АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ И ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА ЗА СЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ВИНОДЕЛЬЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение………………………………………………….………….…………

1 Анализ актуальности и новизны предмета исследования, постановка

основных целей и задач…………..…...………………...…………………...

1.1 Определение степени актуальности проблемы повышения конкурентоспособности региона в современных экономических условиях……………………………………………………………….....

1.2 Постановка основных целей и задач, которые необходимо решить

в ходе выполнения работы………………………………..……….........

2 Теория конкурентоспособности региона.....................................………......

2.1 Подходы к изучению вопросов повышения конкуренстопособности

региона……………………………………………………………..…….

2.2 Кластеризации экономики: теоретические аспекты…………………..

3 Методические аспекты анализа текущих показателей

конкурентоспособности региона (на примере Краснодарского края)...…

  1. Отраслевые кластеры, как точка роста экономики региона (на примере

винодельческой отрасли Краснодарского края)………………………….

  1.  
    1. Винодельческая отрасль края: состояние, проблемы и

перспективы……………………………………………………...………

  1.  
    1. Анализ и выявление конкурентных преимуществ региона за счет

внедрения кластерных интеграционных систем………………………

Заключение……………………………………………………………………..Список использованных источников…….……………………………….......

Приложение А Реферат

Приложение Б Акт о внедрении результатов СНР в научный процесс

Приложение В Акт о внедрении результатов СНР в производство

Приложение Г Список трудов автора СНР

Приложение Д Сведения об авторе и научном руководителе СНР

2

3

3

5

7

7

10

13

18

18

23

34

35

Введение

Нельзя отрицать, что сегодня в мировой экономике происходят значительные изменения, в первую очередь связанные с нарастающим влиянием тенденций глобализации. В таких условиях первостепенная роль отводится уровню конкурентоспособности страны, то есть наличию каких-либо преимуществ, которые могут быть в определенных условиях противопоставлены аналогичным характеристикам других стран. По сути, конкурентоспособность страны складывается из эффективности экономических показателей функционирования региона, которые в свою очередь зависят от высоких результатов деятельности отраслей, а значит и предприятий, входящих в нее.

Именно обеспечение конкурентоспособности лежит в основе разработки стратегии развития страны, региона, фирмы. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и, в первую очередь, от конкуренции фирм. Но конкурентное преимущество фирм создается и удерживается в тесной связи с местными условиями. Несмотря на глобализацию отраслей, роль страны и региона базирования фирмы в последнее время усилилась и успех фирм в состязании с конкурентами зависит прежде всего от положения дел в стране и регионе. В свою очередь, страны и регионы развиваются в конкурентной среде. Обеспечение условий для цивилизованного и динамично развивающегося рынка, создание (формирование) конкурентоспособности — ключевой элемент в числе национальных и региональных приоритетов в любой стране, важнейшая функция государственного регулирования экономики.

Однако многие проблемы определения и формирования конкурентоспособности региона и роли государства в этом процессе остаются нерешенными. А главное до сих пор не определены эффективные инструменты повышения конкурентоспособности региона.

1 Анализ актуальности и новизны предмета исследования, постановка основных целей и задач

1.1 Определение степени актуальности проблемы повышения конкурентоспособности региона в современных экономических условиях

В условиях глобализации и интеграции России в мировую экономику вопрос повышения конкурентоспособности регионов выходит на первый план, поскольку отсутствие эффективных инструментов поддержания позиций на мировом рынке грозит нарастанием кризисных явлений уже внутри страны.

Обращаясь к бизнес-словарю экономических терминов, можно найти следующее определение: «конкурентоспособность – это способность экономики удовлетворять возрастающий совокупный спрос населения страны и поддерживать экспорт. Об утрате конкурентоспособности обычно говорят такие признаки, как увеличение импорта и падение экспорта». Таким образом, отсутствие спроса на производимую продукцию у внешних потребителей (других стран) или неспособность обеспечить товарами внутренний рынок – в равной мере опасные факторы в реалиях современной макроэкономики.

Как известно, в июне 2012 года Президент России подписал закон о ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. Подобное эпохальное экономическое событие не может не внести изменений или корректив в экономическую ситуацию в стране. Поскольку на фоне повышения конкуренции, в том числе на внутреннем рынке, будет снижен размер государственной помощи для некоторых отраслей экономики (как того требуют условия участия России в ВТО), основным вектором развития сегодня является выбор и применение таких инновационных инструментов повышения эффективности производства отечественной продукции, которые позволят составить достойную конкуренцию иностранным компаниям, как внутри страны, так и на внешних рынках.

Как следует из маркетингового исследования компании «Эксперт РА» , наступающий год потребует от регионов и предприятий, входящих в их отраслевую структуру, активного использования бережливого производства и аутсорсинга, оптимального управления проектами и эффективностью, проактивного лидерства и быстрой реакции на динамику рынков. Для этого необходимо укрепить преимущества материальной базы и бренда региона, диверсифицировать вложения в его развитие, вести работу над приверженностью населения локальным предприятиям. И наконец, надо вкладываться в растущие отрасли региона и привлекать инвестиции от надежных компаний, в том числе из стран со стабильной экономикой.

Очевидно, что для достижения высокого уровня конкурентоспособности региона необходимы определенные нововведения в экономику на данном уровне. Таким образом, инновации сегодня становятся стратегическим фактором роста, влияют на структуру общественного производства, видоизменяют экономическую организацию общества, стабилизируют социальную ситуацию в стане. Основная проблема состоит в том, что современное состояние инновационной сферы России говорит о серьезных противоречиях в ее функционировании: достаточно высокий научно-технический потенциал страны в период экономических реформ оказался на грани распада. На сегодняшний день экономика России по-прежнему является сырьевой, хотя давно стало очевидным – место России в мире напрямую зависит от того, сможем ли мы преодолеть технологическое отставание от ведущих стран.

Инновационное развитие экономики предполагает внедрение нововведений как в производственный и технологический процессы, так и в процессы управления, организации, обучения. Сценарий долгосрочного развития отечественной экономики предполагает рост ее конкурентоспособности как в традиционных, так и новых наукоемких секторах, прорыв в повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда, в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этих задач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования на основе использования эффективных инструментов инновационного развития, среди которых немаловажную роль должен играть кластерный подход.

По своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который будет способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие кон­курентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, уско­ренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.

Итак, актуальность выбранной темы обусловлена наличием ряда экономических факторов, серьезно влияющих на дальнейшее развитие страны и диктующих необходимость внедрения нововведений в экономику страны в связи с нарастающими кризисными явлениями внутри регионов из-за низкой конкурентоспособности отечественного продукта в некоторых отраслях.

1.2 Постановка основных целей и задач, которые необходимо решить в ходе выполнения работы

Главной целью данной исследовательской работы является обоснование необходимости «кластеризации» ключевых отраслей региона, а следовательно выявление конкурентных преимуществ, как в масштабах страны, так и на мировом рынке, которые могут быть получены в результате создания на практике условий для формирования вышеуказанной интеграционной системы организации производства. Поставленная цель обуславливает ряд задач, которые необходимо выполнить в ходе работы:

  • изучение теоретической базы по вопросам оценки конкурентоспособности региона, а также анализ основных теоретических понятий «кластеризации экономики»;

  • оценка текущей конкурентоспособности региона;

  • структурный анализ экономики региона и внешней среды с целью выявления и оценки перспектив роста показателей эффективности;

  • выявления ключевой специализации региона (ключевых отраслей);

  • проведение SWOT-анализа состояния отрасли и разработка приоритетных стратегий развития;

  • анализ возможностей и предпосылок создания отраслевого кластера в Краснодарском крае;

  • анализ целей, функций и преимуществ каждого из участников предлагаемого кластера;

  • разработка модели отраслевого регионального кластера;

  • прогнозная оценка экономических преимуществ, которые могут быть получены в результате внедрения кластерных интеграционных систем организации производства в приоритетных отраслях региона.

Для того, чтобы все поставленные задачи были выполнены и обоснованы практическими расчетами и оценками был выбран объект исследования – виноградарско–винодельческая отрасль Краснодарского края.

Таким образом, в ходе исследования необходимо представить развернутый подход к решению каждой из перечисленных задач, что позволит выявить с помощью инструментов стратегического, маркетингового и рейтингового анализа экономические выгоды, которые могут быть получены в результате формирования отраслевых, а в перспективе и межотраслевых кластеров.

  1. Теория конкурентоспособности региона

2.1 Подходы к изучению вопросов повышения конкуренстопособности региона

Наиболее объективным комплексным показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение региона на национальном рынке, и затем положение страны на мировом рынке, является показатель региональной конкурентоспособности. В самом общем виде ее можно определить, как способность региона в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям рынка, реализация которых увеличивает благосостояние региона, страны и отдельных ее граждан.

По данному направлению экономических знаний имеется серьезная научная теоретическая база, которая включает работы как отечественных, так и иностранных ученных. Однако многие исследователи сходятся во мнении, что на сегодняшний день некоторые вопросы оценки конкурентоспособности региона раскрыты недостаточно: отсутствуют единые методические подходы к анализу, а также интегральные показатели, достаточно полно характеризующих сильные и слабые стороны экономики региона.

Если рассматривать регион, как единицу внутри непрерывной цепи производства продукции в масштабах страны, то становится ясно, что для макроэкономики справедливы все категории, которые мы применяем для анализа конкурентных характеристик предприятия. Речь идет о том, что самые главные преимущества, которые способны повысить уровень экономического развития региона заключаются в эффективном использовании ресурсов. К ним относятся не только природные и топливно-энергетические богатства территорий, но и квалифицированные кадры, а также новейшие научные разработки и технологии, причем на сегодняшний день важность последних растет в геометрической прогрессии, поскольку снижение количества природных ресурсов обуславливает повышение значения наличия научных достижений и их качества.

Таким образом, повышение конкурентоспособности целесообразно рассматривать в контексте эффективного управления определёнными (базовыми) конкурентными преимуществами региона. Поскольку конкурентоспособность региона является следствием наличия конкурентных преимуществ субъектов рыночной деятельности, то есть предприятий, необходимо стремиться их создавать и поддерживать. Содействовать данному процессу можно путём выявления и анализа состояния существующих региональных факторов конкурентоспособности с целью определения стратегических возможностей для формирования новых конкурентных преимуществ [4].

При анализе конкурентоспособности региона становится очевидной необходимость выделения определенных отраслей, которые будут служить базой для развития региона и компенсировать недостатки в функционировании более слабых производств. В этом плане командная экономика, характерная для «советского периода» истории нашей страны, наложила определенный отпечаток на отраслевую специализацию регионов. Во многих из них развитие отраслей происходило не за счет наличия естественных конкурентных преимуществ территории, к которым можно отнести опять же природные богатства, сложившие традиции, наличие персонала, обладающего необходимой квалификацией, а за счет необходимости навязанной «сверху», что зачастую повышало затраты на производство, как следствие снижая рентабельность и качество продукции.

Как отмечает американский ученый Майкл Портер, единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне региона – это продуктивность использования ресурсов [2].

То есть регионы получают преимущества благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе есть свой одному ему присущий набор конкурентных отраслей. В результате можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее адаптировалась к рыночным методам ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения происходит постоянный динамичный рост показателей конкурентоспособности региона.

Таким образом, можно утверждать, что одним из необходимых и обязательных шагов на пути повышения конкурентоспособности региона является выбор отраслей, которые послужат в будущем ядром развития. И именно в данных отраслях в первую очередь необходимо проводить инновационные преобразования.

Согласно уже затронутой концепции М. Портера, развитие конкурентоспособности региона происходит по следующим четырем стадиям:

  • на первой стадии: благодаря факторам производства, то есть природным ресурсам, благоприятным условиям для производства товаров, квалифицированной рабочей силе;

  • на второй стадии: на основе агрессивного инвестирования (в основном национальных фирм) в образование, технологии, разработки;

  • на третьей стадии: за счет создания новых видов продукции, производственных процессов, организационных решений и других инноваций;

  • на четвертой стадии: за счет уже созданного богатства.

В целом для анализа конкурентоспособности экономики регионов могут быть использованы два основных подхода. Первый подход заключается в том, что конкурентоспособность экономики регионов рассматривает как предоставление регионами различных условий для размещения на своей территории хозяйствующих субъектов (такую конкурентоспособность регионов можно определить как «борьбу за производителя»). Второй подход состоит в том, что регионы предоставляют различные условия для проживания и социально-экономической деятельности на их территории населению (условно этот вид конкурентоспособности можно определить как «борьбу за квалифицированные кадры»).

Таким образом, под абсолютной конкурентоспособностью экономики региона следует понимать совокупность физико-географических и социально-экономических его характеристик, которые создают условия для формирования на его территории экономических структур и структур расселения. Относительная конкурентоспособность экономики региона определяется в ранжированном ряду всех регионов того же уровня административно-территориальной иерархии страны.

2.2 Кластеризации экономики: теоретические аспекты

Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной поли­тики в отношении повышения национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах в последние 10 лет. В Правительстве России кластерная полити­ка также рассматривается, как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической дея­тельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой програм­мы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики.

Идея кластеризации нашла отражение в Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Данный документ содержит положение о том, что одним из ведущих направлений организации в стране системы господдержки инноваций, которая позволит закрепить позиции на мировых рынках, является стимулирование развития территориально-производственных кластеров [1].

Итак, что же такое кластер? Общепризнанным «отцом» кластерной теории является американский экономист Майкл Портер. Он определяет кластер, как «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга».

Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспобности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, «ноу-хау», специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением транзакционных издержек, обеспечивающим формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции.

Эффективность кластеров можно проследить при анализе зарубежного опыта их создания. Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира [7].

В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тысяч кластеров, в которых занято 38% рабочей силы союза.

Полностью охвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность. Так, Финляндия, чья экономическая политика базируется на кластеризации, на протяжении 2000-х годов занимает ведущие места в мировых рейтингах конкурентоспособности. За счет кластеров, отличающихся высокой производительностью, эта страна, располагая всего 0,5% мировых лесных ресурсов, обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% -бумаги.

Активно идет процесс формирования кластеров и в Юго-Восточной Азии и Китае, в частности, в Сингапуре (в области нефтехимии), в Японии (автомобилестроение) и в других странах. В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которых находится около 30 тысяч фирм с численностью сотрудников 3,5 млн. человек и уровнем продаж на сумму примерно 200 млрд. долл. в год.

Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в двадцати странах, показывает, что высокая конкурентоспособность этих стран основана на сильных позициях отдельных кластеров - локомотивах конкурентоспособности.

Стоит отметить, что на данный момент созданы и успешно функционируют винодельческие кластеры в США, Франции, Испании, Болгарии, ЮАР, Чили. Широкую известность получил Калифорнийский винный кластер в США, во Франции, в качестве примера, можно привести кластеры в Божоле и Аквитании, испанский винодельческий кластер расположен в Ла-Риоха.

Можно сделать вывод, что конкурентоспособные кластеры часто имеют развитые связи со сходными кластерами в других регионах и странах. Стимулирование подобных международных связей становится важным направлением кластерной политики и заключается в развитии кооперации между родственными кластерами, разработке и реализации программ развития сотрудничества

3 Методические аспекты анализа текущих показателей конкурентоспособности региона (на примере Краснодарского края)

Итак, для поиска инструментов повышения конкурентоспособности Краснодарского края необходимо для начала оценить текущие показатели экономического развития региона.

На первом этапе проанализируем качественные характеристики, присущие региону. Итак, Краснодарский край имеет очень выгодное ЭГП. Регион граничит с Турцией, Грузией, Украиной, Азербайджаном. На территории края находятся крупнейшие морские торговые порты (в городе Новороссийске, Геленджике, Туапсе). Все это указывает на наличие базовой инфраструктуры для развития внешней торговли.

Краснодарский край производит 2,7% общероссийского валового регионального продукта (ВРП). По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2009-2011 года краю присвоена наивысшая категория инвестиционной привлекательности - 1А. Эта оценка выше, чем у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ростовской области. Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма вы­сок: агентством «Standard&Poor's» региону присвоен международный инвести­ционный рейтинг на уровне «BB» (прогноз «позитивный»). Кроме того, край входит в семерку российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций. В Краснодарском крае довольно высокий уровень развития высшего образования, аспирантуры и доктарнатуры. Уровень затрат на научные исследования и разработки в 2010 году составил 4147 млн.руб. Все это говорит о положительных перспективах развития инновационной экономики на территории края.

Далее для оценки количественных показателей был выбран статистический балльный метод, позволяющий дать интегральную оценку конкурентоспособности региона. Метод основан на оценке региона по трем трех групп показателей «использование ресурсов», «уровень жизни», «инвестиции». Таким образом, при использовании статистических данных были получены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Т а б л и ц а 1 – Анализ показателей конкурентоспособности края

Показатель

2010

2011

Тр.

В ср. по России

Балл

I. Показатели наличия и эффективности использования ресурсов региона

Объем ВРП, млрд. руб.

Темпы изменения объема ВРП

1008,15

105,6

1051,5

105,4

 

958,7

104,3

1

Число убыточных предприятий, %

29

23

79,31

35

1

Объем розничного товарооборота, млрд. руб.

700,3

731,4

104,4

-

1

Грузооборот транспорта, тыс. км.

113,3

119,1

104,9

115,1

1

Индекс промышленного производства

108,1

104,7

 

104,6

1

II. Показатели жизненного уровня населения региона

Средняя заработная плата работников, тыс. руб

16,5

18,9

114,5

21

1

Уровень безработицы, %

6

0,9

15

6,2

1

Величина прожиточного минимума, руб.

5999

5976

99,6

5902

0

Объём платных услуг для населения, млрд. руб.

185,3

198,6

107,2

177,0

1

Уровень доходов населения региона, руб.

13893

16647

119,8

18881

0

Зарегистрировано преступлений

17093

16996

99,4

17569

1

III. Показатели инвестиционной привлекательности и активности региона

Инвестиции в основной капитал, всего млрд. руб.

621,4

676,2

108,8

227,2

1

Инвестиции на 1 р. валового регионального продукта

0,69

0,71

102,9

0,2

1

Инвестиции на одного жителя тыс. руб.

119,5

127,6

106,8

73,9

1

По каждому показателю из трех разделов был выставлен балл от нуля до единицы, в зависимости от того, превышает ли показатель среднероссийский уровень, либо не достигает его. А затем определен интегральный показатель конкурентоспособности (таблица 2).

Итак, исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что Краснодарскому краю соответствует характеристика «высокоэффективное сбалансированное развитие», однако существует риск перехода в категорию «несбалансированное развитие».

Т а б л и ц а 2 – Интегральный показатель конкурентоспособности региона

Уровень

Жизни

Эффективность

использования

ресурсов

региона

Инвестиционная привлекательность

и активность

региона

Характеристика

Региона

1

1

1

«Высокоэффективное сбалансированное развитие»

0

1

1

«Несбалансированное развитие»

1

0

1

«Жизнь и развитие за счет других»

1

1

0

«Остановленное развитие или забота о сегодняшнем дне»

0

0

1

«Потенциальные территории»

0

1

0

«Эксплуатируемые территории»

1

0

0

«Жизнь за счет других»

0

0

0

«Кризис»

Это связано с наличием негативных тенденций, которые тормозят развитие экономики края. К основным факторам, сдерживающим инновационный рост предприятий Кубани, можно отнести: финансовые ограничения (недостаток собственных средств, высокая стоимость нововведений, недостаточность государственной поддержки, высокий экономический риск инновационной деятельности); низкий спрос на новые товары, работы, услуги; неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности; недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта; недостаточность законодательной и нормативно-правовой базы.

Среди слабых мест в развитии региона также выделяется низкая наукоемкость производств края. Так, по затратам на технологические инновации регион затратил в 2011 году лишь 700 миллионов рублей, получив 56 место среди регионов России по данному показателю. Что касается объема инновационных товаров, работ и услуг, произведенных в 2011 году, то он составляет 6 то Краснодарскому краю принадлежит 26 место.

Что касается анализа структуры хозяйства региона, то самыми приоритетными отраслями являются: сельское хозяйство, туризм и перерабатывающая промышленность. Все три отрасли относятся к специализации региона, кроме того обладают тесной межотраслевой связью, поскольку конечный продукт каждой из них может быть эффективно использован для другой отрасли, образуя полный цикл производства.

Однако анализ конкурентоспособности нельзя проводить без применения методов сравнительного анализа. На следующем этапе предлагается оценка интегрального показателя конкурентоспособности края, который складывается из единичных показателей-характеристик региона. Вы можете видеть их в таблице 3 и весового значения каждого из них, определенного экспертным путем. Подобный сравнительный анализ был проведен между субъектами Южного Федерального округа РФ с использованием статистических данных. Для сопоставимости данных при сравнении все показатели, используемые в методике анализа, являются относительными.

Т а б л и ц а 3 – Оценка конкурентоспособности регионов ЮФО РФ

Показатели

Весовое значение

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Среднедушевой денежный доход населения, тыс. руб

0,120

12236

7540

16648

14641

14122

14503

Рентабельность ВРП, %

0,109

0,91

-

9,8

-

16,5

3,3

Удельный вес убыточных организаций, %

0,107

19,0

33,3

27,5

39,8

32,4

28,0

Удельный вес инвестиций в основной капитал в ВРП, %

0,105

27,5

30,5

57,5

43,1

19,6

27,3

Расходы консолидированного бюджета на душу населения, тыс. руб

0,101

29,7

32,4

34,9

30,7

29,9

29,3

Доля отгруженной инновационной продукции, от общего объема продукции,%

0,099

9

-

1,2

3,1

13,5

4,8

Удельный вес инновационных организаций в общем числе организаций, %

0,096

0,08

0,09

0,04

0,13

0,07

0,11

Экспорт, млн. долл

0,089

9

31,1

4264,5

380,8

2565,2

3300,5

Окончание таблицы 3

Показатели

Весовое значение

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Доля выпуска специалистов, аспирантов и доктаров, доля от экономически активного населения, %

0,088

1,9

1,7

1,5

1,4

1,9

2,1

Удельный вес малых предприятий в общем числе зарегистрированных предприятий

0,086

0,05

0,01

0,04

0,03

0,05

0,05

После проведения стандартизации показателей и сопоставления их с весовыми значениями мы выявили значение интегрального показателя конкурентоспособности для каждого региона (таблица 4). Согласно нашим расчетам край сегодня наиболее конкурентоспособен среди соседей, высокие значения также у Волгоградской и Астраханской областей.

Т а б л и ц а 4 – Интегральный показатель конкурентоспособности

Регион

Значение показателя

Республика Адыгея

0,6282

Республика Калмыкия

0,4518

Краснодарский край

0,9436

Астраханская область

0,6482

Волгоградская область

0,7657

Ростовская область

0,6929

Итак, в результате проведенного анализа можно сделать вывод, что несмотря на высокие показатели конкурентоспособности можно отметить очевидные «узкие» места экономики региона. Среди них наиболее важные – низкий процент малых предприятий, большая доля убыточных организаций и главное низкие показатели инновационной активности. Все это говорит о необходимости нововведений, как в производственные, так и в управленческие процессы.

  1. Отраслевые кластеры, как точка роста экономики региона (на примере винодельческой отрасли Краснодарского края)

4.1 Винодельческая отрасль края: состояние, проблемы и перспективы

Краснодарский край является крупнейшим производителем винограда, вина и плодово-ягодной продукции в России. Возделывание винограда и плодовых культур позволяет наиболее полно использовать почвенно-климатические условия края, обеспечивает занятость населения и значительные поступления в бюджет. Одна из основных стратегических задач, стоящих перед винодельческой отраслью края, – производство качественной, конкурентоспособной винодельческой продукции, продвижение её на потребительский рынок края, других регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

По состоянию на январь 2011 г. общая площадь виноградников в России составляет около 60 тыс. га. Как видно из рисунка 1, основные насаждения виноградников расположены на территории Краснодарского края (около 45 %).

Рисунок 1 – Площадь виноградников по субъектам РФ

Краснодарский край сегодня занимает первое место по производству винодельческой продукции в Российской Федерации. Доля кубанских вин в российском достигла 52,3%.

В данный момент, на территории края осуществляют деятельность по производству винодельческой продукции 44 предприятия, из них по полному циклу (от переработки винограда до розлива готовой продукции) работают 26 предприятий. Производство вина за последние 10 лет увеличилось более чем в 6 раз: с 3,8 млн. дал до 24 млн. дал. Рост объемов производства вин достигается за счет модернизации действующих производств, ввода высокотехнологичного оборудования, а также строительства новых предприятий. В 2011 году Краснодарский край подтвердил свой статус возрождающегося центра виноделия. Впервые в истории современной России на главной мировой выставочной винной площадке в Лондоне в мае 2011 года был представлен объединенный стенд под названием «Вина России. Сюрприз». Из 27 представленных на дегустационные конкурсы выставки «London International Wine Spirits Fair 2011» образцов 10 кубанских вин получили бронзовые медали, 5 были отмечены дипломами за высокое качество. Это был уже выход на новый уровень признания кубанских вин мировым винодельческим сообществом, что способствует признанию Краснодарского края как оригинального региона с высоким потенциалом и привлечению новых инвестиций в отрасль.

Как отмечает президент Союза виноградарей и виноделов России Л. Попович: винодельческий кластер Краснодарского края создан самой природой. Юг России – это место, где климат, земля, люди позволяют производить вино. Когда вино делается из отечественного сырья, то это самая доходная отрасль растениеводства в сельском хозяйстве. И именно поэтому в 1987 году было 200 тысяч га виноградников. С 2010 года начался рост и восстановлено уже 60 тысяч га [8].

По прогнозным оценкам к 2025 году кластер может заместить до 20% импорта вина в Россию.

Но есть большая преграда – регулирование алкогольного рынка. Условия лицензирования, как для гигантского водочного завода, так и для маленькой винной фермы одинаковы, и эти условия настолько серьезны, что маленькие владельцы не могут туда войти.

Есть ряд проблем, которые тормозят развитие отрасли: недостаточность собственного сырья для производства вина (собственное сырье для виноделия в Краснодарском крае покрывает около 40% спроса); недостаточный уровень конкурентоспособности по отношению к иностранным производителям; наличие барьеров для вхождения в отрасль малых предприятий; непризнание виноделия из собственного винограда сельскохозяйственной деятельностью, ведущее к затруднениям в получении государственной поддержки; подведомственность виноградарства и виноделия различным органам исполнительной власти; сокращение субсидирования виноградарства и виноделия.

В 2011 году поставлен под угрозу рынок полусладких вин, поскольку борьбы с фальсификатом государство не вело, сквозную систему контроля и обязательное декларирование не вводилось, отрасль не была освобождена от акцизов. Вопрос о роли вина в структуре российского потребления на государственном уровне впервые за долгое время был затронут при разработке рамочной концепции на 2010-2020 годы пару лет назад [8].

Сегодня нет комплексного подхода к проблемам и гармоничного соединения регулирования алкогольного рынка с социальными задачами. Поэтому требуются определенные меры по урегулированию проблем отрасли. Необходимы реальные решения и шаги, определенные административные действия и мероприятия в рамках реализации государственной политики, но немаловажны и инициативы самого бизнеса. Возделывание многолетних насаждений имеет свою специфику, поэтому сегодня запас устойчивости для отрасли может быть обеспечен при наращивании инноваций и инвестиций, использовании достижений науки, техники. Ведь серьезные инвестиции обеспечивают стабильное качество.

Для выделения в регионе наиболее перспективных направлений для формирования и развития кластеров необходимо проанализировать отраслевую структуру хозяйства региона (что было сделано выше) и оценить, показывает ли отрасль высокую эффективность по следующим критериям: высокие темпы прироста объемов производства и реализации продукции и/или услуг; высокие объемы инвестиций в отрасль (подотрасль); высокие показатели рентабельности деятельности (таблица 5).

Т а б л и ц а 5 – Объем производства и инвестиций в основной капитал виноградарско-винодельческой отрасли Краснодарского края

Показатель

2010 год

2011 год

Темп прироста, %

Произведено винодельческой продукции, тыс. дал.

24102

27429

13,8 %

Отгружено винодельческой продукции, млрд. руб.

11,9

13,9

16,8 %

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

2761,8

2805,4

24,03

Говоря о рентабельности проданных товаров стоит отметить, что с 2010 по 2011 год она несколько снизилась (с 12,8 % до 12,2 %). Рентабельность активов также показала отрицательный темп прироста, упав с 7,7% до 7%. Тем не менее, в регионе сложились благоприятные условия функционирования отрасли. Наблюдается положительные, достаточно высокие темпы роста производства и реализации продукции. Вкладываются деньги в основной капитал.

Одним из эффективных инструментов стратегического анализа является SWOT-анализ, который позволяет на определенном этапе времени при наличии информации о качественных и количественных характеристиках анализируемого объекта при помощи экспертного суждения выявить, оценить и проанализировать перспективные направления развития.

Итак, для более полной оценки сложившихся условий в винодельческой отрасли края был проведен SWOT-анализ (рисунок 2).

Сильные стороны

  • Значительный объем внутреннего рынка

  • Выгодное ЭГП, природные ресурсы

  • Квалифицированные кадровые ресурсы

  • Поддержка со стороны органов власти

  • Наличие крупных промышленных портов

  • Наличие производственных площадок

Слабые стороны

  • Высокая зависимость от импортного сырья

  • Отсутствие на мировом рынке, отсутствие бренда

  • Устаревшие технологии и оборудование

  • Низкое качество общей массы продукции

  • Слабая защищенность от подделок

Угрозы

  • Нелегальный импорт

  • Рост популярности пива и слабоалкогольных коктейлей

  • Активное развитие стран-конкурентов из СНГ (Грузия, Молдавия, Украина) и новых центров мирового виноделия

Возможности

  • Рост популярности вина на

фоне снижения потребления

крепких алкогольных напитков

  • Рост роли маркетинга

  • Возможность обмена опытом и покупки новых технологий

Рисунок 2 – SWOT-анализ отрасли

Далее сформируем «проблемное поле» или «Матрица возможностей», представленное в SWOT-матрице. Оно позволит выявить прогнозные события, которые могут состояться при «пересечении» сильных и слабых сторон отрасли, возможностей и угроз. Это необходимо для выбора стратегии дальнейшего развития.

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Значительный объем внутреннего рынка

Выгодное ЭГП

Высокая зависимость от импортного сырья

Низкое качество продукции

Угрозы

Рост популярности других слабоалкогольных напитков

Потеря доли на

рынке

алкогольной

продукции

-

Снижение

объемов

производства

вин

Снижение

Спроса на вина

Активное развитие отрасли в странах-конкурентах

Приход новых

конкурентов на

внутренний

рынок

-

Рост

себестоимости

вин

Потеря

доли внутреннего

рынка

Возможности

Рост роли маркетинга

Улучшение

качества

продукции

Приток

инвестиций

 

Реклама

продукции

среднего уровня

Покупка новых технологий и обмен опытом

Выход на

мировой

рынок

Внедрение новых сортов и новых ОПФ

Улучшение

качества

продукции

Рисунок 3 – SWOT-матрица

Не следует забывать, что любое экономическое нововведение подвержено влиянию со стороны уже сложившихся в регионе, стране проблем и стоп-факторов, которые тормозят его развитие. В то же время, существуют условия, позволяющие дать толчок, возможность, перспективу развития и претворению в жизнь экономического проекта на территории конкретного региона. Анализ матрицы SWOT позволяет сделать вывод, что наиболее продуктивные стратегии связаны с выходом на мировой рынок. Стоит отметить, что кластер, как правило экспортоориентирован, что позволяет вчерашним конкурентам в борьбе за место на мировых рынках становиться эффективными партнерами.

  1.  
    1. Анализ и выявление конкурентных преимуществ региона за счет внедрения кластерных интеграционных систем

Наиболее доступным методом анализа наличия кластера в регионе является использование коэффициентов, позволяющих определить значимость определенной отрасли региона в экономике страны в целом. Таковыми являются: коэффициент локализации, коэффициент специализации, коэффициент среднедушевого производства. Если значение анализируемых показателей превышает единицу, то можно говорить о специализации региона в данной отрасли.

Т а б л и ц а 6 – Показатели потенциала кластеризации виноделия Кубани

Показатель

2010 год

2011 год

Коэффициент локализации

16,6

18,0

Коэффициент специализации

16,1

16,4

Коэффициент среднедушевого производства

11,8

12,2

Как видно из таблицы, каждый из рассчитанных показателей превышает установленное значение (единица) в разы. Немаловажным является тот факт, что наблюдается положительный темп прироста каждого коэффициента в 2011 году по сравнению с 2010, что прямо указывает на динамичное развитие отрасли. Значения показателей, а также положительная динамика свидетельствуют о высоком уровне специализации региона и возможности формирования кластера виноделия.

Американский ученый Кристьян Кетелс считает, что наилучшим подходом к повышению конкурентоспособности региона является выявление и развитие уже существующих кластерных образований, так называемое «кластерное активирование».

Итак, «эффект кластера» заключается в тройственной взаимосвязи бизнеса, государства и науки. Далее более подробно остановимся на каждом субъекте. В зависимости от значимости кластера для региона варьируется и государственная политика. Для того, чтобы выбрать правильный вариант поведения государства необходимо провести стратегический анализ. В зависимости от роста или снижения количественных показателей работы по трем категориям «отраслевой рост», «кластерный рост (рост чистых активов предприятий)» и «рост доли в ВРП» по каждому из показателей кластеру присваивается «+» или «–» (таблица 7).

Т а б л и ц а 7 – Выбор государственной политики

Тип

кластера

Стратегическая

Важность

Управляющие

Воздействия

+ + +

Критическая важность для региона

активная поддержка

- + +

Положительная важность для региона

активная поддержка

+ - +

Положительная важность для региона

активная поддержка,

инициирование кластеров

- - +

Проблемная важность для региона

реструктуризация кластера с целью повышения потенциала его роста

+ + -

Средняя важность для региона

не мешать

+ - -

Средняя важность для региона

не мешать

- + -

Средняя важность для региона

не мешать

- - -

Неэффективность для региона

Реструктуризация предприятий с целью высвобождения ресурсов

Так как винный кластер края еще не сформирован, либо находится на самой первой, «Эмбрионной стадии развития», мы не можем констатировать кластерный рост, однако по пунктам «отраслевой рост» и «доля в ВРП», несомненно можно присвоить отрасли значение «+». Исходя из этого и данных представленных в таблице 6, отметим, что для государства наиболее продуктивными будут возможные стратегии: «активная поддержка» и «инициирование кластеров».

Создание кластера открывает значительные перспективы, прежде всего, давая возможность производить конкурентосопособную продукцию, что в свою очередь дает шанс выхода на мировые рынки.

Далее остановимся подробнее на преимуществах предпринимателей. Наибольшую заинтересованность в создании винного кластера должен проявлять, конечно, малый и средний бизнес. Потому как именно таким предприятиям необходима определенная поддержка, опыт на ранних стадиях. На развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его доли в экономике регионов влияют условия спроса в регионе, специфика отраслевой структуры экономики и региональный бизнес-климат. Создание благоприятного бизнес-климата является одной из главных задач кластеризации. Кроме того, привлечение прямых иностранных инвестиций на уровне малых и средних промышленных предприятий имеет свою специфику. В силу ограниченных финансовых и людских ресурсов, а также языковых барьеров, такие компании могут осуществлять выход на внешние рынки только при условии наличия надежного местного делового партнера.

Формирование винного кластера в Краснодарском крае будет способствовать созданию предприятий малого и среднего бизнеса вокруг крупных организаций.

Здесь особо стоит обратить внимание на то, что создание кластера равно выгодно и крупным предприятиям, служащим фундаментом для такого объединения и представителям малого бизнеса. Создание кластеров оказывает мощное воздействие на сферу малого и среднего бизнеса. В качестве поставщиков узлов и полуфабрикатов к работе фирм-лидеров подключаются не только крупные, но и средние и даже мелкие предприятия. Первым это выгодно с точки зрения снижения издержек. А для небольших фирм формируется емкий и быстро растущий рынок с инновационной направленностью. Лидер, то есть крупное предприятие – это исключительно квалифицированный потребитель, готовый оценить любые усовершенствования, внесенные небольшим предприятием в свою продукцию, и весьма заинтересованный в том, чтобы такие новинки появлялись регулярно. Ведь улучшенная компонентная база в будущем способна генерировать конкурентные преимущества для его собственной продукции. А самой малой фирме расти «под зонтиком» сильного предприятия куда проще, чем в одиночку пробиваться на свободном рынке. Сознательный симбиоз с ведущими предприятиями кластера в роли их субпоставщика представляет собой потенциально очень успешную стратегию.

Конкуренция внутри кластера превращается в механизм активного распространения конкурентных преимуществ. Не случайно растущей популярностью у практиков пользуется бенчмаркинг. Под этим термином понимают сравнительный анализ показателей собственной компании и характеристик работы наиболее успешных фирм. Подражание лучшим образцам позволяет в сжатые сроки и с наименьшими затратами произвести усовершенствование бизнес-процессов. А в идеале применение бенчмаркинга дает возможность не только воспроизвести источники чужих успехов, но даже превзойти первооткрывателей за счет более последовательного использования их удачных находок.

На практике в виноградарско-винодельческой отрасли Кубани также функционируют свои предприятия-лидеры и менее успешные компании, которые переживают кризис. Постепенно вокруг наиболее успешных предприятий и может быть создан винный кластер.

В результате проведения анализа финансово-экономической деятельности предприятий виноградарско-винодельческой отрасли (были проанализированы основные показатели деятельности 13 предприятий Краснодарского края) с использование методики Е.В. Негашева и А.Д. Шеремета были выявлены предприятия-лидеры, наиболее устойчивые и стабильно развивающиеся. Методика анализа получила название «Метод эталонного предприятия». Были рассчитаны, предложенные авторами показатели (затраты на 1 рубль продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами средствами, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии) по результатам работы за 2011 год (таблица 8).

Т а б л и ц а 8 – Расчет финансово-экономических показателей.

Предприятия

Затр. на

1 руб. прод.

Ра

Рск

Ксос

Ктл

Ка

ГУП КК «Абрау-Дюрсо»

0,90

0,0001

0,0003

(0,44)

0,33

0,30

ОАО «Витязево»

1,17

(0,05)

(0,11)

0,29

1,69

0,44

ООО «Долина»

0,90

0,06

0,03

(0,22)

1,35

0,17

ЗАО АФ «Кавказ»

1,15

0,003

0,09

(2,29)

0,79

0,03

ЗАО «Кубанская лоза»

0,89

(0,01)

(13,46)

(0,20)

1,35

(0,0003)

ООО «Мильстрим-Черноморские вина»

0,79

0,02

(0,81)

(0,06)

1,83

(0,011)

ЗАО АФ «Мысхако»

0,68

0,0004

0,01

(1,60)

1,35

0,08

ЗАО АФ «Родина»

1,09

(0,02)

(0.06)

(5,28)

0,18

0,29

ЗАО «Русская лоза»

0,82

0,01

0,14

(0,42)

1,45

0,04

ООО «СПК им. Ленина»

1,27

(0,04)

(0,07)

(0,19)

1,77

0,52

ОАО АПФ «Фанагория»

0,71

0,01

0,23

0,06

1,39

0,35

ОАО «Южная»

0,62

0,09

0,11

0,07

2,61

0,67

ООО «СК Геленджик»

1,91

(1,66)

(0,28)

(5,67)

1,23

(6,63)

По каждому из коэффициентов был выбран эталонный показатель в столбце и произведена стандартизация путем деления показателей на эталонный, рассчитан рейтинг каждого предприятия. В зависимости от величины рейтинга (чем меньше рейтинг, тем ближе предприятие к эталонному) были распределены места, выявлены лидеры (таблица 9).

Т а б л и ц а 9 – Рейтинг и место предприятия

Предприятия

Рейтинг

Место

ГУП КК «Абрау-Дюрсо»

3,099726

7

ОАО «Витязево»

2,377856

4

ООО «Долина»

2,236918

3

ЗАО АФ «Кавказ»

9,091595

10

ЗАО «Кубанская лоза»

59,57629

13

ООО «Мильстрим-Черноморские вина»

4,868901

8

ЗАО АФ «Мысхако»

6,739274

9

ЗАО АФ «Родина»

19,33565

11

ЗАО «Русская лоза»

2,857324

5

ООО «СПК им. Ленина»

2,930324

6

ОАО АПФ «Фанагория»

1,374773

2

ОАО «Южная»

0,920869

1

ООО «СК Геленджик»

30,47159

12

Для чего необходима идентификация предприятий-лидеров? Именно они в будущем послужат основой для создания кластера. Хотя был проанализирован ограниченный круг предприятий, даже на этом уровне очевидно, что сегодня в отрасли осуществляют деятельность крупные компании, которые стабильно развиваются, наращивают свой промышленный и экономический потенциал год от года и уже сегодня способны составить конкуренцию иностранным производителям. Именно инициатива таких «лидеров рынка» может стать одним из решающих факторов при формировании кластера.

Как видно, из вышеприведенного анализа затраты на 1 рубль произведенной продукции очень велики и в среднем составляют 0,99 рублей, то есть с каждого рубля предприятия получают лишь 0,01 рубль прибыли. Эта неутешительная цифра указывает на то, что предприятиям, в большей степени это относится к малым и средним (так затраты предприятия ООО «СК Геленджик» составляют 1,91 рубль!), необходимо в значительной мере снижать издержки. Что этому может способствовать? Так, как кластер объединяет не только предприятия, занимающиеся основным видом деятельности в данной отрасли (в данном случае выпуском винной продукции), но и обслуживающие компании, посреднические и прочие организации. Становится возможным снижать прямые и косвенные издержки, так как обслуживающие компании работают на увеличение объема оказываемых услуг, кроме того на их работу оказывает влияние очень высокая конкуренция, что в результате выражается в проведении гибкой ценовой политики и повышении качества обслуживания.

Другой пример, низкий уровень менеджмента и катастрофический износ производственных фондов. Техническая и технологическая отсталость предприятий винодельческой отрасли сегодня очевидна. А ведь первичная цель создания кластера – поддержка и внедрение инноваций. Появление новых исследовательских институтов, «производителей» новейших технологий, а затем внедрение этих технологий в производство внутри кластера позволят переоснастить предприятия за приемлемую цену. Существуют и другие возможности. Например, все предприятия кластера предоставляют информацию о своём технологическом оборудовании, которое в данный момент не используется и может быть предложено для размещения заказов. Выстраивается система субконтрактации, которая позволяет предприятиям активнее задействовать имеющиеся на каждом предприятии ресурсы и существенно экономить средства.

Кроме того представителям бизнеса (даже самым крупным предприятиям) выгодно объединяться поскольку создание кластера предполагает наличие определенных законодательных инициатив государства, а также таких шагов, как налоговые льготы, создание свободных экономических зон.

Фирмы остро нуждаются в информации, которая необходима для успешной деятельности на рынке. Причем в информации самой разноплановой. Важно быть осведомленными о потребностях заказчика, стратегиях контрагентов и конкурентов и многом другом. Возможность владения такими сведениями и есть одно из основных преимуществ участия в кластере. Другими положительными факторами (в первую очередь для бизнеса) являются:

  • доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе (при наличии конкурентоспособных местных поставщиков);

  • снижение транзакционных издержек;

  • доступ к накопленной внутри кластера информации по маркетингу, технологиям;

  • взаимодополняемость видов деятельности участников кластера;

  • оперативное решение или смягчение организационных проблем;

  • понимание и реальное осуществление инноваций;

  • снижение барьеров выхода на новые рынки.

Сегодня множество компаний связаны друг с другом невидимыми нитями. Такие гиганты, как «Samsung», «Compaq», «Siemens», «Motorola», «Apple» осуществляют поставки своих компонентов (микропроцессоров, микрочипов, карточек РС), казалось бы, прямым конкурентам. Эти мировые лидеры, как и большинство фирм, соединены в сеть, а конкурируют друг с другом только на уровне конечных продуктов.

Принципы деятельности кластера сводятся к следующему:

  • унификация намерений (общий взгляд, ценности и цели сохраняют сеть);

  • независимость членов сети;

  • добровольные связи и стандарты взаимодействия (по мере развития взаимодействий усиливается доверие, уменьшаются издержки и появляются новые возможности);

  • множество лидеров (основной принцип: меньше начальников – больше лидеров);

  • интегрированные уровни (кластеры многоуровневые, но эти уровни определяются только сферами деятельности).

Следует отметить, что одним из главных преимуществ кластера является то, что он не является вертикально-интегрированнным объединением с юридически жесткими рамками. Основной эффект кластера состоит в том, что каждый участник входящий в него, выполняя свои функции получает необходимые конкретно ему преимущества. Главная отличительная особенность - «мягкая» форма интеграции, организационная гибкость и адаптивность к внешней среде

Кластер не должен быть навязан «сверху». Наоборот инициатором выступает бизнес. Однако в нашей стране слишком низок уровень доверия между бизнес-структурами. Чтобы они сели за стол переговоров и пришли к конструктивному решению, безусловно, требуется инициатива государства. Во-первых, оно выступает в качестве арбитра, третейского судьи, обладает полным объемом данных, тогда как у каждого из участников потенциального

Кластера есть фрагментарная информация.

Кроме того, государство – гарант того, что сторона, сегодня согласившаяся на уступки в рамках кластера, получит преференции в заранее оговоренные сроки и в заранее определенном виде. Во-вторых, формирование кластера затрагивает экономические задачи государственного масштаба, соответственно, его поддержка необходима. К задачам такого типа относится защита внутреннего рынка и выход на внешний в рамках каждой из отраслей.

В конечном итоге главное преимущество государство – рост конкурентоспособности региона за счет более эффективной деятельности отраслей. То есть выход производителей Кубанских вин на мировые рынки, в результате повышение качества продукции, производства конкурентоспособного конечного продукта, обладающего своим уникальным брендом – основополагающая задача, для кластеризации винодельческой отрасли края. И здесь одни из определяющих является тот факт, что формирование и развитие кластеров служит эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции.

Таким образом, как уже было отмечено выше, основной феномен кластера состоит в том, что каждый участник, преследуя свою цель, повышает эффективность не только своей работы, но и работы конкурента, либо партнера (рисунок 4).

 

Интересы и цели

Функции

Потенциальные участники

 

 

Образование и наука

вузы, НИИ

финансирование проектов,

обновление фондов,

возможности кооперации

подготовка кадров,

проведение исследований

 

 

Госсектор

органы региональной власти

рост рейтинга региона,

приток инвестиций,

повышение занятости населения

разработка нормативно-правовой базы,

организационные вопросы

 

 

Бизнес

винодельческие предприятия

доступ к ресурсам и технологиям,

возможности кооперации,

приток инвестиций

повышение качества продукции,

инновационное развитие производства

 

 

Организации инфраструк

туры

новые проекты,

рост активов,

новые рабочие места,

возможности кооперации

технологическое, информационное, финансовое сопровождение проектов

 

 

Партнеры, посредники

сопутсв. отрасли

новые контракты,

стабильность заказов,

возможности кооперации

контроль качества,

диверсификация продукции,

оптимизация цен

 

Рисунок 4 – взаимосвязь и интересы потенциальных участников кластера

Как видно из рисунка 4, все звенья ,то есть участники кластера взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодополняемы. То есть эффективное функционирование каждого участника определяет степень качества показателей другого взаимодействующего звена.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы представить модель винного кластера, который может быть сформирован в Краснодарском крае. Для формирования кластера целесообразно основываться на так называемой «Модели Жемчужины» (рисунок 5), которая рассматривает кластер с точки зрения состава его участников и элементов.

Рисунок 5 – Модель винного кластера

Создание винного кластера позволит в будущем создать и межотраслевые кластеры. В Краснодарском крае, например, существуют вполне реальные тенденции к возникновению прочных межотраслевых связей между виноделием и туризмом. Активно разрабатывается идея винного туризма. На сегодняшний день уже разработано окало 20 различных винных туров. Кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии для всей национальной экономики, способствуя появлению новых рабочих мест, наращиванию отраслевого инновационного потенциала, формированию сетевого устройства экономического пространства, упрочению его целостности.

Заключение

Рост региональной экономики основан на базовых для региона отраслях. Для Краснодарского края одной из таких отраслей является виноградорско-винодельческая, о чем говорят колличественные показатели работы отрасли (объем производства, продаж, инвестиций в основной капитал), а также проводимая региональная политика.

В результате проведенного анализа винодельческой отрасли Краснодарского края, расчета основных коэффициентов, характеризующих наличие либо предпосылки создания кластера, а также после проведения сравнительного анализа, расчета рейтинга и выявления организаций-лидеров (среди 13 проанализированных винодельческих предприятий) можно сделать вывод о том, что создание винного кластера в регионе – это не просто теория или амбициозный проект, но и реальный практический путь инновационного развития экономики Кубани.

Кроме того, в работе были проанализированы факторы влияния внешней среды, негативные тенденции, наметившиеся в винодельческой отрасли края. Наряду с этим, приведены показатели количественные и качественные, указывающие на перспективы и возможности создания кластера именно на территории Краснодарского края.

Более того выявлены и обоснованы на примере конкретных практических ситуаций преимущества, которые получает каждый из участников кластера, выполняя ряд своих функции. Приведены конкретные практические мероприятия кластеризации, классифицированные в соответствии с задачами и функциями каждого объекта кластера.

С помощью инструментов стратегического и статического балльного метода дана оценка уровню конкурентоспособности Краснодарского края, а также выбран инструмент увеличения эффективности региональной экономики.

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Кон­цепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. – 2008. – № 47. – Ст. 5489.

  2. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Междунар. отношения, 1993.-896 с

  3. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использование кластерных подходов [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pmjobs.net/art/7.doc

  4. Чайникова Л.Н. Методические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография / Л.Н. Чайникова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 148 с.

  5. Бондаренко В. Малые предприятия в системе класте­ров [Электронный ресурс] // Бизнес для всех. 2005. № 33. Ре­жим доступа: http://www.businesspress.ru.

  6. Марков, Л.С. Проблемы реализации кластерной поли­тики в России [Электронный ресурс] / Науч. эксперт. 2007. № 4. Режим доступа: http://www.cluster-center.ru.

  7. Левчук Е.Б., Власкин Г.А. Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  8. Журнал «Russian food&drinks market magazine» Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru.

  9. Корчагина Н.А., Соколова К.С., Ахунжанова И.Н. Международная конкурентоспособность и стратегии компаний. – А: Астраханский университет, 2010. – 76 с.

  10. Пятинкин С.Ф. Развитие кластеров. – Минск: Тесей, 2008. – 72 с.

Просмотров работы: 12446