ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО САМОСОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов. Поэтому проблема толерантности всегда является одной из самых актуальных в России − стране многонациональной и многоконфессиональной. В Декларации «Тысячелетие», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей XXI в.

Значительная роль в формировании толерантности принадлежит историческому и обществоведческому образованию.

В последние годы предметное содержание, характер и цели исторического и обществоведческого образования существенно изменились. Подход, в соответствии с которым историческое и обществоведческое образование рассматривается как набор знаний, который надо изучить и запомнить, подвергается критике. Принципиально изменена парадигма исторической науки: история определяется как результат концептуальных построений и толкований историков, всегда незавершенных и открытых для обсуждения. В процессе освоения исторического содержания через самостоятельный анализ, интерпретацию фактов, построение доказательства складываются личностные смыслы, способы объяснения мира.

Учитывая, что формирование толерантности как личностной характеристики есть процесс многофакторный, остановимся на анализе самого образовательного процесса с позиций оптимального отбора методов и форм толерантного воспитания.

Содержательная сторона образовательного процесса предусматривает целенаправленный отбор учебного материала: он должен включать различные теории, точки зрения ученых, следует акцентировать поворотные, альтернативные ситуации в общественном развитии, отражающие его многообразие, приводить различные оценки событий, политических деятелей.

Чем ближе к современности изучаемый исторический период, тем сильнее должны проявляться понимание и принятие альтернативности многообразия, открытости общества для реализации других вариантов развития. Таким образом, толерантное отношение к альтернативным вариантам формирует в определенном смысле дополнительный фактор развития общества, расширяя возможности выбора.

Процессуальная сторона образовательного процесса предусматривает определенную организацию самого процесса обучения в формах, соответствующих принципам личностно ориентированной педагогики: дискуссии, деловые игры, дебаты, решение проблемных задач, моделирование ситуации и т.п. В любом случае, проектирование образовательного процесса должно предусматривать наличие так называемого пространства неопределенности, в котором учащийся осознавал бы себя подлинным субъектом познавательной деятельности, где от него самого зависит выбор тех или иных вариантов решения учебной задачи, а также степени и формы личного участия в этом.

Организационные формы, основанные на общении, диалоге, сопоставлении различных точек зрения, восприятии учителя и своих товарищей, как равноценных субъектов познавательной деятельности, по сути своей, призваны содействовать формированию уважительного отношения к другому мнению, пониманию важности существования разных подходов, выдвижению гипотез, версий для решения учебной задачи в так называемых группах сотрудничества, восприятию разномыслия внутри группы как положительного фактора.

Какие же конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность?

Исходным условием развития толерантности у школьников является организация их встреч с иными культурами в специально подготовленной среде. Организуя такие встречи, учитель как бы «перемещает» контакты школьника с другой культурой из стихийной социальной среды в некое, ограниченное педагогическими рамками, пространство, внутри которого можно произвольно и целенаправленно создавать необходимые условия.

Эти встречи могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых ситуациях, где сами подростки берут на себя роли представителей различных культур и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием «межкультурный» диалог по каким-либо проблемам.

Игра «Законы для Хрисламоленда» моделирует переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны «Хрисламоленд». В некоей стране встретились два народа, исповедующих различные религии − ислам и христианство. Учитель предлагает им выбрать одну из игровых ролей: христиан или мусульман. Затем учащимся предлагается сделать еще один выбор. Если кто-то из них считает, что совместное проживание в одном государстве представителей двух разных конфессий не только возможно, но и выгодно для тех и других, и он готов вести переговоры о правилах такого проживания, то дома ему предлагается подготовить аргументы в защиту своего мнения. Во время игры ребятам придется вести определенные переговоры. Если же кто-то полагает, что пребывание христиан и мусульман в одном государстве вызовет преимущественно проблемы и конфликты, что существование такого государства бесперспективно, и он готов критиковать позицию переговорщиков, то ему предлагается дома поработать над вопросом о том, какие именно проблемы могут возникнуть в таком государстве.

Как вариант этой игры может быть ролевая игра «Миклухи» и «Маклаи». Она заключается в следующем: коллектив учащихся делится на две группы, участники которых не только «говорят на разных языках», но имеют много существенных различий (у одних не принято улыбаться и уважать старших, у других матриархат и традиция посылать воздушные поцелуи), затрудняющих общение друг с другом. Задача, которую ставит учитель − договорится друг с другом по вопросам воспитания юношей.

На уроках обществознания возможны дискуссии по поводу таких проблем, как: проблема смешанных браков и религиозного воспитания детей в смешанных семьях, проблема соотношения разных религиозных традиций, проблема светской власти и невмешательства церкви в государственные дела.

Сюжет игры «Слушается дело о Кавказской войне» разворачивается как судебный процесс над войной − в нем принимали участие «представители» враждующих сторон в конфликтах на Кавказе Х/Х и XX веков. Учащиеся пытались выяснить, как между двумя воюющими сторонами могут оцениваться причины кавказских войн, их справедливость и несправедливость, а также возможные последствия. Школьники пытались увидеть в своих «противниках» людей с интересами, желаниями, страхами и надеждами, схожими с их собственными.

Другим условием формирования толерантности является проблематизация − искусственно создаваемая для подростков проблемная ситуация, направленная на выявление возможных противоречий в их отношении к иным культурам, позволяющая им обнаружить и преодолеть свои собственные стереотипы, предрассудки, которые ранее, быть может, и не осознавались ими. Цель проблематизации − усомнение кажущихся очевидностей. Бывает, что подростки высказывают кажущиеся им вполне безобидными мнения, которые могут оказаться унизительными и оскорбительными для них.

Одним из приемов, помогающих подростку обнаружить собственную склонность к использованию социальных стереотипов, по мнению кандидата педагогических наук П.Степанова, может быть игровая процедура «Кто есть кто?». Школьникам предлагается набор фотографий и сопроводительная инструкция учителя: «на фото изображены реально существующие или существовавшие люди, причем часть из них - закоренелые преступники, а другая часть - авторы детективных романов». Затем учитель просит определить: кто есть кто? После 3-4 минут ребята высказывают свои версии и аргументируют их.

Как правило, подростки оживленно спорят, апеллируя к особенностям портрета человека. Когда выяснится, что достоверно определить, кто есть кто, никому не удалось, можно задать школьникам несколько вопросов: «что вы думаете об этом занятии?», «легко ли было его выполнять?», «почему никому не удалось правильно определить, кто есть кто?», «насколько объективны ваши оценки других людей?», «часто ли вы оцениваете людей только по внешним признакам?».

В ходе обсуждения подобных вопросов можно выйти на проблему соотношения внешнего вида человека и его внутренних качеств, проблему социальных стереотипов в оценке людей, проблему корректности вынесения подобных категоричных оценок.

Особого внимания заслуживает выполнение групповых заданий и групповых творческих проектов, например разработка сценариев и проведение национальных праздников «Масленица», «Сабантуй», семейных праздников, создание коллекции молодежной одежды, стилизованной под национальные костюмы жителей Поволжья или Книги национальной кухни и т.д.

Еще одной формой работы по воспитанию толерантного самосознания школьников является создание школьного музея. Музей−- учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспортированием предметов − памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Конечно, музей работает на образование, но все же главное для него − воспитание. На наш взгляд, к функциям любого музея относится не только информирование о памятниках родного края, страны, известных людях. Не стоит использовать музей просто как наглядное пособие к уроку литературы, истории, естествознания или занятиям по технике. Музей должен оказать воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она еще находится в процессе становления. А это значит, пора говорить о музейной педагогике.

В основу толерантного воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Создание школьного музея отвечает этой идее. Ведь школьный музей создается силами людей разных по национальности, конфессии, характеру и духу: учителями, детьми, родителями. В процессе его подготовки школьники не только учатся общаться, развивают познавательные и творческие способности, воспитывают у себя чувство гордости за родных, за окружающих их людей, чувство уважения к прошлому родного края, страны, но и учатся слышать мнение другого человека, учитывать его интересы, вкусы. А это тоже толерантность.

Организация активной познавательной деятельности школьников, использование разных форм занятий, использование национально-регионального компонента и краеведческого материала − важные условия успеха формирования толерантного сознания школьников, что является одной из приоритетных задач обществоведческого и исторического образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе. // Воспитание школьников. − №1. – 2006. − С. 13-17.

2.Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №1. – 2004. − С. 18-25.

3. Никольский А.В. Историко-обществоведческое образование как фактор формирования толерантности. // Преподавание истории и обществознания в школе. − №5. – 2002. − С.60-62.

4. Степанов П. Воспитание толерантности у школьников-подростков. // Учитель. − №6. – 2005. − С.49-52.

Просмотров работы: 3415