ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЛОСОФИЯ СЧАСТЬЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение в проблему. Часто, главной человеческой характеристикой выступает степень обладания им неким состоянием, называемым счастье. Говоря про кого-то, что он счастливый (или они счастливые), всегда понимается обладание некой совокупностью качеств. Каждый понимает, что означает это понятие в целом. Но, пытаясь разобраться в том, что кроется под этим понятием, возникают трудности. Анализ источников часто не может помочь в данном вопросе. Существуют западная, восточная и северная теории, которые во многом противоречат друг другу. Простое общебытовое понимание счастья могло бы упростить процесс его достижения, что в условиях глобализированного мира, где стрессы и усталость оказывают все большее влияние, могло бы благотворно сказаться на многих сторонах жизни общества в целом и человека в частности.

Цель работы: раскрыть интегральное понятие счастья в наиболее общем философском смысле.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • проанализировать дополнительные источники на предмет похожих исследований, выявить способы и общие принципы достижения цели;

  • провести исследование, используя, в том числе, данные опроса в своем учебном заведении;

  • сформулировать общее понятие счастья, сделать выводы.

Ход работы. Безусловно, проблематика счастья занимала умы людей на протяжении всей истории человечества. Менялись эпохи, велись войны, но проблема счастья всегда стояла особняком, не уменьшая своей важности. Но, как правило, все поиски человечества в этом направлении не приводили к законченному результату или продукту, если, конечно, он возможен.

В наши дни подобные исследования не прекратились. Но в последнее время все большую популярность приобрело исследование от New Economics Foundation, известное как «Международный индекс счастья». Это одна из первых мировых попыток «посчитать» счастье, исходя из ряда национальных показателей стран. В основу расчёта положены три главных показателя: удовлетворенность жизнью, ожидаемая продолжительность жизни и экологический след. Главный вывод, который можно сделать, исходя из результатов данного нашумевшего исследования, – самые счастливые люди живут в относительно неразвитых странах Карибского бассейна и тихоокеанского побережья.

Означает ли это, что счастье не зависит (или зависит в меньшей степени) от материального благополучия? Сказать сложно, так как неизвестны все механизмы данного подсчета, сложно оценить объективность исследования без необходимых знаний и навыков. К тому же в данном исследовании индекс счастья берется в суммарном виде по отдельным странам, в нем не могут быть учтены потребности конкретных людей.

Поэтому среди студентов Сызранского филиала Самарского государственного технического университета был проведен опрос, в котором они должны были ответить на вопрос: что такое счастье и в чем оно состоит? Ответы распределились следующим образом: около 50% студентов высказались о том, что счастье – это близость любимого человека; 36% испытуемых считают, что это здоровье родных и близких, остальные ответы были различны. Довольно банальные ответы, впрочем, каждый из них заведомо прав, к тому же, в банальностях суть.

Тогда возникает вопрос: какой более объективный и понятный признак можно было бы положить в основу рассуждений и исследований по проблеме счастья? Таким признаком, на наш взгляд, может являться предпочтительная форма деятельности.

Предпочтительная форма деятельности – это такая форма деятельности, в которой в наибольшей степени раскрываются психические и моральные качества человека. Вся жизнь человека направлена на поиск такой формы деятельности, которая бы максимально удовлетворила потребность человека в собственном самоутверждении и самовыражении, либо на максимальную оптимизацию выбранной человеком ранее в качестве основной формы деятельности. Поиск этот очень сложен, он часто напоминает то, как слепой, трогая предмет руками лишь по тактильным ощущениям, узнает, что это за предмет и как его можно использовать. Процесс поиска соответствующей формы деятельности может занимать различное по продолжительности время. Он не всегда завершается успехом, но почти всегда приводит к выбору той или иной деятельности – профессии, занятия, ремесла.

Условно можно разделить формы деятельности в данном исследовании на две основные группы: творческие профессии – музыкант, актер, режиссер, писатель, и профессии общего плана (остальные профессии). Их дифференциацию в данном контексте будем объяснять различиями в ключевом вопросе представленного исследования – что принимать за определяющий фактор в поиске счастья. Остановимся поподробнее на представителях творческих профессий. Творчество, как вид деятельности, направленный на создание чего-то нового, например некого мировоззрения, имеет свой основной фон, а также основную идею. Эта идея может проявиться не сразу, но со временем, и формируется она вместе с формированием идейного мировоззрения. Стоит задуматься: просто так ли появляется эта идея или она зависит от каких-либо факторов? Конечно, зависит. Эта идея и есть то самое новое, что придумано в творчестве. Но это новое создается не бесцельно. Творческое «ноу-хау» всегда несет в себе некоторое чувство, которое преподносится на суд зрителей или слушателей. И эта основная идея, эта новизна есть не что иное, как ключевая составляющая счастья для данного конкретного исполнителя. В большей степени к такому типу творческих профессий относятся писатель и музыкант. Творческие люди отдают обществу самую важную частичку себя, самое важное чувство, самый ценный компонент счастья, и именно поэтому многие из них проживают меньше лет, чем обычные люди – они все отдают и ничего себе не оставляют.

Схожий принцип лежит и в исследовании представителей общих профессий. Только здесь ключом к пониманию являются профессиональные качества, проявляемые в ходе выполнения данного вида деятельности. Истоки счастья таких людей находятся в том, что они делают лучше и хуже всего. Таким образом, первый компонент уже достигнут, он развивался человеком в большей степени на протяжении жизни, второй – необходимо достичь, это то, чему уделялось наименьшее внимание.

Означает ли это, что счастье состоит только в достижении и накоплении чего-либо? Вероятно, нет. Отточенный навык, или изготовленный предмет, или написанная песня сами по себе являются мертвыми и бесполезными. Они приобретают смысл только тогда, когда приносят пользу, радость окружающим. Какой женщине будет нужна красота, которую никто не сможет увидеть?

Из этого можно сделать следующий вывод: счастье – это состояние каждодневной потребности в аккумулировании комплекса душевно-личностных качеств и навыков для дальнейшей передачи его другим людям. Важно отметить, что эта передача носит характер излучения, но не прямой безвозвратной отдачи. Как было сказано выше, отдавая все, внутри ничего не остается и жизнь может прекратиться в любой момент.

Но самое интересное состоит в том, что в случае со счастьем не работает закон Д.М. Менделеева о сохранении энергии, если конечно счастье можно назвать каким-либо видом энергии: человек способен не только получать добро извне и отдавать его – он способен его генерировать.

Выводы. Данных размышлений и исследований, возможно, и не было бы, если бы около полугода назад не случилось наше знакомство с южноафриканским преподавателем технических наук Барамом Парастараном. В рамках курсов разговорного английского языка, которые он проводил, и на которые нам довелось попасть, он затрагивал много важных общечеловеческих тем, но красной нитью во всех его рассказах проходила тема счастья. Очень легко, ненавязчиво было рассказано многое об этом неуловимом человеческом состоянии. Главная идея Барама была такова: «Счастлив тот, чье сердце излучает свет, подобно лампе, тот свет, который складывается из улыбок, доброты, ласки и счастья. Откройте свое сердце навстречу счастью. Излучайте его, дарите счастье людям, независимо от того знаете вы их или нет. Тогда хотя бы часть людей станет счастливее. Но если другие, посмотрев на вас, заразятся этим примером и тоже станут излучать счастье, быть может, когда-нибудь и весь мир станет счастливее».

Любой человек умеет быть счастливым. Одни помнят об этом и всячески стараются достичь состоянии гармонии с миром и с самим собой, кто-то прислушивается к природе, кто-то находит себе призвание по душе и счастлив этим. Кто-то счастлив, отдавая счастье другим. Но, в конечном счете, главная наша задача – провести всю жизнь в борьбе за счастье. Как писал автор романа «Нелепая привычка жить» Олег Рой: «Дар умения быть счастливым в детстве, есть почти у всех, но лишь немногие могут сохранить его на всю жизнь. Большинство теряет эту способность уже в юности».

Просмотров работы: 3566