МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Коротеева А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Орловский государственный аграрный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях рыночных отношений перед сельскохозяйственными организациями остро стоит проблема выживания и обеспечения непрерывности развития. В основе решения этой проблемы лежит напряженная работа по созданию конкурентных преимуществ и достижению на их основе высокого уровня конкурентоспособности.

Различают следующие типы конкурентных преимуществ. Преимущества низкого порядка — это дешевые рабочая сила, материальные ресурсы, здания и оборудование, финансовые ресурсы (низкие цены). Преимущества высокого порядка — уникальные: продукты технологии, персонал, ресурсы, связи, бренд [1]. Если организация имеет конкурентные преимущества низкого порядка, т.е. может пользоваться дешевыми ресурсами производства, то это позволяет ему продавать свои товары по более низким ценам, чем у конкурентов, и благодаря этому побеждать в борьбе за покупателей. Но такие преимущества, как правило, недолговечны, так как эти ресурсы могут либо подорожать, либо их перекупят более богатые конкуренты. Более устойчивы во времени конкурентные преимущества высокого порядка, полученные благодаря уникальным знаниям, способностям, технологиям. Используя эти преимущества, организации могут успешно продавать свои товары не только потому, что они дешевле, чем у конкурентов, но и потому, что больше соответствуют требованиям покупателей[2].

Оценка конкурентоспособности фирмы требуется для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, привлечения средств инвестора в производство, составления программы выхода предприятия на новые рынки. В любом из этих случаев преследуется цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке. Ее достижение возможно при наличии объективной методики оценки конкурентоспособности. Наиболее известными являются следующие:

  1. Матричный метод (разработан «Бостонской консалтинговой группой)

В основе данной методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукта (товара, услуги). Сущность оценки заключается в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат, где по горизонтали – темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали – относительная доля товара/услуги на рынке. Наиболее конкурентоспособными признаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке.

Преимущество метода заключается в том, что при наличии достоверной информации об объемах реализации он обеспечивает высокую репрезентативность оценки.

Недостатком же является невозможность проведения анализа причин происходящего и осложнение выработки управленческих решений[3].

  1. Метод, где в качестве основного подхода используется оценка товара/услуги предприятия.

Данный метод базируется на утверждении, что конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность продукции выступает соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособным признается товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

Кт=К/Ц (1)

где: К – показатель качества товара;

Ц – показатель цены товара;

Кт – показатель конкурентоспособности товара.

Чем выше разница между потребительской ценностью товара для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара для потребителя.

Основным преимуществом метода является то, что он учитывает такой важный критерий, влияющий на конкурентоспособность организации, как конкурентоспособность товара.

Недостаток метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как в данном случае конкурентоспособность предприятия отождествляется с конкурентоспособностью товара и не затрагивает другие аспекты [4].

  1. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции.

Данная теория утверждает, что наиболее конкурентоспособными являются предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность деятельности каждой службы оказывают влияние различные факторы и ресурсы фирмы. Оценка эффективности работы каждого из подразделений заключается в оценке эффективности использования им этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности [4].

В первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация труда на производстве.

Ко второй группе относятся показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем.

Третья группа включает в себя показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования.

Четвертая группа включает в себя показатели конкурентоспособности товара: его качество и цена.

В связи с тем, что каждый из этих показателей имеет различную степень важности для расчета коэффициента конкурентоспособности организации (Кко) экспертным путем разработаны коэффициенты весомости критериев.

Расчет критериев и коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле средней арифметической взвешенной:

Кко=0,15Эп+0,29Фп+0,23Эс+0,33Кт (2)

где: Кко – коэффициент конкурентоспособности организации;

Эп – значение критерия эффективности производственной деятельности организации;

Фп – значение критерия финансового положения организации;

Эс – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;

Кт– значение критерия конкурентоспособности товара;

0,15; 0,29; 0,23; 0,33 – коэффициенты весомости критериев.

Эп=0,31И+0,19Ф+0,40РТ+0,10П (3)

где: Эп – критерий эффективности производственной деятельности организации;

И – относительный показатель издержек производства на единицу продукции;

Ф – относительный показатель фондоотдачи;

РТ – относительный показатель рентабельности товара;

П – относительный показатель производительности труда;

0,31; 0,19; 0,40; 0,10 – коэффициенты весомости показателей.

Фп=0,29 КА+0,20Кп+0,36Кл+0,15КО (4)

где: Фп – критерий финансового положения организации;

КА – относительный показатель автономии организации;

Кп – относительный показатель платежеспособности организации;

Кл – относительный показатель ликвидности предприятия;

КО – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств;

0,29; 0,20; 0,36; 0,15 – коэффициенты весомости показателей.

Эс=0,37 Рп+0,29Кз+0,21Км+0,14Кр (5)

где: Эс – критерий эффективности организации сбыта и продвижения товара;

Рп – относительный показатель рентабельности продаж;

Кз – относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

Км – относительный показатель загрузки производственных мощностей;

Кр – относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта;

0,37; 0,29; 0,21; 0,14 – коэффициенты весомости показателей.

Расчет критерия конкурентоспособности товара проводится по формуле, представленной в первом методе. В целом алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности организации включает в себя три последовательных этапа:

Первый этап включает в себя расчет единичных показателей конкурентоспособности предприятия и перевод показателей в относительные величины (баллы).

Для перевода показателей в относительные величины производится их сравнение с базовыми показателями, которыми могут являться среднеотраслевые показатели, показатели конкурирующей организации или лидера на рынке, показатели оцениваемой организации за прошлые отрезки времени. В целях перевода показателей в относительные величины используется 15-ти бальная шкала. При этом в 5 баллов оценивается показатель, имеющий значение хуже, чем базовый; в 10 баллов – на уровне базового; в 15 баллов – имеющий значение выше базового.

На втором этапе проводится расчет критериев конкурентоспособности предприятия по приведенным выше формулам. Третий же этап включает в себя расчет коэффициента конкурентоспособности организации.

Основным преимуществом данной методики оценки конкурентоспособности организации является то, что она охватывает наиболее важные оценки хозяйственной деятельности организации, исключает дублирование отдельных показателей и позволяет получить объективную картину положения предприятия на отраслевом рынке.

Таким образом, в заключение отметим, что определение собственной конкурентоспособности организации является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта, а для объективной оценки уровня конкурентоспособности организаций различные методы оценки конкурентоспособности могут применяться комплексно.

Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется организации прежде всего для того, чтобы определить, в чем ее преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.

Список литературы.

  1. Гродская Г.Н. Проблемы оценки инновационной конкурентоспособности региона // Вестник самарского государственного экономического университета. – 2007. - №8 (34). – с. 39-45

  2. Коков А.Ч., Арипшев З.А., Луков Х.Ю. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности отраслевых предприятий региона // Проблемы современной экономики. – 2012. - № 2 (42). – с.308-311

  3. Лифиц И.M. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.

  4. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 192 с. – 120 экз. – ISBN 5-8265-0568-0 (978-5-8265-0568-7).

Просмотров работы: 9684