КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР КРИЗИСА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОРРУПЦИЯ КАК ФАКТОР КРИЗИСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Среди множества социально-экономических и политико-правовых проблем современного общества проблема борьбы с коррупцией занимает далеко не последнее место. Существует несколько причин ее чрезвычайной актуальности. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации.

Актуальность данной темы заключается в изучении и анализе современной ситуации в мире и частности России. Коррупция, экономическое содержание которой состоит в деформации процесса распределения ресурсов, негативно влияет на развитие и укрепление экономики в целом. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Прежде всего это обусловлено тем, что деятельность коррумпированных государственных чиновников направлена на получение различного рода личных или узко корпоративных благ, а не на обеспечение устойчивого и эффективного государственного устройств. В последнее время не только в условиях реформирования российской политической системы, но и во всём мире усматриваются тенденции глобализации, роста и повышения общественной опасности этого негативного социально-опасного явления. Об этом косвенно свидетельствуют регулярно публикуемые официальные статистические данные государственных органов и международных межправительственных организаций, а также проводимые отечественными и зарубежными специалистами социологические, правовые, криминологические и иные научные исследования. Поэтому не случайно именно коррупция стала предметом обсуждения на международных форумах. Целью научной работы является разработка эффективных путей борьбы с коррупцией в условиях сложившейся обстановке.

Задачами являются:

  1. исследование системы коррупции в современном обществе, в тех видах и формах которых она присутствует.

  2. разработка мер и путей борьбы с этим антисоциальным явлением, создание системы и ее внедрения которая поможет более эффективно противостоять коррупционной деятельности.

  3. изучение возможных положительных и отрицательных факторов, которые появятся в результате реализации данной системы.

Объектом исследования является Российская Федерация. Предметом исследования является система коррупции. Она наносит многомиллиардные убытки международной торговле и вносит дисбаланс в общественную жизнь. Основание исследования: законодательные и правовые акты по борьбе с коррупцией, труды зарубежный и российских ученых в этой области, интернет ресурсы, отчеты некоммерческих общественных организаций и силовых ведомств. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы.

Глава 1. Организационные механизмы системы коррупции.

  1.  
    1. Сущность и структура системы коррупции. Сущность явления коррупции

Анализ коррупции следует начать с констатации того, что по своей сути государство – это сугубо чиновничья структура, которую иногда шуточно обозначают как структуру «слуг народа». Не обладая никакими ресурсами, кроме административных, государственная система в определенных условиях будет стремиться обратить свой – административный — ресурс (т.е. способность к силовому воздействию) в конкретные материальные блага «для себя». Это и является истоком, родником, из которого проистекает сложная болезнь государственного устройства, которая и является коррупцией. Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления. В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана 12 декабря 2000 года в Палермо, коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают: а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей .Определения corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества. [1] В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц». В документах ООН о международной борьбе с коррупцией дано определение «коррупции» - как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп. Словосочетание «злоупотребление государственной властью» некоторым образом вводит в заблуждение, так как сокращает поле деятельности рассматриваемого явления и затушевывает истинную опасность, исходящую от него. На самом деле государственная власть - это система управления обществом, а социальная опасность от коррупции — это ущерб, наносимый обществу. Следовательно, коррупция — это злоупотребление управлением общественной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп.Из данного определения видно, что коррупция: - всегда связана с государственной службой, государственной властью. Это позволяет утверждать, что коррупция приобретает, помимо криминального, политический характер; - коррупция выходит за пределы взяточничества; - она включает в себя непотизм (Непотизм, лат., замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка) и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для личного, группового или корпоративного использования; - коррупция, как злоупотребление властью, может осуществляться для получения выгоды не только в целях личного, но и корпоративного, кланового интереса. Это не всегда прямо связано с присвоением материальных ценностей, так как корпоративный интерес порой преследует политические цели: создание политических условия, обеспечивающих возможности «легального», «законного» захвата, присвоения в будущем материальных и финансовых средств. [14,с 35] В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству. Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности. На практике в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально «продает» физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а «покупатель» получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д. Иначе говоря, превращение государственным служащим своего рабочего места в коммерческий товар составляет суть коррупции, несущей реальную угрозу нормальному, законному функционированию системы государственной власти и управления. Следует четко разграничивать коррупцию и оппортунистическое экономическое поведение по отношению к своим обязанностям перед государством, так последнее свойственно не только государственным служащим, но и большинству населения или его значительным социальным группам. Это проявляется, прежде всего, в форме неуплаты налогов, массовом «бегстве капиталов» и т.д. Явным примером результатов оппортунистического экономического поведения является «теневая экономика». [2]Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения. Так же существует понятие чиновничье предпринимательство, оно характеризуется тем, что здесь формально нет подкупающей стороны. Заказчик служебного нарушения здесь - это сам исполнитель, извлекающий доход (предпринимательский или рентный) из монополии на принятие или согласование определенного решения.

Коррупция является в большей мере тормозящим развитие страны как в экономическом так социальном плане фактором. Явление это известно с древних времен и всегда к нему было негативное отношение. Это непосредственно и излишние расходование средств бюджета, подкупы власти и государственных органов, отмывание денег, сглаживание различных конфликтов. В результате коррупционной деятельности нарушается закон паретто. В результате которого выгоду которую могло получить общество, получает определенная группа лиц. Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. В большинстве европейских стран коррупция уголовно наказуема. Одним словом коррупция – это антисоциальное явление. [3]

1.2. Основные методы коррупции

Содержание любого явления выражается в формах его проявления.

Поэтому наряду с исследованием природы коррупции, ее сущности формы

проявления в системе государственной службы также требуют отдельного рассмотрения. Это позволит получить наиболее полное представление откоррупции в среде государственных служащих и органах управления. Однако для более предметного представления форм проявления коррупции следует ее представить в виде формулы, которая вместе с раскрытием ее сущности дает возможность определить и формы проявления.[15, с 44]

Одним из первых это сделал американский профессор Роберт

Клитгаард, создатель знаменитой «формулы коррупции»:

Формула 1.

К = М + П - О,

где К – коррупция, М – власть монополий, П – произвольность

решений, О – ответственность.

Иными словами, коррупция определяется степенью монопольной власти и права принимать произвольные решения, которыми наделены государственные чиновники, а также мерой их ответственности за свои действия. По этим составляющим коррупции можно выстраивать формы коррупционных проявлений. С учетом составляющих элементов этой формулы ряд российских

ученых выделяют следующие характерные для России формы

коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство, сети взаимных обязательств и «экономика обязательств». [17, с21-4.]

1. Рынок бюрократических услуг.

Данная форма коррупции проявляться в виде:

– вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме

оплаты. Это осуществляется в виде консультационных услуг, установления

непомерно высоких гонораров за публикации или лекции. Оказание

государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»,

поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет

заинтересованных в решении вопросов партнеров;

– служебное мошенничества и другие формы хищения;

аппарате.

– латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных

вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов;

– устройства на работу родственников, друзей, знакомых;

– усложненность бюрократических процедур.

2. Чиновник на содержании других организаций.

Среди данных нарушений в современный период можно выделить:

– многие виды прямого или завуалированного совмещения должностей на государственной службе и в негосударственных коммерческих

организациях;

– использование государственными служащими личного либо

ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг

негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение.

– доведение информации о принятых, но еще не опубликованных

решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес

для коммерческих структур. Например, проверка рынков на предмет

выявления продукции, завезенной контрабандным путем;

– установление платы за услуги, предоставление которых входит в

круг служебных обязанностей чиновника.

3. Чиновничье предпринимательство, а именно:

– учреждение коммерческих структур с использованием имущества

государственных предприятий, на которых работает должностное лицо,

использование должностного положения в процессе приватизации

государственной и муниципальной собственности (приобретение этих

объектов в свою собственность, а в случае акционирования – получение

контрольного пакета акций);

– неправомерная (из корыстных побуждений) передача

коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на

государственные нужды;

– лоббирование прохождение, принятие соответствующих

контрактов, программ, тем, других документов, позволяющих получить

преимущества определенным лицам. Особенно это проявляется при

проведении конкурсов;

– размещение заказов на определенной фирме;

– к данной форме коррупции вплотную примыкает бюрократический

рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что,

если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному

согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у

бизнесмена помимо его воли;

– монополия ведомств на предоставление услуг;

– взыскивание обязательных платежей или налагая штрафы за

нарушения действующих норм. [16, с 99-106]

В современном обществе сложились определенные методы, по которым классифицируется коррупция. Данные министерств, таких, как МВД и прокуратуры показывают, что в настоящее время серьезной проблемой стали нарушения законности при предоставлении земельных участков, коррупция и взяточничество в органах управления земельным фондом. В прочем все вышеуказанные методы коррупции обильно практикуются во всех отраслях и сферах государства, к тому же они известны и доступны обществу в целом.[4]

1.3. Системы профилактики борьбы с коррупцией.

Многие исследователи считают, что для выявления, предупреждения и пресечения коррупционных проявлений должны использоваться различные методы, так как коррупционные отношения носят разносторонний и скрытых характер. В тоже время скрытая деятельность может быть в полном объёме подвергнута соответствующему анализу и оценки противоправных действий только при исследовании полного цикла развития коррупции, т.е. с момента зарождения умысла до реализации коррупционной сделки.

Из этого, следует, что антикоррупционная политика должна

включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

- определение природы коррупционного проявления, включая

нарушения правовых норм;

- организация борьбы с коррупцией на всех уровнях власти;

- сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих

осуществлению коррупции;

- увеличение вероятности выявления коррупционных действий и

наказания за причинённый в результате этого вред;

- оказание влияния на мотивы коррупционных проявлений;

-создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех её

появлениях.

Для решения отмеченных задач, направленных на эффективное

противодействие возникновению и развитию коррупции необходимо

применять следующие методы, которые можно подразделить на две

достаточно общие группы.[5]

1. Меры превентивного характера, к ним относят: обеспечение независимости и эффективности судебной власти; прозрачность в финансировании партий; прозрачность процедуры голосования для избирателей; обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов; гарантирование свободы информации; снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений; достойная оплата труда государственных служащих; децентрализация власти; повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов; повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации.[18]

Важнейшими условиями успеха противодействия коррупции является

осуществление взаимодействия государства, негосударственных учреждений

и граждан, прежде всего заинтересованных в положительных результатах

такой деятельности. Именно, формирование коалиций гражданского

общества, бизнеса и правительства для противодействия коррупции должны

формировать концепции и стратегии российских реформ в условиях

ответственности друг перед другом. К тому же правительство, государство в

широком смысле, призвано проявить волю к противодействию коррупции. Без такой ясно выраженной политической воли никакие усилия гражданского общества и бизнеса в противодействии коррупции не будут эффективными.

Вместе с тем для успешного осуществления антикоррупционных программ и проектов, должны сопровождаться постоянным проведением социологических, экономических и политических исследований, стратегическим прогнозированием и планированием, что позволяет своевременно реагировать не только на факты коррупции, но и устранять те причины и условия, влияющие на возникновение и развитие коррупции.

Понимание коррупции как системной неэффективности государственного управления приводит к выводу о том, что противодействовать коррупции можно и с помощью решения некоторых конкретных проблем граждан, прямо с коррупцией не связанных. К ним могут относиться преодоление бедности, сокращение теневой экономики, сокращение разрывов в доходах, обеспечение предсказуемости действий государства и повышения на этой основе уровня доверия к нему.[19]

Перечисленные проблемы прямо связаны с уровнем коррупции в России и

потому их решение будет способствовать снижению данного явления.

Решение этих проблем соответствует конституционным правам и свободам

граждан и объявленным целям государственной политики. В этом смысле

противодействие коррупции может стать фактором развития в России таких

норм современной демократии, как правовое государство, верховенство

закона, соблюдение прав и свобод граждан и других.[6]

Концепция Марата Мусина позволяет изнутри посмотреть на коррупцию, и понять на каких этапах стоит внедрять и использовать антикоррупционные рычаги.

 

Российская компания продает сырье какому либо посреднику, зарегистрированному в оффшоре за 100$

Посредник, сразу же продает сырье какому либо конечному покупателю за 200$

В итоге реальный продавец получает мизерную прибыль, а со сверхдоходов посредника налоги в казну не поступают

На схеме показаны методы вывода денег в заграничные банки и коррупция в сфере государственных заказов.

 

Рис. 1. Как расходуются бюджетные средства.

Важнейшим условием эффективности антикоррупционной

деятельности является установление партнерских отношений

государственных, некоммерческих и общественных структур в

противодействии коррупции. В противном случае власть будет пытаться

решать свои проблемы в условиях постоянного роста коррупции во всех

своих структурах, а гражданское общество заниматься собственными

программами, ограниченными скудными человеческими и финансовыми

ресурсами. Шанс на снижение уровня коррупции в очередной раз будет

упущен. Несмотря на предпринимаемые государством и обществом усилия, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов. Важным направлением профилактики коррупции названо развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства. Общественный и государственный контроль являются двумя разновидностями социального контроля. При этом они обладают целым рядом сходных и отличительных черт: единством целей и коренных задач, со впадением принципов, но вместе с тем различаются по способу возникновения, порядку создания, правовому положению, характеру полномочий.

Глава 2. Оценка внешних эффектов от коррупции в России

2.1. Коррупция в государственном аппарате.

Исследование воздействия коррупции на государственный механизм показало, что коррупция носит комплексный характер, включая правовые, экономические, социальные, психологические и другие меры.

Для понимания сущности исследуемой нами проблемы, ее места, следует исходить из того, что механизм государства - это пронизанная едиными законодательно закрепленными принципами система государственных органов, обладающая необходимой материальной базой, для осуществления целей и функций государства.

Коррупция является сложным социальным явлением и для определения эффективных мер по ее преодолению необходим научно-обоснованный понятийный аппарат. Анализа причинного комплекса возникновения коррупции дает основание для вывода, что коррупция - это противоправное действие или бездействие государственного должностного лица, предполагающее извлечение материальной выгоды или иную личную заинтересованность, которая ведет к нарушению функционирования государственного аппарата.[20]

Дисфункциональность государственного аппарата, его органов, выражающаяся в коррупционном поведении, оказывает разлагающееся влияние на такие сферы жизнедеятельности общества, как экономика, социальная сфера, политика. Это способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

- нарушение механизма рыночной экономики, вследствие чего дискредитируется основной принцип - конкуренция, что в свою очередь развивает монополистические тенденции в экономики, снижению эффективности ее функционирования;

- неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, торможение эффективной реализации правительственных программ;

- несправедливое распределение доходов, обогащение субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

- повышение цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель;

- снижение налоговых поступлений в государственный бюджет, оттоку капитала за рубеж;

- деформация реальных объявленных ценностей, появления «двойного стандарта» морали и поведения, вызывая девальвацию социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

- усиление социального напряжения в стране, обострение противопоставления между разными категориями граждан;

- формирование в сознании граждан представления о беззащитности перед коррупцией, утрата нормативно-правовой системой роли основного инструмента регулирования жизни государства и общества, своего истинного предназначения;

- возрастание влияния олигархических группировок на государственный механизм;

- подрыв престижа страны на международной арене, ее частичная или полная политическая и экономическая изоляция;

- снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии и возможность непрогнозируемого развития страны.

Коррупция - реальная угроза жизненно важным интересам личности, общества и государства, потому что представляет собой особое состояние, особую активность деформирующего, разрушительного характера по отношению к государственному механизму.

Одним из действенных рычагов воздействий на коррупцию являются правовые нормы призванные обеспечить эффективное функционирование государственного механизма, которые должны представлять собой стройную логическую систему, отражающую современное положение дел в стране.

 

41.1% работники, министерств структур на местах

11.7% работники финансово – кредитных систем

 

 

3.2.% работники таможенных служб

8.9% работники контролирующих органов

26.5% сотрудники правоохранительных органов

0.8% депутаты

7.8 % прочие

 

Рисунок 2.Структура привлеченных к ответственности коррумпированных лиц (2011г.)

Национальные интересы РФ требуют консолидации усилий государственного аппарата в сфере борьбы с коррупцией. Необходима выработка комплексной системы мер правового характера для эффективного пресечения преступности и правонарушений для обеспечения безопасности личности, общества и самого государства. [8,с 11-18]

Правильная расстановка сил государственного аппарата в противодействующих коррупции, напрямую зависит от преследуемых и четко сформулированных целей. Государство посредством управленческого аппарата обязано обеспечить в первую очередь деятельность основных «механизмов» самоорганизации общества во имя достижения целей выживания и развития страны, целей, которые принимаются и поддерживаются обществом. Государство способны поддержать желаемые тенденции и обеспечить разрушение личности, управленческого аппарата, общества.[21]

Принципиально важными направлениями реализации принципа перманентной борьбы с бюрократизацией и коррумпированностью аппарата управления являются:

- социальная защищенность честного и добросовестного чиновника. Высокая оплата добросовестного и честного труда хорошо подготовленных, обученных госслужащих (прямые и косвенные выплаты, подконтрольные обществу) и недопущение разрастания армии малооплачиваемого чиновничества;

- жесткие антикоррупционные законы, решительная политика государства, направленная на уголовные преследование за любой факт нарушения законов:

а) не только за злоупотребление властью (замаскированные формы взяток очень трудно доказываются); за любой факт нарушения законов;

б) создание независимой во всех отношениях от исполнительной власти прокуратуры, ведущей расследование деятельности чиновников;

- независимая от государства пресса, которая способна сообщать обществу о фактах нарушения законов чиновниками, о коррупции среди высших представителей госслужбы;

Для предотвращения коррупционной угрозы государственному аппарату требуется выработка единой Концепции, обеспечивающей оптимальное его развитие. При создании антикоррупционой программы следует исходить из того, что борьба с коррупции не должна сводиться к проведению разовых компаний; при решении вопросов по преодолению коррупции, необходимо учитывать, прежде всего, условия ее порождающие.

Достижение успехов в преодолении коррупции возможно если она рассматривается как социальное явление, а не отдельные факты ее проявления. Антикоррупционная программа, которая является основным положением и рекомендациями по борьбе с коррупцией должна стать постоянной составляющей частью государственной политики, при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Частая перестановка кадров, не оправданная даже объективными изменениями в сфере государственного управления, структурный кризис федеральных органов исполнительной власти, подмена законов указами, и как следствие бесконтрольность чиновников являются причинами возникновения этих угроз. Их возникновение носит субъективный характер. Существует реальная возможность их не допускать, с ними бороться, используя право и его организационное обеспечение, т.е. усиливая правовую безопасность.

Изучение проблемы коррупции в государственном аппарате, позволяет выделить несколько ее негативных последствий. Одним из них является моральный фактор, который проявляется в опасности подрыва доверия к системе, т.е. снижение ее лигитимности, искажении целей государственной политики, возникновение нестабильности в обществе.[22]

В целях правового обеспечения преодоления коррупции в государственном аппарате целесообразно принять комплексный кодифицированный правовой акт, который должен иметь всесторонне сбалансированный характер, систематизировать все действующие нормативно-правовые акты и содержать нормы способные придать борьбе с коррупцией необходимую эффективность. Этот акт призван координировать все направления деятельности государства по искоренению коррупции в госаппарате.

Проведенное исследование показывает, что для преодоления коррупции в государственном аппарате необходима научно-обоснованная антикоррупционная программа, создание которой невозможно без участия достижений теории государства и права как основополагающей науки, изучающей государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи, социальной, экономической и политической обусловленности.[7]

2.2. Коррупция в бизнесе

Немаловажная проблема современного бизнеса - это мелкая коррупция, практикуемая на низовом уровне, там, где граждане и малый бизнес пересекаются с представителями органов власти. Многие считают, что такого рода коррупция помогает фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. Постепенно этот вид коррупции начинает раскручиваться и множиться, превращаясь в более опасные формы крупной коррупции на высоких уровнях. Этот вид коррупции предполагает большие масштабы взяточничества, не знающего государственных границ, и является в большинстве случаев оправданием существования коррупции на всех уровнях государственного управления.

По оценкам бизнесменов в настоящее время чиновники госаппарата и муниципальных учреждений, а также сотрудники правоохранительных органов заняты "крышеванием" бизнеса в большей мере, чем криминальные структуры.Олигархи - это господствующая социальная группа, бизнесом которой стала распродажа советского имущества, приватизация власти и менеджмента государственных компаний, доминирование на "политическом рынке" и в информационном пространстве. Основой экономического богатства господствующего класса является не производство капитала, а перераспределение национального богатства. В их руках сконцентрированы такие ресурсы, которые превосходят экономические возможности государства и позволяют диктовать органам власти свои "правила игры".

На протяжении длительного времени в средствах массовой информации с интересом обсуждались арест П. Лебедева и М. Ходорковского, проведение следственных действий в офисах ЮКОСа и других крупных компаний, колебания цен на их акции.Вместе с тем незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.

Вторым часто встречаемым видом коррупции в сфере бизнеса является "откат", т.е. закупка оборудования по специально завышенным ценам и тарифам.[9]

Об откатах, масштабы которых сравнимы со взяточничеством чиновников, говорят и пишут мало. Объясняется это тем, что в публичной огласке не заинтересована ни одна из сторон и покупатель может сказать, что цена товара его устраивала, поэтому он и пошел на сделку, выбрав данного поставщика.

Но не всегда так происходит. Например, небольшая московская фирма, решив закупить партию строительных инструментов у корейской компании, предложила на переговорах менеджерам из Кореи поднять стоимость партии с полумиллиона долларов за всю партию. До 800 000 долл. Корейским коллегам объяснили, что в России это называется "откат" и надуто увеличенная сумма делится между менеджерами, заключающими сделку. Корейский бизнесмен не принял данное предложение и обратился в УБЭП. Однако решить дело будет сложно, так как будет трудно собрать доказательства.

Эксперты такие как, Марат Мусин, М. Джонстон считают, что многие отрасли без откатов просто не работают. Откатные схемы существуют у фирм, торгующих недвижимостью. Провинившийся сотрудник вносится в черный список, которым обмениваются крупные компании. Получить незаконную прибыль можно и на компьютерном оборудовании, и на продаже программного обеспечения, и в энергомонополии. Но есть в России компании, которые сделали борьбу с откатами частью своего имиджа. Так, в екатеринбургском парфюмерном концерне "Калина" все перерасходы сверх бюджета утверждаются специальным комитетом. За работой менеджеров специально следит служба безопасности. Людей, устраивающихся на работу, предупреждают о возможности проверки на детекторе лжи, в офисах развешены плакаты, напоминающие о тяжелых последствиях воровства.

Существенными признаками коррумпированности обладает рынок медицинских услуг. Номинально он остается бесплатным, однако на деле оказывается, что реальный объем услуг, предоставляемых населению медицинскими учреждениями, ограничен и дифференцирован по качеству, что неизбежно способствует возникновению довольно острой конкуренции потребителей (пациентов), успех в которой всецело определяется их платежеспособностью. Поэтому многие виды официально бесплатных услуг переносятся в сферу теневых отношений.[23]

Одним из самых закрытых и коррумпированных рынков является рынок сжиженного углеводородного газа. Сами нефтяные компании считают, что это происходит из-за наличия балансовых заданий. Статистика неумолима, только 10 - 20% топлива закупается по низким оптовым ценам и поставляется малообеспеченному населению, все остальное перепродается в пять раз дороже, в результате этого нефтегазовые компании ежегодно теряют сотни миллионов долларов.

2.3. Коррупция в социальной сфере.

Коррупция затрагивает все аспекты жизни общества, немалое значение она оказывает и на социальную сферу. Покажем ее проявления в определенных сферах.

1. Здоровье. Несмотря на почти двукратное увеличение бюджетного финансирования, медицинское обслуживание граждан качественно не улучшается. При этом в сфере здравоохранения отмечается один из самых высоких уровней бытовой коррупции. Сложилась ситуация, при которой государственные и муниципальные медицинские учреждения рассматривают бюджетное финансирование как плату государства за создание видимости бесплатного здравоохранения. На базе бюджетных учреждений сформировалась скрытая система платной медицинской помощи в виде неофициальных поборов. В наихудшем положении оказываются наименее обеспеченные граждане (пенсионеры, работники бюджетной сферы, инвалиды и т.д.), вынужденные тратить на медпомощь значительную часть своего дохода. Врачей на душу населения в РФ больше, чем в развитых странах, однако они зачастую имеют низкую квалификацию и не владеют современными методами лечения. В стационары граждане зачастую ложатся потому, что больше им нигде не оказывается действенная медицинская помощь.

Система обязательного медицинского страхования (ОМС) фактически не выполняет главной задачи по обеспечению граждан равными возможностями в получении действенной медицинской и лекарственной помощи. Это связано в том числе с тем, что в системе ОМС концентрируется только 40% средств, выделенных из бюджета на здравоохранение, остальные продолжают тратиться по сметному принципу.

2. Образование. Нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств является главной проблемой в реализации нацпроекта "Образование" практически во всех субъектах Федерации. При выборе подрядчиков преимущество через коррупционные связи зачастую получают недобросовестные исполнители, не заинтересованные в эффективном расходовании бюджетных средств.

Россия заметно отстает от других развитых стран по уровню образования и качеству образования. В частности, в нашей стране законченное высшее образование имеют лишь 15% населения, в то время как в США около 30%. В высших учебных заведениях широкое распространение получили взятки и вымогательство при поступлении и сдаче сессий. Размеры взяток за поступление в отдельные престижные вузы превышают 50 тыс. долл. США. Как следствие, более 60% граждан хотели бы отправить своих детей учиться за границу. Тормозится формирование инновационной среды и необходимой инфраструктуры (технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды и т.д.).[10]

Продолжается массовый отток высококвалифицированных научных кадров за рубеж. При этом подготовка одного такого специалиста обходится государству не менее чем в 2 млн. долл. В качестве причины указывается не только низкая оплата труда, но и крайне плохое состояние научной лабораторной базы. Более 40% наиболее квалифицированных специалистов в сфере науки, а также в ведущих отраслях экономики хотели бы эмигрировать из России. В случае потери данных специалистов страна фактически утратит возможность конкурировать с ведущими державами на мировом рынке.

3. Доступное и комфортное жилье - гражданам России.Данный приоритетный национальный проект фактически сорван из-за бюрократических проволочек и региональной коррупции. Местные власти неохотно идут на безвозмездное выделение земельных участков под реализацию нацпроекта и не предпринимают необходимых мер по подготовке инженерных коммуникаций. Кроме того, инвесторам навязываются подконтрольные местным властям подрядчики, не заинтересованные в повышении качества строительства и эффективном расходовании бюджетных средств. Высокие непроизводственные расходы и забюрократизированность процесса получения документов при строительстве жилья провоцируют застройщиков на искусственное завышение стоимости жилья и получение сверхприбыли. 4. Развитие агропромышленного комплекса. Реализация данного национального проекта фактически сорвана. Выдача сельхозкредитов в ряде регионов фактически превратилась в завуалированную форму хищения средств. Кредиты зачастую выдаются за "откаты" крупным компаниям, которые изначально не планируют их возвращать, либо используют для реализации коммерческих проектов, не связанных с сельхозпроизводством. При этом фермерскому хозяйству получить сельхозкредит крайне сложно.

За 10 лет Министерством сельского хозяйства РФ под руководством Гордеева А.В. так и не была восстановлена ранее разрушенная система потребкооперации. Меры по поддержке отечественных сельхозпроизводителей носят бессистемный характер. В частности одновременное падение импорта продуктов, связанное с девальвацией рубля, на фоне возросшей инфляции сопровождается значительным снижением закупочных цен на отечественное молоко, что делает производство данной продукции практически нерентабельным. Сложившаяся ситуация ведет к усилению продовольственной зависимости России от импорта и снижению продовольственной безопасности до критического уровня.

5. Реформа жилищно-коммунального хозяйства. Реформа ЖКХ фактически сорвана в связи с тем, что региональные чиновники, как правило, рассматривают ее исключительно как источник личного обогащения. Недобросовестными чиновниками в массовом порядке предпринимаются действия по приватизации коммунальных объектов на подконтрольные им компании. В результате создаются препятствия развития рыночных отношений в данной сфере. Как следствие, цены на коммунальные услуги во многих регионах при неизменном качестве предоставляемых услуг значительно выросли и практически сравнялись с уровнем доходов населения, что ведет к массовым неплатежам. Ситуация в сфере утилизации отходов в ряде регионов близка к экологической катастрофе.

5. В сфере гражданского общества

a. Отсутствие у граждан веры в возможность государства эффективно противодействовать коррупции

Призывы руководства страны занимать более активную гражданскую позицию пока не находят реального отклика в обществе. Более 60% россиян считают, что победить коррупцию невозможно, поскольку ею поражена вся система государственного управления. Также более 50% россиян считают, что информирование правоохранительных органов о фактах коррупции не будет способствовать борьбе с ней.

Деградация общественных организаций. Граждане не верят в способность общественных организаций противодействовать коррупции и боятся участвовать в их деятельности. В связи с этим уже существующие антикоррупционные общественные организации (АКОО) малочисленны, а их деятельность в большинстве случаев носит декларативный характер. Значительная часть общественных организаций обслуживает интересы исполнительной власти, политических партий, коммерческих структур, занимается завуалированной коммерческой деятельностью, либо ориентированы на западные, а не на национальные ценности и имеют иностранное финансирование. В частности, Межрегиональное общественное движение "Против коррупции" было создано в 2005г. при поддержке государства и в настоящее время действует во взаимодействии с правительством Московской области. Несмотря на то, что Москва и Московская область входят в число наиболее коррумпированных регионов, за все время своей деятельности МОД "Против коррупции" не было предано огласке ни одного факта коррупции среди высокопоставленных чиновников.

Широко распространена практика поддержки подобных общественных организаций со стороны органов исполнительной власти, которые заинтересованы в создании видимости своего участия в антикоррупционных мероприятиях. В общественные советы ведомств вводятся в основном лояльные и управляемые представители общественности. От сотрудничества с неподконтрольными общественными организациями руководство ведомств, как правило, уклоняется. У большинства высокопоставленных государственных чиновников проведение общественных расследований вызывает отрицательную реакцию. Руководители регионов крайне негативно относятся к любой критической информации о деятельности своих подчиненных, воспринимая ее как враждебные действия политических оппонентов.[11,с 42-51]

Известны факты, когда совершающие должностные преступления чиновники с целью введения в заблуждение своего руководства, общественности и дискредитации уличивших их в коррупции граждан организуют дорогостоящие PR-кампании с участием общественных организаций, декларирующих в качестве своей главной задачи противодействие коррупции. В то же время АКОО, оказывающие реальное противодействие коррумпированным чиновниками, зачастую подвергаются давлению со стороны органов исполнительной власти, в том числе с использованием правоохранительных структур.

Большинство федеральных и региональных СМИ размещает заказные публикации как позитивного, так и негативного характера под видом редакционных материалов. В СМИ существуют полуофициальные расценки на данный вид услуг и широко практикуются расчеты наличными. Зачастую подобные теневые доходы в разы превышают получаемые официальным путем и фактически служат для СМИ основным источником существования. Заинтересованность СМИ в получении теневых доходов позволяет использовать их как инструмент в информационных войнах. Абсолютное большинство СМИ, как правило, отказывается освещать конкретные факты коррупции и рейдерских захватов на безвозмездной основе. Исключение составляет информация, которая предается огласке правоохранительными органами либо иными представителями власти.[13, с113]

Необходимо отметить, что в виду отсутствия информационной конкретики в обществе утрачивается острота восприятия и формируется терпимость к коррупции. Публикации общего характера о борьбе с коррупцией воспринимаются как PR-кампания властных структур, которая проводится с целью сокрытия недостатков в работе государственной власти, а отдельные разоблачения - как война компроматов между заинтересованными группами. Руководством субъектов федерации широко применяется практика заключения договоров об информационном обслуживании с федеральными СМИ, что фактически является скрытой формой их подкупа. В результате, соответствующие СМИ освещают деятельность региональных властей исключительно в выгодном для местных властей ракурсе.

Рядом СМИ, финансирующихся в том числе за счет коммерческих структур, подконтрольных государству, распространяются сведения, противоречащие государственным интересам и дискредитирующие политику руководства страны.

В последнее время коррупция обозначается как одна из ключевых проблем российской экономики. При этом в общественном сознании практически любой чиновник воспринимается как взяточник. Основные причины разгула преступности и коррупции в бизнесе находятся в тесной взаимосвязи с такими явлениями, как кризис и несбалансированность в экономических отношениях, высокие налоги, падение производительности труда, рост безработицы, бюджетный дефицит. Что касается коррупции в государственном аппарате, то по размеру взяток за получение лицензий и разрешений разного рода деятельности наша страна занимает первое место. Средний размер взятки за последние годы увеличился более чем в 10 раз. В социальной среде коррупция занимает так же особое место, практически все социальные институты, начиная от детского сада и заканчивая социальным обеспечением коррумпированы, это не дает обществу необходимого толчка для правильного и равномерного развития.[12, с 7-17]

Глава 3. Общественная организация по борьбе с коррупцией «Антикор»

3.1. Зарубежный опыт по борьбе с коррупцией, полезный для России

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительным или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части. Одной из крупнейших борцов за наказания за коррупционные действия и назначение за них равноценных наказаний является OECD рабочая группа по борьбе со взятками. Их целью является обеспечить, чтобы взяточник не остался безнаказанным в одном государстве, если в соседнем государстве наказания очень суровые. Также они пытаются следить, чтобы во всех союзных государствах действовали для чиновников действовали похожие требования.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации и пр. являются предпосылками для снижения коррупции.

Так например в Китае Жестокое наказание понесли чиновники самого высокого ранга.

В 2010 г. был расстрелян вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет возглавлял управление китайской «Силиконовой долиной» — наукоградом Чжунгуанцунь в северо-западном университетском предместье Пекина. Кроме того, расстрелянный вице-мэр сумел крупно нажиться на пекинской Олимпиаде 2008 г. Сделав свою любовницу хозяйкой одной из строительных компаний, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельных участков.

Среди наиболее громких дел, связанных с коррупцией в высших эшелонах власти, следует отметить осуждение председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей Чэна Кэцзе. Вице-спикеру парламента КНР было предъявлено обвинение в хищениях в особо крупных размерах, когда он был губернатором провинции Гуанси, оказывал предпринимателям незаконные услуги и получил за это взяток на 4,5 млн. долл.

Разоблачение вице-спикера потянуло за собой целый шлейф коррупционных дел в провинции Гуанси. Был расстрелян мэр г. Гуйян Ли Чэнлун, присвоивший более 500 тыс. долл. Почти 8 млн. долл. были присвоены в рамках «дела Чэна Кэцзе» сотрудниками созданного в прокуратуре управления по борьбе с коррупцией. Пришлось расследовать деятельность 1377 инспекторов. Причем 756 из них получили партийные взыскания, а 73 были привлечены к уголовной ответственности.

В декабре 2010 г. к смертной казни с отсрочкой приведения приговора в исполнение на два года приговорен бывший вице-мэр города Дунин восточной китайской провинции Шаньдун Чэнь Синлуань. Он обвиняется в коррупции и растрате средств общественных фондов. Как было установлено, находясь на государственных должностях с 1999 по 2008 гг., Чэнь Синлуань получил в качестве взяток от различных компаний и частных лиц 21,87 млн. юаней (3,3 млн. долл.), а также растратил из общественных фондов 16,5 млн. юаней (2,5 млн. долл.).

Отсрочка приведения приговора в исполнение была применена судом в связи с тем, что Чэнь Синлуань искренне раскаялся в совершенных преступлениях и вернул незаконно приобретенные денежные средства.

По китайскому законодательству существуют два вида смертных приговоров: с немедленным приведением в исполнение и с отсрочкой до двух лет. В случае, если преступник раскаялся, сотрудничал со следствием и примерно вел себя во время отсрочки приговора, смертная казнь может быть заменена.

Так же можно отметить что и Сингапур моменту обретения независимости в 1965 году оказался в ситуации, чем-то напоминавшей картину постсоветской России. Страна находилось в крайне тяжелом экономическом положении и была насквозь пронизана беззаконием. Законодательство было импортировано британскими колонизаторами из далекой Англии, правоохранительные органы оказались не в состоянии противостоять организованной преступности, а большинство чиновников участвовало в коррупционных схемах. Население имело низкий уровень образования и не умело отстаивать свои права.

Лидеры страны пришли к пониманию насущной необходимости обуздать коррупцию и произвол, сознавая, что без этого страна не имеет будущего. Это послужило основанием для принятия целой системы мер, отличавшихся строгостью и последовательностью. Действия чиновников были регламентированы, бюрократические процедуры упрощены, был обеспечен строгий надзор за соблюдением высоких этических стандартов. Органом, воплотившим эти меры в жизнь и сохранившим свои полномочия и сегодня, стало специализированное Бюро по расследованию случаев коррупции. Граждане обращались в Бюро с жалобами на действия госслужащих и требовали возмещения убытков.

Одновременно с этим было ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жёсткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников таможни) были проведены во многих государственных ведомствах. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров.

«Процент», «вознаграждение», «бакшиш», «грязь»,– как бы ни называли коррупцию на местном жаргоне, она является одной из черт азиатского образа жизни. Министры и должностные лица не могут прожить на свое жалование так, как того требует их положение. Чем выше должность, тем больше их дома, тем более многочисленны их жены, любовницы, украшенные драгоценностями в соответствии с положением и влиянием их мужчин. Сингапурцы, которые занимаются бизнесом в таких странах, должны быть начеку, чтобы не занести подобные привычки домой», писал Ли Куан Ю, премьер министр страны, один из инициаторов реформ в Сингапуре.

В настоящее время Сингапур, жёсткое авторитарное государство, занимает лидирующие места в мировых рейтингах по отсутствию коррупции, экономической свободе и уровню развития. Конечно, сложно сравнить маленькое островное государство с населением в 4 млн. человек с необъятной Россией, имеющей иную историю и иные традиции. Но пример Сингапура показывает, как можно благодаря политической воле, эффективному антикоррупционному законодательству и неподкупному независимому агентству всего за несколько лет свести коррупцию к очень низкому уровню.

В Европе основным оружием борьбы с коррупцией является статья 20 Конвенции ООН против коррупции предусматривает обязанность государств рассмотреть вопрос о криминализации (с соблюдением своих конституционных принципов) преднамеренного «незаконного обогащения», т.е. существенного повышения доходов должностного лица, которое оно не может разумно объяснить и которое не является результатом его профессиональной деятельности.В Нидерландах, Дании, Швеции состав «незаконное обогащение» или подобный ему по элементам преступления отсутствует среди уголовно наказуемых деяний. Таким образом, в строгом понимании положения данной статьи Конвенции против коррупции здесь не имплементированы.Вместе с тем сам феномен незаконного обогащения наделен в нидерландском праве самостоятельным юридическим значением и может являться обстоятельством, дающим основания для применения санкций к соответствующему лицу.Механизм применения таких санкций урегулирован в уголовных кодексах многих стран, который предусматривает возможность конфискации доходов, в отношении которых имеются подозрения в незаконном источнике их получения.Условием применения конфискации является то, что лицо было признано виновным в совершении преступления, наказуемого штрафом пятой категории (наивысший размер штрафа), и имеются подозрения в том, что имеющиеся у этого лица доходы были приобретены им в результате совершения аналогичных преступлений.В рамках реализации данной статьи Уголовного кодекса обязательным является проведение специализированного уголовно-финансового расследования, методика которого разъясняется в нормативном Письме Министерства юстиции «О конфискации». Если на основании проведенного расследования прокурор делает вывод о наличии оснований предполагать, что доходы были получены лицом в результате совершения преступлений, наказуемых максимальным штрафом или более строгой мерой, прокурор может обратиться в суд с ходатайством о конфискации. Доказательства совершения соответствующих преступлений, а равно того, что обогащение лица является прямым следствием таких преступлений, не требуется. Достаточно продемонстрировать обоснованность соответствующих подозрений (с этой целью, например, приводятся имеющиеся у прокурора доказательства отсутствия связи между законной профессиональной деятельностью лица, другими законными источниками и его доходами). В таком случае бремя доказывания невиновности лица лежит на стороне защиты, которая должна представить доказательства законности методов и источников получения доходов.

Мы предлагаем в связи со сложившейся ситуацией в России организовать публичную организацию в которое мог бы вступить любой гражданин , желающий противостоять, или имеющий факты проявления коррупции. Данная идея актуальна особенно для подрастающего поколения, так как коррупция затаилась во всех уголках общества и государства. Фактически, любые государственные проекты борьбы с коррупцией и общественные выступления и митинги не то что бы не выявляют многих фактов коррупции, но и не несут никакого положительного последствия. Если рассматривать жесткие меры, смертной казни , пожизненного заключения, то в такой стране как Россия они не найдут должного применения по двум причинам:

- Россия гуманная страна, и в связи с мораторием на смертную казнь такие меры не имеют под собой логического обоснования

-Начинать кардинальные меры борьбы против коррупции стоит, только имея совершенное законодательство и исполнительные и судебные органы, в ином случае многие граждане могут быть привлечены к ответственности ни за что.

В связи с данной ситуацией мы предлагаем постепенное развитие современной молодежью при помощи идейных людей старшего поколения, общественной организации по выявлению и предотвращению и опубликованию фактов коррупции. Сложность, с которой Государственная дума сталкивается в принятии этого законодательного акта, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в России, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния, иными словами, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться гражданским кодексом.

3.2. Условия реализации проекта по созданию общественной организации по борьбе с коррупцией «Антикор»

Как бороться с коррумпированностью систем государства - это главный парадокс текущего момента. С одной стороны, общество не очень хочет бороться с коррупцией, которая многим облегчает решение жизненно важных вопросов, а с другой – то же самое общество активно приветствует популистов всех мастей и расцветок, которые нынче на всех углах заявляют о том, что время терапевтических приемов давно миновало. В борьбе с застарелой болячкой пора переходить к радикальной хирургии– карательным мерам с конфискацией имущества, тотальной чистке госорганов от чиновников, имеющих сомнительные доходы, прочим силовым действиям.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее на виду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать.

Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны.

Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами:

1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий;

2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Первый шаг, который необходимо сделать - создать определенный интернет ресурс, на котором открыто, могут высказаться все люди страны, обсудить проблемы связанные с нарушением законодательства и оставить комментарии. Регулярно проводить на нем опросы, обсуждения, выкладывать факты и просто общаться. На основании создания этого ресурса можно будет говорить о том, что он ни каким образом не нарушает законы, и является полностью демократическим, как и многие общедоступные сервисы. В ответе за данный интернет ресурс должна быть некоммерческая благотворительная организация, или группа идейных лиц, которая будет заниматься поддержанием и развитием ресурса. Любой гражданин должен иметь право высказаться, а в лучшем случае рассказать и доказать факты коррупционных действий. Непосредственно в плотном сотрудничестве с интернет ресурсом должны быть средства массовой информации, для начала планируется привлекать бесплатные районные и областные газеты, а так же социальные сети и различные информационные страницы. Средства массовой информации будут выпускать информационные газеты, и распространять на телеканалах дублирующуюся информацию, брать интервью, организовывать встречи и различные дебаты на разнообразные темы с участием людей разных возрастов, и положений. Такая деятельность будет иметь успех у современной молодежи. Так как в будущем времени в стране будет новое поколение, то заниматься подобной деятельностью будет предпочтительнее молодые юноши и девушки. Финансирование будет производиться за счет федеральных средств, так как данный проект должен и будет поддерживаться высшими чинами власти, а в частности президентом Российской Федерации так, как антикоррупционная борьба стоит на одном из первых мест, в списке проблем которые необходимо решить на всех уровнях власти. Некоммерческая организация будет не только следить за интернет ресурсами, но и заниматься организационной работой, листовки, плакаты, митинги. Проект такой организации будет во многом схож с федеральным проектом «СтопХам». В качестве основной цели общественного объединения декларируется борьба с коррупцией и нарушением законодательства. После определенного времени будет создан офис организации с подразделениями в разных областях и районах страны.

Второй этап представит из себя процесс, непосредственного выявления правонарушения законодательства. Участники движения ищут факты нарушения законодательства организациями и государственными структурами, затем проверяют через юридические конторы, а затем передают в прокуратуру. Это могут быть зафиксированная видео или фотосъемка. Если дынный факт получает известность и привлечет внимание членов организации, то они на основании конституции РФ будут обращаться с имеющими данными в специальные юридические конторы, которые будут сотрудничать с общественной организацией. Соответствующими структурами в открытых процессах будут проводиться оперативные расследования причин поведения чиновников и других лиц уличенных в коррупции. Оглашаться деятельность и результативность будет в крупномасштабных размерах в городах. В мероприятиях будут участвовать и сами нарушители закона, им публично будет предъявлено обвинение. Любой гражданин будет иметь право высказаться в адрес нарушителя, это будет своеобразным позорным столбом. На таких примерах действия коррупционеров должны постепенно утихать. Молодые люди, борющиеся за честное и справедливое общество должны показывать пример чиновникам и другим нарушителям. Обвиненным должно быть стыдно, и их помимо уголовного и административного наказания ждет общественный позор.

Третьим этапом должно стать наказание за коррупционную деятельность. Конечно, одними общественными мерами не обойтись, но так как президент РФ сам лично издает антикоррупционные приказы, то вся процессуальная деятельность должна быть если не под личным контролем, то под жестким контролем помощников и уполномоченных лиц. Непосредственный контроль со стороны самых высших государственных органов, поможет преодолеть коррупцию в судебных процессах. Так как РФ действует мораторий на смертную казнь, и страна считает себя гуманным государством, кардинальные меры применять не является целесообразным. Для начала предлагается в зависимости от судебного приговора отправлять людей на исправительные работы общественного характера с конфискацией имущества, оставляя только минимальные необходимые предметы обихода. Так же замораживаются средства на всех банковских счетах и распределяются между общественными институтами. Изъятое имущество будет использоваться на благо общества в детские дома, медицину и другие общественные структуры. Минимальным сроком исправительных работ должен считаться срок 6 месяцев, максимальным три пять лет. Контроль, за исполнением общественных работ берет на себя антикоррупционная организация. После общественных работ коррупционеров должно преследовать уголовное наказание, вынесенное судом. Предлагается изменить только коэффициенты, так, например, за коммерческие преступления, которые кардинально не затронули общество, предлагается использовать коэффициент - 1. Если влияние коррупционеров было оценено судом и общественной организацией как среднее, то есть, затронуло общество, но не в глобальных масштабах, то предлагается коэффициент 1,5. Для государственных служащих, чиновников на местах, сотрудников органов и других структур, а так же за причиненный большой вред обществу должен будет использоваться коэффициент – 2. Коэффициент означает то что, если чиновника нанесшего максимальный вред обществу суд приговорил к 3 годам тюремного заключения, то для него будет действовать коэффициент -2, итого реальный срок получается 2*3=6 лет. Досрочное освобождение отсутствует, что бы оно ни стало мотивацией. Если рассматривать пример антикоррупционной борьбы в других странах, например в Китае, то по сравнению с это страной, данная шкала является неким разделением, позволяющим более гуманно и честно определить наказание для коррупционеров. После трех этапов коррупционеру запрещается: занимать должностные посты; иметь собственный бизнес; он лишается всех общественных заслуг таких как «почетный человек города»; действующих льгот, кроме социальных (пенсии, инвалидности). Кроме того каждые пол года нужно будет сдавать подоходную декларацию. Сам коррупционер так же может обратиться в общественную организацию, предъявив факты коррупции. Контролировать деятельность будут налоговая инспекция и непосредственно антикоррупционная организация. На основании таких примеров чиновники и другие лица, ранее занимающиеся коррупционной деятельность, должны впредь бояться делать это.

  1.  
    1. Эффективность от реализации проекта

Стоит признать, что все антикоррупционные меры, принимаемые до настоящего времени не дали нужного эффекта. Это признал Дмитрий Медведев, который в начале своего срока инициировал декларационную кампанию чиновников и законодательство по борьбе с коррупцией. Главной проблемой, которая не позволила и на данный момент не позволяет бороться с коррупцией – это отсутствие одной направленной и продуманной стратегии. Так же оказались неэффективными многие федеральные проекты, например «Роспил». Учитывая функции, бюро должно получить особые полномочия — право приостанавливать действия нормативно-правовых актов, если выявит их коррупциогенность, а также на период расследования отстранять от должности лицо, подозреваемое в коррупции. Можно однако признать что какие то плюсы появились в связи с проводимыми мероприятиями:

-чиновники стали больше опасаться ответственности и почувствовали под над собой нормативно – законодательную базу

- определенное количество государственных служащих все таки были признаны виновными и уволены с своих мест, в том числе имели место скандалы государственного уровня.

Через некоторое время, начиная от управления на местах, система, при поддержке государства, вклинится в высшие эшелоны власти. В результате созданных условий будет организован некий, предупреждающий возможность появления коррупции в деятельности федерального законодателя — Государственной Думы и Совета Федерации. Вероятно, этот тезис вызовет у кого-то удивление, но не у тех, кому хорошо известна технологическая процедура подготовки законопроектов, внесения их в Госдуму, дальнейшего рассмотрения в обеих палатах.

Подробно нужно рассмотреть ожидаемый эффект от нововведения а также все плюсы и минусы проекта.

Основным плюсом является решение конкретной проблемы – полное искоренение или кардинальное снижение общего уровня коррупции во всех системах государственного управления и коммерческой деятельности. На государственном уровне данные антикоррупционные проекты позволят прекратить отмывание денег чиновниками и улучшить бюджетирование, стабилизировать развитие и деятельность подвластных структур, таких как прокуратура, МВД, суды различных инстанций, таможенные подразделения, жилищно-коммунальное хозяйство. Так же места на крупных должностях будут доставаться людям по заслугам, а не через знакомства и крупные денежные взятки. Если государственного чиновника поймают за коррупционные действия, ему будет запрещено заниматься государственной деятельностью пожизненно. Правосудие примет конституционный характер, основополагающими документами станут не «знакомства» а КоАП и Конституция Российской Федерации. Но стоит отметить, что можно ожидать и появление отрицательных факторов. Так, например, множество сделок и монополий в РФ заключается за счет личных знакомств и властных положений служащих – это в свою очередь хоть и не всегда имеет под собой законные основания, но влечет в государственную казну немалые финансовые и инновационные ресурсы. При исполнении предложенной нами антикоррупционной практики, возможен упадок, и потеря отношений построенных на взаимовыгодных условиях.

Рассматривая коммерческую составляющую общества, также можно выделить большой плюс. Старт бизнесу, как правило, дает капитал и связи в различных структурах. Так, например, появится шанс у большинства желающих людей начать собственный бизнес по всем «рыночным технологиям», у всех бизнесменов будут равные стартовые права и возможности, все это будет контролироваться в жесткой форме надлежащими органами. Минусом может стать фактор схожий с государственной средой, нарушится налаженные коррумпированные поставки определенных товаров, монополии потеряют значительную долю рынка, что чревато ростом цен. Рост цен или слишком завышенные цены на товары, недоступность товаров, к примеру, при недостаточном благосостоянии граждан может и невысоких зарплатах повлечет за собой расслоение общества и снижения общего уровня благосостояния общества по стране в целом.

В социальном и общественном плане, антикоррупционные меры помогут увеличить благосостояние общества. Для начала стоит рассмотреть влияние оказываемое на такие социальные институты как школы, образование, медицина. Улучшится обслуживание и равноправность возможностей граждан РФ. Люди могут быть уверены, что необходимые лекарства поступят в срок и достанутся им по списку, не смотря на всевозможные преграды и финансовые возможности людей. Институты, школы и детские сады смогут выпускать достойных и квалифицированных учеников и специалистов, что благополучно скажется не только на обществе, но и на государственных делах. Сможет уверенно и стабильно просматриваться процесс становления людей не только как работников, но и граждан. Конкретных негативных последствий данные меры в социальной среде понести не могут, тут стоит отталкиваться от того, что коррупция во всех ее проявлениях является разрушающем фактором для государства и общества. А честное и пропитанное патриотизмом общество может полноценно существовать только в государстве, где нет коррупции, или есть, но на самом низком уровне. Это можно проследить на примере многих европейских и азиатских стран.

В результате деятельности антикоррупционной организации, коррупция как общественное явление может быть полностью уничтожена, или снижена до допустимого уровня. Для этого стоит не только выполнять определенные требования в соответствии с регламентом, но и брать пример с ближайших соседей, стран Европы и азиатских стран, где с этим борьба менее гуманна. Результатами деятельности в худшем случае будет уменьшение взятничества и других видов коррупции, а в лучшем создание защищенного общества, где каждый человек имеет свои права и обязанности, а так же некий страх перед законодательной базой. Из всего выше вытекающего могут последовать как положительные так и отрицательные последствия. Успех зависит от идейности и стремления самого общества.

Заключение

Подводя итоги научной работы можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Правоохранительные органы, отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией. Незаконную деятельность, возможно, классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов, по типу, по направленности, по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости. Уже стали известны и довольно подробно изучены многие коррупционные модели, методы и приемы коррупции. Одной из важнейших проблем, способствующих познанию коррупции, ее освещению и преодолению, является определение масштаба ущерба, наносимого обществу этим негативным явлением. В Российской Федерации коррупция практически парализовала все внутренние структуры, бизнес, и социальную среду, это отрицательно сказывается на общем благосостоянии общества и экономики государства. Самую высшую ступень занимает коррупция чиновников на местах, так же нельзя забывать о взятках в среде коммерсантов и кредиторов, о подкупах чиновниках в силовых структурах и высших органах власти. Контролировать коррупцию пытались во все времена и различными способами, сюда входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий надзор над каждым служащим. Независимая судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко и эффективно признан виновным, резко снижает потенциальную привлекательность коррупции. Законодательство не всегда эффективно выполняет свои обязанности, зачастую облегчая деятельность коррупционеров. В научной работе проведен анализ и изучение сущности коррупции, государственного аппарата. Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупции является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями. По итогам выдвинуто предложение, которое содержит именно уголовное законодательство, правильно реализовав которое, если и не получится полностью избавиться от коррупции, то возможно снижение ее до допустимого уровня. Хотя очень серьезной проблемой является упомянутая выше устойчивость коррупционных рынков, но и ее можно решить, реализовав все три этапа четко и без сбоев в совместной работе структур. Имеется большая вероятность того, что предложенные меры будут действительно эффективными.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Изд. «Ось-89». М., 2000 г. С. 48. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрем». 2002.- С. 472.

  2. Федеральный Закон от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 48 с.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – 5-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. – 176 с.

  4. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Под. ред. Докт. Юрид. Наук, проф. В.Д. Иванова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. Серия «закон и общество». – 512 с.

  5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Совет Европы. Серия Европейских договоров. №173. Страсбург,2009. 27 янв.

  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юрист, 2009. – 592 с.

  7. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – издательство Москва 2010г., - 240 с.

  8. Мусин М.М. Финансовая разведка знает все. 2009. Стр. 7-17.

  9. Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. – М.: Юриспруденция, 2009. – 80 с.

  10. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 2009 – с 34-42.

  11. Босхолов С.С. Проблемы уголовной политики в сфере борьбы с коррупцией // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 2010.

  12. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 2009. № 8. С1-17.

  13. Цветков С.И. Международная коррупция и «отмывание денег // Проблемы борьбы с коррупцией. Сборник статей. М., 2011-с 367.

  14. Аникин А. Ответственность за взяточничество по новому УК // Законность. 2008. № 6. С 21-24.

  15. Коррупция Политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. 426 с.

  16. Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 120 с.

  17. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление. // Законность. 2011. № 6.

  18. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.putin-itogi.ru/,06.01.13

  19. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.stopcorruption.ru/item_894.htm 23.12.12

  20. Электронный ресурс, режим доступа: nashenasledie.livejournal.com›1167960.html 26.12.12

  21. Электронный ресурс, режим доступа: http://lobbying.ru_id=42 02.01.13

  22. Электронный ресурс, режим доступа: http://www.livelib.ru/tag 04.01.13

  23. Электронный ресурс, режим доступа: rospil.info; с.2-6. 05.01.13

50

Просмотров работы: 10825