ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В статье исследованы основные проблемы и пути повышения стратегического планирования в инновационном развитии региона.

Annotation. In this article researched the main problems and ways of increasing of strategic planning in innovative development of the region.

Актуальность: стратегическое планирование является одним из эффективных способов воздействия на инновационное развитие региона, однако применение этого инструмента на региональном уровне сдерживается недостаточным теоретическим и методологическим обоснованием, что вызывает определенные сложности у органов местной исполнительной власти и требует выработки практических рекомендаций.

Исследование проблемы показало, что переход экономики Республики Казахстан к рынку потребовал переосмысления роли и места планирования в системе государственного регулирования. Роль стратегического планирования в региональном управлении возрастает, поскольку в его рамках реализуется главная задача по формированию четкого образа будущего региона. Стратегическое планирование регионов Казахстана призвано обеспечить формирование благоприятных условий и факторов для наращивания внутренней и внешней конкурентоспособности регионов, территориальной концентрации ресурсов труда и капитала в центрах экономического роста, повышения региональной занятости и качества жизни жителей республики.

Одной из первых задач, которая встает перед органами государственной власти региона, становится задача овладения методологией и инструментарием регулирования экономических и социальных процессов в стратегической перспективе.

Вместе с тем, и сама научная база стратегического планирования на региональном уровне требует совершенствования и развития, существует еще много нерешенных теоретических, методологических и методических проблем в этой области. Центральное место среди них занимает проблема создания научных основ стратегического управления и планирования комплексного социально-экономического развития регионов как системы теоретических, методологических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи и организацию стратегического территориального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей территориального развития, механизма из реализации.[1]

Одна из ключевых проблем стратегического планирования социально–экономического развития региона связана с обоснованием его стратегического выбора, формированием целей и приоритетов региона на долгосрочную перспективу. Традиционно слабым звеном стратегического планирования является целеполагание. Цели формулируются расплывчато, их зачастую невозможно измерить и, соответственно, оценить степень их достижения. Это требует совершенствования научного обеспечения целеполагания.

В процессе стратегического планирования возникает проблема разработки региональной социально–экономической политики, выступающей в качестве компоненты системы управления регионом. Следует отметить, что сегодня нет однозначного толкования такой значимой категории, как региональная политика. Так, под региональной политикой принято понимать систему целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм решения этих задач. В то же время, речь может идти о региональной политике, проводимой собственно органами регионального управления на подведомственной территории. В связи с этим возникает задача создания научного обеспечения формирования и реализации региональной социально–экономической политики, направленной на достижение стратегических целей развития региона.

В последние годы для решения проблем научного обеспечения процесса управления социально-экономическим развитием применяется программно-целевой подход. В современных условиях формирование и реализация программ социально-экономического развития регионов становится действенным инструментом государственного регулирования и планирования. Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Формирование региональных программ социально экономического развития сегодня наиболее актуальное и перспективное направление программно-целевого планирования в нашей стране. Это обусловлено тем, что поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития являются важнейшими аспектами модернизации казахстанской экономики и ее устойчивого развития.

Несмотря на все преимущества такого подхода, анализ опыта разработки и реализации региональных программ в нашей стране позволяет выявить ряд проблем, снижающих эффективность их использования. К ним можно отнести несоответствие получаемых результатов ранее поставленным целям, непрозрачность процесса принятия решения, недостаточно полный учет региональной специфики, нечеткую постановку целей и задач, дублирование мероприятий по их достижению на разных уровнях управления, недостаточное финансовое обеспечение. Остро стоят также проблемы, связанные с разграничением ответственности и излишней бюрократизацией.[2] Для их решения необходимо не только совершенствование программно-целевого подхода в части механизма реализации целевых программ, но также поиск и внедрение новых подходов, форм и методов управления.

Широко используемое в последнее время в государственном управлении зарубежных стран (США, Германия, Англия, Австрия, Япония, Австралия и др.) проектное управление, может послужить решением трудностей стоящих перед экономикой Казахстана. Распространение проектно-ориентированного подхода в управлении территориями связано с тем, что оно позволяет более четко определять цели, более рационально распределять ресурсы, планировать работы с учетом имеющихся рисков и возможностей, своевременно реагировать на возникающие изменения и отклонения. В Японии, к примеру, методология проектного управления положена в основу государственной стратегии социально-экономического развития страны. Более того, по данным Японской ассоциации управления проектами (JPMF) все инвестиционно-строительные проекты, осуществляемые в рамках программ развития территорий, оцениваются и реализуются с помощью технологий проектного управления. Ведущие международные эксперты оценивают, что применение современных технологий управления проектами позволит в целом повысить эффективность экономики страны как минимум на 15-20%.[3]

 
 

Заключение:внедрение таких инструментов воздействия на экономическое и социальное развитие региона как стратегическое планирование является фактором его успешного инновационного роста и развитию инновационной модели национальной экономики,что предусмотрено Государственным стратегическим Планом развития РК до 2020г. и в Стратегии «Казахстан-2030»).

Список использованных источников:

1.Гневко В.А., Рохчин В.Е. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. — СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004

2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 26 июля 2011 года № 862 Об утверждении Программы «Развитие регионов» (с изменениями и дополнениями от 07.12.2011 г.)

3. Концепция развития проектного менеджмента в Республике Казахстан на 2010 – 2020 годы

Просмотров работы: 4553