ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Ятченко К.Л. 1
1Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях глобализации и монополизации, присущих современному обществу, деятельность хозяйствующих субъектов во многом затруднена и нуждается в административном воздействии. При этом, не следует недооценивать значения региональных органов управления, более приближенных в объекту воздействия, т.е. самим предприятиям и организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность. В связи с большим региональным своеобразием Российской Федерации все более важным аспектом системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства является региональный аспект. Поэтому исследование поддержки субъектов малого предпринимательства в Ростовской области, несомненно, актуально.

Малый бизнес – это сектор национальной экономики, включающий в себя индивидуальное предпринимательство и небольшие частные предприятия. Государственная поддержка субъектов малого бизнеса в России регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[1], в котором описаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу, а также Налоговым кодексом РФ.

Для отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малых» или «средних», численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно – для средних предприятий;

  2. до ста человек включительно – для малых предприятий;

  3. среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными плюсами для субъектов малого предпринимательства является льготный налоговый режим, который выражается, во-первых, в уменьшенном объеме налоговых платежей, а, во-вторых, в упрощенном порядке налоговой отчетности, установленном в главах 26.2 «Упрощенная система налогообложения» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ[2].

Для сравнения: в США под малым бизнесом понимается компания с численностью занятых не более 100 человек, в Европейском Союзе – 50 человек. Средний бизнес по численности занятых имеет следующие верхние границы: в США – до 500 чел., в ЕС – до 250 чел. В Австралии предприятие считается малым, если его численность занятых составляет 1-19 чел., средний бизнес – от 20 до 200 человек. Кроме трудовых ресурсов, малый бизнес может быть квалифицирован по объему продаж, стоимости активов, чистой прибыли. Также в США и ЕС существует понятие микропредприятия (microbusinesses) с численностью занятых до 10 человек [3]

Что касается России, малый бизнес в последние годы развивается и во многом благодаря поддержки субъектов малого и среднего бизнеса на разных уровнях.

Основные цели поддержки предпринимательства на разных иерархических уровнях управления в РФ представлены на рисунке 1 [4].

Рисунок 1. Иерархическая структура целей

поддержки малого предпринимательства

Судя по информации, представленной на рисунке 1, можно сделать выводы, что цели поддержки малого и среднего предпринимательства на разных уровнях управления различны. Исходя их этого, нами были выделены три основных направления формирования региональных инструментов поддержки предпринимательства и даны рекомендации по применению этих инструментов:

  1. Задействование муниципальных властей в региональной поддержке предпринимательства

  2. Создание рыночной инфраструктуры.

  3. Формирование информационно-аналитической системы поддержки предпринимательства[5].

Одной из основных проблем реформирования территориального управления является рациональное разделение функций между органами власти субъекта федерации и муниципальным самоуправлением. Ведь в случае избыточной централизации полномочий на уровне субъекта Федерации блокируется функционирование органов местного самоуправления, а в обратном случае — чрезмерная децентрализация препятствует осуществлению субъекта федерации необходимых интеграционных функций[5].

Субъекты РФ должны конкретизировать и детализировать направления этой политики применительно к условиям своих регионов, а также применять дополнительные меры по поддержке малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы региона. Значение субъектов малого предпринимательства в экономике отражается в следующих моментах:

  • малый бизнес позволяет наиболее полно удовлетворить потребности населения в товарах и услугах;

  • для старта дела нужны инвестиции в размере меньшем, чем для создания крупных компаний;

  • развитие малого предпринимательства – одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

  • малыми предприятиями проще управлять – для них не требуются сложные управленческие структуры;

  • развитие малого бизнеса в значительной степени позволяет смягчить проблему безработицы;

  • малое предпринимательство более гибкое, чем средний и крупный бизнес: быстрее реагирует на спрос потребителей.

Что касается непосредственно Ростовской области, то малый и средний бизнес на Дону с каждым годом наращивает обороты и укрепляет свои позиции не только внутри области, но и за её пределами. Но, несмотря на это он нуждается в региональной поддержке.

По данным Росстата число малых предприятий в Ростовской области на 1 июля 2011 года составило 6,2 тыс. (без учета микропредприятий) [6].

Поддержка малого и среднего предпринимательства в Ростовской области направлена на увеличение конкурентоспособности экономики за счет создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей[6].

Программно-целевой и комплексный подход к решению проблем предпринимательского сообщества, многолетний последовательный курс на динамичное развитие малого и среднего бизнеса призваны решить приоритетные задачи социально-экономического развития Ростовской области - обеспечение экономического роста и занятости населения, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности области и благосостояния жителей Донского края.

В Ростовской области принята и реализуется Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2014 годы. Ее паспорт приведен в Таблице 1.

Таблица 1 - Паспорт основной программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, действующей в настоящий момент в Ростовской области

Название программы

Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Администрации Ростовской области от 12.05.2008 № 106 «О разработке Областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2011 годы»

Государственный заказчик Программы

Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области

Разработчик Программы

Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области (управление развития малого предпринимательства и межрегиональных связей)

Основная цель Программы

Обеспечение равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП)

Основные задачи Программы

  1. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в улучшении условий жизни населения в Ростовской области.

  2. Обеспечение взаимодействия бизнеса и областных органов государственной власти посредством развития частно-государственного партнерства, привлечение субъектов МСП к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области.

  3. Наполнение регионального рынка товарами и услугами малых и средних предприятий, в том числе инновационного характера.

  4. Увеличение числа субъектов МСП.

  5. Увеличение налоговых поступлений от субъектов МСП в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

  6. Повышение инвестиционной активности субъектов МСП

Продолжение Таблицы 1.

Сроки реализации Программы

2009 – 2014 годы

Структура Программы, перечень подпрограмм, основных направлений и мероприятий

  1. Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

  2. Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, а также целевые показатели.

  3. Раздел III. Система программных мероприятий.

  4. Раздел IV. Нормативное обеспечение.

  5. Раздел V. Механизм реализации Программы, включая организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации.

  6. Раздел VI. Оценка эффективности реализации Программы.

Исполнители и соисполнители Программы

Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области;

Областные органы государственной власти

Участники Программы

Органы местного самоуправления, банковские учреждения, микрофинансовые организации, лизинговые компании, общественные объединения предпринимателей, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов МСП

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  1. Обеспечение темпа роста числа малых и средних предприятий в Ростовской области в 2014 году к 2008 году не менее 113,2 процента.

  2. Увеличение доли продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта в 2014 году до 17,3 процента.

  3. Обеспечение темпа роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях в 2014 году к 2008 году не менее 103,9 процента.

  4. Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 году до 29,4 процента.

  5. Обеспечение темпа роста объемов инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в 2014 году к 2008 году не менее 142,9 процента.

  6. Обеспечение темпа роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях в 2014 году к 2008 году не менее чем в 2,1 раза

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы по итогам каждого года осуществляют Правительство Ростовской области и Контрольно-счетная палата Ростовской области в соответствии с их полномочиями, установленными областным законодательством.

Общие средства бюджетного финансирования представлены в Таблице 2.

Таблица 2- Средства бюджетного финансирования Областная долгосрочная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 – 2014 годы

Общий объем финансирования

502 810 212,5 тыс. рублей

в том числе:

 

средства областного бюджета

1 474 395,5 тыс. рублей

в том числе:

 

2009

227 350 000 рублей

2010

248 040 000 рублей

2011

268 130 000 рублей

2012

242 875 500 рублей

2013

244 000 000 рублей

2014

244 000 000 рублей

средства федерального бюджета

 

в том числе:

 

2010

472 804 000 рублей

2011

453 701 903 рублей

2012

589 015 150 рублей

Общие средства внебюджетного финансирования представлены в Таблице 3.

Таблица 3- Средства внебюджетного финансирования

Средства внебюджетных источников

499 839 298 000 рублей

2009

58 542 482 000 рублей

2010

71 033 754 000 рублей

2011

86 199 414 000 рублей

2012

91 849 388 000 рублей

2013

94 987 679 000 рублей

2014

97 226 581 000 рублей

В данной программе, предусмотрено 120 мероприятий, нацеленных на достижение к 2014 году темпов роста числа малых и средний предприятий не менее 102,6 процентов, среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 103,6 процентов, объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 111,0 процентов, среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее 114,5 процентов, доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВРП в 2014 году не менее 20,5 процентов, доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2014 году не менее 26,1 процентов.

Прогнозировать такие результаты позволяют следующие факторы:

  • сложившееся деловое партнёрство с банками и микрофинансовыми организациями;

  • работа Совета по предпринимательству при администрации Ростовской области и аналогичных Советов при администрациях муниципальных образований;

  • деятельность областной межведомственной комиссии по устранению административных барьеров и соответствующих комиссий на местах;

  • расширяющийся доступ к информации, консультационным услугам и повышению образовательного уровня.

По важнейшим показателям развития малого предпринимательства Ростовская область занимает следующие места в Российской Федерации: по количеству малых предприятий – 5, среднесписочной численности работающих на них – 6, обороту – 9, инвестициям в основной капитал – 6[6].

В настоящий момент данная программа успешно реализуется, около двух третей из выделенных бюджетных и внебюджетных средств уже израсходовано. Направления поддержки расширяются, суммы увеличиваются.

Несмотря на это существенную поддержку малого и среднего предпринимательства, оказываемую в Ростовской области, следует отметить ряд проблем

  • институционально-информационные проблемы;

  • лоббирование интересов отдельных бизнес-структур в органах власти,

  • не снижающиеся объемы правонарушений, связанных с коррупцией,

  • высокие административные барьеры,

  • низкая инновационность малых и средних предприятий области.[4]

Их большое число искажает положительный вектор развития предпринимательства в Ростовской и обосновывает необходимость в совершенствовании и усилении мер региональной поддержки.

Помимо существующих институциональных проблем доступа к государственным кредитным ресурсам в Ростовской области, обусловленных неразвитостью организаций финансирования в регионе, а также общих конъюнктурных проблем, необходимо выделить внутренние проблемы сферы малого предпринимательства. Последние включают в себя низкую залогоспособность, слабую финансовую устойчивость, высокую долю невозвратов в общем объеме вложений. Решение перечисленных трудностей вряд ли возможно путем использования государством директивных мер, однако, очевидно, что государственные органы могут участвовать в формировании экономических стимулов для решения указанных проблем

В среде малого предпринимательства имеются отдельные группы, которые плохо ориентируются в ситуации, питая завышенные ожидания в отношении государственной поддержки, не рассматривая других возможностей, связанных с услугами различных субъектов инфраструктуры. Это налагает на региональную администрацию обязанность усилить информационно-разъяснительную работу, с целью предоставления предпринимателям более конкретной и детальной информации о возможностях, заложенных в различных направлениях государственной финансовой поддержки.

По нашему мнению, системное решение возможно в том случае, если формирование и стабильность региональной инфраструктуры финансовых услуг для субъектов малого бизнеса станут целью региональной политики администрации региона, средством для решения конкретных экономических задач. И все это необходимо сочетать с применением корректных форм и методов регулирования финансового рынка со стороны государственных органов власти региона.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)/ http://base.garant.ru/12154854/

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации/ http://base.garant.ru/10900200

  3. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. – Мн.: Книжный дом, 2009.–272 с.

  4. Мечикова М.Н. Структурно-уровневый подход к развитию институционально-экономического механизма промышленной политики: Дис. канд. экон. наук. Ростов-на-Дону, 2011, 185с.

  5. Гуриева Л. Стратегия устойчивого развития региона [Текст]// Проблемы теории и практики управл. - 2007. - N 2. - С.46-57.

  6. http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=100901;

Просмотров работы: 6550