О СУБКУЛЬТУРЕ И ЕЕ СТОРОННИКАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О СУБКУЛЬТУРЕ И ЕЕ СТОРОННИКАХ

Масленникова А.А. 1
1Уральский государственный лесотехнический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный мир многолик. Каждый день в нем появляется нечто очень важное, интересное и своеобразное. Одно из таких неповторимых явлений в мировой культуре – это субкультуры, возникающие вне зависимости от политики, экономики и воспринимающиеся как специфический образ жизни, реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире.

Впервые понятие «субкультура» ввел в 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен, изучая поведения различных групп людей. В его исследованиях субкультура трактуется как группа людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности [1]. Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур [2].

В культурологии под субкультурой понимается совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от доминирующей культуры общества в целом, возникших в результате социальной дисгармонии, часто как способ защиты от неё. При этом они вырабатывают специфические типы общения, языка, более того, требуют их жесткого соблюдения. Большинство групп субкультур быстро распадаются с изменением породивших их социальных, возрастных, имущественных и прочих условий. Субкультуры могут формироваться на национальной, демографической, профессиональной, географической базах и отличаться собственной системой ценностей, манерой поведения, языком, одеждой и рядом других аспектов. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультуры, в известной мере, автономны, закрыты. Они включают ряд ценностей доминирующей культуры и добавляют к ним новые ценности, характерные только для них. Функция субкультур заключается в стремлении помочь человеку найти социальную и культурную связь с другими людьми. В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества сегодня иногда используется жаргонное слово «тусовка». Примерами субкультур могут служить хиппи, культуристы, различные электронные сообщества, байкеры, эмо, готы и т.д. При всей уязвимости основных позиций, функционирование субкультур – надёжный индикатор общественных и социальных несовершенств.

Значение субкультурных движений в развитии культуры и искусства поистине неоценимо. Стремление к самовыражению и самореализации, являющееся одной из фундаментальных основ любого неформального движения уже в самой своей сути указывает на наличие неразрывной связи с творчеством, при этом нередко много более плодотворным по сравнению с узаконенным творчеством официальных деятелей. Причем понять причины подобного явления сравнительно просто. Будучи нежелательной для какого-то отдельного слоя общества или общества в целом, уже этим самым субкультура дает великолепный стимул к творческой деятельности. И тогда художник берет кисть, музыкант - гитару, а драматург - перо.

Немаловажным является тот факт, что окружающая действительность предстает пред творцом в совершенно ином качестве. Все, что раньше было знакомо, обыкновенно, привычно в условиях запрета и нездоровой атмосферы запутавшегося в проблемах общества, в этом случае оказывается пародией на всеобщие крики о том, что "у нас все хорошо!". Искаженная действительность порой создает в глазах тонко чувствующей натуры художника эффект кривого зеркала, что отражается в реалистично-фантастических полотнах, революционной по сути своей музыке, гиперболизированных на сцене персонажей, характерных современной действительности. Каждое произведение было, как бы зашифровано, завуалировано, насмешливая и ироничная его подоплека была ясна далеко не каждому. Уместно привести здесь знаменитое в неформальных кругах высказывание писателя Д. Савицкого: "Мы не будем молчать в угоду вам. Как и не будем кричать в ущерб себе. Но если вы думаете, что мы не прошепчем, вы глубоко ошибаетесь. А имеющий уши да услышит" [2].

Таким образом, субкультура выступает частью культуры общества, отличающейся от преобладающей (доминирующей), а также представляет собой социальные группы носителей этой культуры. У каждой группы есть свои определенные ценности и правила, без которых невозможно существование такого рода коалиций. Кроме того, сторонники каждой субкультуры имеют свои собственные представления о том, какую одежду нужно носить, какую музыку слушать и т.д. Поэтому в основном субкультуры строятся вокруг каких-либо направлений в искусстве, будь то музыка, кино или, например, живопись. Также группы могут строиться вокруг политических представлений, сексуальных предпочтений или религиозных убеждений.

В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении

Библиографический список

1. Хебдидж Д. Субкультура: значение стиля. Главы из книги / Д. Хебдидж // Теория моды. – 2009 – №10.

2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. / Е.Л. Омельченко. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000 г. – 298 с.

Просмотров работы: 2279