ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культура часто выступает в качестве составляющей человеческой деятельности (культура техническая, экологическая, художественная, культура мышления и чувств, труда, обычаев и т.д.). Информационная культура соотносится с областью информационной деятельности людей в обществе, т.е. с реализацией всей совокупности информационных процессов, используемых человеком.

Информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Так, например в способности использовать в своей деятельности современную компьютеризированную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять её в понятном виде и уметь эффективно использовать; овладении основами аналитической обработки информации; использовании правовых актов, обеспечивающих информационные процессы; владении основами эргономической и информационной безопасности.

Появление радио-, теле-, видеокоммуникационных средств трансляции оказало неоднозначное воздействие на состояние и развитие культуры чтения. С одной стороны, радио- и телепостановки лучших произведений отечественной и зарубежной художественной литературы, встречи в эфире с писателями, режиссерами, актерами способствовали укреплению традиций чтения, стимулировали интерес к литературным новинкам. Появление передач образовательного и научно-технического цикла обусловило повышение интереса к чтению научно-популярных, технических изданий. С другой стороны, происходит увеличение числа радио-, телепередач развлекательного характера.

Вдумчивое чтение заменяется пассивным восприятием развлекательной информации, что способствует снижению активной аналитической работы мышления, падению читательской активности, уменьшению числа людей, выбирающих среди других видов деятельности

чтение как время проведения досуга.

Как результат всеобщей глобализации интерактивная информационная среда способствует образованию новой культурной реальности, оказывающей влияние на состояние большинства сфер жизни общества. Происходит расширение границ культурного пространства, включение новых принципов, способов и технологий в процесс создания и распространения культурных ценностей. Вместе с тем, наблюдается нарушение гармоничной целостности единства культуры, когда один вид культуры — электронная технология — вытесняет традиционную культуру, нарушая баланс и равновесие внутри самой культуры[1].

Неизбежные изменения в «языковой» ситуации происходят по следующим причинам: во-первых, «размывание» границ информационного пространства приводит к увеличению коммуникативных контактов, активному обмену информацией и неизбежной экспансии иноязычных понятий и выражений в письменную и устную речь; во-вторых, наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия. Решение данной проблемы видится в расширении круга чтения художественной литературы, формировании перечня художественных произведений и его включении в образовательный процесс в порядке обязательного изучения.

Новая социокультурная ситуация в сфере чтения сегодня характеризуется двумя противоположными процессами: с одной стороны, наблюдается тенденция тяготения к чтению произведений развлекательной, так называемой «легкой» литературы. С другой, статус чтения в обществе достаточно высок, что связано, прежде всего, с необходимостью получения профессиональных знаний. В настоящее время очевидно изменение читательских предпочтений, вызванное кардинальными трансформациями в материальной, экономической, социокультурной сферах человеческой деятельности. Повышается статус высшего образования в обществе. Увеличивается число людей, желающих получить диплом о втором высшем или последипломном образовании и защитить ученую степень. Прирост большого количества высокообразованных людей повышает спрос на серьезную, интеллектуальную литературу, книги и журналы.

Наблюдается смещение установок чтения с досугового на профессиональное (или деловое), что отвечает требованиям современной социокультурной ситуации. Повышается качество информационной культуры в обществе, что предполагает совершенствование умений и навыков работы с источниками; грамотное ориентирование в каталогах и картотеках, осуществление поиска необходимых документов; изучение вспомогательного справочно-информационного аппарата книги (аннотаций, предисловий, комментариев, указателей, списков литературы); выявление наиболее ценных сведений и др. Эти умения и навыки — часть культуры чтения. Электронные технологии, предоставляя возможность работы с электронными библиотеками, каталогами, книгами, мультимедийными образовательными и развивающими пособиями, способствуют развитию этих качеств личности.

Таким образом, основным капиталом XXI века станет не природно-ресурсный потенциал страны, даже не финансы, а интеллектуальный (в том числе научно-образовательный, информационный и коммуникационный) потенциал и информационная культура.

Электронный ресурс:

  1. http://www.panor.ru/upload/iblock/6b9/%20budspbvx.pdf

Просмотров работы: 1784