СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕАДМИССИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕАДМИССИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как показал недавний мировой финансовый кризис, все экономики государств взаимосвязаны, изменения в одном государстве влекут соответствующие процессы в других государствах. В этих условиях правовое регулирование вопросов въезда на территорию государств может стать фактором, оказывающим существенное влияние на положение государства в системе международных связей.

Институт реадмиссии достаточно новый для многих стран, и в настоящее время идет активное его развитие в рамках европейского законодательства, и наша страна находится как раз среди тех стран, которые формируют его правовое содержание.

Для Российской Федерации - это, безусловно, инновация. Тем не менее, несмотря на то, что российский опыт на реадмиссионном направлении не столь богат, сделано немало и многое продолжает делаться.

Международное сотрудничество в области реадмиссии признается в мире одним из наиболее эффективных способов противодействия нелегальной миграции, способствующим обеспечению национальной безопасности страны.

В российском законодательстве отсутствует нормативно закрепленное определение «реадмиссии», но из анализа международных договоров Российской Федерации о реадмиссии и законодательства в данной области следует, что сущность соглашения о реадмиссии составляют взаимные обязательства сторон принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.

При этом реадмиссия означает не только защиту прав и свобод наших граждан, но и закрепление норм, регламентирующих современное, цивилизованное отношение к нелегальным мигрантам.

При осуществлении реадмиссии важно соблюдать права и свободы человека и гражданина, установленные общепризнанными принципами и нормами международного права, а также международными соглашениями с участием Российской Федерации.

Главным отличием реадмиссии от всех иных принудительных процедур (административное выдворение, департация), применяемых к иностранцам, является то, что иностранный гражданин (лицо без гражданства), не имеющий законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации либо въехавший с нарушением установленных правил, подлежит высылке в ту страну, с территории которой он въехал, а не в страну своего гражданства, как это практикуется при других принудительных мерах.

В частности, законом определено, что передачу иностранного гражданина (лица без гражданства) Россией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии или прием Россией иностранного гражданина (лица без гражданства), передаваемого иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором, осуществляет ФМС России или ее территориальный орган на основании решения директора ФМС России или его заместителя.

Общим условием приема обратно граждан и лиц без гражданства является въезд или пребывание на территории запрашивающей стороны с нарушением законодательства этой страны по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выдача осуществляется, если будет доказано, что они являются гражданами запрашиваемой о приеме стороны, либо утратили гражданство после въезда и не приобрели иного, либо в отношении данных лиц не принято решение о предоставлении гражданства. Для реадмиссии граждан третьих государств необходимо соблюдение иных условий. Должны быть доказаны: а) факт въезда непосредственно с территории запрашиваемого государства; б) законность оснований для пребывания в запрашиваемом государстве. Исключение составляют лица: а) имевшие на момент въезда или приобретшие после действительный вид на жительство; б) являющиеся гражданами государств, имеющих общую границу с запрашивающим государством; в) находившиеся в транзитной зоне международного аэропорта запрашиваемой стороны.1

Реадмиссию можно отнести к мере государственного принуждения, хотя она нередко влечет для лица последствия, сопоставимые с последствиями, применяемыми при административном наказании.2

Надо понимать, что в отличие от лиц, в отношении которых осуществляется процедура депортации или экстрадиции, лицо, подвергшееся реадмисии, не совершило преступлений на территории России. Его вина в том, что оно незаконно пребывает либо на территории нашей страны, либо другого государства, но транзитом через Россию.3

На иностранных граждан (лиц без гражданства) переданных Россией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской

1. Большой юридический словарь/А.В.Малько.-М.: Проспект, 2011. С. – 663.

2. Т.Я.Хабриева, Л.В.Андриченко, И.В.Плюгина. Динамика развития миграционного законодательства в современной России// Ж-л российского права,- 2010. – № 10. – С.23.

3. Савенков А.Н. Получение гражданства РФ. [Электронный ресурс]:

http://www.g-rf.ru/programma_pereseleniya_sootechestvennikov/50-readmissiya.html (Дата обращения: 02.02.2012).

Федерации о реадмиссии устанавливается запрет на въезд в Российскую Федерацию сроком на 5 лет.

На сегодняшний день Федеральная миграционная служба проводит работу по расширению географии международных договоров в области реадмиссии.

Основой реадмиссии являются международные договоры. Заключение двухсторонних и многосторонних соглашений о реадмиссии является одним из приоритетных направлений миграционной политики как Евросоюза, так и Российской Федерации; сотрудничества правоохранительных органов и миграционных служб государств-участников СНГ в сфере миграции.

На сегодняшний день РФ территориально граничит с 18 государствами, имея общую протяженность Государственной границы около 61 тыс. км, из них 38 тыс. км морской.4

Для того чтобы процедура реадмиссии была выгодной для России и в целях совершенствования системы мер противодействия незаконной миграции, необходимо стремиться к заключению соглашений в первую очередь не с государствами, которые будут возвращать мигрантов нам, а со странами, являющимися источниками повышенной миграции на территорию Российской Федерации, в первую очередь, со странами СНГ и иными приграничными государствами, то есть с государствами Закавказья, Центральной и Восточной Азии.5

Российская Федерация заключила первое Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о приеме и возврате лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации и территории Литовской Республики 12 мая 2003 г., которое вступило в силу 20 августа 2003 г.6

На сегодняшний день действуют аналогичные соглашения с Европейским сообществом (2006 г.), Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации (2009 г.), Кабинетом министров Украины (2006 г.), Правительством Исландии (2008 г.), Правительством Королевства Норвегия (2007 г.), Правительства Королевства Дания (2008 г.), Правительством Социалистической Республики Вьетнам (2008 г.), Правительством Республики Узбекистан (2007 г.), Правительством Республики Армения (2010 г.) и некоторыми другими странами.7

4. И.В.Плюгина. Проблемы заключения и реализации соглашений о реадмиссии: международно-правовой аспект// Ж-л российского права,- 2010. - № 4. – С.123.

5. Манке М. Практика реализации соглашений о реадмиссии в Российской Федерации. Том 2. – М.: Международная организация по миграции, 2009. С. – 131. [Электронный ресурс]: http://publications.iom.int/bookstore/free/manual_on_readmission2_RU.pdf (Дата обращения: 02.02.2012).

6. Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. П.В.Крашенинникова. – М.: Статут, 2012. С. 356-357.

7. [Электронный ресурс]: http://ufms.tomsk.gov.ru/html/readmission.htm (Дата обращения: 02.02.2012).

"В настоящий момент Россия подписала протоколы о реадмиссии практически со всеми странами Шенгенского соглашения. Остались только Польша, Испания и Португалия, но с ними все документы согласованы практически на 99%. В течение декабря-января, думаю, мы подпишем протоколы о реадмиссии со всеми членами Шенгенской зоны", — заявил посол по особым поручениям МИД РФ Анвар Азимов на пресс-конференции в Москве, состоявшейся 27 ноября 2012 г.8

24 декабря 2012 г. состоялось подписание межправительственного исполнительного протокола о порядке реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии между Российской Федерацией и Грецией. С российской стороны подпись под протоколом поставил руководитель ФМС России Константин Ромодановский, с греческой стороны документ заверил министр общественного порядка и защиты граждан Греческой Республики Никос Дендиас.9

Соглашение о реадмиссии - одно из условий для введения безвизового режима РФ-ЕС. Оно позволяет возвращать в страну выезда российских граждан, которые нарушили в Евросоюзе срок пребывания, а также граждан иностранных государств, которые въехали в ЕС через территорию России и нарушили в Европе сроки пребывания.

"Осталась единственная страна Евросоюза - Португалия, с которой уже ведутся переговоры о подписании исполнительного протокола", - заявили в пресс-службе ФМС после подписания исполнительного протокола с Грецией.10

В конце ноября 2012 года Правительство России внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, вводящий уголовную ответственность за заведомо незаконное повторное пересечение госграницы России мигрантами, которых ранее выдворяли за пределы РФ.

Законопроект вводит наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет за пересечение границы иностранцами, если их въезд в РФ заведомо не разрешен — если они подвергались административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии, если им ограничено право на въезд в Россию.

Отмечается, что ФСБ, МВД, ФМС и ФСКН располагают материалами о том, что иностранцы, которые были выдворены за пределы РФ, часто получают новые паспорта с другими фамилиями и снова въезжают в страну, понимая, что нарушают российское законодательство.11

8. [Электронный ресурс]: http://ria.ru/politics/20121127/912414594.html?ria=1dmts5pd9kloq00ep9gv0okn5o02nc8r (Дата обращения: 03.02.2012).

9. [Электронный ресурс]: http://news.rambler.ru/16937730/ (Дата обращения: 03.02.2012).

10. [Электронный ресурс]: http://www.interfax.ru/ifx.asp?id=58ce6445-cc04-c142-be80-eaf1adf7015c (Дата обращения: 03.02.2012).

11. [Электронный ресурс]: http://ria.ru/society/20121126/912327197.html (Дата обращения: 03.02.2012).

В середине декабря 2012 г. Президент РФ подписал закон, направленный на обеспечение реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии. Законом устанавливается сокращенный срок (семь дней) предоставления сведений о государственной регистрации акта гражданского состояния, необходимых в связи с реализацией международных договоров о реадмиссии, по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа.

Также законом вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих реадмиссии, за нарушение обязательных правил, связанных с реализацией международных договоров о реадмиссии.

Предусматривается передача иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, иностранному государству в соответствии с международными договорами о реадмиссии по процедуре реадмиссии.12

Таким образом, несмотря на то, что данный институт появился сравнительно недавно, его значимость не вызывает вопросов. Он является одним из рычагов, регулирующих международные отношения, а также одним из главных механизмов по защите граждан Российской Федерации от неблагонадежных мигрантов. Реадмиссия – это тот правовой механизм, который позволяет бороться с незаконной и нелегальной миграцией. То есть он выступает в качестве способа защиты безопасности государства, борьбы с преступностью, правонарушениями, как средство защиты рынка труда.

12. [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/law/news/255832/ (Дата обращения: 03.02.2012)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большой юридический словарь/А.В.Малько.-М.: Проспект, 2011. С. – 663.

2. Т.Я.Хабриева, Л.В.Андриченко, И.В.Плюгина. Динамика развития миграционного законодательства в современной России// Ж-л российского права,- 2010. – № 10. – С.23.

3. Савенков А.Н. Получение гражданства РФ. [Электронный ресурс]:

http://www.g-rf.ru/programma_pereseleniya_sootechestvennikov/50-readmissiya.html (Дата обращения: 02.02.2012).

4. И.В.Плюгина. Проблемы заключения и реализации соглашений о реадмиссии: международно-правовой аспект// Ж-л российского права,- 2010. - № 4. – С.123.

5. Манке М. Практика реализации соглашений о реадмиссии в Российской Федерации. Том 2. – М.: Международная организация по миграции, 2009. С. – 131. [Электронный ресурс]: http://publications.iom.int/bookstore/free/manual_on_readmission2_RU.pdf (Дата обращения: 02.02.2012).

6. Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. П.В.Крашенинникова. – М.: Статут, 2012. С. 356-357.

7. [Электронный ресурс]: http://ufms.tomsk.gov.ru/html/readmission.htm (Дата обращения: 02.02.2012).

8. [Электронный ресурс]: http://ria.ru/politics/20121127/912414594.html?ria=1dmts5pd9kloq00ep9gv0okn5o02nc8r (Дата обращения: 03.02.2012).

9. [Электронный ресурс]: http://news.rambler.ru/16937730/ (Дата обращения: 03.02.2012).

10. [Электронный ресурс]: http://www.interfax.ru/ifx.asp?id=58ce6445-cc04-c142-be80-eaf1adf7015c (Дата обращения: 03.02.2012).

11. [Электронный ресурс]: http://ria.ru/society/20121126/912327197.html (Дата обращения: 03.02.2012).

12. [Электронный ресурс]: http://www.klerk.ru/law/news/255832/ (Дата обращения: 03.02.2012).

 

6

 

Просмотров работы: 3676