СЫЗРАНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СЫЗРАНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ИКОНА

Королева А.Д. 1
1НИ СГУ им. Н.Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что значит икона для православного сознания – это рассказ о событиях Священной истории или житие святого в картинах. Здесь на первый план выдвигается ее экспрессивно-психологическая функция – не просто рассказать о событиях давних времен, но и возбудить в зрителе целую гамму чувств - сопереживание, жалость, сострадание, умиление, восхищение и т. п., а соответственно, и стремление к подражанию изображенным персонажам. Также икона несет в себе эстетическое предназначение – благоукрасить храм. Цель христианского искусства – очищение, катарсис (греч. καθαρσις). Через икону мы можем не только очищать наши души, но икона способствует преображению всего нашего естества.

Икона – прежде всего церковный литургический образ, который занимает важное место в православном богослужении и в повседневной молитвенной жизни. Слово икона происходит от греч. eikōn – образ, изображение. Искусство иконописи имеет глубокие корни. Почитание икон основывается на постановлении VII Вселенского собора (787г.), где было дано строгое богословское обоснование иконы, которое сводится к тому, что в результате Боговоплощения люди смогли в лице Иисуса Христа созерцать самого Бога.

В иконе нет стремления к индивидуальному самовыражению, мастер-иконописец оставался чаще всего анонимным. Самым важным в писании икон является точное следование канону, который зафиксирован в собрании иконописных образцов – лицевых подлинниках.

Для иконы характерны: подчеркнутая условность изображения, обратная перспектива; отсутствие внешнего источника света (свет исходит от ликов и фигур); символическая функция света (голубой – цвет небес, золото – символ святости, красный – жертвы Христа или же царского достоинства); единовременность изображения (все события происходят одновременно). Русская икона в своем традиционном виде сохранялась, прежде всего, в среде старообрядчества. Староверы берегли древнюю икону, свободную от нововведений, высоко чтили и сохраняли своеобразное понимание ее красоты.

После реформы Никона в середине XVII века русское православие раскололось на два течения: старообрядческое и новое, поддержанное государством. Верующие, которые придерживались старых церковных обрядов, подвергались гонениям, но после указа Екатерины II 1762 года старообрядцы были приглашены для заселения берегов Волги. К концу XVII века в Среднем Поволжье появляются первые старообрядцы, а в конце ХIХ века в Самарской и Симбирской губерниях их насчитывается уже несколько десятков тысяч. Сызрань являлась одним из старообрядческих центров Поволжья, экономическим и торговым регионом, где получает свое развитие иконописное ремесло. Первые упоминания об иконописных мастерах Сызрани появляются в конце XVIII века. В это время своим мастерством иконописи прославился священнослужитель Ильинского храма Алексей Афиногенов, который писал иконы для своего храма и местных церквей. Со второй пол. XIX века иконописью в Сызрани занимались монахини женского Сретенского монастыря, в то же время свое развитие получила сызранская старообрядческая иконописная школа.

Сравнивая сызранскую школу с другими старообрядческими направлениями в иконописи (Ветковская, Невьянская, Поморская, Сибирская школы), можно точно утверждать, что местная школа имеет свои традиции в написании икон, которые не встречаются в других мастерских.

Художественная, историческая, эстетическая и духовная ценность сызранской иконы заключается в том, что в старообрядческой среде (в отличие от иконописания господствующей церкви, ориентирующегося на западноевропейскую живопись) сохранилась «греческая» традиция не столько в технике, сколько в ее духовной составляющей.

Основой для иконы использовали ковчежную доску из кипариса. Основа из кипариса считалась самой прочной из всех пород дерева, о чем и говорит хорошая сохранность сызранских икон. Большинство работ снабжено двойной каймой с орнаментальной росписью. Она представляет собой чередующиеся изображения стилизованного цветка ромашки. Ромашка представляется в виде круга, вокруг которого расположены лепестки. Этот солнечный цветок используется как орнаментальная розетка, часто ее дополняли другими декоративными элементами, в сызранской иконе это лепестки и трилистник. Рисунок в деталях соответствует распространенному тисненому орнаменту с обложек старопечатных книг. На некоторых иконах орнамент по лузге заменяется золотой каймой. Практически на каждой иконе присутствуют клейма с изображением патрональных святых, тезоименные заказчику и покровительствующие ему и его домочадцам. Присутствие патрональных святых свидетельствует о преобладающем заказном характере работ. Часто на иконах среди святых изображается образ ангела хранителя. Шрифт, который встречается на сызранской иконе, - вытянутый полуустав (поморская вязь). Сызранская икона имела особенный колорит – он более разнообразен, чем кажется вначале, но преимущественно преобладает сдержанная цветовая гамма. Возникновение этой школы тесно связано с деятельностью сызранского потомственного иконописца и духовного наставника поморской общины Д.В. Попова (Порфиров). Он обучил целую плеяду мастеров иконописцев, являющиеся продолжателями сызранского письма. Среди его учеников была чета Дьяконовых, которая в дальнейшем работала в г. Казани; также осевшие в г. Самаре отец и сын Качаевы, а это означает, что происходило распространения традиционных черт сызранской иконописи за пределы Сызранского уезда.

Рассмотрим работу А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими". Икона выполнена в конце ХIХ века. На обратной стороне иконы сохранилась бумажная марка: "Похвальный отзыв Казанской ремесленно-сельскохозяйственной выставки. Иконописец А.П. Качаев, Сызрань". Данная надпись позволяет нам точно определить мастера, который выполнял данную икону. А.П. Качаев являлся учеником Д.В. Попова, а это значит, что данную икону можно отнести к сызранской иконописной школе. Основание, т. е ковчежная доска, выполнена из кипариса. Сама икона выполнена в традиционной технике с использованием темперной краски, с преобладанием темно-коричневых тонов. Характерной особенностью для сызранской иконы является присутствие двойной каймы, одна из которых украшена растительным орнаментом в виде стилизованной ромашки. Все фигуры на иконе симметрично расположены. В центре фигура восседающего Господа Вседержителя в возрасте проповедничества, изображенная в традиционных одеждах, с раскрытым текстом Евангелия, и благословляющая рукой, сложенной в двоеперстие. В ногах Вседержителя коленопреклонены Николай Чудотворец и Сергий Радонежский. По правую руку от Господа Вседержителя расположена Богородица, по левую же – Иоанн Предтеча, их образы склонены в молении. В руках они держат развернутые свитки. За спиной Вседержителя расположены фигуры ангелов. Выше расположены с правой стороны: фигуры Иоанна Богослова и Апостола Петра; с левой стороны: Апостола Павла, Иоанна Златоуста. Раскрытый текст Евангелия, развернутые свитки, Поморский полуустав (поморская вязь) с характерными декоративными завитками вокруг буквиц относит икону к поморской иконописи. Особенность написания имени Спасителя "по-староверски" с одним "I" (1С ХС), в отличие от "никонианского" титла "IИС ХС" не является атрибутивным признаком, так как православные иконописцы ХIХ-ХХ веков употребляли традиционное написание имени Христа, подражая древним мастерам. В его технике написания икон можно проследить черты сызранской иконописной школы.

Наибольшую известность получили его ученики - братья Бочкаревы. Александр Архипович Бочкарев начал свое обучение иконописному ремеслу в 80-е годы XIX века. Уже в 1889 году он принял участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, и его коллекция была удостоена похвальной грамоты. Благодаря этой выставке о сызранской школе иконописи узнала вся страна. В конце ХIХ века Бочкарев открыл в Сызрани свою иконописную мастерскую (Бочкаревская школа иконописи), где он обучал учеников. Его ученик, известный иконописец из Хвалынска, Г.А. Комиссаров писал свои иконы «по пошибу» сызранской старообрядческой школы.

А.А. Бочкарёв Г.А. Комисаров

«Святитель Николай Чудотворец» «Святитель Николай Чудотворец»

(частная коллекция А.А. Кирикова) (частная коллекция А.А. Кирикова)

1898г. Сызрань 1896г. Хвалынск

Сравним икону Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец». В этих двух иконах мы видим традиционные приемы написания образа Святителя Николая Чудотворца, где фигуру святого представляют по пояс, правой рукой благословляющего двоеперстно, а левой рукой поддерживающего Евангелие. Святитель Николай одет в крестчатую ризу, вверху в медальонах располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325г. Традиционным являются изображать святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, эта черта встречается в иконе Г.А. Комиссарова. А на иконе А.А. Бочкарёва, святитель изображен с раскрытым Евангелием, такое написание относит её к старообрядческой иконописи ХIХ века, написанной в традициях живописи ХVII в. Этим двум иконам присущи сдержанность колорита, лаконичность композиции, удлиненная пропорция фигуры.

На полях иконы А.А. Бочкарёва присутствуют патрональные святые, можно предположить, что икона выполнена на заказ, среди святых расположена фигура ангела-хранителя (часто изображаемого на сызранской иконе). На обеих иконах присутствует широкая пологая лузга, что так же присуще сызранской школе. По тёмному фону лузги, ограниченному по краям тонкими белильными линиями, нанесен золотой орнамент (чередующиеся стилизованный цветок ромашки и завитки в форме трилистника), это встречается на иконе Г.А. Комиссарова, а на иконе А.А. Бочкарева используется на пологой лузге только золотая полоса. Давая анализ икон Г.А. Комисарова "Святитель Николай Чудотворец" и А.А. Бочкарёва «Святитель Николай Чудотворец», А.П. Качаева "Господь вседержитель с предстоящими" можно проследить черты стилистического сходства, устойчивые художественные традиции, что дает основание рассматривать сызранскую иконопись как самостоятельную школу.

После наивысшего расцвета сызранской старообрядческой школы, в конце 30-х годов XX века она прекращает своё существование, связи с кончиной самого А.А. Бочкарёва, основателя сызранской школы иконописи, и принудительного отказа его сына от написания икон. Несмотря на всё это, произведения этой школы дошли до нашего времени. Поначалу сызранская школа была известна в узких круга людей, интересующихся иконописью, но в настоящие время меценаты и коллекционеры активно занимаются возрождением этой школы иконописи.

Под руководством Леонида Глухова в городе Сызрани действует Культурно-просветительная организация «Возрождение», участники которой пишут иконы в традиции сызранской школы. В неё были приглашены молодые специалисты из соседнего села Холуй для восстановления техники письма этой школы.

Известным коллекционером сызранской иконы является А.А. Кириков, его коллекция насчитывает более 60 икон данной школы. Проводятся выставки, посвященные сызранской школе иконописи, так в Самаре была проведена выставка икон Сызранской старообрядческой школы, где А.А. Кириков представил своё собрание икон, так же был издан каталог выставки . В 2010 году в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, прошла выставка «Художественные центры старообрядчества: Икона Сызрани и Средней Волги». Главная цель проведение выставок, познакомить широкую публику с тем сохранившимся наследием, которое оставили после себя сызранские мастера иконописи.

Литература:

1. Мочалова Е.Г, Кириков А.А. Старообрядчество и Сызранская школа иконописи//Город Сызрань. Очерки географии, истории, культуры, экономики, т. I. Сызрань, 2008. С. 333-344.

2. А.А. Кириков//Каталог выставки «Сызранская икона».- Самара, 2007.-148с.: ил.

3. Е.Г. Мочалова. Сызранская Икона//Информационный вестник. Самарская область. Этнос и Культура. №4. 2009. С.26-27.

4. Г.Молчанова. Местная иконопись//Красный Октябрь. Декабрь 1990.

5. http://www.dissercat.com/content/staroobryadcheskaya-ikona-xix-xx-vekov-v-volgo-vyatskom-regione

 

7

 

Просмотров работы: 4707