ИЗМЕНЕНИЕ ТРАКТОВКИ ОБРАЗА СВЯТОГО АНТОНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ XV-XX ВЕКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИЗМЕНЕНИЕ ТРАКТОВКИ ОБРАЗА СВЯТОГО АНТОНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ КУЛЬТУРЫ XV-XX ВЕКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Искусство всегда было и остаётся отражением человеческой жизни, выражением человеческого духа и предсказанием человеческой судьбы. Творческие личности зачастую болезненно, очень эмоционально и неординарно воспринимают события, происходящие вокруг. Основная цель работы - проследить изменение трактовки образа Святого Антония сквозь призму культуры XV-XX веков.

Задачи:

  • Определить основные характеристики эпохи, направления в культуре

  • Выявить исторические события в рамках эпохи, которые повлияли на создание произведения искусства

  • Раскрыть тему искушения Святого Антония на примере конкретных произведений

Святой Антоний Великий (Антоний-Аббат) родился в Верхнем Египте в селе Кома(современный Киман-эль-Арус, близ г. Эль-Васта) около 251 года, скончался около 356 года в Дейр-Мари. Родился в коптской (копты-египетские христиане, сохранившие в своей истории и культуре черты, уходящие корнями в мир фараонов и их подданных) благородной и богатой семье христиан, которые и воспитывали Антония по-христиански. Антоний рос в родительском доме в отрешении от людей, выходил только в церковь на молитву. Был покорен своим родителям, внимательно слушал читаемое в храме, извлекая пользу для себя. Воспитывался в умеренном достатке и не требовал от родителей различных яств, то есть довольствовался тем, что было. Так как родители были того же духа, что и сам Антоний, он не препятствовал такой жизни в доме и не желал оставить дом пока родители живы. Когда же умерли его родители, Антонию было около двадцати лет, и он должен был принять заботы по дому и по воспитанию сестры. Это дало ему ощутить разность жизни для Бога и житейской жизни со всеми её заботами. Так пришла ему мысль о жизни и служении одному Богу. Однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова о духовном совершенстве: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21). В этих словах Антоний услышал Божье повеление и благословение на исполнение сокровенных желаний и стремлений своего сердца.

Святой Антоний продаёт всё своё имущество в пользу бедных, а сестру отдаёт на попечение знакомым христианам. Сам же начинает тренироваться в подвижничестве недалеко от своего поселения и берёт советы у местного старца. Дьявол, видя такое расположение духа Антония всячески пытается отвлечь его от подвижнической жизни: приводит Антонию воспоминания об имуществе и о сестре, различные удобства жизни, жестокий и трудный путь добродетели и наконец предстаёт в образе прекрасной женщины. Но подвижник изгоняет искушения дьявола через молитвы. Антоний продолжал упражнялся в подвигах, рассуждая, что, если враг и не мог обольстить сердца его плотским удовольствием, то, без сомнения, покусится уловить иным способом; потому что демон грехолюбив. Посему-то Антоний все больше и больше умерщвлял и порабощал тело, чтобы, победив в одном, не уступить над собою победы в другом. Поэтому приучает себя к более суровому житию: часто целую ночь проводил без сна, пищу вкушал однажды в день на заходе солнца, иногда принимал её и через два дня, а нередко и через четыре. Пищей служили ему хлеб и соль, пил одну воду. Во время сна Антоний довольствовался рогожею, но чаще спал на голой земле. Душевные силы, как говорил Антоний, тогда бывают крепки, когда ослабевают телесные удовольствия.

Около 285 года Антоний поселяется в заброшенном укреплении на противоположном берегу Нила и живёт там затворником в течение 20 лет. Святой Афанасий, написавший житие Святого Антония, сообщает, что многие желали подражать его подвижничеству, а некоторые из знакомых пришли к нему и «силою разломали и отворили дверь» в его жилище. Антоний Великий вынужден был нарушить своё затворничество, чтобы по многочисленным просьбам организовать монашескую жизнь отшельников, которые селились рядом с ним и подражали ему. Постепенно на горе Писпир (современная Дейр-эль-Меймун) образовалась колония отшельников (около 305 года). На протяжении шести лет Антоний руководил духовной жизнью своих учеников, а в 311 отправился в Александрию, чтобы укрепить и ободрить христиан, заточенных в темницы и осуждённых во время гонений императора Максимина. Когда гонение закончилось, он уединялся в своём монастыре. После того, как его начали беспокоить и нарушали его уединение, решил уйти в верхнюю Фиваиду, затем удалился на побережье Красного моря, где обосновался у подножия горы близ залива Акабы. Эта гора и сегодня называется Дер-Мар-Антониос. Там, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он сам возделывал небольшое поле. Но и здесь дьявол не оставлял Антония в покое, насылая на него человекоподобных зверей. Для просвещения к отшельнику приходили люди за советами, наставлениями и заповедями. Также Антоний исцелял молитвами от болезней и изгонял бесов.

Около 350 года по настойчивому приглашению Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришёл в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании, отрицал принадлежность к арианскому учению и заодно осудил его. Появление знаменитого подвижника оказывало могучее воздействие на толпы людей. Вероятно, именно тогда Антоний Великий посетил Нитрию и вместе с преподобнымАммономНитрийским основал монашеское поселение в Келлиях. Около 313 года Антоний с двумя учениками переселились в горный район в так называемой Восточной пустыне, скорее всего к подножию горы Кульзум, в 30 км от Красного моря, где сейчас находится монастырь, названный в честь Антония-аббата (современный Дейр-эль-Каддис-Антван). Святой Афанасий именует это место «внутренней горой», считая Писпир горой «внешней». Антоний посещал по обычаю своему монахов, живущих на внешней горе. Когда же монахи стали просить остаться старца с ними в городе, он не соглашался по многим причинам, о которых умалкивал, но основная была следующая: египтяне имеют обычай совершать чин погребания умерших, не предавая их земле; они обвивали их пеленами и хранили у себя дома, тем самым отдавая им честь. Многие, выслушав замечание Антония, стали предавать тела земле. Но Антоний, зная этот обычай и опасаясь, чтобы с ним так не поступили, простившись с монахами, пребывавшими на внешней горе, поспешил уйти, и, пришедши во внутреннюю гору, где обыкновенно пребывал, чрез несколько месяцев впал в болезнь, скончавшись на 105 году жизни. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения [11, 12].

Рассмотрим трактовки сюжета искушение святого Антония с точки зрения эпохи Северного Возрождения (на примере триптиха И. Босха). Северное Возрождение – общепринятое понятие для искусства северных стран Европы, охватывающее 15-16 века. Германия, Франция и Нидерланды являются ведущими странами этого направления. Термин «Возрождение» здесь условен, так как формирование культуры в основном опиралось не на античное наследие, а на идеалы религиозного обновления. «Новое искусство» имеет ряд отличий с итальянским, это связано с тем, что в Нидерландах памятников античной эпохи было не так уж много, как в Италии. Северное Возрождение существовало как продолжение готической культуры с развитием идей гуманизма. Главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке предреформационных тенденций, задачами которых было воскрешение демократической религии ранних христиан с её требованием социальной справедливости. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества — автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему [3, c. 478]. В представлении мастеров Северного Возрождения личность не характеризуется итальянским титанизмом и всемогуществом, а предстаёт смиренной и благочестной, осознаётся своя малость перед миром, что подчёркивается в религиозной тематике творчества Иеронима Босха. Если в Италии художники изображали идеальные пропорции тела и делали акцент на красоту человеческого тела, то в Нидерландах чётко вырисовываются детали окружающего мира человека, которыевлекут за собой второстепенный смысл. Так же изменилась роль женщины: теперь она не только ведёт домашнее хозяйство, как было принято в Средневековье, но и выступает полноценным членом светской жизни, что, несомненно, отразилось на полотнах художников.Но жизнеутверждающий реализм и поиски средств правдивого изображения окружающей действительности позволяют включать искусство Северного Возрождения в общее русло европейского Возрождения.

Нидерландский художник, Иероним Босх, один из самых загадочных художников, отличался поражающим восприятием образов окружающего мира. Был членом религиозной общины Братство Богоматери, которая боролась с ересью и развращённостью духовенства. Он знал народные пословицы, поговорки, притчи, увлекался алхимией и был знаком со средневековой демонологией – всё это стало источником его творчества. Художник отразил те пророчества, которые должны были произойти в преддверии апокалипсиса, который ожидали к концу XV – началу XVI вв. Босх соединил в своих картинах как страхи и пороки Средневековья, так и зарождающиеся тенденции культуры Нового времени: проблемы земного существования (желание обладать всеми благами жизни), отступление от канонов религиозного искусства в выборе и интерпретации тем [5, c. 5-7].

Знаменитый триптих «Искушение Святого Антония» (1505-1506гг.) (см. прил. 1-3) показывает внутренний конфликт человека, размышляющего о природе зла, о желанном и запретном. Все три створки триптиха рассматриваются как единое целое - деления на «Ад» и «Рай» нет, весь мир кишит бесами. Наружность монстров противоречит среде их обитания: в небе Антония несут рыбы и грызуны. На заднем плане изображены сцены шабаша ведьм в воздухе. Этот мотив был связан с начавшейся с конца XV века охотой на ведьм. На левой створке после изнурительной борьбы с дьяволом Антония ведут два монаха и человек, в облике которого можно узнать самого Босха. Переход через мост символичен – возможно, это тот мост спасения, через который предстоит пройти только избранным, преодолевшим весь путь искушений. Во всяком случае пути назад нет, тропа перед мостом обрушена. Под ним сидит группа дьяволов, читающих ложные «псалмы». Слева от моста находится птица, стоящая на яйце, из которого проклюнулись птенцы, сама ест лягушку, вместо того, чтобы покормить собственных детей. (см. прил. 4) Такое поведение можно трактовать как чревоугодие и жестокость. Справа стоит птица в коньках, в клюве которой написано "лень", то есть неусердие в молитвах Богу (см. прил. 5). Центральная часть (см. прил. 1) посвящена победе Антония над нечистью. В середине композиции Святой Антоний молится, в то время как фантастические персонажи пытаются разыграть вокруг него обряд причащения. Крылатый воин с чертополохом вместо головы – первородный грех. В женщине с длинным платьем, стоящей рядом с Антонием, распознаётся её дьявольская природа. Скопление обнажённых женщин на правой створке триптиха не что иное как любострастие. Обилие губных дудок олицетворяет такой грех как распутство [10, с. 160]. В алтаре, в глубине почти разрушенной капеллы, находится распятый Иисус Христос как символ спасения и избавления от грехов. Тем самым, Босх обращает внимание на то, что спасение и очищение человек найдёт в несокрушимой вере в Бога [10, c. 466]. Вопреки могуществу тёмных сил Антоний всё-таки избрал верный путь, который привёл его к победе над искушениями, о чём свидетельствует его спокойное и просветлённое лицо, повёрнутое к зрителю [5, с. 98-109].

А каков взгляд художников 20-го века (на примере картины С.Дали) на сюжет искушения святого Антония?

Начало 20 века – исторически насыщенное, переломное и трагическое время, ознаменовавшее собой кризис культуры. Сюрреализм (от фр. surrealisme — сверхреализм) – авангардистское течение 20-60х годов ХХ столетия, представляющее собой чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений [6, с. 56]. Зародившись в атмосфере разочарования, характерного для французского общества после первой мировой войны, сюрреализм принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей. Решающее влияние на сюрреализм оказал психоанализ Фрейда. В «Манифесте Сюрреализма» А. Бретон даёт характеристику этого течения «...Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определённых ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни» [6, с. 56]. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни — этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х гг. титульным, определяющим качеством сюрреализма. Живопись была мгновенным восприятием и воспроизведением динамики сна. Одна из характерных особенностей искусства заключается в том, что название является неотъемлемой частью произведения. Здесь название картины играет решающую роль в создании общего впечатления [6, c. 119].

Имеет следующие отличительные черты:

  • возврат к внутреннему миру человека, погружение в мир субъективного и подсознательного;

  • сновиденческая эстетика, вовлечение сна в обыденную реальность, «материализация» фантастического;

  • освобождение от канонов формы, материала;

  • ассоциативное нагромождение образов без логических связей [9, с. 29].

В послевоенные годы в творчестве Дали появляются черты поиска духовной истины. Он обращается к мифологическим, библейским сюжетам, превращая свои картины в символы новой веры. Характерный пример – картина «Искушение Святого Антония» (1946 год) 9см. (прил. 6). На переднем плане вздыбленный конь одновременно символизирует мощь и чувственное наслаждение. Изображённые на картине, причудливые слоны больших размеров на длинных тонких ножках символизируют доминирование и власть соблазнов над отшельником. Так художник показывает неустойчивость и подвластность Антония искушениям. У первого слона на спине – Чаша Желания, увенчанная фигурой обнаженной женщины, охваченной вожделением – страстным чувственным влечением; на спине второго – обелиск, напоминающий творение римского скульптора Д. Бернини - это символ божественного света, нисходящего на первозданный хаос. В разрывах туч на заднем плане виднеется Эскориал, воплощающий духовный и мирской порядок. Но чтобы его достичь необходимо пройти путь полный искушений [7 , c. 79-80].

Копилка образов Святого Антония не ограничивается только живописью: образ нашёл воплощение в музыке и литературе. Становление творчества Пауля Хиндемита, немецкого скрипача и композитора, совпадает с окончанием первой мировой войны, с началом нового периода в истории Германии-Веймарской республики [4, с. 3]. Это период революционных взрывов, экономических потрясений, великих надежд и великих разочарований, который и сформировал Хиндемита как творческую личность неоклассического направления.

В программной симфонии «Художник Матис» (1934 год) раскрыл глубоко человеческий смысл картины М. Грюневальда «Искушние святого Антония». Все три части симфонии выражают общую психологическую настроенность Изенгеймского алтаря. Тема торжества человека над «нечистью» раскрыта Грюневальдом и истолкована Хиндемитом в заключительной части симфонии («Искушение святого Антония») [4, c. 202]. Волнительное и беспокойное начало третьей части указывает на дьявольские силы, несущие яд обольщения. Резкие звуки обрываются солом флейты – голос жертвы, затем тема струнных рисует образ дьявола в облике прекрасного существа. Завершается симфония мощным гимническим звучанием «Alleluia», означающим торжество святости и мудрости [4, с. 207-209].

Итак, завершая наше исследование, следует указать, что в работе были упомянуты лишь некоторые наиболее яркие представители искусства, обратившиеся к теме искушения Святого Антония, однако произведений искусства по данной теме очень много. Для раскрытия основных задач можно ограничиться работами Босха, Дали, Хиндемита.

Тема приобретает особую актуальность в связи с многообразием нашего мира. Несмотря на все ужасы ада, которыми предстоит расплатиться за чрезмерные земные наслаждения, люди стремятся заполучить «радости» жизни, не задумываясь о духовной «чистоте».

С развитием цивилизации в мире становится все больше причин для соблазна, искушения приобретают более изощрённую форму и человеку всё труднее и труднее устоять перед ними. Великим даром для человечества предстает подвижнический опыт Святого Антония, которому был открыт мир духов. Не менее значимым представляется художественное воплощение данного опыта в искусстве различных авторов и эпох.

Список использованной литературы

1. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2 / Н. А. Дмитриева. – М. : Искусство, 1989. – 318 с.: ил.

2. История стран Западной Европы в эпоху Возрождения под ред. Л. М. Брагиной / Л. М. Брагиной. – М. : Высшая школа, 1999. – 479 с.

3. Грушевицкая, Т. Г. Садохин, А. П. Культурология: учебник / Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. - М. : Юнити-Дана, 2007. – 683 с.

4. Левая, Т. Н., Леонтьева, О. Т. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / Т. Н. Левая, О. Т. Леонтьева. – М. : Музыка, 1974. – 448 с., 9 л. ил., нот.

5. Морозова, О.В. Босх / О.В. Морозова. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 128 с. – Галерея гениев.

6. Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. лит. XX в. Сост., предисл., общ. ред. JI. Г Андреева / JI. Г Андреева. – М.: Прогресс,1986. – 640 с.

7. Нере, Ж. Сальвадор Дали / Ж. Нере. – М.: Арт-Родник, 2001. – 96 с.

8. Рожин, А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность / А. И. Рожин. – М.: Республика, 1992. – 224 с.

9.Стерьёпулу, А. Э. Введение в сюрреализм. Пер. Левона Акопяна / А. Э. Стерьёпулу. – Л. : БаК, 2008. – 143 с.

10. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Д. Холл. – М.: Крон-пресс, 1996. – 656 с.

11. О святом Антонии Великом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.antoniy-velikiy.nne.ru/about-great-antoniy.html

12. Житие преподобного отца нашего Антония Великого [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/antoniy_velikiy.html

Приложения

1.И. Босх «Искушение святого Антония», центральная часть, 1504-1505

2.Правая створка, «Видения святого Антония»

3.Левая створка, «Полёт и падение святого Антония»

4.И. Босх «Искушение святого Антония», фрагмент

5. И. Босх «Искушение Святого Антония», фрагмент

6. С. Дали «Искушение святого Антония», 1946

Диброва Алина Олеговна

Ростовская государственная консерватория (академия) им. С. В. Рахманинова

Факультет менеджмент, I курс

344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23

E-mail: [email protected]

Изменение трактовки образа Святого Антония сквозь призму культуры XV-XX веков

Культурология

200 руб., 2467198714, 13.02.2013

13

Просмотров работы: 2623