МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ.

Гарматенко И.С. 1
1ВУНЦ ВМА ВМФ им. "А.Кузнецова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ причинно-следственной связи развития международного взаимодействия в ВМФ показывает, что оно является отголоском направления внешнеполитической деятельности России. И одним из самых сложных вопросов, решение которого требует международного взаимодействия, является миротворческая деятельность с развитой сетью своей направленности. Исходя из своего первоначального значения миротворческая деятельность подразумевает под собой действие вооруженных сил, не имеющих права прибегать к использованию принудительных мер с целью поддержания или восстановления международного мира и безопасности в районе конфликта. Для Военно-морского флота значение миротворческой деятельности имеет более широкий смысл чем доставка грузов миротворческого характера и обеспечение постоянного военного присутствия с целью принуждения к миру. Основным направление миротворческой деятельности Военно-морского флота стала борьба с терроризмом.

Понятие терроризма в 21 веке потеряло национальность, лицо, половой и возрастной признак и требует совместных целенаправленных действий в решении вопроса. В настоящий момент в распоряжении террористических организаций имеются современные технологии, увеличивается потенциальное воздействие терактов, осуществляемых с применением обычных и специальных средств, особенно в связи со стремлением террористов приобрести радиологические, химические, биологические и ядерные средства, а также кибернетические возможности. Активно применяются экстремистская идеология, влияние сектантских организаций. Морской терроризм подразумевает собой перевозку запретных грузов, террористическую деятельность с применением морских судов, пиратскую деятельность.

Одним из «громких» террористических актов стал день 11 сентября 2001 года, побудивший в ответ страны НАТО начать проведение операции «Актив Индевер» (активные усилия), принять Военную концепцию защиты от терроризма (MC472) и приступить к осуществлению различных изменений в силах и средствах и на институциональном уровне. За прошедшее десятилетие НАТО добилась значительного прогресса в важных для Североатлантического союза областях, таких как повышение обмена информацией и разработка технологических решений по линии программы защиты от терроризма и программы «Наука ради мира и безопасности».

Эффективность действий Североатлантического союза во многом обуславливается направленностью его деятельности в «осуществлять сдерживание и защиту от новых вызовов в сфере безопасности там, где они угрожают основам безопасности отдельных стран-членов и Североатлантического союза в целом» и облегченном правовом регулировании. При этом свою деятельность НАТО проводит в рамках международного права, в соответствии с принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, международные конвенции и протоколы по борьбе с терроризмом, а также соответствующие Резолюции ООН конкретизируют и определяют антитеррористическую деятельность стран НАТО.

Свою деятельность ООН проводит на основе принципов «поддержки, оказываемой НАТО государствам-членам» и «не дублирования и взаимодополняемости». Первый принцип обуславливается готовностью НАТО к деятельности, направленной на предотвращение, ликвидацию последствий, реагирование и восстановление после терактов. Второй принцип реализуется путем сосредоточения и координации деятельности в тех направлениях, которые не реализованы государствами-членами или другими международными организациями.

Организация взаимодействия России и НАТО в вопросах антитеррористической деятельности во многом определила направление международных учений ВМФ с 2004 года, а самостоятельная деятельность ВМФ по проведению антитеррористических операций в 2007 году определило готовность России к целенаправленной деятельности в борьбе с терроризмом в море.

Комплекс действий Военно-морского флота в направлении миротворческой деятельности является составным элементом специальной теории военной науки. Специфика новой деятельности Военно-морского флота требует развития широкого спектра знаний военной науки. Востребованность в новых знаниях не отрицают необходимость восстановления старых, актуальных в настоящий момент.

История развития международного взаимодействия Военно-морского флота России

Первым этапом в развитии миротворческой деятельности стала отработка деятельности при совместных учениях. География международных военно-морских учений в настоящий момент принимает все более широкий характер. Совместные действия кораблей ВМФ России с кораблями ВМС других стран в акватории Северного Балтийского, Черноморского, Средиземного, Желтого морей и в северной части Тихого океана сейчас уже не редкость. При этом пополняется и список стран-участниц международных учений. В Настоящий момент Россия принимает участие в таких учениях, как «Актив Индевер», «Пасекс», «Сарекс», «Ионекс», «Фрукус», «Балтопс», «Оупен Спирит», «Помор» и много других.

Возможностью проведения совместных учений и действие кораблей ВМФ России с целью обеспечения миротворческой деятельности стало возможно после кардинального изменения в политической обстановке с окончанием «холодной войны». С конца 80-х гг. в анализе отношений с НАТО, советские исследователи переходят от конфронтационного тона к идее равноправного взаимовыгодного сотрудничества, основанного на сознании паритета военных возможностей НАТО [1]. Начиная с 1991 года наша страна , возможно и чрезмерно, но стремится сблизится с еще недавним своим противником. Возможно боязнь Советского Союза побудила Великобританию, США и страны НАТО финансировать долгосрочные проекты, направленные на сокращение вооружения, уничтожение химического и ядерного оружия, а также сблизится и организовать взаимную деятельность в различных направлениях, одним из которых и стали миротворческая и антитеррористическая деятельность.

В марте 1992 года Россия принята в члены совета Североатлантического сотрудничества. В 1994 году Россия присоединилась к программе военного сотрудничества НАТО «партнерство ради мира», а к 1995 году Россией представлена индивидуальная программа в рамках «партнерство ради мира». Политический диалог начал активно развиваться. Основное внимание стало концентрироваться на вопросах взаимодействия с США в урегулировании локальных конфликтных ситуаций, уже не связанных с прошлым советско-американским соперничеством, а также сокращения стратегических ядерных арсеналов, предотвращения распространения ядерного оружия [5]. В 1997 г. НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, в котором была заложена формальная основа отношений между НАТО и Россией. Однако совместная деятельность была нарушена различием взглядов на Балканский конфликт весной-летом 1999 года. Сам факт бомбардировок нарушил ряд базовых принципов взаимоотношений альянса с Россией, заложенных в Акте: таких как «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости...» и «предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами...»[1]. Лишь к осени 1999 г. отношения России с НАТО возобновились.

Регулярное участие кораблей ВМФ России в международных учениях началось с интеграции в международные учения в рамках Объединенного Балтийского флота стран Варшавского договора, сокращённо названные БАЛТОПС. Успешность и перспективность взаимодействия дали толчок к участию в учениях «Блэксифор» с 2001 года, «Сарекс» с 2002 года, «Пасекс» и «Оупен Спирит» с 2003г. «Актив Индевер» с 2004 года.

На период начала интеграции ВМФ России в международные учения «Актив Индевер» проводимые в акватории Черного и Средиземного моря под руководством объединенного командования стран НАТО в 2004 году морская часть занимала менее недели с участием сторожевого корабля «Сметливый». Этапами международных учений стали: консультирование в организации антитеррористической деятельности сил флота, изучение руководящих документов по организации и проведению мероприятий и практическое применение сил в профилактике террористической деятельности. Это был значительный шаг, за которым следовало участие в совместных учениях и фактические действия сторожевого корабля «Пытливый» ВМФ РФ в 2007 году по патрулированию районов Средиземного моря в целях обеспечения антитеррористической деятельности.

ВМФ Росси не ограничена в применении кораблей Черноморского флота. С 30 мая по 10 июня 2011 года подводная лодка «Алроса» при поддержке трех других судов обеспечения ВМФ РФ: спасательного судна, спасательного буксира и киллекторного судна- принимала участие в учении «Болд Монарк-2011» у южного побережья Испании, около Картахены.

Система международных учений

В рамках сотрудничества России и НАТО в направлении борьбы с терроризмом, военного сотрудничества, противоракетной обороны театра, борьбы с морским пиратством, кризисного регулирования; управлением использования воздушного пространства Военно-морскому флоту России предстояло проявить себя в решении этих задач на международном уровне. Не свойственность антитеррористических задач деятельности кораблей ВМФ России существенно затрудняет решение этого вопроса. В то же время ВМС США, стран НАТО и отдельных активно развивающихся стран уделяли этому вопросу большое внимание. Итогом этой работы стал комплекс мероприятий, необходимых для отработки, из которых и складывается структура проведения совместных учений и мероприятий по обеспечению антитеррористической деятельности и, что не маловажно, в подкрепление этого разработана документальная база, насчитывающая порядка 40 документов, детально описывающих структуру и организацию деятельности одиночных или совместно действующих сил.

Как писал в своей статье «Проблемы миротворчества России в современных условиях» О.П. Еруков: «Практика миротворческих операций показывает, что проблема необходимости поддержания мира в различных регионах планеты встает как правило внезапно. Необходимого времени для качественных подготовок миротворческих группировок может не оказаться. Поэтому, объективно, постоянно существует проблема изыскания соответствия новым условиям форм и методов планирования и организации подготовок миротворческих группировок войск как в национальном масштабе, так и в рамках военной организации ОДКБ.»

Главной задачей при отработке морских операций ВМС НАТО ставит перед собой демонстрацию решимости помочь сдержать и уничтожить терроризм, а также защититься от него. Данная задача соответствует с аспектами, отраженными в Морской доктрине, а именно «активизация сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по обеспечению безопасности мореплавания, борьбе с пиратством» является одним из направлений деятельности Российской Федерации.

Решение вышеуказанной задачи осуществляется путем слежения и наблюдения за торговыми маршрутами, морскими коммуникациями, стратегическими перевалочными пунктами и направлениями; сопровождение небоевых судов, готовность к проведению досмотровых, противоминных и других операций. Естественно, что и планирование элементов международных учений направленно на отработку этих действий.

Переходя к конкретике, структура международных учений состоит из проведения следующих отдельных эпизодов:

- учение по лоцманской проводке;

- учение по совместному маневрированию;

- учение по поиску и спасению;

- учение по связи;

- выполнение досмотровых операций;

- выполнение десантных операций;

- одиночное и совместное выполнение боевых упражнений.

Наиболее сложные вопросы в элементах совместной деятельности это учение по совместному маневрированию, одиночное и совместное выполнение боевых упражнений, поэтому на подготовку и проведение этих элементов выделяется более 70% времени. Маневрирование кораблей НАТО в ходе учений осуществляется с использованием сигналов тактического свода «EXTAC-1000», «CUES», которые не являются руководящими документами ВМФ РФ. В итоге для реализации этого элемента на кораблях ВМФ РФ каждый раз разрабатывается общий свод сигналов и процедур на море, который не отражает полную структуру вышеуказанных документов и целесообразен к использованию в аспектах конкретного учения. Этот вопрос на данный момент открыт и требует дополнительной, более детальной проработки в целях разработки универсального свода сигналов.

Вопросы навигационно-гидрографического обеспечения совместных действий сил документами ВМС НАТО отдельно не оговариваются. Это характеризуется сложностью данного вопроса. Его решение осуществляется штатными силами и средствами, применяемыми в решении задач ВМС, и определено требованиями международной конвенцией SOLAS-74. Естественно, что различие технической оснащенности, способов решения навигационных задач кораблевождения и оценки точности не приносят положительного результата, но позволяют обеспечивать навигационную безопасность. Примером этого может служить сравнение статистических показателей точности, приведенных в главе 4 книги «Метрология в кораблевождении».

Действия ВМФ в борьбе с пиратами

При постановке вопроса о защите экономических и национальных интересов государства ускользает момент обеспечения безопасности судов на маршруте перехода от угроз пиратской деятельности и нарушения гражданского судоходства неизвестными невоенными судами в районах, не относящихся к зоне ответственности государства. С развитием гражданского судоходства, исходя из уровня технических средств и экономической выгоды, необходимость в наличии многочисленной команды отпадает. Кроме того в инструкции капитанам большинства судовладельческих компаний при угрозе нападения пиратов основной задачей является активация систем борьбы с пиратами, обеспечение герметизации судна для снижения вероятности проникновения внутрь, подача сигнала бедствия и эвакуация команды. Даже при наличии дополнительных вооруженных групп по охране корабля в их задачу не входит вступление в вооруженное противоборство с пиратскими группами. Более сложный вопрос это противоборство террористической деятельности в направлениях контрабандных перевозок различных как запретных, так и опасных грузов и проведение террористических актов на и с использованием гражданских судов.

Действия военно-морских сил вносят свой вклад в решение основных военных задач НАТО – выполнение статьи 5 Договора о коллективной обороне, ведение ответных действий в случае возникновения кризисов, не предусмотренных статьей 5, и обеспечение консультаций и сотрудничества. В их число входят демонстрация силы и оказание гуманитарной помощи, боевые действия на море в военное время, защита морских коммуникаций, нанесение ударов по морским, воздушным и сухопутным силам противника, морские десантные операции.

Согласно статье 101 Конвенции ООН по международному морскому праву 1982 г. пиратство - противозаконный акт насилия (принуждения) в отношении судов или летательных аппаратов в открытом море или районах за пределами зон юрисдикции каких-либо государств. По целям его можно классифицировать на экономическое пиратство (с целью получения выгоды), политически мотивированное пиратство (терроризм), расовое и т.д. Проблема борьбы с пиратством обуславливается экономическими потерями государств и частных лиц от этой деятельности и гибелью людей. Естественно, что борьба с пиратством становится одной из государственных задач.

Географический фактор пиратской деятельности широк и в основном значительно удален территориально от основных пунктов базирования ВМФ РФ, что значительно сужает возможность применения сил ВМФ в данном вопросе. Применительно для ВМФ РФ вопрос борьбы с пиратской деятельностью является несвойственной задачей. Решение данной проблемы возможно путем эскортирования групп кораблей или патрулирования в районе. Эскортирование отдельных судов или групп судов с применением кораблей ВМФ, способных действовать на значительном удалении от пунктов основного базирования затратно. С данной задачей способны справится корветы, сторожевые корабли, большие противолодочные корабли и корабли более высокого уровня. Однако в противостоянии с быстроходными резиновыми лодками пиратов лучше сторожевого корабля с современным противолодочным и противокорабельным комплексом справился бы небольшой противодиверсионный катер или малый артиллерийский корабль. Кроме всего это оказывает влияет на уровень боевой готовности ВМФ.

Другой проблемой в борьбе с пиратами стал вопрос, что делать с ними, если удалось их захватить. В случае преследования военными кораблями пираты выбрасывают оружие, после чего они больше похожи на мирных рыбаков. Чтобы не сталкиваться с проблемами дипломатического характера многие страны либо просто сопровождают до территориальных вод подозрительные суда либо выдают возможных пиратов властям государства, чьими поданными те являются.

Практика участия кораблей ВМФ, а именно бпк «А. Пантелеев» в 2009 году, бпк «А. Левченко» и «А. Виноградов» в 2010 году и т. д. при проведении антитеррористической деятельности, первоначально направленной на борьбу с пиратами в акватории Аденского залива, показывает готовность кораблей ВМФ России в решении этих задач. Это характеризуется успешным сопровождением судов, освещением воздушной и надводной обстановки. Обработанность действий в многочисленных учениях по допросу подозрительных судов, проведению досмотра и организованная деятельность по сопровождению судов дало положительный результат. При сопровождении судов производилась высадка антитеррористических групп на них. Каждое сопровождаемое судно точно знало свою позицию, курс и скорость движения на участке маршрута. Строго организованная связь со всеми судами сопровождения позволяла получить необходимую информацию с любого судна без потери времени. Суда, которые следовали без сопровождения, в любой момент времени могли сообщить на военные корабли о возникающей в их адрес опасности нападения пиратов, а также любую ценную по их мнению информацию.

Активизация любых действий при условии, что они имеют системный характер и внешнюю поддержку флотов других стран будут результативны. В настоящее время пиратство усилилось по причине неспособности международного морского сообщества выработать единую идеологию борьбы с этим злом, создать единую стратегию и тактику, объединить усилия, выработать международную правовую базу [3].

Заключение

В районе Аденского залива совместно с кораблями Военно-морской флот России борьбу с пиратами ведут корабли ВМС более 16 стран [4]. Именно коалиционные действия, поддерживаемые правовым аппаратом, способны обеспечить эффективное регулирование и обеспечить безопасность деятельности судов от угрозы пиратов.

Проект протокола Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и к протоколу о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, с поправками был принят на дипломатической конференции международной морской организации 14 октября 2005 года. С марта 2006 года эти протоколы открыты для подписания. В случае вступления данных поправок в действие будет сформирован международно-правовой механизм применения сил, в том числе военно-морских, для отражения новых угроз международной безопасности в акватории открытого моря, а Военно-морской флот России получит правовую базу при выполнении задач в операциях, подобных «Активным усилиям» [4].

Список используемых источников:

1. Горностаев Д. В. Россия экзаменов сдавать не будет. // Независимая газета –М., 1993.

2. Каширина Т.В. Российско-американские отношения в 1992-1996 гг. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.- М., 1999.

3. Куличенко В. Ю. Морские разбойники наглеют. // Морской сборник 4.- СПб., 2010 г.

4. Копач С. В. Международно-правовое обеспечение деятельности ВМФ. // Морской сборник 5.-СПб., 2007 г.

5. Пушков А. С. Россия и НАТО: что дальше? // Московские новости. –М., 1994.

Просмотров работы: 3714