Таким образом, значимость проблемы профилактической деятельности отделов внутренних дел и органов местного самоуправления, с одной стороны, и недостаточная ее научная разработка – с другой, определили выбор и направление нашего исследования.
На современном этапе в законодательстве РФ определены четыре основных направления в работе по профилактике правонарушений (правовое обеспечение, профилактическая работа среди молодежи, социальная адаптация, охрана правопорядка гражданами и общественными организациями). Рассмотрим программу взаимодействия ОВД и органов местного самоуправления на примере Ленинского района г.Барнаула.
Достаточная протяженность Ленинского района предусматривает наличие нескольких отделов полиции. Схема отдела полиции № 8 УВД г.Барнаула, который имеет 18 участков представлена на рис.1. Штатный состав составляет 50 человек.
Рис.1. Структура отдела полиции №8 г.Барнаула
Спецификой деятельности отдела полиции №8 УВД г.Барнаула по профилактике правонарушений является использования комплекса мер как общей, так и индивидуальной профилактики. Систематически ведется работа по вовлечению родителей и окружающего социума в воспитательную работу с детьми и подростками (рис.2.).
Рис.2.Формы профилактики правонарушений в отделе полиции №8 г.Барнаула
Среди наиболее эффективных средств профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в школах являются встречи с работниками полиции (35%), включение подростков в трудовую и культурно-досуговую деятельность (24%), совместные рейды педагогов и сотрудников отдела полиции №8 (22%), посещение семьи «трудного» подростка (19%). При администрации Ленинского района функционирует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, административная комиссия.
В районе создано 10 советов ТОС, общий охват самоуправлением населения составляет 90%. Постепенно с развитием самоуправления сложилась систем работы органов ТОС с участковыми уполномоченными полиции. Таким образом, основные особенности взаимодействия отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Администрации Ленинского района:
1. Организация совместной профилактической работы в отдаленных сельских/поселковых советах (Гоньба, Казенная заимка, Березовка).
2. Создание совместного координационного совета по профилактике правонарушений.
3. Организация гражданских отрядов территориального общественного самоуправления, которые совместно с участковыми уполномоченными полиции организуют совместные рейды.
4. Привлечение в добровольные народные дружины граждан из числа жителей ТОС.
5. Регулярное проведение совещаний районными оперативными штабами по обеспечению общественной безопасности и антитеррористической защищенности с председателями органов ТОС, на которых рассматриваются вопросы о принимаемых мерах по совершенствованию системы антитеррористической безопасности; организации работы добровольной народной дружины, привлечению к охране общественного порядка органов ТОС.
6. Проведение совместных совещаний администраций районов, РУВД, комиссий по делам несовершеннолетних с председателями органов ТОС и уличных комитетов с целью координации их взаимодействия.
7. Участие органов ТОС в межведомственных профилактических рейдах и «социальных патрулях» совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, полицией и общественностью, в ходе которых проверяются по месту жительства неблагополучные семьи, подростки, осужденные условно, проводятся беседы профилактического характера, осуществляется проверка предпринимателей на предмет недопущения продажи алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним.
Сформулируем основные рекомендации по организации работы Советов территориального общественного самоуправления с участковыми уполномоченными полиции в Ленинском районе г.Барнаула:
1. Осуществлять на постоянной основе взаимодействие Советов ТОС с участковыми уполномоченными полиции, учитывать при составлении перспективных и текущих планов работы проведение совместных мероприятий.
2. Проводить еженедельный совместный прием граждан.
3. Оказывать содействие службе участковых уполномоченных полиции в проведении ими ежеквартальных отчетов перед населением.
4. Ввести в практику заслушивание информации участкового уполномоченного полиции о состоянии правопорядка.
5. Включать в совместные планы работы Советов ТОС и службы участковых уполномоченных полиции вопросы взаимодействия с органами опеки и попечительства по выявлению детей, находящихся в социально- опасном положении.
6. Совместно со службой участковых уполномоченных полиции содействие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в профилактической работе по предупреждению беспризорности детей.
7. Вести работу по привлечению лиц, нарушающих правила благоустройства к административной ответственности.
8. Проводить мониторинг состояния правопорядка на вверенной территории.
9. Выпускать и размещать на территории микрорайона информационные бюллетени о результатах совместной работы.
Анализ современного состояния проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних, рассмотренный нами в теоретической главе и практики ее решения в системе органов внутренних дел (на опыте отдела полиции №8 УВД г.Барнаула и Алтайского края в целом), позволил сделать вывод о том, что эффективность профилактической работы в значительной степени зависит от более тесного сотрудничества всех ее субъектов - как на уровне системы органов внутренних дел, так и на уровне социальных институтов, не входящих в данную систему.
В таблице 1 представлена программа совершенствования профилактики правонарушений, сконструированная на основе проекта краевой программы.
Таблица 1 – Программа «Профилактика правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула» на 2012-2015 гг.
Цель программы |
снижение уровня правонарушений |
Задачи программы |
совершенствование нормативной правовой базы г.Барнаула в сфере профилактики правонарушений; повышение уровня правовой культуры граждан; профилактика правонарушений среди лиц, склонных к противоправному поведению |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
удельный вес правонарушений, совершенных несовершеннолетними;количество правонарушений, совершаемых на улицах и в других общественных местах; количество правонарушений, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического и иных видов опьянения |
Исполнители мероприятий |
Администрация Ленинского района г.Барнаула; отдел полиции №8 УВД г.Барнаула |
Объемы и источники финансирования программы |
общий объем финансирования мероприятий программы составляет 40231 тыс.рублей, в том числе: за счет средств краевого бюджета - 22555 тыс.рублей; за счет средств местных бюджетов - 17676 тыс.рублей |
Ожидаемые результаты |
уменьшение к 2015 году удельного веса правонарушений, совершенных лицами, ранее их совершавшими, до 28,0 % от общего числа правонарушений |
Наиболее оптимально реализация такого взаимодействия представлена на основе разработанной нами модели, в структуру которой входят организационно-содержательный, технологический и кадровый компоненты (рис.3.).
Организационно-содержательный компонент |
|
Субъекты профилактической работы на уровне ОВД |
Субъекты профилактической работы, не относящиеся к системе ОВД |
Технологический компонент |
|
Профилактические меры |
Педагогические средства профилактической работы |
принудительные меры воспитательного воздействия; |
Специальные средства профилактической работы |
ограничительные меры; |
использование педагогических подходов в осуществлении профилактики; |
меры правового воздействия; |
воспитательный характер работы; |
технические меры; |
педагогизация специальных средств профилактики; |
- медицинская и психологическая реабилитация и др. |
совместная работа подразделений ОВД и образовательных учреждений |
Кадровый компонент |
|
Профессиональный состав сотрудников и специалистов ОВД, осуществляющих профилактическую работу с несовершеннолетними |
|
Дополнительные требования к профессиональной компетентности |
|
Повышение квалификации сотрудников и специалистов по профилактической работе |
Рис.3. Модель профилактики правонарушений в отделе полиции №8 УВД г.Барнаула
Внедрение данной модели должно не только интегрировать усилия сотрудников и специалистов органов внутренних дел, но и способствовать включению потенциала различных организаций, призванных с учетом их компетенций и функций реализовывать различные аспекты воспитательной работы, социальной, психологической и педагогической помощи подросткам и их семьям.
Таким образом, предложенные мероприятия сократят удельный вес правонарушений в Ленинском районе г.Барнаула, примерно на 1%.
Список литературы
Гуров, Д.В. К вопросу о работе по предотвращению правонарушений несовершеннолетних в системе МВД / Д.В. Гуров // Современные проблемы образования: опыт и перспективы: Материалы научно-методической конференции (апрель, 2010) и региональной научно-практической конференции (октябрь, 2010). -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - С. 44-45.
Петров, Ю. Опыт и проблемы взаимодействия территориального общественного самоуправления в г.Барнауле /Ю. Петров. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2009. – 10с.
Профилактическая функция как объект социально-правового исследования // Российский следователь - 2010. - № 8. –С.10.
Проект федерального закона от 21 октября 2004 г. «О правоохранительной службе Российской Федерации». URL: http://chupanov.narod.ru/Library/ 03/01.htm