КОМПРОМИССНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РИСКОМ И ДОХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОМПРОМИССНОЕ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РИСКОМ И ДОХОДОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с риском. Риск означает неопределенность, связанную с некоторым событием. И какие бы усилия предприниматель ни прилагал для минимизации рисков, они всегда существуют. Поэтому для предпринимательской деятельности важным является не избежание риска вообще, а его предвидение и снижение до минимального уровня.

Данная проблема исследуется зарубежными и отечественными специалистами в области макро- и микроэкономики, региональной экономики, государственного регулирования экономики, теории принятия управленческих решений, экономической статистики, экономического анализа, экономико-математического моделирования, представлена в трудах Балдина В.К., Воробьева С.Н., Барабенко С.П., Буянова В.П., Гранатурова В.М., Грунина О.А.,Лабардина В. И, Макаревича Л.М., Мината В.Н., Лапуста М.Г, Старостина Ю.Л., Полозовой А.Н., Таркатова Г.А., Григорьевой Е.М., Титовой Н.Е., Кожаева Ю.П., Черновой Г.В., Кудрявцева А.А. , Агафоновой И., Власовой Л., Гелимбовский Д., Кочетковой А., Поповой Т. ,Секерина А.Б. и др.

Так, в работах Балдина В.К., Воробьева С.Н., Барабенко С.П.изложены теоретические основы управления рисками, исследована их экономическая сущность.

Буянова В.П., Гранатурова В.М. и др. в своих трудах исследуют сущность, методы измерения, пути снижения риска.

В работах Макаревича Л.М. и Мината В.Н. рассматривается финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски, а также воздействие политического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность, что проявляется в увеличении числа законодательных актов, регулирующих эту деятельность.

Воздействие культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой культуры, которую исследуют в своей работе Таркатов Г.А., Григорьева Е.М.

В своих работах Лашуста М.Г. и Старостин Ю.Л. определяют риск как величину возможных потерь, отнесенный к некоторой базе, в качестве которой обычно выступают либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Полозова А.Н, Таркатов Г.А., Григорьева Е.М рассматривают группы людей по отношению к риску. Здесь они учитывают рисковые факторы и определяют, какой эффект обуславливает то или иное рисковое событие и велика ли вероятность его наступления.

Проведенные исследования современных российских и зарубежных авторов в области риска говорит о том, что необходима дальнейшая глубокая проработка новых путей их практического решения.

Для решения этих задач и проблемы в целом необходимыми и актуальными, наряду с другими, являются задачи глубокого исследования факторов, влияющих на результаты деятельности строительной промышленности, методов анализа макро - и микро экономики в целом.

Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с риском. Риск означает неопределенность, связанную с некоторым событием. И какие бы усилия предприниматель ни прилагал для минимизации рисков, они всегда существуют. Поэтому для предпринимательской деятельности важным является не избежание риска вообще, а его предвидение и снижение до минимального уровня.

Наиболее важные виды риска в предпринимательстве - производственный, коммерческий, финансовый и кредитный.

Производственный риск связан с производством соответствующей продукции, товара, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней среды, а также неправильного использования новой техники и технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени. Наиболее важные причины его возникновения - это возможное снижение предполагаемых объемов производства, непредвиденное снижение объема закупок, рост материальных или других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов и т.д.

Этот вид риска наиболее чувствителен к изменению намеченных объемов производства и объемов реализации продукции, плановых материальных и трудовых затрат, изменению цен, браку, дефектности изделий и др.

В современных условиях в России производственный риск велик, поэтому, что деятельность предпринимателей стала наиболее рисковой.

Составляющие производственного риска:

  • риск неисполнения хозяйственных договоров;

  • риск изменения конъюнктуры рынка, усиления конкуренции;

  • риск возникновения непредвиденных затрат;

  • риск потери имущества предприятия.

Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров. При этом неплатежеспособность одного партнера отрицательно влияет на всех предпринимателей, задействованных в цепи производства продукции: отказ партнера от заключения договора после завершения переговоров; заключение договоров с неплатежеспособными партнерами; частичное невыполнение партнеров договорных обязательств и др.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем. В настоящее время наиболее распространенными его причинами могут быть повышение закупочной цены товара, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения, снижения объема реализации и т.д. А также означает неопределенность результатов коммерческой сделки.

Финансовый риск в предпринимательстве зависит от отношения заемных средств ко всем финансовым средствам предприятия: чем выше отношение заемных средств к собственным, тем больше финансовый риск.

Факторы, которые характерны для других видов предпринимательского риска, могут воздействовать и на финансовый риск, как неплатежеспособность одной из сторон финансовой сделки и ограничения на валютно-денежные операции и т.п. с другой стороны.

Финансовые риски подразделяются на два вида:

  • связанные с покупательной способностью денег;

  • связанные с вложением капитала (инвестиционный риск).

К рискам, связанным с покупательской способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:

  • инфляционные риски;

  • дефляционные риски;

  • валютные риски;

  • риск ликвидности.

Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери.

Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов.

Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риск ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

Причиной инвестиционного риска может быть обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретенных ценных бумаг.

Риски, связанные с вложением капитала подразделяются на:

  • риск упущенной выгоды;

  • риск снижения доходности;

  • риск прямых финансовых потерь.

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба в результате неосуществления какого либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности.

Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.

Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски.

К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.

Кредитный риск - опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.

Рыночный риск связан с возможным колебанием рыночных процентных ставок, национальной денежной единицы или зарубежных курсов валют, а возможно, тем и другим одновременно.

Предприниматель рискует многим. Но в тоже время наличие фактора риска является для него мощным стимулом повышения ответственности за принимаемые коммерческие решения, экономии средств и ресурсов.

По характеру воздействия предпринимательские риски делятся на простые и составные. Составные риски являются композицией простых. Простые риски определяются полным перечнем непересекающихся событий, т.е. каждое из них рассматривается как независящее от других. В связи с этим первой задачей является составление исчерпывающего перечня рисков. Второй задачей выступает определение доли каждого простого риска в их совокупности. Третьей задачей является оценка вероятности наступления события по каждому простому риску. Перечень простых рисков при создании предприятия приводится в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Перечень простых рисков

Стадия проекта

Виды риска

Отрицательное влияние

на ожидаемую прибыль

от реализации проекта

1. Подготовительная

Удаленность от транспортных узлов

Дополнительные затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы

Удаленность от инженерных сетей

Капитальные дополнительные вложения на подводку электроэнергии, тепла и воды

Отношение местных властей

Возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих реализацию проекта

Доступность услуг подрядчиков

Опасность завышения стоимости работ из-за монопольного положения подрядчика

Наличие альтернативных источников сырья

Опасность завышения цен при монопольном положении подрядчика

2. Строительная

Платежеспособность заказчика

Увеличение объема заемных средств и снижение чистой прибыли из-за выплаты процентов

Непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции

Увеличение объема заемных средств

Недостатки проектно-изыскательских работ

Рост стоимости строительства, задержка с вводом мощностей

Несвоевременная поставка комплектующих

Увеличение сроков строительства, выплаты штрафов подрядчику

Недобросовестность подрядчика

Увеличение сроков строительства

3. Стадия функционирования

Финансово – экономические риски

Неустойчивость спроса

Падения спроса с ростом цен

Появление альтернати-

вного продукта

Снижение спроса

Снижение цен конкурентами

Снижение цен

Увеличение объема производства у конкурентов

Падения объема продаж или снижение цен

Рост налогов

Уменьшение чистой прибыли

Платежеспособность потребителей

Падение объема продаж

Рост цен на сырье, материалы, перевозки

Снижение прибыли из-за роста цен

Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы

Снижение прибыли из-за роста цен

Недостаток оборотных средств

Увеличение размера кредитов

Социальные риски

Трудности с набором квалифицированной рабочей силы

Увеличение затрат на комплектование

Угроза забастовки

Штрафы за нарушение договоров

Отношение местных властей

Дополнительные затраты на выполнение их требований

Недостаточная квалификация кадров

Снижение ритмичности, рост брака, увеличение числа аварий

Недостаточный уровень заработной платы

Текучесть кадров, снижение производительности

Социальная инфраструктура

Рост непроизводственных затрат

На основании данной таблице можно сказать, что простые предпринимательские риски оказывают свое влияние на предприятие на протяжении его существования, чтобы осознано принимать решения необходимо знать, чем рискуешь и каковы факторы риска.

Факторами риска являются нехватка стартового капитала, недостаточный объем оборотного капитала, срыв поставок сырья (по срокам и ценам), низкое качество, высокая себестоимость продукции, экономическая и политическая нестабильность в обществе. Очевидно, что в зависимости от содержания потребительской идеи, практики ее реализации, экономической и политической стабильности в обществе результат предпринимательской деятельности будет различен. В зависимости от вероятности отрицательного результата можно оценивать степень риска предпринимательской идеи.

В таблице 1.2 приводятся причины и факторы, обуславливающие риск и возможность предпринимательских неудач.

Таблица 1.2

Причины и факторы риска в предпринимательской деятельности

Причины неудачного предпринимательства

Личностные факторы риска

Внешние факторы риска

1. Неправильный выбор предпринимательской идеи

Переоценены личные возможности и знания, ожидаемая конкурентоспособность товаров и услуг

Недооценены внешние условия (конкуренты, экономическая ситуация и т.д.)

2. Чрезмерные затраты на создание производства

Неэффективное руководство, неправильное организационное решение, принимаемое в ходе строительства и технического оснащения

Изменение цен на строительные материалы, ресурсы, технику и производственные нужды

3. Низкая эффективность производства

Неэффективное производство (низкий технический и организационный уровень, низкая культура производства)

Изменение стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов и электроэнергии

4. Низкий уровень сбыта

Неэффективное производство (неудачная реклама, неэффективный маркетинг)

Усиление конкуренции, изменение спроса, неправильно выбранный канал сбыта

5. Нерационально используемая прибыль.

Недостаточные вложения в развитие производства, маркетинг, ноу-хау

Увеличение налогов на прибыль

Причины риска имеются на всех этапах предпринимательской деятельности: при выборе предпринимательской идеи, создании производства, использование прибыли. При этом факторы риска можно классифицировать по различным критериям и признакам, например, по степени влияния, по характеру воздействия на риск, по степени управляемости, по источнику возникновения. Все факторы, так или иначе влияющие на рост степени риска, можно также условно разделить на две группы:

1) объективные (внешние) факторы;

2) субъективные (внутренние) факторы.

К объективным факторам, относятся факторы, не зависящие непосредствен от самой фирмы.

К ним относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин; изменение в отношениях собственности и аренды, изменение в трудовом законодательстве, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, воздействие государства и др.

К субъективным факторам относятся факторы, характеризующие непосредственно данную фирму: это производственный потенциал, техническое оснащение, уровень предметной и технологической специализации, организация труда, уровень производительности труда, степень кооперативных связей и т.д.

Не стоит недооценивать влияние внутренних факторов на деятельность предприятия, которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, по оценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано с неопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.

К субъективным факторам можно отнести также и факторы отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск. По отношению к риску людей можно разделить на три группы: предпочтение риска, антипатия к риску и нейтралитет к риску.

Несомненно, учесть все рисковые факторы невозможно, но вполне реально выделить главные из них, а также определить, какой эффект обуславливает то или иное рисковое событие и велика ли вероятность его наступления.

Предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Выделяются следующие функции: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.

Инновационная функция выражается стимулированием поиска нетрадиционных решений задач, возникающих у предпринимателя. В хозяйственной международной практике накопился значительный положительный опыт рисковых инноваций. Большинство компаний добиваются успеха и становятся конкурентоспособными на основе именно рисковой инновационной экономической деятельности, создающей эффектное производство, от которого выигрывают предприниматели, потребители и общество в целом.

Регулятивная функция выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям, в этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска. Способность разумно рисковать – один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако принятая степень риска может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение выбрано в условиях неполной информации без должного учета законов развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск – естественное состояние, то нормальным должно быть терпимое отношение к неудачам. Инициативным и предприимчивым бизнесменам нужны социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск. Предприниматель должен быть уверен, что ошибка не может скомпрометировать его дело и имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности, даже если ошибка является не оправдавшим себя рассчитанным риском.

Аналитическая функция связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных решений, из-за чего предприниматель вынужден анализировать все варианты, выбирая наиболее рентабельный и наименее рискованный. В зависимости от сложности ситуации она разрешается, разними способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается на интуицию и опыт. При решении сложной задачи, например, о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа.

Риск несет, как опасность потерь, так и возможную прибыль. Вот почему задача предпринимателя - не огульный отказ от риска, а выбор обоснованного разумного решения о степени допустимого риска.

Финансовая среда предпринимательства представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доход. Риск - это неопределенность в отношении возможных потерь на пути к цели.

Предпринимательский риск имеет объективную основу из-за неопределенности воздействия внешней среды по отношению к предпринимательской фирме. Внешняя среда включает объектив­ные экономические, социальные, политические и другие условия, в рамках которых осуществляет свою деятельность предпринима­тель и к изменению которых он вынужден приспосабливаться.

Неопределенность ситуации для предпринимателя предопреде­ляется тем, что она зависит от множества переменных, контраген­тов и лиц, поведение которых не всегда можно предсказать с при­емлемой точностью. Сказывается также и отсутствие четкости в определении целей, критериев и показателей их оценки (сдвиги в общественных потребностях и потребительском спросе, появление технических и технологических новшеств, изменение конъюнкту­ры рынка, непредсказуемые природные явления).

Целью предпринимательской активности являются производства и предложение рынку такого товара, который имеет спрос и наверняка принесет прибыль, являющейся превышением доходов над расходами.

Но главной целью бизнеса остается получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансируемого) капитала с полученными финансовыми результатами. Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности объективно существует опасность (риск) потерь, объем которых обусловлен спецификой конкретного бизнеса.

Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. В абсолютном выражении риск может определятся величиной возможных потерь в материальном - вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) измерении (в рублях), если только ущерб поддается такому измерению. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в качестве которой обычно выступают либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно условно разделить на три группы: материальные, трудовые, финансовые, временные и специальные.

Материальные потери возникают чаще всего на основе ошибок в планировании, халатности исполнителей, нарушений технологических требований, аварий, поломок, стихийных бедствий и т.д. они проявляются в дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергоресурсов и т.д.

Трудовые потери, возникающие из-за простоев оборудования, болезней, нарушений трудовой дисциплины, низкой организации труда и т.д.

Финансовые потери могут возникнуть при выплате штрафов, не предусмотренных заранее платежей, уплате вновь введенных налогов, хищении или утере денежных средств и ценных бумаг, невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, непредвиденном снижении цен на готовую продукцию или предоставляемые услуги. К финансовому ущербу следует отнести также потери от инфляции, изменения валютного курса и т.д. Эти виды потерь для предприятия являются безвозвратными.

Чаще всего последствия риска проявляются в виде финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, однако риск - это не только нежелательные результаты принятого решения.

Потери времени существуют тогда, когда процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

Специальные виды потерь проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий.

Предпринимательский риск характеризуется сочетанием возможности достижения, как нежелательных, так и особо благоприятных отклонений от запланированных результатов. Под предпринимательским риском понимается - риск возникающий при любых видах коммерческой деятельности.

Но, как известно без инвестиций нет развития, но если предприниматель вкладывает, то может понести убыток или получить прибыль.

Взаимосвязь между финансовой средой предпринимательства и предпринимательским рискам можно показать в виде схемы (рис 1.1).

Финансовая

среда предпринимательства

Деятельность

Предпринимательские риски

Неопределенность или минимум информации

Получение прибыли или потери.

Рис 1.1. Взаимосвязь между финансовой средой предпринимательства и предпринимательским рискам

В данной схеме фигурируют, финансовая среда, предпринимательские риски, деятельность, неопределенность или минимум информации, прибыль или потери.

Финансовая среда предпринимательства невозможна без предприятия и его деятельности, так как состоит из микросреды, которая относится непосредственно к предприятию, и макросреды, которая влияет на предприятие из внешнего окружения.

Характерная черта внешней среды - многообразие. Современное предприятие взаимодействует с огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком, органами власти, конкурентами и т.д. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все эти объекты связаны между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть, внешняя среда всегда интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия с любым из этих объектов влечет за собой изменения отношений и с остальными.

Сама деятельность предпринимателя - это получение прибыли, но, как известно без инвестиций невозможно получить эту прибыль. Если предприниматель не идет на риск, он, в конце концов, терпит банкротство. Наличие фактора риска является сильным стимулом для экономии средств и ресурсов предпринимателя, что вынуждает предпринимателя тщательно анализировать рентабельность проектов, разрабатывать инвестиционные сметы, нанимать соответствующие кадры.

Как показывает опыт, существует объективная причина появле­ния рисков при осуществлении предпринимательской деятельнос­ти, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности фирмы, а в процессе осуществ­ления намеченной деятельности многие факторы могут непредска­зуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла предприятия, на всех этапах воспро­изводственного процесса. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.

Существование неопределенности или минимум информации, тоже играет важную роль в организации финансовой среды предпринимательства и непосредственно связано с предпринимательским риском. Как известно владение полной информацией о внутренней и внешней среде предпринимательства сводит риск к минимуму. Но не всегда возможно получить нужную информацию в результате этого невозможно определить результат выполненной работы.

Само развитие предпринимательства является фактором усиления риска. По мере развития рыночных отношений в стране будут усиливаться конкуренция и чтобы в ней выжить, нужно идти на инновации, что неизбежно усилит риск. Ненужно избегать риска, следует прогнозировать событие, оценивать его и не переходить за допустимые приделы.

Возникновение предпринимательского риска - это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей. Следо­вательно, по мере развития рыночных отношений в нашей стране будут усиливаться неопределенность и предпринимательский риск. Таким образом, устранить неопределенность настоящего и будуще­го в предпринимательской деятельности весьма сложно, так как неопределенность является элементом объективной действительно­сти.

Чем полнее и тщательнее предприниматель учитывает при заключении и проведении сделки возможные риски и опасности, тем меньше будут понесенные им затраты и потери, а значит, соответственно больше полученная прибыль. Весь спектр используемых в управлении рисками инструментов - классификация рисков, методы их оценки, способы минимизации и т.п. - нацелен на снижение связанных с рисками финансовых потерь. При этом объективное ведение бухгалтерского учета и отчетности помогает обеспечить прозрачность финансового состояния предприятия и своевременное принятие эффективных мет снижения соответствующих рисков.

Управление рисками (риск-менеджмент) - это такое интегральное воздействие на процесс, при котором суммируются положительные эффекты от снижения опасности получения отрицательных результатов по каждому отдельному виду риска.

ООО «КМВ-Бессер» достаточно молодое, но уже известное предприятие по производству строительных материалов как в Ставропольском крае, так и за его пределами, следовательно и спектр потребителей разнообразен (рисунок 1.2).

Рис 1.2 Основные потребители рынка

Согласно рисунку 1.2 большая часть (72%) продукции реализуется в Ставропольском крае, остальная же часть приходится на потребителей соседних регионов: Карачаево-Черкесская Республика - 9%, Республика Дагестан - 4,6%, Республика Калмыкия - 6,8%, Чеченская республика - 3,6%, а также Кабардино-Балкарская республика - 2,7%, наиболее меньше всего потребителей приходится на Северную Осетию - 1,3%. Для каждого из перечисленных сегментов потребителей предприятие применяет определённую программу маркетинговых воздействий, но одним из определяющих факторов, обеспечивающих сбыт продукции является её высокое качество.

Макросреда влияет на предприятие в разных процентных соотношениях, что показано на рис.1.3

Рис. 1.3 Объем влияния макросреды на предприятие

Значимость каждого из факторов выражена в процентном соотношении, где на первом месте экономический и технический фактор, так как они являются основополагающими для работы предприятия, а это производство продукции и ее реализация.

Политический фактор на втором из-за того, что регистрация и регулирования государством является правовой основой для предприятия.

На третьем месте культурный фактор- это фактор показывает влияние взаимоотношений коллектива на предприятие.

Четвертое место, у демографического фактора которое, указывает на наличие молодого коллектива на предприятии.

В общем, все факторы оказывают значительное влияние на деятельность и существование предприятия.

Влияние финансовой среды на предприятия очень велико это показывает проведенный анализ микро и макросреды, который определяется набором субъектов и факторов. Для микросреды характеры субъекты, для макросреды - факторы.

В числе основных способов снижения инновационных рисков можно выделить методы локализации риска, диссипации риска, диверсификации (деятельности, рынка сбыта, инвестиций), компенсации риска, метод создания системы резервов, активного целенаправленного маркетинга и др. В целях оценки устойчивости и эффективности проекта в условиях неопределенности и риска могут использоваться метод укрупненной оценки устойчивости проекта, расчет уровней безубыточности, метод вариации параметров, оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности.

Для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии такие популярные механизмы уклонения от риска как страхование неприменимы. Так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения расчетов, и поэтому не страхуют эти виды рисков.

Эти компании могут использовать методы локализации риска. Но эти методы можно использовать только в редких случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделяется наиболее экономически опасный этап или участок деятельности. Его можно сделать контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия.

Методы диссипации риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:

  • диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п. - достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности;

  • диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других;

  • диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его "окружения", от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам.

Естественно, такие методы смягчения последствий риска усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление.

В области формирования инвестиционного портфеля предприятия методы диссипации риска рекомендуют отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив практически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Такой метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

К наиболее эффективным методам этого типа относится использование в деятельности предприятия стратегического планирования. Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, а следовательно, разработать заранее комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов.

Разновидностью этого метода можно считать методпрогнозированиявнешнейэкономическойобстановки. Суть этого метода заключается в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Поэтому назовем еще один важный и эффективный метод - мониторингсоциально-экономическойи нормативно-правовойсреды. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, "на ходу" скорректировать тактические и стратегические планы.

Надо отметить, что в настоящее время обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки "горячих" кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.п. Следовательно, для предприятия актуальными становятся выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

В планах развертывания резервов должно быть задействовано и использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования - от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Предприятие, решившее реализовать в качестве средства борьбы с риском методактивногоцеленаправленногомаркетинга, начинает интенсивно формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Если дать однозначный ответ на вопрос о привлекательности проекта для инвестора невозможно, то определяют критерий эффективности, т.е. наиболее благоприятное соотношение между прибыльностью и рискованностью проекта.

В целях оценки устойчивости и эффективности проекта в условиях неопределенности и риска могут использоваться следующие методы:

1) укрупненная оценка устойчивости;

  1. расчет уровней безубыточности;

  2. метод вариации параметров;

  3. оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности.

При использовании укрупненной оценки устойчивости проекта рекомендуется:

1) использовать умеренно пессимистические прогнозы технико-экономических параметров проекта: цен, ставок налога, обменных курсов валют и иных параметров экономического окружения проекта, объема производства и цен на продукцию, сроков выполнения и стоимости отдельных видов работ и прочее;

2) предусматривать резервы средств на непредвиденные инвестиционные и операционные расходы, обусловленные возможными ошибками проектной организации, пересмотром решений в ходе строительства, непредвиденными задержками платежей за поставленную продукцию и прочее;

3) увеличивать норму дисконта на величину поправки на риск.

Обычно проект считается устойчивым, если в расчетах по проекту в целом уровень безубыточности не превышает 0,6 - 0,7 после освоения проектных мощностей. Близость уровня безубыточности к 1 (100%), как правило, свидетельствует о недостаточной устойчивости проекта к колебаниям спроса на продукцию на данном шаге.

Метод вариации параметров (или анализ чувствительности) заключается в исследовании изменений интегральных показателей эффективности проекта в зависимости от изменения отдельных параметров, таких как: инвестиционные затраты, объем производства, издержки производства, процент за кредит, индексы цен или индексы инфляции, задержки платежей, длительность расчетного периода и прочее.

При оценке ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности по каждому сценарию считается известной (заданной) вероятность его реализации. Вероятностное описание условий реализации проекта оправдано и применимо, когда эффективность проекта обусловлена, прежде всего, неопределенностью природно-климатических условий или процессов эксплуатации и износа основных средств. С определенной долей условности колебания цен на производимую продукцию, и потребляемые ресурсы могут описываться также в вероятностных терминах.

В том случае, если точно известны вероятности различных условий осуществления проекта, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

Эож = Эi · Рi , (1)

где Эож - ожидаемый интегральный эффект проекта;

Эi - интегральный эффект при i-м условии реализации;

Рi - вероятность реализации проекта.

В общем виде расчет ожидаемого интегрального экономического эффекта рекомендуется осуществлять по формуле:

Эож = h Эmax + (1 – h) Эmin , (2)

где Эmax и Эmin, - наибольшее и наименьшее из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям;

h - специальный норматив для учета неопределенности эффекта, характеризующий систему предпочтений хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности (принимается обычно на уровне 0,3).

Одной из причин возникновения инновационного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также не соответствие приоритетам различных видов инноваций, способным внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации.

Поэтому организациям необходимо на практике правильно оценивать практическую значимость имеющихся у них изобретений для будущих потребителей, чтобы снизить риск применения результатов своих разработок.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской федерации Ч.1 от 30.11.1994 г № 51-ФЗ: принят ГД ФЗРФ 21.10.1994 // ГАРАНТ, 2010.

  2. Налоговый кодекс Российской федерации Ч.2 от 05.08.2000.№ 117 ФЗ: принят ГД ФЗРФ 19.07.2000 с изменениями и дополнениями // ГАРАНТ, 2010.

  3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. 3-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007.-528.

  4. Балдин В.К. Воробьев С.Н. Управление рисками. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления. - М.: ЮНИТИ - ДАНТА, 2008 -511с.

  5. Барабенко С.П. Риски и управление ими в системе управления предприятием- Управление риском. - М.: 2009 -170с .

  6. Бланк И.А. Финасовый менеджмент: Учебный курс.- К.: Ника- Центр, 2008-5287с.

  7. Малый бизнес. Выход из экстренных ситуаций// Брук Р. И др. .-М.: 2008 г. с.240.

  8. Буянов В.П. Рискология (Управление рисками). Учеб.пособие, - М.: Издательство «Экзамен», 2009-620с.

  9. Буянов В.П. Управление рисками. - М.: 2008г.-с.450.

  10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред.:О.И. Волкова. -М.: 2009г.- с. 650.

  11. Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. Учеб. пособие -М.: ДиС, 2009-340с.

  12. Страховое право: Учебник/ Под ред. В.Н.Григорьева, С.А. Ефимова. - М.: 2009г. - с.570.

  13. Гармогентова М.Н., Серегин Е.В. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учебно - методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент».-М.: Финансовая академия при правительстве РФ, кафедра « ФпиФМ», 2008-555с.

  14. Грунин О.А. Экономическая безопасность организации. Учеб. пособие.- СПб.: Питер, 2009-160с.

  15. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В. Я. Горфанкеля.- М.: 2007г.-с.740.

  16. Кузнецов В.Н. Социология бизнеса: Учебник. - М.: 2006г. – с. 425.

  17. Моделирование рисковых ситуаций в бизнесе/ под ред. Б.А. Логоши. - М.: Фис, 2010-с. 224.

  18. Лабардин В. И др. Методы нейтрализации предпринимательских рисков //Финансово-экономические проблемы развития регионального АПК. Ч.Т.. - Ставрополь, 2009г. - с. 320.

  19. Лашуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. - М., 2007г. гл. 17- с. 450.

  20. Макаревич Л.М. Управление предпринимательскими рисками. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008 -448с.

  21. Минат В.Н. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учеб пособие для вузов. - М.: Издательство «Экзамен» , 2009-190с.

  22. Миронов М.Г. Финансовый менеджмент. Учеб пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2007-224с.

  23. Полозова А.Н. Угрозы, риски и неопределенности в бизнесе, деятельности сложных организационных систем .// Управление риском. 2007 №1.

  24. Экономика организации: Учеб. Пособие / Под ред. проф., д-ра экон. наук А. А. Рудычева, проф., канд. экон. наук И. А. Кузнецовой. - Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. - 314 с.

  25. Экономика / под ред. А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009. - 896с.

  26. Экономика предприятия / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 718 с.

  27. Экономика предприятия/ под ред. О.К. Филатова. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 512 с.

  28. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособ. / Под ред. А.П. Градова. - М.: Финансы и статистика, 2009.

  29. Таркатов Г.А., Григорьева Е.М. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски. Учеб пособие для вузов. - М.: Финансы и статистика , 2008-256с.

  30. Управление рисками // Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. маркетинг: Учеб. для вузов.- М.: 2007г. с. 490.

  31. Тренев Н.Н. Управление финансами. Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008-496с.

  32. Чернова Г.В., Кудрявцев А.А. Управление рисками. Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009-160с.

  33. Курс экономической теории: Учебник. - Киров. 2007 г. с.-191.

  34. Управление риском. Классификация рисков // Управление современной компанией.- М.: 2008.- с 347.

Периодика

  1. Агафонова И. Риски приносящие прибыль: (риски предприятия)// Экономика и жизнь, 2007. №49 с. 18-19.

  2. Власова Л. Риск - благородное дело, если он управляем: Классификация, анализ и оценка рисков // Экономика и жизнь. 2008г. № 3. с. 6.

  3. Власова Л. Управление рисками, средства их предотвращения // Экономика и жизнь. 2009г. № 47. с. 35.

  4. Гелимбовский Д. Стратегии управления рисками // Вопросы Экономики, 2007г. №8 с. 67-80

  5. Кочеткова А. Дикий креатив: (риски компании при освоении новых рынков ) // Бизнес -журнал 2009г. № 23. с. 53-59.

  6. Попова Т. Рискуют все: (общие специфические предпринимательские риски) // Экономика и жизнь. 2007г. № 44. с. 4.

  7. Самойлов А.Б. Малый бизнес - большие риски какие риски недооценивают руководители) // Малое предприятие. 2008г. №1. с. 18-19.

  8. Секерин А.Б. Модели управления рисками (Принятие решений в условиях риска) // ВМУ. Серия 6. Экономика, 2008 г. №1. с. 68-83.

  9. Шленова Ю.В., Харин А.А, Коленский И.Л., Пущенко Н.Н. Управление инновациями. - М.: Высшая школа, 2008.

  10. www.stroyfirm.ru

Просмотров работы: 6562