ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качество – сложная, многоаспектная и одновременно универсальная категория объекта. Для описания процесса познания качества японские исследователи И.Нонака и Х.Тагучи предложили модель «спирали познания» [4].

Как видно из схемы, познание качества объекта обеспечивает нам как интуитивное, так и рациональное постижение объекта в процессе следования как теоретическим, так и эмпирическим путем. Все это обеспечивает полное интегративное понимание объекта на всех уровнях и во всевозможных аспектах его бытия.

Среди основных аспектов принято выделать такие, как: философский, технический, экономический, правовой. Охарактеризуем кратко каждый из них:

Философский аспект качества. Понятие «качество» с философских позиций имеет тысячелетнюю традицию. С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которому он становится специфическим и отличается от другого объекта. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. Первым исследованием категории «качество» принято считать античных философов Аристотеля и Платона. Античная традиция в последствии была продолжена, в частности, Г.В.Ф. Гегелем, давшим исчерпывающее описание категориям качества и количества [2].

Технический аспект качества характеризуется количественными значениями показателей объекта и его изменений, которые в совокупности придают ему качественный характер. В отличие от философского аспекта технические показатели качества позволяют объективно сравнивать характеристики разных объектов и выбрать более качественные [3].

Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. При этом потребительская оценка качества решается в конструктивном противоборстве между экономической и технической сторонами качества. Это противоречие с философской точки зрения определяет единство экономического аспекта с техническим аспектом. Экономика связывает качество труда с качественным выполнением работы. Проблемы дефектности производства неразрывно связаны с потерями и издержками средств [3].

Социально-психологический аспект качества связан с субъективными отношениями потребителей к данному объекту. Этот субъективный взгляд зависит не только от физиологических особенностей субъекта, но и от социальных: уровень культуры, уровень доходов, положение в обществе и др. Этот аспект качества гораздо больше, чем другие аспекты, объясняет наличие большого числа сегментов рынка товаров [1].

Правовой аспект качества характеризуется нормативным отражением качества в стандартах и нормативах. То есть имеет место такая совокупность свойств и показателей качества объекта, ниже которой нельзя опуститься при изготовлении или использования объекта. Каждое предприятие может выпускать свои внутренние стандарты (стандарты организации), вправе выпускать нормативы – расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемые в нормировании, планировании и управлении производством или предприятием. Нарушение нормативов является несоответствием (браком) [3].

Так, образование в области качества представляет собой многоуровневую интегративную систему, объединяющую науки как технического, так и гуманитарного и естественнонаучного спектра. Будущие специалисты в области качества в процессе получения образования должны получать исчерпывающие знания в области перечисленных направлений и демонстрировать универсальное интегративное мышление.

Литература:

  1. Дремина М.А. Социальные аспекты менеджмента качества. Монография. / Дремина М.А., Копнов В.А. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2010. – 148 с.

  2. Ершов А.К. Управление качеством: учебное пособие. – М.: Логос, 2008.

  3. Ефимов В.В. Основы обеспечения качества. Учебное пособие для студентов вузов. / Ефимов В.В., Самсонова М.В. – Ульяновск: УлГТУ, 2008. – 236 с.

  4. Философский и социальный аспекты качества: учебное пособие // Б.С. Алешин, Л.Н.Александровская, В.И.Круглов, А.М.Шолом. – М.: Логос, 2004. – 483 с.

Просмотров работы: 1623