МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА (РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Сибиряткина И.В. 1, Губарева В.В. 1
1воронежская государственная лесотехническая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономике развивающихся стран в последние десятилетия, а так же ряда развитых возникла особая форма взаимодействия власти и бизнеса. Речь пойдет о так называемом партнерстве частного сектора и государства, которое часто называют термином Public-Private Partnership (PPP). Следовательно, в российской литературе этот термин принят как «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП – это организационный и институциональный альянс частного бизнеса и власти государства, целью которого является реализация важных обществу проектов широкого спектра сфер деятельности.[1]

Реализация проектов ГЧП предполагает использование различных механизмов сотрудничества предприятий частного бизнеса и структур государства. Они различаются в зависимости от инвестиционных обязательств сторон, объема передаваемых частному партнеру прав собственности, принципов разделения рисков между партнерами и ответственности за проведение разных видов работ. Наиболее распространенными являются следующие механизмы партнерств.

ВОТ (Build, Operate, Transfer – строительство, эксплуатация, передача). Такой механизм в основном используется в концессиях. За чет концессионера создается инфраструктурный объект. После того как закончится строительство объекта он получит право эксплуатации пригодного для использования объекта в течение того срока, который сможет окупить вложенные средства. По истечению данного срока объект передается в собственность государства. А у концессионера остается право использовать, но не владеть объектом.

ВООТ (Build, Own, Operate, Transfer – строительство, владение, эксплуатация, передача). В данном случае частный партнер в течение срока действия соглашения, получит право как пользования, так и владения объектом, после чего он также передается публичной власти.

ВТО (Build, Transfer, Operate – строительство, передача, эксплуатация). Данный механизм предполагает, что после завершения строительства объект сразу передается государству. А уже затем без права владения он поступает в пользование частного партнера.

ВОО (Build, Own, Operate – строительство, владение, эксплуатация). При использовании этого механизма по истечении срока действия соглашения объект остается в распоряжении инвестора и не передается государству.

ВОМТ (Build, Operate, Maintain, Transfer – строительство, эксплуатация, обслуживание, передача). Акцент в этом случае делается на ответственность инвестора за текущий ремонт и содержание сооруженных им объектов.

DВООТ (Design, Build, OWN, Operate, Transfer – проектирование, строительство, владение, эксплуатация, передача). Особенностью такого соглашения является ответственность инвестора, как за строительство объекта, так и за его проектирование. Возможно соглашение типа DВFО (Design, Build, Finance, Operate – проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация) тут оговаривается ответственность за финансирование строительства объектов.

В конце 1990 – начале 2000х годов в ряде восточно-европейских стран в городском хозяйстве и отраслях транспортной инфраструктуры активно начали использовать ГЧП-проекты, что было связано с подготовкой к вступлению в ЕС. Результатом был как удачный опыт, так и не совсем удачный даже проблемный.

К примеру, одной из эффективных моделей ГЧП является проект реконструкции крупного аэропорта Германии во Франкфурте-на-Майне. Проект подразумевал подготовительную стадию – это эмиссия акций, 29% из которых были реализованы на фондовой бирже. Держателями оставшихся акций стали Франкфурт – 20,5%, Гессен – 32,1%, государство – 18,4%. Контроль публичной власти умышленно был сохранен АО «Фрапорт». Вместе с тем АО считается и акционером других немецких аэропортов.

Как нам уже известно, в РФ ГЧП начало свое развитие только в середине 2000-х годов, что было связано с появлением проектов, которые финансировал Инвестиционный фонд. Т.к. мировой экономический кризис воплощение в жизнь ГЧП-проектов России мог поставить под угрозу, РФ чтобы этого избежать обратилась к зарубежному опыту. Новым взаимодействием государства и частного бизнеса для России является контракты жизненного цикла (КЖЦ), которые доказали свою эффективность за рубежом. КЖЦ подразумевает использование бюджетного финансирования, при этом государство должно быть уверено, что бюджетные средства будут эффективно расходоваться, а объекты соответствовать установленным параметрам. В РФ заинтересовались КЖЦ российские и иностранные инвесторы, также экспертное профессиональное сообщество. И немного об опыте использования модели КЖЦ в Великобритании и Нидерландах (строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей).

Великобритания

Как правило, КЖЦ воплощается в жизнь на базе модели « Частная финансовая инициатива»,[2] т.е. более распространенной в других странах «Проектирование, строительство, финансирование, эксплуатация». [3] Создание высокоскоростного соединения между туннелем под проливом Ла-Манш и Лондоном является самым важным проектом. По соглашению частный партнер выполнял проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию, ремонт и ТО железнодорожных магистралей. В свою очередь, Министерство транспорта в Великобритании финансировало проект предоставляя денежные гранты, а также исключительное право собственности земельных участков. Кроме этого, значительная часть финансирования обеспечена гарантией Правительства после начала реализации проекта.

Нидерланды

В сфере высокоскоростных железнодорожных магистралей первым проектом в Нидерландах является строительство железной дороги НSL-Zuild проходящей между городами Амстердам, Брюссель, Париж. Стоимость такого проекта – 2,6 млрд долларов США. Для проекта была создана специальная компания НSL осуществляющая управление консорциумом компаний, которые представляют частного партнера по КЖЦ. Министерство транспорта, управления водными ресурсами и общественных работ Нидерландов выступает в качестве государственного партнера. По контракту КЖЦ провайдер получает ежегодный платеж на обеспечение доступности инфраструктуры железнодорожной магистрали НSL, который перечисляет Правительство Нидерландов, тем самым провайдер компенсирует свои расходы по содержанию объекта и обеспечивает возврат инвестиций. Следует обратить внимание на то, что размер платежа за доступность инфраструктуры находится в зависимости от фактической доступности объекта. [4]

В данный момент на федеральном уровне осуществляется подготовка пилотного проекта КЖЦ – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург». Проекту придается особый статус, во-первых из-за строительства первой в РФ высокоскоростной железнодорожной магистрали, во-вторых первая попытка осуществления проекта в рамках КЖЦ. Для осуществления необходимо внедрение передовых технологий и стандартов, а это создаст мощный толчок для их развития в России, а также спрос на системы для высокоскоростной магистрали и высокотехнологичные продукты.

Библиографический список

  1. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С. 14.

  2. Дерябина, М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / М. Дерябина // Вопросы экономики. – 2008. - №8. – С. 61 – 77.

  3. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005. С. 28, 36.

  4. http://www.vegaslex.ru/text/54349

Просмотров работы: 2792