ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА СЕЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ ПАМЯТНИКОВ НА СЕЛЕ

Воропаев В.А. 1
1Алтайская академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Культура в современной России переживает сложный и противоречивый период. С одной стороны, финансовое положение этой сферы продолжает оставаться очень незавидным, не хватает средств на реставрацию многих памятников истории и культуры, на реализацию задуманных интересных проектов, на поддержание в нужном состоянии деятельности учреждений культуры. Печально то, что многие предложения по развитию этой сферы, сформулированные в конце 1980-х - начале 1990-х годов и доведенные даже до стадии технико-экономических обоснований или проектных решений остались нереализованными в связи с отсутствием финансирования. Не удалось реализовать и планы туристского развития многих территорий, которые были связаны с возрождением исторических городов, старинных усадеб, освоением забытых исторических мест, восстановлением памятников культуры.

С другой стороны, для современного периода характерно обращение к ранее сокрытым пластам исторического прошлого, развитию новых тенденций в культурной жизни страны. В последние годы по-новому происходит оценка исторического наследия, возвращаются из небытия многие ранее забытые имена и исторические события, восстанавливаются религиозные памятники и святыни. Заметным фактором в жизни регионов России стало появление большого числа изданий по истории, краеведению, изучению природы родного края (это и репринты старых изданий, и публикация неизданных рукописей, и появление новых краеведческих работ). Особую значимость обрело понятие «наследие», еще полтора десятилетия назад почти не употреблявшееся нами.

В такие переломные исторические периоды, один из которых переживает Россия, важно выявить и понять те основные тенденции, с которыми связаны особенности развития культуры страны в ближайшее время, возможно даже на несколько ближайших десятилетий.

Прежде всего это наметившийся переход от охраны отдельных памятников к сохранению всего историко-культурного наследия в его целостности и многообразии, охватывающего как сами объекты наследия, среду, в которой они существуют, так и человека как носителя наследия. Это включает работу по выявлению всей совокупности наследия, охватывающей не только выдающиеся памятники истории и культуры, но и другие важнейшие элементы: народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультурную среду, природное окружение и пр. Все эти явления выделяются не только как необходимый фон или условия сохранения памятника, наоборот, они рассматриваются как непосредственная и существенная часть национального культурного достояния, как особые элементы, определяющие самобытность культуры страны или ее региона.

Подобная тенденция получила активное развитие и в поиске церквей как памятников истории и культуры.

К памятникам истории и культуры, составляющим наше культурное наследие, относятся старинные постройки - церкви, монастыри, дворцы, усадьбы, крепости, особняки, надгробия, монументально-скульптурные композиции, а также иконы, картины, фрески, изделия из бронзы, мрамора, дерева, ткани (декоративно-прикладное искусство), монеты, книги, рукописи, предметы народного быта и др. Нередко к памятникам истории и культуры причисляют также здания и сооружения, не имеющие художественной ценности, но дорогие нам тем, что с ними связаны исторические события, жизнь и деятельность великих людей.

Объектом проведенного исследования стали церковные памятники на селе.

Предметом исследования – современное состояние церковных памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия России, а также программы по его сохранению и законы Российской Федерации в этой области.

Цель проведенного исследования - изучить проблемы и разработать комплекс мер по возрождению церковных памятников на селе.

В ходе проведенного исследования (2008–2012 гг.) выявлены следующие проблемы возрождения церковных памятников:

1. Несовершенство законодательства. Требования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ о необходимости проведения по объектам культурного наследия научной реставрации с привлечением для ее выполнения специалистов-реставраторов, зачастую игнорируются, что приводит к подмене ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия, в том числе, связанной со строительством мансард, перепланировкой, возведением новых этажей и пристроек.

2. Значительная часть объектов, прежде всего церковных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы.

3. Культурное и архитектурно-градостроительное наследие России, особенно в Алтайском крае еще очень слабо изучено.

4. Необходимо подчеркнуть, что вышеописанные негативные процессы в сфере культурного наследия в значительной степени явились следствием межведомственной разобщенности, несогласованностью действий некоторых федеральных и региональных органов власти и местного самоуправления и, что не менее важно, фактического отстранения общественности от участия в принятии решений в данной сфере.

В проведенном исследовании нами проанализирована историческая, нормативно–правовая литература о построении церкви в селе Николаевка;

Исследованы архивные документы очевидцев событий;

В ходе исследования 2008–2011 гг. было опрошено более десятка респондентов в возрасте от 18 до 90 лет. На основании проведенного теоретического и практического обобщения была составлена хронология становления церковных памятников, а также обозначены основные проблемы их возрождения.

Наверное, основная причина проблем возрождения церковных памятников - утрата своих духовных и нравственных корней. Это понимают очень многие учёные, религиозные деятели, нравственно высокоразвитые члены общества. Государство, признав ошибки прошлого, вновь поворачивается лицом к церкви, ища в ней надёжную духовную и нравственную поддержку.

Значит, историческая значимость церкви и для города, и для села на современном этапе – духовное просвещение и духовная защита каждого отдельного человека.

Путь духовного возрождения, нравственного очищения долог и труден. И каждый, кто может, должен внести свою лепту в это благородное дело.

Своей работой мы тоже хотим внести небольшой вклад. В наших планах участие вместе с жителями села и родственниками отца Василия в благоустройстве памятного места, где был храм Святителя и Чудотворца Николая – центр духовной жизни села Николаевка. В этом практическая значимость нашей работы.

Познание – это постоянный путь, идя по которому, с каждым шагом видишь больше и дальше. Конца познанию нет, как нет конца миру, в котором мы живём. Работа не завершена, поиск продолжается. В планах работа в краевых архивах, архивах Алтайской Епархии для уточнения данных по с. Николаевка

Обобщая вышесказанное, хотелось бы отметить, что система историко-культурных территорий интересна не только и не столько как историко-культурный феномен, сколько как возможная форма и механизм сохранения наследия народов России.

Литература

  1. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития

  2. Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1988).Управление архивного дела администрации Алтайского края, Барнаул, 1999-383 с.

  3. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ. Лицеев, гимназий.- м; Издательский дом «Покров» - 228с;

Просмотров работы: 2456