АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Шолохова Е.В. 1
1РГПУ им. А.И. Герцена, факультет экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

При выборе профессии необходимо обращать внимание на то, насколько она востребована и популярна в реальности. На сегодняшний день мнения о престижности и востребованности высшего экономического образования разделились.

Данные статистики[1] говорят, что диплом о высшем экономическом образовании является одним из самых желанных среди абитуриентов. Как и прежде, большое количество абитуриентов хочет иметь финансовые, банковские и бухгалтерские дипломы. Однако в данной сфере есть ощутимая конкуренция за рабочие места, поэтому работодатели имеют возможность выбрать настоящих профессионалов, способных приносить своей компании прибыль.

Несмотря на серьёзную конкуренцию на рынке труда, специалисты с экономическим образованием проблем с поиском работы не испытывают. В деятельности каждой фирмы эти сотрудники играют важную роль - без них немыслима работа любого предприятия, касается ли дело начисления заработной платы и ведения бухгалтерской отчётности (бухгалтер) или разработки бизнес-плана по выводу предприятия из сложной экономической ситуации (антикризисный управляющий).

Сотрудники экономического сектора востребованы в компаниях самого разного уровня и вида деятельности - от супермаркетов и строительных фирм до крупных банков и инвестиционных компаний.

В сфере экономики задействованы самые разные специалисты, однако в пятёрку лидеров самых популярных профессий входят: бухгалтер (главный бухгалтер), специалист по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), аудитор, экономист, антикризисный управляющий.

Профессия экономиста является одной из наиболее популярных в настоящее время. Правда, многие под этим термином нередко понимают различные специальности - экономику и управление на предприятии (по отраслям), экономическую теорию, экономику труда, мировую экономику, национальную экономику, математические методы в экономике, социальную экономику, статистику и т.д. Стоит отметить, что на 80% учебные планы по этим специальностям одинаковые. Фактически, обучившись по одной из них, выпускник не имеет проблем с устройством на работу в любой из экономических областей.

Сегодня экономическое образование уже не может уместиться в рамках одного учебного заведения, так как современный уровень развития производства и торговли диктует свои правила. Поэтому образование в сфере экономики преподаётся на нескольких уровнях (училище, колледж, высшее учебное заведение, послевузовское образование) и включает в себя различные экономические специальности, порой очень сильно отличающиеся друг от друга.

Можно выделить пять особенностей современного экономического образования. Во-первых, преобладает узкая специализация при разработке программ обучения. Например, часто специалисты, которые работают на фондовом рынке, имеют очень поверхностное представление об экономике производства или логистики. Во-вторых, теория бухгалтерского учёта отделена от базовых основ экономического образования. Для бухгалтерского сопровождения существует узкоспециализированные профессионалы. Однако большинство практикующих экономистов считают знание основ бухгалтерии необходимым как, например, знание азбуки для чтения. В-третьих, в современной экономике для анализа закономерностей бизнеса и прогнозирования его развития в большинстве случаев опираются на математические и статистические методы, которые требуют от специалистов соответствующих знаний. В-четвертых, очень часто экономическое образование выбирается в качестве второго высшего образования. В-пятых, в современной экономике большую роль играют мировые экономические взаимосвязи, вследствие этого большую роль играет знание иностранных языков.

Таблица 1.

Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными высшими учебными заведениями[2]

 

год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007[3]

Тысяч человек

78,3

94,8

112,8

140,5

164,9

201

248,2

270,04

 

Таблица 2.

Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования [4]

 

год

2007

2008

2009

2010

 

всего

В том числе:

бакалавры и магистры

дипломированные специалисты

Тысяч человек

363,8

376,1

394,1

408,8

22,1

386,7

 

Несмотря на то, что мнения о востребованности экономического образования разделились, официальные данные статистики показывают, что количество специалистов получивших данное образование только растет. В 2000 году государственные высшие учебные заведения выпустили 78,3 тыс. специалистов в сфере экономики, в 2007 г. - 270,04 тыс. человек (таблица 1). Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования в 2007 году составил 363,8 тыс. человек, в 2008г. - 376,1 тыс. человек, в 2009г. - 394,1 тыс. человек. С каждым годом выпуск специалистов с экономическим образованием увеличивается. Так в 2010 году, несмотря на то, что выпускников начали разделять в официальных статистических данных на бакалавров, специалистов и магистров, их количество достигло 408,8 тыс. человек. (таблица 2). Не исключено, что в дальнейшем количество специалистов с экономическим образование будет продолжать иметь тенденцию только на увеличение.

Таблица 3.

Выпуск специалистов по направлениям экономики и управления государственными средними специальными учебными заведениями[5]

 

год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007[6]

Тыс.человек

154

161,6

175,3

163,1

178,4

193

199,2

195,26

Среди выпускников государственных высших учебных заведений по направлениям экономики и управления,  судя по данным государственной статистики, с каждым годом наблюдается тенденция увеличения их количества. Если же обратиться к статистике выпускников государственных средних специальных учебных заведений, то можно увидеть, что с 2000г. по 2002 г. наблюдается рост количества специалистов, в 2003 г. и 2007 г. - спад, а в 2004 г. и в 2005 г. резкие скачки увеличения (таблица 3).  Такие неоднозначные колебания могут быть связаны с одной стороны с уменьшением числа выпускников (из-за демографической ситуации в нашей стране в начале 90-х годов), а с другой, - с увеличением числа тех, кто не смог окончить учебные заведения в минувшие годы .

Таблица 4.

Средний ежемесячный доход экономистов в крупных городах РФ.

Город

Средний ежемесячный доход в 2011 году[7] (руб)

Москва

40 000

Санкт-Петербург

35 000

Волгоград

18 000

Екатеринбург

25 000

Казань

20 000

Нижний Новгород

20 000

Новосибирск

22 000

Омск

19 000

Ростов-на-Дону

23 000

Самара

22 000

Уфа

19 000

Челябинск

22 000

 Как связаны популярность и востребованность специалистов с высшим экономическим образованием и их заработная плата? В значительной степени на уровень зарплаты влияют при прочих равных условиях два главных фактора: круг выполняемых функций и степень ответственности за принимаемые решения. В обязанности экономиста входит анализ, планирование и экономическое сопровождение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а так же разработка контроль и исполнение бюджета.

Средний ежемесячный доход экономистов, работающих в крупных городах, представлен в таблице 4. Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что самый большой  средний заработок среди крупных городов в Москве составляет 40 тысяч рублей. Самый маленький средний доход экономистов среди крупных городов в 2 раза меньше, чем в столице  в Омске и Уфе и составляет 19 тысяч рублей.

Таблица 5.

Предложения по заработной плате для начинающих специалистов в сфере экономики

Город

Средний ежемесячный доход (2011г)[8] (руб)

Москва

25 000 - 30 000

Санкт-Петербург

20 000 - 25 000

Волгоград

12 000 - 14 000

Екатеринбург

15 000 - 18 000

Казань

13 000 - 15 000

Нижний Новгород

12 000 - 14 000

Новосибирск

14 000 - 17 000

Омск

12 000 - 14 000

Ростов-на-Дону

13 000 - 17 000

Самара

13 000 - 16 000

Уфа

13 000 - 15 000

Челябинск

14 000 - 17 000

Должность экономиста может занять выпускник или студент профильного факультета высшего учебного заведения или выпускник среднего специального учебного заведения, дающего образование в сфере экономики и финансов. Для молодых специалистов необходимы знания основ бухгалтерского и налогового учёта, теоретическое представление об экономическом анализе, уверенное владение специальными компьютерными программами (такими как 1С, Microsoft Office).

Предложения по заработной плате для начинающих специалистов в сфере экономики представлены в таблице 5. Среди крупных городов РФ ежемесячный доход больше всего в Москве (от 25-ти до 30-ти тыс. рублей). Самый маленький ежемесячный доход из рассмотренных городов в Волгограде, Омске, Нижнем Новгороде - 12-14 тыс.рублей, что 2 раза меньше, чем в  нашей столице.

Таблица 6.

Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы от одного года

Город

Средний ежемесячный доход (2011г)[9] (руб)

Москва

30 000 - 35 000

Санкт-Петербург

25 000 - 30 000

Волгоград

14 000 - 16 000

Екатеринбург

18 000 - 22 000

Казань

15 000 - 18 000

Нижний Новгород

14 000 - 17 000

Новосибирск

17 000 - 20 000

Омск

14 000 - 16 000

Ростов-на-Дону

17 000 - 20 000

Самара

16 000 - 20 000

Уфа

15 000 - 17 000

Челябинск

17 000 - 20 000

 

На более высокую заработную плату могут рассчитывать специалисты, имеющие навыки бюджетирования и опыт работы от одного года. Такие специалисты могут рассчитывать на заработную плату (таблица 6)  в Москве 30 - 35 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 25 - 30 тыс. рублей, в  Омске и Волгограде 14 -  16 тыс.рублей.

Экономисты, чей трудовой стаж составляет более двух лет, могут рассчитывать на зарплату в Москве - 35-50 тысяч  рублей, в Санкт-Петербурге - 30 - 40 тыс. рублей, в Волгограде - 16 - 23 тыс.рублей, в Уфе - 17 - 23 тыс. рублей. Более подробно о среднем ежемесячном доходе экономистов с опытом работы от двух лет в крупных городах РФ можно ознакомиться в таблице 7.

Таблица 7.

Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы от двух лет

Город

Средний ежемесячный доход (2011г)[10] (руб)

Москва

35 000 - 50 000

Санкт-Петербург

30 000 - 40 000

Волгоград

16 000 - 23 000

Екатеринбург

22 000 - 30 000

Казань

18 000 - 25 000

Нижний Новгород

17 000 - 25 000

Новосибирск

20 000 - 28 000

Омск

16 000 - 24 000

Ростов-на-Дону

20 000 - 30 000

Самара

20 000 - 25 000

Уфа

17 000 - 23 000

Челябинск

20 000 - 27 000

 Кроме обязательного требования наличия профильного высшего образования, многие работодатели могут иметь ряд дополнительных требований, например, владение английским языком, знание МСФО или технологий производства, наличие опыта работы в компаниях определённого направления. Более высокую заработную плату имеют экономисты, имеющие навыки ведения управленческого учёта и отработавшие по своей специальности более 5-ти лет. Компании, имеющие связи с зарубежными партнёрами, заинтересованы в экономистах, свободно владеющих английским языком и имеющих дополнительное образование. Максимальная заработная плата экономистов, соответствующих данным требованиям в Москве составляет 50 - 90 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге - 40 - 75 тыс. рублей. Самая маленькая заработная плата в Волгограде - 23 -40 тыс., в Омске - 24-40 тыс. рублей. Ознакомиться со средней ежемесячной заработной платой экономистов с опытом работы более 5 лет можно в таблице 8.

 

Таблица 8.

Средний ежемесячный доход экономистов с опытом работы более 5 лет

Город

Средний ежемесячный доход (2011г)[11] (руб)

Москва

50 000 - 90 000

Санкт-Петербург

40 000 - 75 000

Волгоград

23 000 - 40 000

Екатеринбург

30 000 - 55 000

Казань

25 000 - 45 000

Нижний Новгород

25 000 - 45 000

Новосибирск

28 000 - 50 000

Омск

24 000 - 40 000

Ростов-на-Дону

30 000 - 50 000

Самара

25 000 - 50 000

Уфа

23 000 - 45 000

Челябинск

27 000 - 50 000

 

Как показывает исследование рынка труда, большинство претендентов на должность экономиста - молодые женщины, имеющие высшее образование, их порядка 77% от общего числа соискателей. Молодые специалисты в возрасте до 30 лет занимают 72%. 91% экономистов имеют высшее образование, 17% свободно владеют английским языком. Исследование проводилось в июле 2011 года, в крупных городах России:  Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Омск, Самара, Уфа, Челябинск.

Самыми востребованными на российском рынке труда на протяжении последнего десятилетия остаются специалисты в области финансов, бухгалтерии и аудита (около 18% всех открытых вакансий). Ректор Академии МНЭПУ Сергей Станиславович Степанов рекомендует: «Выбирая вуз для получения экономического образования, нужно ориентироваться на статистику трудоустройства выпускников вуза. По данным на октябрь 2010 года, 78% выпускников, получивших диплом по специальностям «Экономика и управление на предприятии» и «Бухгалтерский учет и аудит», в настоящее время работают по специальности».[12]

Однако, Ю.В. Герций[13] отметил, что за помощью в поиске работы обращаются выпускники разных профессий. Среди выпускников вузов чаще всего ищут работу экономисты, инженеры, юристы и менеджеры, средних учебных заведений - бухгалтеры, начальных профессиональных учебных заведений - повара, слесари по ремонту автомобилей. Кроме того, на учете в службах занятости продолжает оставаться некоторое количество выпускников прошлых лет.[14]

По данным статистики среди выпускников высшего профессионального образования, число обратившихся в органы службы занятости распределились по специальностям следующим образом: 14 355 человек - экономисты, 12 398 человек - инженеры, 7 382 человек - юрисконсульты, 6 589 человек - менеджеры.

Среди выпускников среднего профессионального образования: 16 286 человек - техники, 11 612 человек - бухгалтеры, 5 234 человека - юрисконсульты; выпускники начального профессионального образования - 7 367 человек - повара, 3 360 человек - слесарь по ремонту автомобилей, 2 966 человек - оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин.[15]

Несмотря на то, что по данным статистики числится большое количество выпускников с экономическим образованием,  обратившихся в органы службы занятости, востребованность в данных специалистах не снижается. Можно предположить, что эти выпускники хотят работать по специальности, но чаще всего наличие диплома не может быть 100% гарантом трудоустройства на работу. Нынешним работодателям нужны специалисты с опытом работы в профессии не меньше года, а где взять опыт вчерашнему студенту? Именно так можно обосновать такое количество зарегистрированных выпускников в службах занятости в нашей стране

В январе 2011 года журнал Forbes опубликовал список десяти лучших профессий 2010 года. В данном исследовании использовались данные крупного американского рекрутингового сайта Career Cast. При составлении списка учитывались следующие факторы: годовой доход, условия работы, востребованность профессии работодателями, уровень стрессов. Первое место в списке занимает актуарий, специалист, занимающийся оценкой рисков, расчётом вероятности проблем и поиском их наилучших решений. Деятельность этого специалиста связана со страховым и финансовым менеджментом. Годовой доход актуария составляет до 85 тыс. долларов. Также, в данный список вошли профессии бухгалтера и статистика. Из этого следует, что, по мнению авторитетного журнала Forbes, экономическое образование остаётся одним из самых востребованных и престижных[16] не только в Америке, но и в России.

 

Библиографический список.

1.      Аверин, А.Н. Профессиональная подготовка кадров / А.Н.Аверин. - М., Издательство «Альфа-Пресс», 2008. - 120 с.

2.      Авраамова, Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е.М. Авраамова , Ю.Б. Верпаховская // Социологические исследования. - 2006. - Вып. 4. - С.37-46.

3.      Белоновская ,Н.Д., Ковалев, А.В. Конкурентоспособность специалиста в образовательном пространстве региона. - Самара: СГПУ, 2007.

4.      Дежина, И., Егерев, С. Подготовка исследовательских кадров для российской науки // Вопросы экономики. - 2009.- № 8. - С.141-145.

5.      Думская, Н., Журавлева, Г., Николаева, И., Юданова, А. О совершенствовании государственных образовательных стандартов по экономической теории в связи с задачами подготовки экономистов - практиков // Российский экономический журнал. - 2005. - № 7.

6.      Захарченко, М.В. Социальный заказ на образование и образовательные ресурсы общества // Философия педагогики. - № 2. - 2009. - С. 35-37.

7.      Кириченко, Э. От «утечки умов» к глобальному «круговороту умов» // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 10. - С. 3-1

8.      Лаврухина, Е.В. Социальный спрос и заказ в образовании. - М., 2008. - С. 22-26.

9.      Москвин В. Информационный разрыв в знаниях специалистов и его сокращение. // Инвестиции в России. - 2009. - №3. - С.33-41.

10.  Москвин В. Необходимость смены парадигмы развития российского финансового образования. // Инвестиции в России. - 2009. - №1. - С.10-16

11.  Москвин В. МВА - куда ведет эта дорога? //Инвестиции в России. -2009. -№4. - С.25-33.

12.  Натхов Т. Образование, Социальный капитал и экономическое развитие//Вопросы экономики. - 2010. - №8. -С. 112-122.

13.  Полетаев, А.В. Образование и рынок труда. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2004 / под общей ред. проф. С.Н. Бобылева. - М.: Весь мир, 2004. - С. 83-93.

14.  Потапов А.С. Сравнительный анализ рынка труда образовательных услуг в развитых странах.// Профессиональное образование. Столица. - 2010. - №1. - С. 11-13.

15.  Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - Р76 М., 2010. - 813 с.

16.  Сайт Министерства образования и науки - http://mon.gov.ru/pro/niu/

17.  Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

18.  Федеральная служба по труду и занятости: Пресс-конференция руководителя Роструда Ю.Герция. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.15643.html

19.  Федеральная служба по труду и занятости: Руководитель Роструда подвел итоги 2011 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.21792.html

20.  Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70

[1]              Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70

[2] Статистика Российского образования (2000-2006г.) ttp://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_17&ttype=2&Field=All  

[3] Статистика Российского образования http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_6_17a&ttype=2&Field=All

[4] Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России - 2011г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/07-08.htm

[5] Статистика Российского образования (2000-2006г.) http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_5_14&ttype=2&Field=All

[6] Статистика Российского образования http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?act=listDB&t=2_5_14a&ttype=2&Field=All

[7] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи :  http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/

[8] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи :  http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/

[9] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи :  http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/

[10] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи :  http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/

[11] Данные представленные в таблице заимствованы из статьи :  http://www.superjob.ru/research/articles/1889/ekonomist/

[12]             http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=573:2011-03-31-11-46-28&catid=22:2009-11-18-12-54-08

[13]             Юрий Викторович Герций -  руководитель Федеральной службы по труду и занятости  Роструда

[14]             http://rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.15643.html

[15]             http://www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry.21792.html

[16]       Экономическое образование - оптимальный выбор? URL: http://www.uchsib.ru/articles/70

Просмотров работы: 10975