О ЗАДАЧАХ ЭКСКУРСИОННОГО – ВЫСТАВОЧНОГО СЕРВИСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О ЗАДАЧАХ ЭКСКУРСИОННОГО – ВЫСТАВОЧНОГО СЕРВИСА

Суржина Л.С. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях быстро набирающего темп развития экскурсионно-выставочного сервиса одним из аспектов для исследователей выступили его задачи. Можно сказать, что они направлены на решение специалистами следующих профессиональных (сервисных) проблем:

- мотивации участников экскурсии (или выставки) к серьезному и глубинному познанию ее предмета и культурному выражению своих эмоций, получаемых во время познания;

- контроля познавательной активности участников экскурсии, выраженного необходимостью строго отслеживания познавательного (когнитивного) поведения экскурсантов, их познавательной потребности и ее удовлетворенности;

- реагирования на непредвиденные события во время экскурсии (или выставки).

И экскурсии, и выставки давно стали и неотъемлемой частью культурной жизни человека, его туристской деятельности. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие, насладиться познанием самых разных объектов. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Все это обязывает организаторов экскурсионно-выставочного сервиса адекватно формулировать задачи, видеть перед собой перспективу удовлетворения потребностей туристов.

Приоритетная (стратегическая) задача такого сервиса – повышение мотивации участников экскурсии или выставки к серьезному и глубинному восприятию ее предмета в процессе его познания.

В психологии мотивация определена как акт побуждения человека к чему-либо средствами подбора стимулов.

Мотивация человека вообще – это ожидаемая реакция на специально организованное его стимулирование.

Культурологический смысл мотивации заключается в продвижении человека по ступеням преобразования его потребностей, по ступеням восхождения к высшему их уровню. Культурным в процессе мотивации следует считать эстетически достойное реагирование человека на вызовы из внешнего мира. Это то, о чем следует говорить как об общественной потребности в относительно сдержанной демонстрации отдельной личностью своих эмоций на что-либо.

Повышение мотивации участников экскурсии или выставки к серьезному и глубинному восприятию ее предмета в процессе его познания, таким образом:

- во-первых, должно носить явно выраженный культурный смысл, а именно быть связано с эстетикой выражения эмоций, с адекватностью поведения во время прохождения экскурсии или посещения выставки;

- во-вторых, включать в себя воспитание участников или особо организованную работу организаторов в виде инструкций, подготовительных бесед, специально разработанных комментариев к поведению во время прохождения экскурсии или посещения выставки.

Другая (тактическая) задача экскурсионно-выставочного сервиса, возникающая на фоне выявленных в нем проблем – это контроль просветительской активности участников экскурсии или выставки (туристов), контроль познавательной потребности и уровня ее удовлетворения организаторами экскурсии или выставки.

Известно, что познавательная активность человека имеет способность повышаться или понижаться с течением времени, по-разному развиваться в ходе одной и той же деятельности, порой исчезать вовсе или, напротив, переходить в высшую стадию своего проявления – исследовательскую активность.

Для поддержания познавательной активности у участников экскурсии или выставки в необходимом тонусе, важно:

- вести строгий учет изменений поведения экскурсанта, который может легко отвлекаться от предметного разговора или проявлять непоследовательность в рассмотрении предметов экскурсии (выставки);

- обращать внимание на количество интересующих экскурсанта и задаваемых во время экскурсии вопросов (чем их больше, тем ярче и более выражена познавательная активность);

- понимать уровень имеющихся у экскурсанта знаний о предмете экскурсии или выставки и гибко перестраивать разговор.

Учет изменения в поведении экскурсанта осуществляется скрыто. Ему не делаются открытые замечания и, тем более, не указывается на имеющееся в его поведении то или иное отклонение. Вместе с тем, организатор экскурсии должен быть готов (и это входит в задачи организации экскурсионно-выставочного сервиса) к неожиданному повороту событий – к нежелательным поступкам экскурсантов, появлению в их поведении агрессии или, напротив, индифферентности.

Количество интересующих экскурсанта вопросов, которые входят в состав объектов контроля познавательной активности участников экскурсии, регулируется организатором с помощью хорошего инструктирования в начале данного мероприятия. Всегда найдется среди участников экскурсии такой, который вопросами «замучает» и тот, кто ни задаст ни одного. И те, и другие экскурсанты должны стать объектами пристального внимания экскурсовода, предметом специальной постановки и решения соответствующих задач во время разработки экскурсии. Это задача прогнозирования вопросов, задача нахождения наиболее оптимального места вопросам в ходе экскурсии, задача использования методов регулирования вопросов, если они слишком интенсивны или, напротив, минимальны.

Уровень имеющихся у экскурсанта знаний о предмете экскурсии или выставки – важный фактор, с которым надо считаться в ходе решения задачи разработки экскурсии. При наличии большего количества знаний у экскурсовода в сравнении со знаниями экскурсанта – это потенциальный путь к достижению успешности экскурсии. При отсутствии таковых экскурсовод не огражден от опасности быть бесполезным и не интересным для участников экскурсии. Разработка экскурсии – это тот ее этап, когда потенциальные знания экскурсантов, их учет должны подлежать особому учету и контролю. В противном случае экскурсия (или выставка) могут стать источником когнитивных (связанных с познанием) споров, фактом когнитивного напряжения, провокатором когнитивного конфликта.

Третья (оперативная) задача экскурсионно-выставочного сервиса – реагирование экскурсовода на непредвиденные события во время экскурсии или выставки.

Реагирование – это совокупность реакций человека, синхронно или постепенно выражаемых со связанными с ними событиями. Реагирование на непредвиденные обстоятельства в экскурсионно-выставочном деле – это совокупность реакций экскурсовода на:

- погодные условия проведения экскурсии;

- транспортные издержки;

- специфические модели поведения экскурсантов.

Такие реакции могут быть излишне подчеркнутыми. Но всегда они должны быть адекватными. Экскурсовод не может игнорировать обстоятельств проведения экскурсии, но его реакции не должны «выходить» за рамки профессиональных.

Профессиональное реагирование экскурсовода на непредвиденные события во время экскурсии или выставки складывается из:

- готовности к максимально самостоятельному управлению ими (без участия экскурсантов);

- готовности к максимально рациональному использованию средств влияния на обстоятельства или, средств изменения хода экскурсии в соответствии с ними.

Изменения событий, если реагирование экскурсовода на непредвиденные события профессионально, мало коснуться экскурсантов, но обеспечат им удовлетворение их соответствующих потребностей. Именно профессионализм – залог получения ожидаемых эффектов экскурсии или выставки.

Итак, исследуя задачи экскурсионно-выставочного сервиса, мы приходим к выводу: об их важности; различности по критериям стратегических, тактических и оперативных; об опасности для экскурсовода в их решении допустить профессиональную ошибку. Только особое внимание к задачам, ответственность за их постановку и выполнение могут позволить экскурсионно-выставочному сервису реализоваться максимально эффективно.

Литература:

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

  2. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. – 671 с.

  3. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории): научное издание / С.А. Лебедев. – М.: Академический Проект, 2008. – 692 с.

Просмотров работы: 1660