ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТРУКТУРЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценность здоровья и здорового образа жизни принадлежит к числу наиболее приоритетных в современном обществе. Здоровье является базовой составляющей качества жизни человека, необходимым условием его профессиональной и личной успешности. В связи с этим особенно важно отношение к здоровью у молодежи.

Спецификой спортивной деятельности является социальный характер, который постоянно объективизируется спортивными результатами, координирующими цели субъекта и объекта этой деятельности.

Следующей специфической особенностью спортивной деятельности является неоднократно доказанное влияние последней на развитие не только моторных, но и психических процессов, а так же личностных свойств спортсмена. В.И. Енин установил (1986), что в процессе регулярных занятий определённым видом спортивной деятельности изменяются не только уровневые показатели психических процессов, состояний и свойств, но и формируется специализированная их структура, то есть интегративная деятельность интеллектуальных и психомоторных центров, обеспечивающих высокие спортивные результаты.

Огромное множество научных трудов посвящено проблеме личности в спорте. Разработкой данного вопроса занимались такие видные деятели отечественной и зарубежной психологии, как А.Д. Ганюшкин (1988), О.В. P.M. Зайганов (1998), Е.П. Ильин (2000), В.Г. Норакидзе (1981), Ф. Хэтфильд (1992) и многие другие.

В 1980 году А.Ц. Пуни отмечал, что личность спортсмена недостаточно изучена, а имеющиеся данные довольно скудны и строятся в основном с опорой на результаты одних и тех же психодиагностических методик, которые используются не всегда правильно и по назначению. В последующие годы психология спорта сделала большой шаг в изучении личности спортсмена, результатом чего стало накопление многочисленных и обширных экспериментальных и теоретических данных. Однако подавляющее большинство работ посвящено исследованию личности спортсменов определённых специализаций. Крайне редко встречаются сведения об особенностях личности спортсменов как единой социальной группы. Чаще можно встретить данные об особенностях личности в конкретном виде спорта. В целом же, больше всего в литературе встречается данных о специфике таких проявлений личности спортсмена, как темперамент, воля, эмоциональная сфера, направленность личности, тревожность, мотивация успеха, уверенность в себе, в меньшей степени кажутся изученными его ценностные ориентации.

Существует структура личности, предложенная К.К. Платоновым (1986). Он предлагает рассматривать личность с четырёх позиций, каждая из которых занимает определённое положение на шкале, противоположными полюсами которой выступают социальная и биологическая стороны человека.

Специфика спортивной деятельности заключается также в её социальном характере. Спорт, по мнению многих авторов, — лучшая школа развития не только моторных, но и психических процессов, и разнообразных свойств личности от волевых до эмоциональных.

С целью определения места здоровья в системе жизненных ценностей было проведено исследование, в котором приняли участие студенты, активно занимающиеся спортом (НГУ ФК им. П.Ф. Лесгафта) и никогда систематически им не занимавшихся (студенты других вузов Санкт-Петербурга). Общая выборка испытуемых составила 160 человек.

Было установлено, что здоровье занимает первое место по значимости в иерархии ценностей как спортсменов (4,69 баллов из 5-ти возможных), так и не занимающихся спортом (4,76 баллов), причем у вторых его значимость даже несколько выше, хотя различия и не достоверны.

С помощью t-критерия Стьюдента установлено, что не существует достоверных различий между спортсменами и не занимающимися спортом студентами ни по значимости ценности здоровья, ни по возможности ее реализации, ни по степени фактической реализованности на данный момент.

В выборке спортсменов обнаружено достаточно много взаимосвязей данной ценностной ориентации (8, причем 6 из них достигают высокого 99% уровня достоверности). Эти связи свидетельствуют, что чем выше спортсмены ценят здоровье, тем более значимыми для них являются безопасность, интересная работа, личностный рост, материальный успех, профессионализм и яркие впечатления от жизни. На 95% уровне достоверности ценность здоровья связана с ценностями власти, общения и нравственности. Таким образом, количество и характер взаимосвязи ценности здоровья с остальными ценностями свидетельствуют о том, что здоровье, по представлениям студентов, является фактором самореализации личности, достижения успеха в самых разных сферах жизни.

На выборке не занимавшихся систематически спортом студентов было получено всего две взаимосвязи ценности здоровья. На 99% уровне достоверности она отрицательно связана с ценностью независимости, а на 95% уровне – с ценностью интересной работы. Такое незначительное количество связей говорит о том, что занятия спортом способствуют не только большей интеграции системы ценностных ориентаций личности, но и большему весу ценности здоровья в общей структуре ценностной сферы личности человека.

Студенты-спортсмены разного пола не отличаются по оценке значимости здоровья (4,69 баллов у мужчин и 4,70 баллов у женщин). У тех и других было обнаружено по 6 связей здоровья с другими ценностными ориентациями. Эти взаимосвязи очень похожи и описаны выше.

Полоспецифичными являются следующие связи ценности здоровья с остальными ценностными ориентациями. У студенток-спортсменок значимость ценности здоровья коррелирует с ценностью любви (р ≤ 0,01) и безопасности (р ≤ 0,05). Студенты-спортсмены мужского пола, высоко ценящие здоровье, также высоко оценивают возможность получения ярких впечатлений от жизни (р ≤ 0,01), а также власть над людьми (р ≤ 0,05). Эти связи вполне вписываются в традиционные представления о мужской и женской системе жизненных приоритетов. Следовательно, здоровье для женщин – это возможность ощущать себя спокойно и комфортно, быть успешной в личной жизни, а для мужчин – возможность жить «полной жизнью» и социально доминировать.

Таким образом, здоровье является наиболее приоритетной ценностью для современных студентов, независимо от специфики вуза, в котором они обучаются, что, безусловно, позитивно характеризует их мировоззрение.

Просмотров работы: 1788