ИЛЛЮЗИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ТУРИНДУСТРИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЛЛЮЗИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА В ТУРИНДУСТРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В туринудстрии, как и в любой другой отрасли, существует множество иллюзий. Эффективность выполнения работником (менеджером, руководителем) обусловлена во многом особенностями его оценки собственного ролевого поведения. Субъективное понимание и оценка личностью отдельных элементов своей должностной роли не полностью соответствуют требованиям, предьявляемым со стороны руководства и коллег [1].

Иллюзия – это ложное представление, связанное с уверенностью в объективном существовании вымышленных свойств и связей. Иллюзии – это своеобразный способ восполнения действительности. Выделяют следующие иллюзии: объективные (сторонники веданты полагали, что обычный человек вынужден жить в иллюзии, где майя – это поверхностный слой бытия, ненастоящий); «товарного фетишизма» (К.Маркс «Капитал»); иллюзии, связанные с органами чувств (зрительные или оптические, обонятельные, вкусовые, звуковые, осязательные); иллюзии разума (Бхагавад Гита – «когда твой разум выберется из дебрей иллюзий, ты станешь безразличным ко всему, что слышал и ко всему, что тебе предстоит услышать»), физические, социальные иллюзии и др.

В нашей работе мы затронем социальные иллюзии - иллюзии человека, связанные с его конкретным положением в обществе: иллюзии, порожденные всей индивидуальной личной судьбой; иллюзии, вызываемые ложным эго; групповые интересы, содержащие искажения действительности; иллюзии, проистекающие из профессиональной деятельности; иллюзии власти; иллюзии, свойственные личным взаимоотношениям (мы нередко смотрим на других людей через призму своих желаний, амбиций, обид и потому видим не самого человека, а лишь то, что выстроилось в нашей собственной голове); «приписывание мотивов»; иллюзии, возникающие в речевом общении и существующие благодаря особенностям человеческого языка и понятийного мышления (слова способны создавать самостоятельный иллюзорный мир, который может вытеснять реальные отношения и властно отвлекать внимание на себя) и др.

В сфере туризма существует много различных фирм и туроператоров. Чаще всего туристическая фирма сосредоточена в руках одного человека, хозяина этой фирмы, которые все важные решения принимает единолично. Вся власть в фирме сосредоточена в его руках. В его интересах, чтобы его сотрудники работали лучше, искали больше клиентов. Как сделать так, чтобы сотрудники работали лучше? Надо их мотивировать и вознаграждать. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя. Существует два типа вознаграждения: внутреннее и внешнее. Внутреннее вознаграждение дает сама работа (чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважение; дружба и общение, возникающие в процессе работы). Простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи. Примеры внешних вознаграждений – зарплата, продвижение по служение (карьерный рост), символы служебного статуса и престижа, похвала и признание, дополнительные выплаты и др.

Рассмотрим мотивацию на карьерный рост. Карьера – это продвижение работника по ступенькам служебной лестницы или последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни в целом. Карьера может быть вертикальной, то есть подьем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности), и горизонтальной, что предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления, либо расширение или усложнение задач на прежней ступени иерархии. Может быть и ступенчатая иерархия (чередование вертикального с горизонтальным) [2].

Новых сотрудников принимают на работу, специально оговаривая, что их ждет большой карьерный рост. Если вдуматься, а какой здесь возможен карьерный рост? Ты либо работник, либо хозяин, начальник. Руководитель никогда не поставит сотрудника низкого статуса выше себя. Хозяин фирмы, как начальник, всегда будет искать, как обойти это условие. На деле оказывается, что работник делает ту же самую работу, только она называется по-другому, содержание же остается тем же самым. Коллеги будут думать, что этого работники повысили, и, соответственно, тоже захотят, чтобы их повысили. Естественно, эффективность их работы повысится. Таким образом, фирма будет развиваться, работники будут лучше работать, что и требуется хозяину, руководителю фирмы.

Карьерный рост – это всегда стремление к власти. Каждый человек стремится к власти. Властвовать – значит подчинять себе всех остальных. Власть – это способность и возможность проводить свою волю в межчеловеческих и межгрупповых коммуникациях, реализовывать намеченные цели, заставлять других подчиняться [3]. Власть – одно из основных начал общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, в организациях и учреждениях, во всем государстве в целом.

Обладает ли властью человек, стремящийся к власти, готовый подчинять всех и все? И да, и нет. Если он – карьерист, стремящийся любой ценой завоевать власть, и имеющий в подчинении хотя бы несколько человек, - да. И это есть иллюзия власти, но не сама власть. Если он действительно хочет быть профессиональным работником, то у него одно желание – чтобы его подчиненные работали во благо всех. Все это зависит от целей, поставленным самим человеком.

Рассмотрим другую иллюзию – иллюзию всемогущества, или суперэго. Суперэго настолько укоренилось в нашей культуре, что оно присутствует в латентной форме в каждом из нас [4]. Суперэго порождено необходимостью чувствовать себя уверенно и склонностью обратить эту уверенность в чрезмерную самоуверенность. Суперэго возникает в результате решений и действий, вызванных ложной и чрезмерной самоуверенностью. Существует четыре источника ложной самоуверенности: от себя без ума, я все делаю по своему (гордыня), самообман в отношении текущей ситуации, я не хочу думать о том, что мне придется делать завтра /тщеславность, самонадеянность, неумение разобраться в ситуации и предусмотреть будущее.

Основная задача всякого руководителя и топ-менеджера в туриндустрии (как и в любой отрасли) заключается в том, чтобы, сохраняя уверенность в себе, не поддаться ложной самоуверенности, которая ведет к излишне самонадеянным решениям и поступкам.

Мы в своей работе рассмотрели не все иллюзии карьерного роста. Их очень много. Избавиться от иллюзий крайне сложно, но возможно.

Мы вполне согласны с Д.В.Ольшанским, что основной и больной проблемой нашего времени, и особенно, в постсоветском, российском пространстве, является кадровая проблема. Если с лидерами худо-бедно проблема решена, то подчиненные оказались не готовы к новым условиям жизни. И здесь выход только один (хотя, конечно, их может быть несколько) - переход от психологии единоличного хозяина к созданию корпораций с партнерскими отношениями. Можно предложить своим партнерам четкие договорные условия, «правила игры». Они состоят из двух пунктов: составление внутреннего договора, в котором проговаривается, что партнер может внести в новое общее дело и что он сможет за это получить; договор о совместной деятельности, включающий в себя доли раздела прибыли в соответствии со всеми вложенными ресурсами.

Литература:

1. Морозов А.В.Управленческая психология /А.В.Морозов. М., 2005.

2. Саак Э.А., Пшеничных Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме /Э.А.Саак, Ю.А.Пшеничный. Питер, 2010.

3. Хэйворд М. Иллюзия всемогущества. Как сохранить контроль над событиями, людьми, финансами и информацией / М.Хэйворд. М.-С-П., 2008.

4. Политология. Учебник для вузов /Под ред. В.И.Буренко, В.В.Журавлева. М., 2004.

5. Ольшанский Д.В. Психология современной российской политики /Д.В.Ольшанский. Е. – М., 2001.

Просмотров работы: 1374