета. На это указывают такие слова, как жарче, солнечным.

Слово жарче обозначает то же, что и жаркий, а жаркий – это « дающий сильный жар, знойный, горячий» [3]. Однако слово жарче, по сравнению со словом жаркий, имеет другой оттенок лексического значения, обозначает более интенсивное воздействие, так как употребляется в сравнительной степени. День – это «часть суток от восхода до захода Солнца, между утром и вечером» [3], поэтому словосочетание жарче день обозначает в стихотворении «очень яркий, горячий, жаркий день». Поэт воспевает день, когда солнце обильно распространяет жар и свет по земле.

Слово солнечным имеет несколько значений «1. основанный на использовании энергии солнца; 2. с ярким светом солнца; 3. ясный, радостный, счастливый».

Искренность произведению придает местоимение первого лица. Здесь автор обращается к описанию осязательной и цветовой характеристики пейзажа. И. А. Бунин использует именно слово аромат – «душистый, приятный запах», а также выбирает вместо нейтрального глагола ходить глагол бродить – «идти тихо, медленно, любуясь всем, что вокруг» [3]. Поэт показывает, что ему нравится находиться в этом лесу и наслаждаться всем тем, что в нем происходит.

Поэт использует метафору «солнечные палаты». Палаты – «большое богатое здание, помещение» [3]. Эта метафора раскрывает душевное состояние человека – радостное, светлое, ликующее от общения с природой. Автор позволяет увидеть нам сосновый бор с другой стороны, со сказочной, нереальной, загадочной. Возникает ощущение простора, бескрайности. Пространство как будто плывет вокруг тебя, плавно качается. Обращение к метафорическому, сказочному обозначению залитого солнцем соснового бора создает ощущение погруженности в лес: воображение читателя рисует реальную картину происходящего, словно сам читатель, вслед за лирическим героем, оказывается в сосновом бору. Бунин добивается эффекта присутствия в описываемых событиях.

Особенностью бунинского поэтического слова является его умение описывать запахи окружающего мира (вспомним хотя бы его знаменитые «Антоновские яблоки»). И в этом стихотворении поэт добивается того же реалистического, почти натуралистического эффекта: …Тем сладостней в бору/ Дышать сухим, смолистым ароматом. Читатель словно обоняет густой смолистый аромат сосен. А слово сладостней показывает высокую степень эстетического наслаждения лирического героя от восприятия окружающих запахов.

Однако события, описываемые в первом четверостишье, связаны с воспоминаниями лирического героя. На это указывает бытийный глагол было в форме прошедшего времени. Так поэт показывает связь описываемой картины с названием стихотворения: события располагаются в прошлом, в детстве, но они очень дороги «взрослому» поэту, ему до сих пор свойственны те же чувства, когда он вспоминает милую пору своего детства.

В строках И весело мне было поутру / Бродить по этим солнечным палатам! обращение к плану прошлого обращает читателя к скрытому противопоставлению: в пору детства герою было весело бродить по солнечному бору. Стало быть теперь, в пору взрослости лирический герой по-прежнему наслаждается окружающей природой, но это наслаждение смешивается с неуловимой грустью, связанной с быстротечностью времени. С тем, что пора детства безвозвратно ушла в прошлое.

Поэтический взор Бунина в первом четверостишии обращен в пространство прекрасного окружающего мира, он концентрируется исключительно на солнечном, жарком дне, сосновом бору. Вся эта картина становится единым неразрывным целым.

Детство принято называть «золотой порой». Данный фразеологизм обозначает «лучшее, счастливое время жизни (детство, юность, молодость), высок.». [4]

Бунин словно имплицитно обыгрывает данное словосочетание, описывая залитый солнцем (золотой) сосновый бор, который ассоциируется в сознании лирического героя с золотой порой детства. Такая параллель приводит читателя к выводу – в первом четверостишье поэт показывает, какой счастливой была пора детства и как прекрасно хранить в памяти воспоминания о нем, уметь погрузиться, пусть в воспоминаниях, в это золотое для любого человека время

Во втором четверостишии Повсюду блеск, повсюду яркий свет, / Песок – как шелк… Прильну к сосне корявой / И чувствую: мне только десять лет, / А ствол – гигант, тяжелый, величавый… Бунин продолжает рисовать прекрасную картину солнечного пейзажа. Здесь в дополнение к словам, обозначающим место действия (сосновый бор, метафора солнечные палаты), поэт добавляет слово повсюду - «во всех местах, везде или в разные, во все места».. Повтор данного слова еще больше расширяет описываемую панораму, подчеркивает то, что пространство не имеет границ, усиливает впечатление, показывает, как дорого и прекрасно воспоминание о детстве.

Источником красоты и поэтического вдохновения становятся земные явления. И во втором четверостишии поэт рисует перенасыщенную цветом, запахами, звуками, ощущениями картину летнего дня.

Воссоздать завораживающую картину помогают изобразительно-выразительные средства. Зрительную картину воссоздают контекстуальные синонимы блескяркий свет, осязательную – сравнение песок,как шелк, звукопись через согласные «п, с, ш» создает ощущение струящегося, мягкого песка. Инверсия с эпитетами, выстроенными в градации тяжелый, величавый , слово гигант акцентируют внимание на величии ствола.

Гармоничность картины нарушается «корявой сосной», но она не вызывает неприязни, а, наоборот, именно она, прожившая большую жизнь, заставляет героя окунуться в воспоминания детства, она словно пришла из волшебных сказок, читанных в детстве. В словосочетании «сосна корявая» используется инверсия, которая присуща народно-поэтической речи. Благодаря инверсии, контрасту между корявым деревом-гигантом и лирическим героем в пору детства поэт снова добивается того, что детство воспринимается как чудесное, счастливое время, когда все кажется большим, по-сказочному прекрасным. А сама «сосна корявая» словно символизирует время, показывает, как стар мир, как человек по сравнению с ним мал и молод.

В третьем четверостишии Кора груба, морщиниста, красна,/ Но так тепла, так солнцем вся прогрета!/ И кажется, что пахнет не сосна,/ А зной и сухость солнечного света поэт снова обращается ко всем органам чувств, чтобы описать особое ощущение детства.

Автор использует ряд кратких прилагательных, имеющих высокий стиль: «кора груба, морщиниста, красна». Снова это прилагательные со значением осязания, зрения. В этих строках имплицитно заявлена тема старости и древности мира, текучести времени через скрытое сравнение коры дерева с кожей стареющего человека. Однако герой не противится времени, он ценит все проявления жизни. Поэтому, на первый взгляд, атрибуты старой от времени коры воспринимаются лирическим героем как прекрасные: рядом с ними появляются контекстуальные первому ряду прилагательные «тепла, солнцем прогрета»: Но так тепла, так солнцем вся прогрета!. Повторение местоимения-междометия так, восклицательная интонация, а также приставка про- в кратком причастии прогрета говорят о неизбывной силе тепла. Происходит усиление признака: тепла – прогрета. Запах сосны олицетворяет собой запах «зноя и сухости солнечного света. Это рождает ощущение чего-то большого, безграничного.

Глаголы настоящего времени, инфинитив, глагол в форме прошедшего времени придают воспоминаниям ощущение реальности происходящего. В стихотворении используется очень мало глаголов, зато много существительных и прилагательных, они позволяют воссоздать более яркие образы, ощущения и впечатления.

И. А. Бунин использует аллитерацию: звуки «п-с-ш» рисуют бегущую струйку песка, звуки «л, м, н» расширяют рисуемое пространство, звук «р» придает словам отточенность и четкость, ассонанс представлен повторяющимся звуком «а», что рождает ощущение безмерности.

Синтаксический строй произведения говорит о том, что это стихотворение-воспоминание: сложные предложения с разными видами связи, ряды однородных членов, большое разнообразие представленной пунктуации, начинает и заканчивает стихотворение восклицательное предложение, как бы обрамляя впечатления и эмоции лирического героя. Стихотворный размер также соответствует общему настроению стихотворения: четырехстопный ямб с точной перекрестной рифмовкой.

Строки стихотворения звучат нежно, мягко, мелодично, как в песне. Одно слово дополняет другое, одна картина сменяется другой. Невольно чувствуешь ароматный смолистый запах, игру солнечных лучей, шелковистость песка и безмолвие сосен в этом дивном лесу. Но все же главным героем стихотворения остается поэт-романтик, который сумел выразить свои мысли так кратко и так глубоко.

Возвращаясь к названию, мы видим, что наши ожидания в целом оправдались: ассоциативные и лексические значения совпали с основным значением. Однако образ детства в стихотворении И. А. Бунина приобретает индивидуальный авторский смысл. Стихотворение учит нас полнокровно жить, полно чувствовать жизнь, ценить все ее мгновения. Детство – это часть жизни человека, воспоминания о детстве остаются в памяти людей на всю жизнь. У Бунина детство ассоциируется с удивительным миром летнего бора, со старой, теплой, морщинистой сосной, которая пахнет летом и смолой. И мы видим, что детство поэта было счастливым.

Стихотворение, таким образом, обладает удивительным художественным и воспитывающим воздействием как на маленького неопытного читателя, так и на взрослого, умудренного жизненным и читательским опытом эстета. Мы вслед за поэтом наслаждаемся летним днем, обоняем аромат прекрасного соснового бора и понимаем, что детство и вся наша жизнь в целом прекрасна, гармонична и ценна.

Список литературы

  1. Бунин И. А. Стихотворения и переводы. Москва: Современник, 1985.

  2. Новлянская З.Н., Кудина Г. Н. Литературное чтение. Часть 1. З класс. – с. 57.

  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка.

  4. Розетт Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 224 с., ил. – с. 64.

Приложение 1

ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

Просмотров работы: 13118