Обучение в средних классах совпадает с началом пубертатного периода. В это время происходит нейрогуморальная перестройка, активный рост и развитие организма, изменяется функциональное состояние опорно-двигательного аппарата, что тесно связано с уровнем физического развития и состоянием здоровья школьников. Поэтому, в 10-11 лет дети особенно нуждаются в комплексной оценке показателей их морфо - функционального развития, от которых зависит способность адаптироваться к факторам, специальным для обучения.
Цель исследования: изучение состояния осанки, физического развития и уровня здоровья учащихся 10-11 лет для разработки программы коррекционных мероприятий выявленных нарушений.
Материалы и методы: обследовано 96 учащихся в возрасте 10-11лет. Всем детям проводились антропометрические измерения (измерение длины и массы тела, специальные антропометрические измерения); оценка физического развития центильным методом; осмотр осанки в двух плоскостях (фронтальной и сагиттальной); оценивалось функциональное состояние мышечной системы; определялся уровень здоровья по модифицированной формуле Баевского [2,3,4].
Результаты: нарушение осанки имеют более 90% школьников, сколиозы отмечаются более чем у 60% детей. Уровень здоровья всех школьников с нарушениями осанки соответствует достаточным резервным возможностям организма. У детей, имеющих умеренные и выраженные сколиозы, чаще наблюдается резко дисгармоничное физическое развитие. Уровень здоровья учащихся этой группы соответствует состоянию предболезни и начальным проявлениям болезни в равных долях.
Эти учащиеся нуждаются в углубленном обследовании специалистами: педиатром, хирургом, ортопедом, неврологом, эндокринологом и др. с целью выявления других проблем в состоянии здоровья, а также своевременной их коррекции.
Программа коррекции выявленных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья учащихся 10—11 лет включала:
комплекс вводной корригирующей гимнастики для выполнения в условиях образовательного учреждения; домашний комплекс корригирующей гимнастики; систему физкультминуток и физкультурных пауз во время уроков;
глубокий рефлекторно-мышечный массаж по Аксёновой А.М[1].
Методика глубокого рефлекторно-мышечного массажа предусматривает разминание области шеи, паравертебральных зон спины, вследствие чего нормализуются регуляторные процессы в организме, выравнивается мышечный тонус, улучшается осанка и показатели физического развития. Длительность процедуры массажа 40—50 минут.
Нами проведено сравнительное изучение эффективности различных коррекционных мероприятий у обследованных детей 10 – 11 лет (96 человек).
В зависимости от характера и активности коррекционных мероприятий все обследованные учащиеся были разделены на 3 группы.
Группу №1(контрольную) составили 32 ребёнка, которым специальные коррекционные мероприятия не проводились.
Группа №2 включала 35 учащихся, которым проводился комплекс вводной гимнастики до занятий, физкультминутки и физкультурные паузы во время уроков, а также корригирующая гимнастика 3 раза в неделю в течение 6 месяцев.
В группу №3 вошли 29 детей, коррекционных мероприятий у которых включали комплекс группы №2 и проведение двух курсов (по 15 процедур) глубокого рефлекторно-мышечного массажа по методике Аксёновой А.М..
Массаж обязательно выполняется врачом, так как врач более глубоко понимает физиологические процессы, происходящие в организме, более тонко учитывает индивидуальные особенности опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, а также в режиме реального времени может оценивать результаты и вносить коррективы при проведении процедуры, учитывая любые реакции со стороны ребёнка.
Через 6 месяцев у детей группы №1(контрольной) отмечалось ухудшение исследуемых показателей, что можно связать с отсутствием необходимых коррекционных мероприятий на фоне активного роста и нейрогуморальной перестройки организма.
У детей группы №2 были зарегистрированы отчётливые тенденции к улучшению показателей физического развития и функционального состояния мышечного корсета, осанки. Повысился уровень здоровья учащихся. Полученные данные свидетельствуют о положительном влиянии проводимых коррекционных мероприятий.
У школьников группы №3 наблюдалось значительное улучшение всех исследуемых показателей. Полученные позитивные результаты можно объяснить сочетанным воздействием комплекса гимнастических мероприятий и глубокого рефлекторно-мышечного массажа не только на опорно - двигательный аппарат, но и на нейрогуморальную регуляцию организма в целом.
Выводы:
Установлена взаимосвязь между нарушением осанки и уровнем физического развития, а также между нарушением осанки и уровнем здоровья школьников.
Для улучшения показателей физического развития и осанки разработаны комплексы корригирующей гимнастики и физкультминуток для выполнения в условиях школы и дома.
С целью повышения эффективности комплекс гимнастических мероприятий необходимо сочетать с глубоким рефлекторно-мышечным массажем по методике Аксёновой А.М., обязательно выполненым врачом.
По результатам комплексного обследования учащихся были даны рекомендации педагогам и медперсоналу школы по проведению регулярных (не реже 2 раз в год) осмотров и созданию групп здоровья для детей с нарушениями осанки и отклонениями в физическом развитии с учётом их специфики, особенно в критические возрастные периоды.
При выявлении отклонений от нормы рекомендовать обследование у медицинских специалистов.
Требуется введение дисциплины по сохранению правильной осанки у школьников в группе продлённого дня.
Необходимо создать школу здоровой осанки совместно для детей и их родителей.
Мы считаем, что выявление нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и отклонений в физическом развитии учащихся 10— 11 лет является запоздалым, так как состояние здоровья школьников в этом возрасте уже нарушено. Комплексное обследование детей необходимо уже при поступлении в начальную школу.
Список литературы:
Аксёнова А.М. Глубокий рефлекторно-мышечный массаж и растягивание скелетных мышц при заболеваниях внутренних органов. – Воронеж, 1996.
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья. // Валеология. – СПб, 1993.
Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб: Речь, 2001.
Территориальные стандарты и показатели физического развития детей Воронежской области. Информационно - методическое пособие (справочник) для педиатров и врачей общей практики, интернов, клинических ординаторов. – Воронеж, 2003.