НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОИМУЩИМ СЕМЬЯМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Поникаровская К.В. 1
1Омский Государственный Институт Сервиса
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.[1]

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.

Дисфункцию семейных отношений могут вызвать следующие причины:

• экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи;

• асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;

• психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;

• медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.[2]

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, на богатые, среднеобеспеченные и бедные семьи. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных резко возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей, из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. [3]

Точкой отсчёта бедности является прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме Российской Федерации», он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзины с учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В Омской области установили новую величину прожиточного минимума. Согласно постановлению регионального кабинета министров, его средняя величина на душу населения составит 5683 рубля. Для трудоспособного населения-6123 рубля, для пенсионеров-4513, для детей-5421

По официальным данным, по сравнению с предыдущим кварталом 2011 года, величина прожиточного минимума в среднем выросла на шесть процентов (320 рублей). Это произошло в основном за счет сезонного роста цен на продукты.

Размер прожиточного минимума пересматривается региональным правительством ежеквартально (в данном случае речь идет о третьем квартале). Основанием служат статистические данные об уровне цен на продукты, товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, которая в настоящий момент остается одной из самых дешевых в России.[4]

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальной помощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане, в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры; инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи; семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетними детьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников).[5]

В первом полугодии 2012 года за государственной социальной помощью, например, в Усть-Ишимском районе обратилось 64 семьи, что на 4 семьи меньше чем в прошлом году. Анализ обращений показал, что меньше стали обращаться многодетные семьи – в текущем году за государственной социальной помощью обратилось 11 семей (в 2011 году 18 семей). Уменьшилось количество обращений малоимущих семей на 23,1%, в 2012 году обратилось 26 семей, за аналогичный период прошлого года – 32 семьи с детьми. Увеличилось количество обращений неполных семей на 33,3%, в 2012 году обратилось 16 семей, за аналогичный период прошлого года – 12 семьи. Большинство заявлений поступает от граждан, получающих детское пособие и социальные выплаты. Большая часть граждан обращается с просьбой оказать государственную социальную помощь на приобретение дров, одежды и обуви, на поездку в город Омск на медицинское обследование и лечение.[6]

Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне.

Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья.Важнейшими являются: предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании и т. п.), пособия по безработице, на детей, пенсии и т. д.

Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми. Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов. [7]

Меры господдержки малоимущих семей, оказываемые на федеральном уровне:

1)Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищные субсидии). Это касается и собственников, и нанимателей жилья. Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья составляет 22 процента от дохода семьи. Но для малоимущей семьи часть семейного бюджета, предназначенная для оплаты жилья, должна быть уменьшена. Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. В результате выясняется, каков объем субсидии, предоставляемой такой семье. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.[8]

2)Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами. [9]

3)Закон о бесплатной юридической помощи, вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.[10]

4)Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:

  • в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

  • ребенок, поступающий в высшее учебное заведение, не достиг 20 лет;

  • вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно). [11]

Исходя, из этого можно выявить три основные проблемы в оказании государственной поддержки малоимущих семей:

1) низкая информированность малоимущих семей о государственных программах в поддержку.

2) малая популяризация помощи детям из малоимущих семей.

3) изкий уровень социальной работы с малоимущими семьями.

В связи с выделенными проблемами, можно предложить следующие рекомендации:

1) Распространение информации о государственных программах для малоимущих семей. Реализация возможна через средства массовой информации, социальную рекламу, специальные семинары, раздачу буклетов, газет и т. д. Малоимущие семьи должны знать, что имеют полное право получить государственную помощь, и не должны бояться за ней обратиться.

2) Повышение популяризации помощи детям из малоимущих семей. Реализация возможна через открытие бесплатных секций для детей, проведение профориентации. Открытие спортивных, танцевальных и технических секций поможет привлечь детей из малоимущих семей к творческой деятельности, сблизит их с другими детьми, позволит выбрать занятие «по душе». Организация профориентации поможет определиться ребенку с выбором будущей профессии, поможет выбрать направление, которое поможет ему в дальнейшей жизни.

3) Распространение социальных работ, путем привлечения волонтеров. Социальная помощь необходима малоимущим семьям, ведь, вследствие экономических, у них возникают и социальные проблемы. Работу волонтеров необходимо организовать в каждом районе города. Члены малоимущих семей будут знать, к кому им можно обратиться, волонтеры будут всегда готовы оказать ту или иную помощь семье, направить их, рассказать о существующих программах. Осуществить это можно также через рекламу, социальные ролики, специально проведенные акции на улицах и в организациях.

Предложенные рекомендации являются не единственно возможными. Но данные пути решения проблем позволят достигнуть определенно положительного результата в оказании помощи малоимущим семьям, позволят достигнуть положительного результата в распространении государственной поддержки, в распространении лояльного отношения к такому роду семей, в распространении социальных работ. Реализация данных рекомендаций поможет малоимущим семьям «встать на ноги», почувствовать себя полноценной ячейкой общества, и главное, сохранить свою семью.

Список использованной литературы:

1.Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27

2.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2005., с. 67

3.Кузьменко О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2004, с. 24

4.Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

5.Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме».

6 .http://special.omskportal.ru/ru/government/terminal3/orglist/MTSR/?UUID=ce2a00ce-f148-4085-a13f-e0f66e06a49d – Омская Губерния – портал правительства Российской Федерации.

7.Закон Омской области от 4 июля 2008 года № 1061-ОЗ«Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».

8.Жилищный кодексРоссийской Федерации от 29.12. 2004 № 188-ФЗ (ред. От 30.11.2011)

9.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ, статья 217

10.Федеральный закон РФ от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

11.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Просмотров работы: 8300