ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На данный момент адаптация – это международный термин для обозначения приспособления организма к природным, бытовым, социальным и т.п. условиям. Это общее для разнородных явлений понятие включает в себя все виды врожденной и приобретенной приспособительной активности живых организмов, начиная от простейшей раздражимости и заканчивая сложными реакциями в виде безусловных и условных рефлексов, а также поведения и деятельности человека (Андреева Д.А., 1973).

Тем не менее, несмотря на долгое время изучения и обилие трудов, в том числе, теоретического характера (Асеев В.Г., 1986), существует ряд трудностей методологического характера, свидетельствующих об отсутствии «единой платформы» в понимании данного феномена в психологической науке. Рассмотрим основные из них.

Первая проблема заключается в наличии множества трактовок понятия адаптации, многие из которых являются не только различными, но даже и противоречащими друг другу (Кузьмин М.А., 2007).

Как отмечает Н.А. Сирота (2011), междисциплинарный характер обуславливает существование различных по содержанию определений понятия адаптации в зависимости от того, какие ее аспекты рассматриваются – биологические, личностные или социальные и, в связи с этим, его единого определения не существует.

В качестве «рабочего» определения остановимся на понимании адаптации как совокупности реакций, направленных на наиболее эффективное приспособление индивида к определенным условиям его жизни и деятельности (Шихвердиев С.Н., 2008).

Вызывает большие сомнения целесообразность понятия дезадаптации, которое является довольно общепринятым (Амбрумова А.Г., 1981 и др.).

Действительно, результаты процесса адаптации могут быть неудачными, однако они также являются следствием действий, изначально направленных на эффективную адаптацию. В данном случае гораздо более корректным будет понятие дезадаптированности, которое и предполагает низкий результат процесса адаптации (Николаев А.Н., 1984).

Вторая крупная проблема относится к вопросу о том, является ли адаптация процессом непрерывным в течении всей жизни индивида или же периодически «останавливающимся» и «возобновляющимся» – только в тех случаях, когда индивид вынужден адаптироваться к новым или изменившимся условиям. Выход из этой ситуации можно найти в концепции Г. Селье (1960), который выделял общую(осуществляющуюся постоянно) и ситуативную (возникающую при появлении или изменении определенных условий) адаптацию.

Третья методологическая проблема заключается в нерешенности вопроса относительно видов адаптации. Некоторые авторы выделяют биологическую и социальную (подразделив последнюю на профессиональную и социально-психологическую) адаптацию личности (Овдей С.В., 1978). Другие – биологическую, психологическую и социальную адаптацию (Балл Г.А., 1989). Однако наиболее «взвешенной» выглядит концепция, согласно которой существует два вида адаптации – биологическая и психологическая, а последняя может быть подразделена на психофизиологическую, личностную и социально-психологическую (Шихвердиев С.Н., 2008).

Литература

  1. Амбрумова, А.Г. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида / А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон // Вопросы психологии. – 1981. – № 4. – С. 91-102.

  2. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // «Человек и общество», Вып. XI-II. – Л.: Наука, 1973. – С. 25-27.

  3. Асеев, В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации / В. Г. Асеев // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. – Иркутск, 1986. – С.3-17.

  4. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.

  5. Кузьмин, М.А. Понятие адаптации в психологии / М.А. Кузьмин // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 34-й научной конференции кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: СПб ГУФК, 2007. – С. 27.

  6. Николаев, А.Н. Психическая адаптация человека к усложненным условиям деятельности (на примере адаптации к условиям «чужого поля»): Автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.Н. Николаев. – Л.: ЛГУ, 1984. – 14 с.

  7. Овдей, С.В. Проблемы социально-психологической и профессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.В. Овдей. – Л.: ЛГУ, 1978. – 16 с.

  8. Сирота, Н.А. Исследование стратегий стресс-преодолевающего поведения при хронических неспецифических заболеваниях легких [электронный ресурс] / Н.А. Сирота, М.А. Ярославская // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 6. URL: http:// medpsy.ru

  9. Шихвердиев, С.Н. Модель психологической адаптации личности / С.Н. Шихвердиев // Психологические основы педагогической деятельности: Сборник научных статей НГУ им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: НГУ, 2008. – Вып. 12, Ч. 3. – С. 20-26.

Просмотров работы: 2061