ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПИИМЧИВОСТЬЮ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ВОСПИИМЧИВОСТЬЮ

Севергина Д.С. 1
1Томский Политехнический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Эффективная система управления инновационной деятельностью базируется на общей теории управления. Однако ее особенности, по ряду причин, обязывают расширить понятийный и инструментальный аппарат.

В мировой практике распространены две основные идеи инновационной теории. Первая базируется на трудах Й. Шумпетера, который трактует инновации как любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствования решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции, послепродажного обслуживания и т.д. Второй подход к трактовке понятия инновации отражает материальную сторону инновационного процесса. Инновационная теория рассматривается с позиций создания и внедрения конкретных видов техники и технологии. Лежащий в основе этого подхода принцип определения инноваций показывает их значение и роль в общественном развитии в целом, и в осуществлении производственно-хозяйственных процессов в макро- и микроэкономическом аспектах. Следует учитывать здесь и то, что в рамках данного подхода значительно проще и нагляднее исследовать количественные и качественные параметры инноваций, определять экономический и другие виды эффекта от их практического использования.

Качество управления экономикой зависит от внедрения и производства инноваций. Для повышения эффективности данного управления необходимо выработать комплекс параметров оценки инновационной восприимчивости, сформулировать его цель, предмет и конкретные управленческие задачи.

Инновационная восприимчивость это способность национальной экономики включать в свою структуру и деятельность (т.е. воспринимать) изменения, вызванные инновационным процессом, который может быть как внешним по отношению к экономике, так и являться результатом ее внутренней деятельности. Сегодня в среднем лишь 10,19% промышленных организаций являются инновационно-активными, т.е. участвуют в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Для того чтобы увидеть каким образом в нашей стране воспринимаются инновации, что мешает или наоборот помогает инновационной деятельности, каким образом можно управлять инновационной восприимчивостью, необходимо выделить ряд параметров, отражающих влияние по трем основным направлениям: анализ человеческого капитала, финансовую составляющую, и масштабы инновационной деятельности.

Анализ человеческого капитала включает в себя рассмотрение количества выпускников из докторантуры в научно-исследовательских институтах и удельный вес экономически активного населения в общей численности населения. Эти показатели важны для нас, потому что инновации напрямую зависят от человеческого капитала, люди создают и внедряют инновации на всех уровнях экономики, поэтому необходимо понимать какое количество специалистов способны снизить институциональное сопротивление при создании и внедрении инноваций, и какое количество людей смогут воспринять инновации.

Для того чтобы понять масштаб распространенности инновационной деятельности по предприятиям необходимо рассмотреть число организаций, выполнявшие научные исследования и разработки, удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе организаций, удельный вес организаций, получавших финансирование на осуществление технологических инноваций из средств бюджета в общем числе организаций.

Рассмотрим, так же показатели, которые иллюстрируют инновационную деятельность предприятий по России в целом: вновь внедренные или подвергавшиеся значительным изменениям инновационные товары, работы, услуги, новые для рынка, в % от общего числа отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, вновь внедренные или подвергавшиеся значительным изменениям инновационные товары, работы, услуги, но не новые для рынка, в % от общего числа отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, передовые принципиально новые производственные технологии, передовые производственные технологии новые для России. Данные показатели важны для того чтобы напрямую понимать какой уровень инновационной активности существует в стране на данный момент, какое количество инновационных товаров уже есть и какое необходимо произвести.

Показатели, характеризующие поддержание и осуществление инноваций на финансовом уровне, такие как: инвестиции в основной капитал, удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %, удельный вес затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами в общих затратах на технологические инновации, %, показывают инвестиционную привлекательность страны, рентабельность затрат и общее финансовое положение страны.

Таким образом, от инновационной активности субъектов экономической деятельности зависит стратегическая конкурентоспособность России в мировой экономике, приток капитала, экономический рост. Для того чтобы эффективность управления экономикой повысилась, необходимо на наш взгляд, выделить три основных параметра, которые имеют наибольшее влияние на инновационную восприимчивость: количество инвестиции в основной капитал, число организаций, выполнявшие научные исследования и разработки, количество выпускников из докторантуры в научно-исследовательских институтах. Кроме этого, важной стороной является классификация инноваций по источнику их инициации: инновации по инициативе потребителей и инновации по инициативе производителей. Для нововведений, инициированных потребителями, характерным является: выдвижение идеи о необходимом им новом продукте. Нововведения, инициированные производителями, проходят более сложный путь: исследования потребностей рынка, оценка внутренних и внешних ресурсных возможностей, реализация инновационных проектов, выход с новой продукцией на рынки.

Литература:

  1. Акаев А. Инновации и развитие //Экономические стратегии. 2008. №0506. С. 56-61.

  2. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций. // Инновации. 2005. № 4. с. 6-22.

  3. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва Второе издание, дополненное. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 624 с.

  4. Полтерович В.М. Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации // Вопросы экономики. 2009. № 6.

  5. Тарутин А. "Узкие места" инновационного процесса // Экономист. 2008. Ко 10. С. 42-45

  6. Стрекалов О.Б. Методологические основы формирования инновационной восприимчивости экономики региона. [Электронный ресурс]. URL: http://businessidea.dtn.rU/6.htmI

  7. Фоломьев А.Н. Инновационный тип развития экономики. 2008,[с.4-26]

  8. Дорошенко Ю.А., управление формированием и развитием инновационного потенциала предприятия. Электронный ресурс: [http://conf.bstu.ru/conf/docs/0028/0492.doc]

  9. Электронный ресурс [http://www.tajikinvest.tj/ru/index/index/pageId/704/] 13. 10. 2011

  10. Шумпетер И. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982. —455 с.

Просмотров работы: 1199