РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Фадеева Т.Ю. 1
1Саратовский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В ряду важнейших задач, выдвинутых современными реалиями российской экономики, особое место принадлежит разработке комплекса мер, направленных на развитие и совершенствование управления такими объектами, как риски предприятии. Поэтому в нашем исследовании уделяется внимание эффективности применения риск-менеджмента на туристских предприятиях, эффективному управлению рисками предприятия. Разработка и совершенствование алгоритма управления рисками предприятия является составляющей экономической модернизации туристской отрасли.

Риск является неотъемлемой частью экономической, политической, социальной жизни общества и сопровождает все сферы деятельности любой организации, которая функционирует в условиях рынка.Деятельность туристских предприятий связана со следующими видами рисков: с внутренними рисками, которые формируются в процессе создания туристского продукта (управленческие, транспортные и т.д.), и внешними, т.е. воздействующими на предприятие со стороны внешней среды (природно-естественные, экологические, политические). Наличие такого количества рисков обуславливает необходимость их анализа и учета для управления ими.

Кроме того, разработка российскими туристскими предприятиями мер внутреннего риск-менеджмента является разрозненными попытками, не обеспечивающими создание соответствующих методик управления, учитывающих специфику туристско-рекреационной деятельности. Мы пришли к такому выводу, проанализировав туристский рынок Саратова в частности.

Таким образом, систематизация теоретических положений анализа туристских рисков и формирование системы управления рисками в туристско-рекреационном комплексе является актуальным направлением научных исследований в экономике туризма.

Риском можно и необходимо управлять, то есть использовать такие меры, которые позволяют максимально прогнозировать наступление рискового события и применять соответствующие мероприятия к уменьшению степени риска.

В данной статье предпринята попытка систематизировать способы управления рисками в туристской отрасли.

Для реализации данной цели в работе ставились и решались следующие задачи:

  • раскрыть положения теоретической концепции туристского риска;

  • исследовать современные тенденции развития риск-менеджмента в туристской отрасли;

  • проследить, как на практике применяются методы управления рисками на туристских предприятиях в России.

Неотъемлемой чертой любого предпринимательства, в том числе и туристского бизнеса, являются риски, которые различаются по многим показателями, но их объединяет одно – негативные последствия, которые наступают во время их возникновения.

Понятие «риск» не имеет однозначного определения. Так, в экономическом словаре под редакцией Грязновой А.Г. риск определяется как вероятность наступления событий с негативными последствиями1.

В современном экономическом словаре, созданном группой авторов, дается следующее определение: риск – опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами2.

В учебнике Булатова по экономике риск имеет следующее объяснение: это оценка вероятности ожидаемого события в условиях неустойчивой, подверженной частым изменениям конъюнктуры3.

Итак, проанализировав несколько определений, можно сказать, что как экономическая категория риск выражает отношения по поводу достижения определенной степени успеха (неудачи) в реализации своих целей субъектом хозяйствования с учетом контролируемых и неконтролируемых факторов деятельности. Условия, которые определяют наличие любого риска, представляют собой рисковые обстоятельства.

Рассматривая такой вид предпринимательства, как туристский бизнес, необходимо отметить, что он является одним из самых рискованных видов деятельности в сфере предоставления услуг, вследствие чего увеличивается число рисковых случаев, специфичных для этого вида деятельности.

Но стоит отметить, что предприятия туристской индустрии более всего склонны к различным видам финансовых рисков. Под финансовым риском понимается риск, возникающий при осуществлении финансового предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают валюта, ценные бумаги либо денежные средства4.

В экономической литературе описаны различные подходы к классификации финансовых рисков. Опираясь на классификацию Бердниковой5, нами были выделены различные типы финансовых рисков в туристской деятельности.

1. по степени риска: а) допустимый риск, когда теряется часть дохода, прибыли; б) критический риск – при котором полностью утрачиваются доходы и возникает необходимость возмещать затраты; в) катастрофический риск – полная потеря имущества.

2. по объектам: а) риск предпринимателя; б) риск предприятия, т. е. физических и юридических лиц;

3. по виду деятельности – риск производственной, посреднической, торговой, транспортной, страховой и иной деятельности.

4. по характеру – операционный, инфляционный, кредитный, процентный, общеэкономический, страновой, региональный, отраслевой, инвестиционный.

Из-за наличия такого большого количества рисков можно привести весьма печальную статистику их влияния на туристский бизнес. За год в российской столице открывается до ста новых турагентств, но только менее 30 % из них функционируют более трех лет6. Причиной этому является возникновение рисковых случаев, таких как, например, в 2011 г., когда убытки российских туроператоров, составили 100 млн. долларов в связи с прекращением полетов между Россией, Египтом и Тунисом, в виду массовых народных волнений и нестабильной политической обстановки7. Массовые беспорядки в Египте, приведшие к свержению режима президента Хосни Мубарака, вынудили МИД России 29 января опубликовать официальное заявление, в котором россиянам рекомендовалось воздержаться от поездок в страну. При этом в период зимней навигации именно на египетские курорты приходилось 50-60 % туристического трафика российских авиакомпаний8. Убытки туристической отрасли от извержения исландского вулкана составили $ 2,3 млрд9. При этом ежедневные потери туристического сектора во время закрытия воздушного пространства Европы из-за вулканического пепла, который представляет потенциальную опасность для двигателей самолетов, составили около $ 400 млн10.

Следовательно, планируемые инвестиции в туристический бизнес требуют оценки степени риска, определения его величины и принятия мер к снижению. Управление рисками возможно осуществлять с помощью риск-менеджмента. Под риск-менеджментом понимается процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией11.

Опыт ведущих международных компаний показывает, что стабильность развития бизнеса и повышение эффективности управления невозможны без активного использования риск-менеджмента как составной части системы управления компанией вне зависимости от ее масштабов и специфики производства или предоставления услуг.

Согласно А. Косолопову12, можно выделить следующие основные способы управления рисками:

  1. Рациональный подход к ведению хозяйственных дел с опорой на тщательный анализ внешней (экономическая, политическая ситуация и т.д.) и внутренней (контрагенты, партнеры и т.д.) среды.

  2. Отказ от деятельности, связанной с риском. Данная мера может быть невыгодна предприятию, а также невозможна. Почти каждый проект несет в себе определенную долю риска, и отказ от риска может означать отказ от ведения предпринимательской деятельности.

  3. Компенсация рисков. Осуществляется посредством создания на предприятии финансовых резервов. Однако эти средства оказываются исключеными из оборота и не приносящими прибыли.

  4. Передача (трансферт) рисков достигается с помощью усло­вий, заложенных в договоры о сотрудничестве по предостовлению туруслуг. Риск можно частично переложить на других (страховые компании, для турагентов на туроператоров), но полностью избежать его нельзя.

Использование этих мер способствует минимизации последствий, возникающих в результате рискового случая.

А как же обстоят дела у туристских предприятий в Саратове? Для ответа на этот было проведено интервьюирование руководителей трех различных предприятий индустрии гостеприимства: туристического агенства, гостиницы и предприятия питания. Можно отметить, что их всех объединяет отсутствие в штате компетентного человека, занимающегося вопросами управления рисками. Риск-менеджмент осуществляется самими директорами, что ещё раз доказывает, что риск-менеджмент в России находится пока только на стадии становления. А вот что касается перечня мер, применяемых предприятиями для минимизации последствий рискового случая, то здесь мнения руководителей разошлись.

Так, директор туристического агенства «Лагуна-Тур» Д.В. Анпилогов считает необходимым использовать все известные меры, среди которых есть как более, так и менее предпочтительные способы управления рисками. Так например, способ трансферта рисков (у турагенства заключен договор со страховой компанией РОСНО) используется в крайних ситуациях. Как утверждает Дмитрий Викторович: «Главное из всех сложных ситуаций выходить с высоко поднятой головой, а это оказалось бы невозможно, если бы мы ждали выплат по страховке в случае с банкротством туроператора «Ланта-тур», поэтому для удобства туристов мы взяли все затраты на себя». В этой ситуации их спасла другая мера минимизации последствий – создание финансовых резервов. Постоянный резервный фонд «Лагуны-тур» состовляет около 500 тыс.руб. Особое внимание директор турагенства уделяет мониторингу рынка, т.е. тщательному анализу информации о партнерах и контрагентах. Эта мера защитила компанию от попадания в рисковую ситуацию после банкротства партнера-туроператора «Черри-тур». После сбора информации об этом туроператоре и качественного её анализа «Лагуна-тур» отказалась от сотрудничества с ним. А вот отказ от деятельности, связанной с риском как мера управления ими, вообще не приветствуется директором. Так, согласно мнению руководителя компании: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского».

Директор предприятия питания «Machine Head» Андрей Владимирович Стукалин представил своё мнение об использовании мер минимизации последствий, возникающих в результате рискового случая. Главным способом он считает способ компенсации рисков посредством создания финансовых резервов, причем как отметил сам Андрей Владимирович, в иностранной валюте. Меру трансферта рисков он не использует, так как считает, что страховая система России очень не надёжна. Согласно Андрею Владимировичу: «Часто дело доходит до судебных споров со страховой компанией. Судебные тяжбы могут длиться долгие-долгие месяцы, а то растянуться и на года». Отказ от рискованного проекта как мера управления также считается не приемлемым, т.к. это является намеренным отказом от шансов на успех.

Директор гостиницы «Олимпия» Ольга Михайловна Невская считает, что управлять рисками необходимо, создавая резервный фонд. Директор представила свою систему формирования фонда: «Я веду учет расходов и доходов по каждому дню, поэтому к концу каждого месяца уже можно делать выводы о том, каким будет заработок предприятия. Всю прибыль условно мы делим на 3 части: обязательные выплаты, необязательные выплаты и оставшиеся средства, которые направляются в резервный фонд». Меру трансферта рисков страховой компании Ольга Михайловна не использует, т. к. считает это не целесообразным: «Зачем мне платить кому-то за то, что он просто будет хранить резерв, созданный из моих же денег?», – пояснил директор. Что касается управления рисками посредством мониторинга рынка, здесь Ольга Михайловна руководствуется девизом: «Доверяй, но проверяй». И как предыдущие руководители, она считает, что отказываться от какого-либо нового проекта не стоит, т.к. это реальный шанс на успех и процветание. Хочется отметить ещё то, что риск-менеджмент, согласно Ольге Михайловне является частью стратегического планирования, а не отдельным методом управления организацией.

Итак, подводя итог, можно сказать о том, что риск-менеджмент как составляющая часть управления туристской организацией находится только на стадии зарождения. Хотя уже сейчас ясно, что внедрение в практику предприятиями системы риск-менеджмента позволит обеспечить стабильность их развития, повысить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях и улучшить финансовое положение за счет осуществления всех видов деятельности в контролируемых условиях.

1 Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Колл. авторов: Под общ. ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2002. С.674.

2 Б.Райзберг, Л.Лозовский, Е.Стародубцева. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 236.

3 Булатов А.С.. Экономика. М., 1999. С.57.

4 Тяжова М. Виды рисков в туристском бизнесе // Туризм и культурное наследие. Вып. 2. С.247.

5 Бердникова А. Н. АО на рынке ценных бумаг. М., 1997. С. 44.

6 Информационный портал Маркетинг услуг. URL: http://www.s-marketing.ru/node/39 (дата обращения 13.10.2012).

7 Туроператоры извергли убытки // – Режим доступа. –URL: http://m.gazeta.ru/business/2010/04/23/3356819.shtml. (Дата обращения 13.10.2012).

8 Там же.

9 Там же.

10 Там же.

11 Балдин К.В. Риск-менеджмент. М.: Эксмо, 2006. С.15.

12 Косолопов А. Управление рисками в туристском бизнесе. М.:КноРус, 2009. С.174.

Просмотров работы: 6334