МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В АКУШЕРСКОМ СТАЦИОНАРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО В АКУШЕРСКОМ СТАЦИОНАРЕ

Косенко Н.В. 1, Голубок Т.Л. 1
1ГБОУ СПО «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерство здравоохранения Краснодарского края
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Курсовая работа по профессиональному модулю ПМ.01. «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорождённому, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода»

План курсовой работы:

  1. Введение

  2. Отделение новорождённых: структура, организация температурного режима, организация гигиены и чистоты

  3. Обследование новорождённого в родильном зале, структура родильного зала

  4. Первичный туалет новорождённого, антропометрия новорождённого

  5. Ежедневный уход за здоровым новорождённым ребёнком в акушерском стационаре

  6. Скрининг новорождённых, вакцинация новорождённых в акушерском стационаре

  7. Питание новорождённого ребёнка в акушерском стационаре

  8. Заключение

Введение

Актуальность данной темы: Медицинскую помощь новорождённым начинают оказывать с родильного блока. Обследование новорождённого в родильном зале представляет важный, так называемый первичный фильтр, на основе которого выявляется большинство серьезных отклонений от нормы, в неотложных случаях даются показания к соответствующей терапии и определяется характер дальнейшей помощи в случае перевода ребёнка в соответствующее отделение. Следует учитывать то, что медицинскую помощь мы оказываем детям не только в родильном зале, но и в акушерском стационаре. От того, как будут соблюдаться санитарно – гигиенические правила, акушерское пособие в родах, первичный туалет новорождённого, ежедневный уход за малышом, будет зависеть его здоровье в дальнейшем. Поэтому, профессиональное медицинское обслуживание новорождённого в акушерском стационаре очень важно.

Цель работы: Расширить и закрепить знания по организации медицинского обслуживания новорождённых, по соблюдению санитарно-эпидемического режима в акушерском стационаре.

Отделение новорождённых

Структура отделения, организация температурного режима, организация гигиены и чистоты.

Новорождённый нуждается в особых условиях и специальном уходе. Одним их важнейших условий является соблюдение строжайшей чистоты и стерильности (асептики).

Медицинскую помощь новорождённым начинают оказывать с родильного блока, где в комнате для новорождённых осуществляют не только уход за ними, но и выполняют реанимационные мероприятия. Комната оснащена специальным оборудованием: совместные пеленальные и реанимационные столы, которые являются источниками лучистого тепла и защитой от инфицирования, приспособления для отсасывания слизи из верхних дыхательных путей и аппараты для проведения искусственной вентиляции легких, детский ларингоскоп, набор трубок для интубации, лекарственные препараты, биксы со стерильным материалом, пакеты для вторичной обработки пуповины, стерильные наборы для пеленания детей и др.

Палаты для новорождённых выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. Наряду с палатами для здоровых новорождённых выделяют палаты для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с нарушением мозгового кровообращения, дыхательными нарушениями, после оперативных родов. Для здоровых новорождённых может быть организовано совместное пребывание с матерью в одной палате.

При работе в секторе новорождённых соблюдение санитарно-гигиенических правил является задачей первостепенной важности, от которой зависят результаты общей лечебно-профилактической помощи.

Санитарная обработка помещений осуществляется как механическими, так и химическими средствами и дополняется облучением. Механическая уборка, т. е. мытье полов, стен, окон и дверей, кроваток, мебели, инструментов и приборов проводится теплой водой с прибавлением в нее сапонатных или мыльных средств. Ни в коем случае нельзя добавлять одновременно дезинфицирующие средства, которые при контакте с загрязнением теряют свою активность, и, кроме того, не имеют моющую способность. Химическая дезинфекция проводится только после механической обработки.

Химическая дезинфекция

Подбор и концентрация дезинфицирующих средств зависят от характера дезинфицируемых предметов и от эпидемиологической ситуации. Несмотря на значительные усилия, затраченные на производство эффективных дезинфицирующих средств, до сих пор не существует универсальное средство, удовлетворяющее всем требованиям эффективной дезинфекции и не оказывающее одновременно побочные действия на пациентов и медицинский персонал.

Из новых, применяемых в России дезинфицирующих средств, хороший эффект дают Orthosan (1 %), Jodonal (0,5—5 %), Persteril (0,5—1 %). Для дезинфекции кожи пригоден 5 % спиртовый раствор препарата Jodisol. Санитарный режим воздуха зависит от общих санитарно-гигиенических условий среды и дополняется регулярным проветриванием и облучением боксов новорождённых бактерицидными лампами.

Уход за новорождёнными осуществляет только средний медицинский персонал — акушерки и медицинские сестры. В палате следует размещать не более 12 — 20 детей, не допускается скученность детей. Площадь пола на одного новорождённого в палате должна быть не менее 6 м2. Температура воздуха в палате для доношенных детей должна быть 22 — 23° С, палаты вентилируются с помощью фрамуг, форточек, вентиляторов. Воздух обеззараживают с помощью УФ-лучей (лампы БУВ). Лампы размещают на высоте не менее 2 м от пола (2 Вт на 1 м3 помещения). Используют и передвижные рециркуляционные воздухоочистители типа ВОПР-0,9 и ВОПР-1,5. При осмотре детей необходимо предупреждать их охлаждение. Для этого используют рефлекторы, обогревательные лампы, а при перевозке детей на кормление их тепло пеленают.

Оборудование детской комнаты включает лишь самую необходимую мебель и предметы ухода: кроватки, шкаф для чистого белья, стол для выполнения манипуляций, шкаф для медицинского инструментария, холодильник (для молока, вакцин и др.), бачки для сбора грязного белья, стол для врача, стенные часы, ванну для купания. Кроватки обычно используют металлические, их высота 90—100 см, ширина 50 — 55 см и длина 70 см. Они оборудованы боковыми решетками. Матрацы, набитые волосом или морской травой, покрывают сверху клеенкой. Поверх клеенки кладут простынку, подвертывая ее под матрац. Новорождённых укладывают без подушек в положении на боку, что предохраняет детей от аспирации рвотных масс и слизи. Кроватки должны стоять одна от другой на расстоянии 0,5 м.

Одежда для новорождённых делается из мягкого тонкого материала белого цвета. До передачи в детское отделение белье дезинфицируется глажением и автоклавированием. Первый комплект белья для новорождённого ребёнка должен быть стерильным. Он состоит из 4 пеленок, распашонки, одеяла с пододеяльником, а также 2 клеенчатых браслетов.

Норма белья на 1 ребёнка в сутки: пеленки тонкие - 20, пеленки теплые - 10, пеленки-подгузники - 20, пододеяльники - 2, простынки - 1, распашонки — 3, кофточки — 3, конверты хлопчатобумажные — 1. Используют хлопчатобумажные или шерстяные одеяла в белом чехле.

В детской комнате должны находиться инструменты и предметы для ухода за новорождёнными: биксы для стерилизации перевязочного материала, грелки, ножницы хирургические, ножницы для ногтей, пинцеты, шприцы, кислородные подушки, шпатели, зонды, скальпели, термометры, баллоны резиновые, ложки чайные, градуированные бутылочки, пипетки, трубки газоотводные, тарелки эмалированные, перевязочный материал, большие пинцеты, зажимы Кохера и Пеана, стерилизатор для инструментов. Необходимо иметь весы, ростомер, сантиметровую ленту. Персонал обязан следить за чистотой своих халатов, косынок, тщательно мыть руки мылом и щеткой, дезинфицировать их перед каждой манипуляцией 0,5% раствором хлорамина с последующим обмыванием проточной водой. Персонал ежемесячно проверяют на носительство дифтерийных палочек, гемолитического стрептококка и стафилококка.

Купание здорового новорождённого разрешается через 2 — 3 дня после отпадения остатка пупочного канатика. Купание имеет гигиеническую цель и в то же время оказывает стимулирующее действие. Во время купания важно не допустить охлаждения ребёнка. Обычно ребёнка купают в белой эмалированной ванночке. В первые дни, когда пупочная ранка еще не закрылась, новорождённого купают в кипяченой воде с добавлением небольшого количества раствора перманганата калия; температура воды 37-38°С. В дальнейшем для ванны используют горячую водопроводную воду. Один — два раза в неделю новорождённого моют с мылом (детское мыло). Температура в комнате при купании должна быть 20-22°С. Белье и пеленки согревают грелкой с горячей водой. Если перед купанием у ребёнка был стул, то новорождённого сначала подмывают, а потом опускают в ванну. Голова ребёнка должна находиться на согнутой в локте левой руке матери, кисть — под левой подмышкой ребёнка, верхняя часть груди ребёнка должна быть над водой; особенно тщательно обмывают естественные складки кожи. Продолжительность ванны — 5 мин, после купания ребёнка обливают водой той же температуры (или на 1—2° С ниже), затем, положив ребёнка на простыню, обсушивают кожу промокательными движениями. После купания складки кожи желательно смазать прокипяченным на водяной бане растительным маслом.

Белье новорождённого стирают мылом отдельно от белья взрослых, обязательно кипятят и проглаживают. Белье гладят в изолированном помещении при отделении новорождённых. Чистое белье хранят в шкафах, которые периодически моют горячей водой с мылом или протирают раствором хлорамина. Грязное белье собирают в закрытые бачки и убирают после каждого пеленания детей.

Обследование новорождённого в родильном зале

Обследование новорождённого в родильном зале представляет важный, так называемый первичный фильтр, на основе которого выявляется большинство серьезных отклонений от нормы, в неотложных случаях даются показания к соответствующей терапии и определяется характер дальнейшей помощи в случае перевода ребёнка в соответствующее отделение.

Организация медицинской помощи новорождённым в родильном зале зависит от концепции перинатальной помощи в общегосударственном масштабе и в значительной мере и от местных условий, т. е. от коечной мощности и оснащенности родовспомогательного учреждения, его дислокации и его рабочего содружества с отделением педиатрии.

В некоторых государствах все обслуживание новорождённых в родильном зале обеспечивают врачи акушеры-гинекологи в рамках общего ухода за роженицей. В РФ в соответствии с принятым в 50-е годы соглашением, вошедшим в проект помощи новорождённым от 1974 г., ответственность за обслуживание новорождённых уже в родильном зале возлагается на педиатра, как правило, в случаях, когда имеются показания, что ребёнок по своему состоянию нуждается в такой помощи.

Помещение для первого обследования новорождённых является составной частью родильного зала, но желательно, чтобы оно было в тепловом отношении изолировано от остального пространства и чтобы занимало такую площадь, которая обеспечивает возможность обследования не менее чем двоих детей и присутствие 2—3 медицинских работников. Весьма существенное значение имеет температурный режим; температура поддерживается на уровне 24—26 °С.

При манипуляции с новорождённым обычно включают обогревательный прибор, который помещен на высоте примерно 150 см и направлен наискось к месту процедур. Освещение обычно люминисцентного света, по возможности бестеневого, интенсивностью около 1000—1500лк на уровне ребёнка. Оптимальным является свет цветовой температуры мощностью 3400—7700 К, который минимальным образом искажает окраску кожных покровов и слизистых оболочек. В помещении должны быть два пеленальных столика с хорошо моющейся поверхностью и пространством для укладки запасного белья для новорождённого, тумбочка с весами и желобовидный измеритель роста, полки для лекарств и мелкие пособия для обслуживания новорождённого, невозможности термостат для подогревания пеленок.

Специальные часы указывают время с момента рождения ребёнка; их звонок облегчает точное вычитание баллов по шкале Апгар, как правило в интервалах 1 1/2—10 мин. Полезным пособием является также электрический отсасывающий аппарат, с помощью которого можно регулировать отрицательное давление, или водяной насос. Обязателен в любом родильном зале передвижной инкубатор, выполняющий но крайней мере две основные функции — обеспечение равномерной температуры среды и повышение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе.

Если ожидают, что родится ребёнок с малой массой тела или с другими осложнениями, инкубатор заранее нагревают до температуры около 33 °С. Совершенно необходимым, на случай асфиксической патологии, является реанимационный прибор с установкой для ингаляции и инсуфляции кислорода.

Прибор должен быть оснащен предохранительным устройством, чтобы давление подводимого кислорода не превышало границу безопасности. Обычно используется простой и надежный водный вентиль, который помогает регулировать максимальное давление в пределах 10—30 см вод. ст. и подключен к централизованной подводке кислорода.

Набор для реанимации новорождённых дополнен пособиями для осмотра гортани и интубации трахеи, т. е. детским ларингоскопом с прямым шпателем и эндотрахеальными канюлями № 3,5; 4,0; 4,5 и 5,0, находящимися в стерильных банках. Все пособия для новорождённого следует регулярно контролировать и держать в готовности.

Если во время беременности и родоразрешения не обнаружены никакие факторы риска, сигнализирующие о повышенной вероятности, что новорождённый будет нуждаться в особой диагностической и терапевтической помощи, первую обработку и туалет новорождённого после рождения проводят, как правило, акушеры-гинекологи и акушерки.

Эта система имеет несомненно свои преимущества у большинства физиологически протекающих родов, однако в случае неожиданных осложнений со стороны роженицы нельзя исключить, что новорождённый из-за недостатка времени будет обследован лишь ориентировочно и что ему будет оказана лишь самая необходимая помощь.

Первая задача после извлечения ребёнка и его отделения от матери состоит в том, чтобы избежать лишней теплоотдачи, особенно у детей с низкой массой тела и у новорождённых, нуждающихся в особой помощи, какой является реанимация, продолжительное обследование и т. п. Новорождённого следует поместить под источник лучистого тепла и его кожу надо осторожно осушить заготовленными нагретыми пеленками.

В соответствии с общепринятой схемой следует одновременно провести отсасывание полости рта, глотки и носовых ходов. Этот традиционный прием действует как мощный рефлекторный стимул, обычно вызывающий первый вдох типа гаси, и его применение поэтому обосновано.

Наличие и качество этого рефлекторного ответа является также признаком, служащим для подсчета баллов при оценке жизненных функций. Отсутствие этой реакции указывает на возможность торможения дыхательных центров. Роль отсасывания в освобождении дыхательных путей не следует переоценивать, так как количество отсосанного содержимого обычно незначительно и для дыхательной функции несущественно.

По принципиальным соображениям время отсасывания не следует слишком затягивать, так как длительное раздражение верхних дыхательных путей может рефлекторно вызвать брадикардию или апноэ. Через 1 мин после полного извлечения плода врач проводит балльную оценку основных жизненных функций новорождённого по шкале Апгар.

Оценка состояния ребёнка проводится на первой и пятой минутах жизни. Результат записывается дробью, например – 8/9. Шкала Апгар – это оценка состояния здоровья именно новорождённого и никаких прогнозов о дальнейшем состоянии ребёнка по ней делать нельзя. На момент проведения результаты оцениваются так:

– 7-10 баллов – отклонений в состоянии здоровья не выявлено;

– 5-6 баллов – небольшие отклонения;

– 3-4 балла – серьезные отклонения от нормального состояния;

– 0-2 балла – состояние, угрожающее жизни новорождённого.

Если возможно (это зависит главным образом от состояния роженицы), акушер-гинеколог проводит беглый осмотр новорождённого, обращая внимание на его жизненные функции и наличие серьезных пороков развития или родовой травмы.

Первичный туалет новорождённого

Первичный туалет новорождённого - одна из первых процедур, которая проводится медперсоналом сразу после рождения ребёнка.

Первой процедурой является отсасывание содержимого ротовой полости и носоглотки. Она проводится как только появляется головка ребёнка в родовых путях, для предотвращения аспирации околоплодных вод. Отсасывание содержимого проводится с помощью стерильной резиновой груши или отсоса.

Следующей процедурой является перевязка пуповины и ее обработка. Этот элемент ухода за новорождённым состоит из двух этапов. Сразу после рождения ребёнка в течении первых десяти-пятнадцати секунд на пуповину накладывают два стерильных зажима Кохера. Расстояние между ними - 2 см. Первый зажим накладывается в 10 см от пупочного кольца. Пуповина между зажимами обрабатывается 5% спиртовым раствором йода или 96% этилововым спиртом и пересекается стерильными ножницами. Окончательная перевязка пуповинного остатка проводится главным образом во избежание вторичного кровотечения из сосудов пуповины.

Она должна быть асептической, так как засыхающий остаток и демаркационная зона являются главным местом проникновения инфекции, которая может перейти по сосудам вглубь и вызвать пупочный сепсис. С механической и гигиенической точек зрения оптимальным для закрытия пуповинного остатка является сжатие при помощи зажима.

Производимые в настоящее время зажимы, как правило, пластмассовые, имеют мелкое острое рифление, благодаря чему сохраняют упругость при сгибании и не могут соскальзывать с остатка пуповины.

Преимуществом этого зажима является стойкое упругое давление, которое обеспечивает стабильность сжатия остатка в процессе его мумификации. Закрытие остатка стерильной тесемкой, которая к тому же просачивается секретами и создает питательную почву для микроорганизмов, является менее выгодным.

Хорошие результаты дает также дезинфекция распылителем Polybaktrin (полимиксин, бацитрацин, неомицин), которая, однако, связана с риском сенсибилизации. Обработанный пуповинный остаток оставляют открытым или накладывают на него легкую воздушную повязку. После истечения 2 сут и позже мумифицированную часть культи отсекают ножом на границе здоровой ткани.

Затем ребёнка заворачивают в стерильную теплую пеленку и помещают на пеленальный стол, который должен обогреваться сверху источником лучистого тепла.

Это позволяет избежать охлаждения ребёнка а так же уменьшает потери тепла с испаряющейся околоплодной жидкостью. После этого продолжают обработку пуповинного остатка, то есть переходят ко второму этапу. Пуповину обрабатывают салфеткой, смоченной в спиртовом растворе, а затем, сухой стерильной марлевой салфеткой. Далее, на расстоянии 0,2-0,3см от пупочного кольца на пуповину накладывают специальную скобу Роговина. На расстоянии 1,5см от скобы производят пересечение пуповины. Место пересечения обрабатывают 5% раствором калия перманганата, и накладывают стерильную марлевую повязку Чистяковой.

Следующим этапом первичного туалета новорождённого является обработка кожи ребёнка. Стерильной марлевой салфеткой, предварительно смоченной в стерильном вазелиновом или растительном масле, удаляется избыточная первородная смазка и слизь.

Немало важным при проведении первичного туалета новорождённого является профилактика гонобленореи. она проводится 20% раствором натрия сульфата (альбуцидом) сразу после рождения, в первые минуты жизни. Закапывают по одной капле раствора под конъюнктивы нижних век. Повторяют через 2 часа.

Можно для этого так же использовать 1% тетрациклиновую глазную мазь. Девочкам в половую щель однократно закапывают 1-2 капли 1-2% раствора нитрата серебра.

Профилактика гонорейной инфекции глаз (кредеизация) является в РФ обязательной. Согласно первоначальному, существующему почти 100 лет предложению Креде, основным профилактическим методом остается закапывание в конъюнктивальный мешок 1 % раствора Argentum nitricum или Argentum aceticum. Эффект весьма надежен, но его недостаток заключается в том, что раствор оказывает иногда химически раздражающее действие и при случайной высшей концентрации для глаз токсичен.

Раствор следует хранить в плотно закрытом флаконе из темного стекла и менять его на свежеприготовленный через каждую педелю. Менее раздражающим является закапывание раствора Ophthalmo-Septonex, однако действие этого препарата на гонококки является спорным. От профилактики бленнореи путем закапывания раствора антибиотиков (пенициллин, неомицин), которая в ЧССР никогда не получила широкого распространения, вообще отступают, с одной стороны потому, что локальное применение связано с опасностью сенсибилизации, с другой — из-за меняющейся чувствительности гонококков к антибиотикам.

Профилактику следует провести очень аккуратно, чтобы дезинфицирующий раствор проник в весь конъюнктивальный мешок. Опыт показывает, что это условие не всегда соблюдается. Определением массы и длины тела заканчивается первичный уход за новорождённым в родильном зале. Установление линейных параметров (длина голова — пятки, окружность головы и грудной клетки) непосредственно после рождения бывает не слишком надежным, потому что головка может быть деформирована родовой опухолью и сдавливанием в родовых путях, нижние конечности находятся в тоническом положении флексии.

Если требуется получить точные данные, например, с целью исследования и статистики, то лучше измерение линейных параметров повторять после исчезновения послеродовых изменений, т. е. через 3—4 дня.

Купание новорождённого в родильном зале, являвшееся в прошлом привычным, в настоящее время уже не производится. Кожу ребёнка только осторожно протирают мягкой пеленкой, чтобы устранить смазку и кровь, или первородный кал. У новорождённых, требующих особого ухода, главным образом обеспечения респирации, первичная обработка осуществляется только после нормализации состояния; некоторые же процедуры проводятся только тогда, когда ребёнок уже находится в соответствующем отделении.

Антропометрия новорождённого

После проведения первичного туалета обязательным элементом ухода за новорождённым является антропометрия ребёнка. Антропометрия включает в себя: определение массы и длины тела, измерение окружности головки и грудной клетки. По окончании антропометрии на запястье ребёнка надевают марлевые завязки с клеёнчатыми браслетками. На них указываются: ФИО матери, дата и время родов, пол ребёнка, масса и длина.

Ребёнок остается в родильном зале в течение 2 часов под наблюдением акушера-гинеколога или педиатра, потом переводится в палату (отделение) для новорождённых. Перед переводом в отделение новорождённых врач повторно осматривает ребёнка, проверяет состояние пупочной ранки. При наличии кровотечения пуповину необходимо вновь перевязать.

При приеме новорождённого в детской палате врач или медицинская сестра сверяет паспортные данные браслета и медальона с записями в истории его развития и отмечает в ней время приема ребёнка.

Ежедневный уход за здоровым новорождённым ребёнком

После поступления ребёнка в палату для новорождённых медсестра постоянно контролирует характер его поведения, крика, особенности сосания, срыгивания. Особое внимание уделяется уходу за кожей, слизистыми оболочками, культей пуповины.

Ежедневно перед утренним кормлением проводят туалет новорождённого в определенной последовательности: умывание, обработка глаз, носа, ушей, кожи и, в последнюю очередь, промежности. Умывают ребёнка проточной теплой водой. При наличии раздражения конъюнктивы или выделений из глаз применяют раствор фурацилина (1:5000), причем каждый глаз промывают отдельным ватным тампоном движением от наружного угла глаза к внутреннему. Туалет носа и ушных раковин производят отдельными стерильными фитильками, смоченными раствором фурацилина или стерильным маслом (подсолнечным или вазелиновым). Применять с этой целью палочки, спички и другие твердые предметы нельзя.

Складки кожи (шейные, подмышечные, подколенные) в течение первых 2 дней смазывают при помощи ватного шарика, смоченного в 1% спиртовом растворе йода, а в последующие дни смазывают стерильным вазелиновым или растительным маслом. Применение присыпок у новорождённого не рекомендуется, так как они могут вызвать мацерацию кожи.

Чтобы подмыть новорождённого, медсестра укладывает его спиной на свою левую руку так, чтобы голова находилась у локтевого сустава, а кисть сестры держала бедро новорождённого. Область ягодиц и промежности обмывают теплой проточной водой с детским мылом в направлении спереди назад, подсушивают промокательным движением стерильной пеленкой и смазывают стерильным вазелиновым маслом.

Уход за пуповинным остатком осуществляют открытым способом. Культю пуповины обрабатывают 1-2 раза в сутки 70% этиловым спиртом, 2% раствором перекиси водорода. Обработка пупочной ранки проводится до ее заживления (в среднем от 10 дней до 2 недель). До отпадения пуповины рекомендуется использование только стерильных пеленок и подгузников. В это время нежелательно пользоваться подгузниками типа "памперс" в связи с возможными реактивными изменениями в результате трения кромки подгузника о ранку.

Пеленать новорождённого следует перед каждым кормлением и после каждого мочеиспускания во избежание образования опрелостей.

Одежда ребёнка должна быть легкой, удобной, теплой. В первый комплект белья новорождённого входят 4 стерильные пеленки, распашонка и одеяло.

Взвешивание новорождённых проводится ежедневно перед первым кормлением. Раздетого ребёнка кладут на пеленку и производят взвешивание, затем из полученной цифры вычитают массу пеленки и получают чистую массу тела новорождённого.

Скрининг новорождённых

Скрининг новорождённых– это анализ на распространенные наследственные заболевания: фенилкетонурию, муковисцидоз, галактоземию, врожденный гипотиреоз и адреногенитальный синдром.

Неонатальный скрининг – это государственная программа обследования всех новорождённых младенцев.

Ее цель - как можно раньше обнаружить некоторые серьезные генетические заболевания.

Скрининг новорождённых включает группу достаточно распространенных среди малышей проблем. При условии, что они обнаружены рано и их лечение начато вовремя, эти болезни или не развиваются вовсе, или не дают тяжелых осложнений. Диагностировать их без помощи специального лабораторного исследования практически невозможно, так как их признаки могут не проявляться до определенного возраста. Лечить же болезнь, которая уже развилась, бывает слишком поздно.

Анализ берется в роддоме на 4-е сутки у доношенных и на 7-е сутки у недоношенных младенцев. Несколько капель крови из пяточки малыша наносятся на специальную тест-полоску, которая высушивается и отправляется в лабораторию. В том случае, если роды проходили дома, анализ, как правило, проводится в детской поликлинике по месту жительства.

В России проводится скрининг на 5 заболеваний: муковисцидоз, фенилкетонурию, врожденный гипотиреоз, галактоземию и адреногенитальный синдром.

Муковисцидоз – это одно из самых распространенных наследственных заболеваний, при котором страдает дыхательная и пищеварительная система ребёнка, нарушается его рост. Вовремя назначенное лечение препаратами в специализированном центре позволяет избежать тяжелых осложнений.

Фенилкетонурия – серьезное нарушение, при котором прежде всего страдает головной мозг – у ребёнка развиваются серьезные неврологические нарушения, умственная отсталость. Обнаружив эту проблему у малыша, специалисты назначают ему длительную диету, соблюдение которой позволяет ребёнку развиваться нормально.

Врожденный гипотиреоз – заболевание, при котором, из-за врожденной недостаточности гормонов щитовидной железы, задерживается физическое и психическое развитие ребёнка. Вовремя начатое лечение гормонами щитовидной железы приводит к полному восстановлению роста и интеллектуального развития малыша.

Галактоземия – проблема, из-за которой при употреблении молока и молочных продуктов у ребёнка может развиться тяжелое поражение внутренних органов (печени, нервной системы и других). Соблюдение безмолочной диеты (и, возможно, вовремя начатое лечение специальными препаратами) поможет избежать этих проблем.

Адреногенитальный синдром связан с повышенной выработкой гормонов андрогенов корой надпочечников.Если болезнь не лечить, у малышей начинается слишком быстрое половое развитие, рост замедляется, а в будущем развивается бесплодие. Прием необходимых гормонов налаживает нормальный ритм развития и снимает другие проявления болезни.

В том случае, если результаты скрининга показывают, что ребёнок здоров, мама не получает никаких извещений. Если же выясняется, что ребёнок относится к группе риска по какому-то из пяти перечисленных заболеваний, анализ проводят снова. После лабораторного подтверждения диагноза, мама с малышом приходит на прием к врачу-генетику, который рассказывает, как можно предупредить развитие болезни и, при необходимости, назначает лечение.

Вакцинация новорождённых в родильном доме

В роддоме новорождённому малышу делают две прививки. В первые сутки жизни вводится вакцина против гепатита В. Затем, в течение последующих 3–7 дней делается прививка против туберкулеза - БЦЖ или БЦЖ-М.

Вакцинация против туберкулёза

1. Первичную вакцинацию осуществляют здоровым доношенным новорождённым детям в первые четыре дня жизни и недоношенным по достижении массы тела 1,5 килограммов. К вакцинации допускаются новорождённые после осмотра педиатром, с оформлением допуска к прививке в истории новорождённого.

Прививки новорождённым проводят в прививочном кабинете, оснащенным холодильником, термоконтейнером, одноразовыми туберкулиновыми шприцами, прививочным материалом, препаратами противошоковой терапии.

Вакцинацию новорождённых проводит медицинская сестра прививочного кабинета, имеющая допуск к проведению прививок, на основании врачебного назначения, в присутствии мамы ребёнка. Полученная прививка, данные о вакцине (производитель, серия, доза, срок годности, дата прививок) заносятся в историю новорождённого и обменную карту, которая после выписки ребёнка из роддома передается в лечебное учреждение по месту жительства.

В период пребывания матери в роддоме ее обучают срокам дальнейших прививок, которые ребёнок будет получать после выписки из роддома и вручают Прививочный паспорт с внесенными в него прививками, полученными в роддоме.

2. Вакцина БЦЖ вводится строго внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча в объеме 0,05 мл для детей до одного года и в объеме 0,1 мл для детей старше года, прививаемых вакцинами зарубежных стран. Российская вакцина вводится в объеме 0,1 мл независимо от возраста

3. Противопоказания к вакцинации вакциной БЦЖ новорождённых:

На сегодняшний день выделяют как постоянные, так и временные, а также истинные и ложные противопоказания к вакцинации и ревакцинации БЦЖ. Сейчас мы рассмотрим каждую группу данных противопоказаний в отдельности. Начнем с постоянных, то есть абсолютных противопоказаний, которые встречаются в медицинской практике намного реже, нежели временные противопоказания. К их числу можно отнести как первичное иммунодефицитное состояние, так и злокачественные опухоли, а также период беременности. Ни в коем случае нельзя повторно вводить данную вакцину и всем тем детям либо взрослым, у которых была отмечена сильная реакция либо серьезные осложнения на предыдущую дозу прививки. Если говорить непосредственно о введении вакцины во время беременности, то это запрещают делать, прежде всего, потому, что у ребёнка могут развиться врожденные дефекты. К числу временных или относительных противопоказаний можно причислить не только недоношенность ребёнка, но и острые заболевания, переливание крови либо плазмы, обострения хронических патологий, иммуносупрессивную терапию, а также введение иммуноглобулинов. Сразу же отметим, что незначительный насморк, не сопровождающийся повышением температуры тела, не принято считать явлением, которое может помешать своевременной вакцинации. Особенно много на сегодняшний день ложных противопоказаний к проведению профилактической прививки БЦЖ. Так, к примеру, если у ребёнка отмечается острое заболевание легкой степени, которое не сопровождается повышением температуры, тогда введение вакцины не противопоказано. Можно вводить прививку и детям, страдающим от дисбактериоза, а также перинатальной энцефалопатии. Стабильные неврологические заболевания типа синдрома Дауна также не принято считать противопоказанием к вакцинации. В случае наличия астмы, атопического дерматита, экземы, аллергии, хронических патологий легких, почек, сердца, печени в стадии ремиссии, а также врожденных пороков развития данную вакцину также можно ставить. Если ребёнок находится на поддерживающей терапии эндокринными медикаментами, противоаллергическими, антибиотическими, гомеопатическими либо сердечными средствами, тогда его также можно совершенно спокойно вакцинировать. Отказываться от введения вакцины не нужно и в том случае, когда Вы лечите ребёнка какими-нибудь мазями, каплями либо спреями. Все местные стероиды, а точнее их использование, никак не влияет на воздействие самой вакцины. Вакцину БЦЖ можно ставить и при увеличении тени тимуса, желтухе новорождённого, заболевании гиалиновых мембран, сепсисе. Если на предыдущие дозы вакцины у ребёнка развивались только незначительные местные реакции, тогда повторное введение прививки провести следует в обязательном порядке. Неблагоприятный семейный анамнез не является противопоказанием для вакцинации только в том случае, если среди членов семьи нет людей с признаками иммунодефицита. Во всех остальных случаях прививку БЦЖ ставить можно.

4. Ревакцинации БЦЖ подлежат здоровые неинфицированные дети, с отрицательной и сомнительной пробой в возрасте 6 - 7, 11 - 12 лет, в течение года по достижении возраста с предварительной постановкой пробы Манту 2ТЕ. Ревакцинация проводится одновременно по всей территории страны, организованно, в школе, среди учащихся первых и пятых классов, на что отводится один месяц - первый месяц начала учебного года. В период ревакцинации БЦЖ проведение других прививок в школе прекращается. Остаток БЦЖ вакцины в конце отработанного месяца сдается в территориальную СЭС. Постоянное хранение БЦЖ вакцины разрешается только в роддомах (родильных отделениях) в биксе, который закрывается на замок и хранится в холодильнике.

5. Противопоказания к ревакцинации БЦЖ:

  1. среднетяжелые и тяжелые заболевания, сопровождающиеся фебрильной температурой или серьезными нарушениями общего состояния (проводится после выздоровления);

  2. генерализованный БЦЖ-ит у ребёнка в семье (возможность наследственного иммунодефицита);

  3. перенесенный туберкулез;

  4. осложнения вакцинации БЦЖ;

  5. ВИЧ - инфекции с клиническими проявлениями.

  6. Интервал между постановкой пробы Манту и ревакцинацией БЦЖ должен быть не менее трех дней и не более двух недель.

6. Дети, которым не была проведена вакцинация БЦЖ в роддоме и родившиеся вне родильного дома, вакцинируются в детской поликлинике или другом лечебно-профилактическом учреждении в течение первых двух месяцев жизни без предварительной постановки пробы Манту, а старше двух месяцев вакцинация проводится при отрицательной пробе Манту. Вакцину БЦЖ для этих целей лечебно-профилактическое учреждение получает в территориальной СЭС, согласно списочного состава детей, подлежащих иммунизации с последующей сдачей отчета об использовании вакцины и возвращении остатков вакцин в СЭС.

7. Дети, в возрасте до одного года, с неразвившимися знаками БЦЖ подлежат повторной вакцинации (проводится только один раз) через шесть месяцев без предварительной постановки пробы Манту.

8. Дети, старше одного года, при отсутствии вакцинальных рубчиков прививаются после предварительной постановки пробы Манту.

9. Для вакцинации и ревакцинации применяют одноразовые туберкулиновые шприцы. Сухую вакцину БЦЖ разводят непосредственно перед употреблением. Растворять вакцину разрешается только тем растворителем, который прилагается производителем данной вакцины (стандартный растворитель). Растворитель должен быть прозрачным, бесцветным и не иметь посторонних примесей.

Для получения прививочной дозы, равной объему 0,05 мл, в флакон (ампулу) 20-дозной расфасовки вносят 1,0 мл стандартного растворителя, для разведения 40-дозной вакцины требуется 2,0 мл растворителя. Разведенная вакцина должна давать равномерную взвесь в течение одной минуты.

10. В связи с высокой чувствительностью БЦЖ вакцины к дневному и солнечному свету, она должна храниться в темном месте, для чего используют цилиндр из черной бумаги.

БЦЖ вакцина может быть использована только в течение шести часов с момента разведения, поэтому на этикетке проставляется время и дата вскрытия вакцины. Неиспользованная вакцина уничтожается кипячением в течение 30 минут или погружением в 5 % хлорсодержащий дезинфицирующий раствор на два часа или сжиганием в печи.

11. Перед применением вакцины необходимо внимательно изучить наставление, приложенное к ней, проверить маркировку и целостность ампулы (флакона) соответствие препарата прилагаемой инструкции.

12. Препарат не подлежит применению:

  1. при отсутствии или стертости этикетки на ампуле (флаконе);

  2. при истекшем сроке годности;

  3. при наличии трещин в ампуле (флаконе);

  4. при изменении физических свойств препарата (сморщивание таблетки, любое изменение цвета и формы);

  5. при наличии посторонних включений или не разбивающихся хлопьев в разведенном препарате.

13. Для одной прививки стерильным шприцем набирают 1,5 дозы разведенной вакцины, затем выпускают через иглу часть вакцины в стерильный шарик, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под нужную градуировку (0,05 или 0,1 мл согласно настоящей инструкции). Перед каждым набором в шприц вакцина должна обязательно тщательно перемешиваться той же иглой.

14. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой кожи. Сначала вводят незначительное количество вакцины, чтобы убедиться, что игла вошла точно внутрикожно, а затем всю дозу препарата. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета, через 15 - 20 минут папула исчезает.

Введение препарата под кожу недопустимо, так как при этом может образоваться холодный абсцесс.

Запрещается наложение повязки на место введения вакцины и обработка ее йодом и другими дезинфицирующими растворами.

Реакция на введение:

1. Как правило, на месте внутрикожного введения вакцины БЦЖ развивается специфическая реакция в виде инфильтрата, размером 5-10 мм в диаметре с небольшим узелком в центре и с образованием корочки. В ряде случаев отмечается пустуляция. Иногда в центре инфильтрата появляется небольшой некроз с незначительным серозным отделяемым.

2. У вакцинированных в период новорождённости прививочная реакция появляется через 4 - 6 недель; после ревакцинации местные прививочные реакции могут появиться уже на первой неделе после проведенной прививки. Такие реакции считаются нормальными и подвергаются обратному развитию без всякого лечения. Следует избегать механического раздражения измененного участка кожи на месте прививки во время водных процедур.

Обратное развитие изменений на месте прививки обычно происходит в течение 2 - 4 месяцев, а у части детей в более длительные сроки, после чего на этом месте остается поверхностный рубчик (размером от 2 до 10 мм в диаметре).

При хорошей технике прививок и правильном хранении вакцины рубчик на месте прививки образуется у 90 - 95 % привитых.

3. Наблюдение за вакцинированными и ревакцинированными детьми проводят врачи и медицинские сестры общей лечебной сети, которые через 1, 3, 6, 12 месяцев после вакцинации или ревакцинации должны проверить прививочную реакцию с регистрацией размера и характера местной реакции (папула, пустула с образованием корочки, с отделяемым или без него, рубчик, пигментация и т.д.). Эти сведения должны быть зарегистрированы в учетных формах NN 63/у, 112/у, 26/у.

Вакцинация против гепатита В

Основные схемы вакцинации

В борьбе с вирусным гепатитом В, основная роль отводится активной специфической иммунизации - вакцинации против гепатита В, которая в России введена в Национальный календарь прививок и закреплена законодательно. Существует несколько схем вакцинации против этого вируса, состоящих из введения 3 или 4 доз прививки (по таким схемам прививают и у нас в стране).

Традиционный вариант:

В обычных условиях курс вакцинации состоит из 3 прививок (по схеме 0-1-6):

1-я прививка (первая доза вакцины) вводится, в так называемый, 0 день (первые 12 часов жизни).

2-я прививка (вторая доза вакцины) вводится через 1 месяц после первой.

3-я прививка (третья доза вакцины) вводится через 6 месяцев после первой прививки (то есть когда малышу исполняется полгода).

Для создания полноценного иммунитета следует придерживаться рекомендованных сроков введения вакцины. Тогда эффективный иммунитет против гепатита В формируется не менее, чем у 95% привитых. Однако в ряде случаев (заболевания ребёнка, смена места жительства, отсутствие вакцины) прививочный график нарушается. При этом надо помнить, что интервал между первой и второй дозами вакцины не должен превышать 2-3 месяца, а введение третьей прививки не должно быть позже, чем через 12-18 месяцев с начала вакцинации.

Для ускоренной защиты

Если необходимо максимально ускорить выработку защиты от вируса, используют альтернативную схему иммунизации. При этом курс вакцинации состоит из 4 прививок (по схеме 0-1-2-12):

1-я прививка (первая доза вакцины) вводится, в так называемый 0 день (в первые 12 часов жизни).

2-я прививка (вторая доза вакцины) вводится через 1 месяц после первой.

3-я прививка (третья доза вакцины) вводится через 2 месяца после первой прививки (то есть когда ребёнку исполняется 2 месяца).

4-я прививка (четвертая доза вакцины) вводится через 12 месяцев после первой прививки (то есть когда малышу исполнится 1 год).

Такая схема показана при вакцинации детей из групп риска (новорождённые от матерей-вирусоносителей, от матерей перенесших гепатит В в конце беременности, не привитые ранее дети и малыши, имевшие контакт с больными), а также в случаях, когда не вакцинированным людям требуется ускорить выработку иммунитета (например, если имело место переливание инфицированной крови). В последнем случае для повышения иммунологической защиты целесообразно использовать пассивно-активную иммунизацию, т.е. первую дозу прививки (активная иммунизация) вводить одновременно с применением специфического иммуноглобулина (пассивная иммунизация). Специфический иммуноглобулин содержит антитела к вирусу гриппа В и сразу после введения препятствует развитию инфекции, а вакцина приводит к отсроченной выработке собственных антител, которые защитят организм в дальнейшем.

Противопоказания

Среди противопоказаний для использования вакцин против гепатита В выделяют временные (относительные) и постоянные (абсолютные). К временным противопоказаниям относят любые острые заболевания или обострения хронических, при этом прививка делается после выздоровления ребёнка (через 2 и 4 недели соответственно). Постоянными противопоказаниями от прививок являются повышенная чувствительность к компонентам препарата, а также тяжелые реакции на предыдущее введение вакцины. Вакцины против гепатита В обычно переносятся хорошо. Побочные эффекты (покраснение, уплотнение и болезненность в месте инъекции, нарушение самочувствия и небольшое повышение температуры тела до 37,5 градусов С) встречаются редко, носят кратковременный характер, обычно слабо выражены и, как правило, не требуют медицинской помощи. Крайне редко могут появляться выраженные аллергические реакции: анафилактический шок или крапивница.

Вскармливание новорождённого ребёнка

Если ребёнок родился доношенным и роды у матери протекали нормально, первое прикладывание к груди матери рекомендуется через 6—12 ч после рождения. Важно еще в отделении новорождённых установить режим кормления ребёнка. Последующие кормления проводят через 3 —3*/2 ч- В большинстве родильных домов принято 7-кратное кормление новорождённых. Перед кормлением медицинская сестра тщательно осматривает новорождённых, при необходимости меняет пеленки, затем детей развозят на специальных каталках или разносят на руках по материнским палатам. Перед кормлением мать тщательно моет руки, ватным тампоном осторожно обмывает сосок раствором фурацилина (1:5000) или 0,5% раствором нашатырного спирта. Рукой мать сцеживает несколько капель молока для удаления случайного загрязнения выводных протоков молочных желез. Необходимо следить, чтобы ребёнок при сосании захватил в рот не только сосок, но и околососковый кружок. В первые 2 — 3 дня мать кормит ребёнка лежа. Ребёнка прикладывают только к одной груди. На 3 — 4-й день мать начинает кормить ребёнка сидя. Кормление грудью продолжается 20-30 мин. С установлением лактации ребёнок остается у груди матери 15 — 20 мин, за это время он высасывает все необходимое количество молока. По окончании кормления грудь обмывают кипяченой водой и обсушивают марлевой салфеткой или ватой.

В первые дни после рождения ребёнок высасывает из груди матери от 5 до 30 — 35 мл молока, т. е. в сутки в среднем около 150 — 200 мл. С 3 —4-го дня количество получаемого ребёнком молока увеличивается, достигая к 8 —9-му дню 450 — 500 мл в сутки. Количество необходимого ребёнку молока в течение первых дней жизни можно вычислить по формуле

10 * n * 7

Где n— день жизни ребёнка, 7 — число кормлений.

Педиатр и медицинская сестра тщательно следят за состоянием новорождённого, движением кривой массы его тела. Если необходимо определить, достаточна ли лактация у матери, проводят контрольное взвешивание ребёнка до и после кормления. Разница в массе тела показывает количество высосанного молока. Более полное представление о состоянии лактации можно получить после 2 — 3 контрольных взвешиваний в течение дня. Одним из основных условий полноценной лактации кормящей матери является регулярное прикладывание ребёнка к груди и соблюдение времени и продолжительности кормлений.

После 7 — 8 дней жизни ребёнок должен получать в сутки количество молока, равное 1/5 массы его тела.

С первых дней жизни ребёнку следует давать немного воды для питья. Вместо воды можно использовать 5% раствор глюкозы либо смесь 5% раствора глюкозы с раствором Рингера — Локка в равных количествах. Количество необходимой жидкости различно и зависит от особенностей организма ребёнка, количества молока у матери, температуры и влажности воздуха в палате. В первые два дня новорождённый получает от 20 до 30 мл, а в последующие дни — от 30 до 50 мл питья на 1 кг массы тела.

Заключение

Данная работа имеет практическое и теоретическое значение для студентов специальности «Акушерское дело», позволяет расширить и закрепить полученные знания при изучении ПМ.01. «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорождённому, семье при физиологическом течении беременности, родов, послеродового периода» по модулю МДК 01.03. «Сестринский уход за здоровым новорождённым». Работа может быть использована студентами специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело» при учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение», раздел 1 «Здоровый ребёнок» медицинского колледжа при подготовке к семинарским и практическим занятиям.

Список используемой литературы

  1. Неонатология. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 040200 – Педиатрия. Автор Шабалов Н. П. Год издания: 2004.

  2. Новорождённый. Уход и воспитание. Автор Цереградская Ж. В. Год издания 2005.

  3. Педиатрия. Автор Шабалов Н. П. учебное пособие для студентов высших учебных заведений.

  4. Первый год жизни ребёнка. Авторы Вальман Б., Томас Р. Год издания 2006.

  5. Сестринский уход за здоровым новорождённым ребёнком в амбулаторно-поликлинических условиях. Под редакцией профессора Д. И. Зелинской. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей.

Просмотров работы: 30937