СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НА БАЗЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЗДАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА НА БАЗЕ ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ

Тушкова Е.М. 1, Островская И.В. 1
1Первый Московский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

С целью воздействия на наиболее значимый фактор повышения качества медицинской помощи – профессиональную компетентность, необходимо осуществлять мероприятия по непрерывному повышению уровня образования сестринского персонала. Основанием для этого является потребность в непрерывном обучении, которую удовлетворить можно через создание системы “образовательной самостоятельности” поликлиник, что определено Программой развития сестринского дела на период 2010–2020 гг.

В настоящее время назрела необходимость организации учебно-методических кабинетов (центров). Деятельность этих структур должна быть направлена на обучение сестринского персонала решению конкретных профессиональных проблем данного учреждения и проведение научных исследований в сестринском деле.

Поэтому для данного исследования была поставлена цель: проанализировать востребованность учебно-методического кабинета как элемента системы непрерывного обучения сестринского персонала.

Методы

Для решения поставленной цели нами была разработана специальная анкета. Она была составлена с учетом Приказа Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.04.2011 №314 «О создании учебно-методических кабинетов (центров)», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития № 808н от 25.07.2011 «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

В исследовании приняли участие: главная медицинская сестра, старшие медицинские сестры отделений, медицинские сестры отделений и кабинетов (52 человека). Респондентам было предложено ответить, считают ли они целесообразным участвовать в обучении для повышения квалификации на базе поликлиники; какова, на их взгляд, должна быть периодичность проведения занятий на рабочем месте; какие темы они считают наиболее важными для обучения на рабочем месте.

Результаты исследования

Анализ результатов показал, что респонденты имеют следующие квалификационные категории: 30,7% имеют высшую квалификационную категорию; 23% - первую квалификационную категорию; 9,6% - вторую квалификационную категорию; не имеют квалификационной категории - 36,5% (рис. 1).

Рис.1 – Распределение медицинских сестер по квалификационным категориям (%)

Только 67,3% респондентов считают необходимым повышать свой профессиональный уровень. Остальные полагают, что их профессиональных знаний и умений достаточно для оказания качественной медицинской помощи.

В то же время 90,4% респондентов хотели бы повышать свой уровень на рабочем месте, если бы была такая возможность.

Таблица 1. - Результаты анкетирования медицинских сестер о востребованности дополнительного непрерывного обучения на рабочем месте.

Не имеют квалифика-ционной категории

Имеют квалифика-ционную категорию

Из общего числа опрошенных:

Считают, что необходимо дополнительное обучение на рабочих местах

Считают, что профессиональных знаний достаточно для оказания качественной медицинской помощи

Отмечают необходимость занятий по актуальным проблемам сестринского дела в своей повседневной работе

36,5%

63,5%

67,3%

32,7%

100%

ВЫВОДЫ

Анализ востребованности организации методического кабинета на базе городской поликлиники позволил сделать выводы:

1. Все выше перечисленные факторы определяют необходимость создания внутри учреждения системы непрерывного профессионального развития сестринского персонала.

2. Одним из возможных путей решения данной проблемы может стать создание на базе медицинской организации учебно-методических кабинетов, в которых обучение сотрудников будет осуществляться с учетом непосредственных обязанностей и результатов оценки практической деятельности. Организация подобных структур позволит повышать профессиональный уровень персонала, внедрять новые формы управления его деятельностью, совершенствовать систему адаптации молодых и вновь принятых специалистов, сформировать среду для внедрения инновации.

3. Обобщение и систематизация прилагаемых отечественными и зарубежными исследователями теоретико-методологических подходов к данной проблеме позволяют предположить, что в современных условиях развития медицинского обслуживания и медицинского образования необходимо уделять большее внимание повышению уровня учебной мотивации сестринского персонала, так как сложившиеся социальные условия не располагают к развитию профессионального мастерства. И это выдвигает повышенные требования к администрации медицинской организации по созданию условий для повышения квалификации медперсонала.

4. Руководитель сестринского дела должен способствовать возможности дальнейшего обучения среднего медицинского персонала непосредственно на рабочем месте, что значительно повысит уровень и качество оказываемой медицинской помощи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бейер П., Майерс Ю., Сверинген П. Теория и практика сестринского дела: в 2-х т.: учебное пособие. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 155 с.

  2. Боровик Н.В. Организация учебно-методического кабинета по работе с сестринским персоналом поликлиники // Старшая медицинская сестра. – 2009. - №6. – С. 36-38.

  3. Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактическом учреждении. // Главная медицинская сестра – 2009 - № 3. – С. 23-31.

  4. Логвинова О.В. Пути организации непрерывного профессионального развития специалистов со средним медицинским образованием в лечебно-профилактическом учреждении. // Главная медицинская сестра. - 2009 - № 2. - С. 118-121.

  5. Мудрова Л.А., Камаева Т.Р.., Зорина Е.В.. Теория сестринского дела: учебное пособие. – Красноярск, КрасГМУ, 2007. – 304 с.

  6. Основы сестринского дела: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Под ред. С.И. Двойникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.

  7. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.04.2011 №314 «О создании учебно-методических кабинетов (центров)».

  8. Приказ Министерства Здравоохранения российской Федерации от 5 июня 1998г. № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

  9. Приказ Министерства Здравоохранения социального развития № 808н от 25.07.2011 «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».

  10. Резолюция Всероссийского съезда средних медицинских работников. - Екатеринбург, 15-16 октября 2009 г.

  11. Рытякова В.И., Малкова Д.Н. Повышение квалификации медицинского персонала среднего звена // Медицинская сестра. – 2007 - № 8. – С. 38-42.

  12. Сестринское дело: учебник: в 2-х т. / Под ред. Г.П. Котельникова. – Самара: ГП «Перспектива», 2004. – 167 с.

  13. Теория сестринского дела: учебник. / Перфильева Г.М., Камынина Н.Н., Островская И.В., Пьяных А.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с.

  14. Юденков В.С. Сестринское дело в России // Новые Санкт-Петербургские ведомости, 2008. - № 2. – С. 110-112.

 

4

 

Просмотров работы: 4715