ЭВФЕМИЗМЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И ЦАО СЮЕЦИНА «СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ») - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭВФЕМИЗМЫ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» И ЦАО СЮЕЦИНА «СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Настоящая статья посвящена проблеме определения роли эвфемизмов в художественной литературе. На основе анализа поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и романа Цао Сюецина «Сон в красном тереме» сделана попытка представить эвфемизмы как средство выражения эстетического кредо писателей.

Во многих языках часто применяют такие языковые средства, как эвфемизмы. К ним говорящий прибегает всякий раз, когда предполагает, что тема разговора может обидеть собеседника, принести ему боль или смущение [7].

Эвфемизм (греч. «хорошо» + «говорю») - стилистически нейтральное слово или выражение, употребляемое вместо синонимичной языковой единицы, которая представляется говорящему неприличной, грубой или нетактичной; эвфемизмы нередко вуалируют, маскируют суть явления; например: скончаться вместо умереть, говорить неправду вместо врать, либерализация цен вместо повышение цен, изделие (об атомной бомбе) [6].

В XX-XXI вв. был опубликован ряд работ, посвященных проблемам эвфемистической лексики или затрагивающих ее в связи с другими языковыми явлениями (Пауль Г., Шор P.O., Ларин Б.А., Крысин Л.П., Куркиев А.С. и другие).

В лингвистической литературе присутствуют различные формулировки понятия «эвфемизм». В большинстве из них в качестве основного признака эвфемизма рассматривается его способность заменить, «завуалировать» неприятные либо нежелательные слова или выражения.

Наиболее полной, на наш взгляд, является формулировка Л.П. Крысина, которая определяет эвфемизм как «способ непрямого, перифрастического и при этом смягчающего обозначения предмета, свойства или действия...» [2, c. 384-407].

Эвфемизм берёт своё начало в древних табу, а с развитием цивилизации он также получает большое развитие. И сегодня в нашем современном обществе эвфемизм, как языковое искусство, играет важную роль как в русском, так и в китайском языке.

Для подтверждения этой точки зрения рассмотрим эвфемизмы в произведениях Н.В. Гоголя и Цао Сюецина. Обращение к творчеству Н.В. Гоголя не случайно. Один из крупнейших современных ис­следователей В.П. Москвин в работах по проблемам эвфемии в русистике апеллирует к твор­честву многих писателей, довольно значительна при этом позиция Н.В. Гоголя [4].

«Визитной карточкой» эвфемии может служить цитата из «Мертвых душ» о том, что «Дамы города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною осто­рожностью и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: я высморкалась, я вспотела, я плюнула, а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка» [1, с.45].

Эвфемизация в поэме «Мертвые души» связана, главным образом, с категорией неопределенности. Категория неопределен­ности объединяет многочисленные прагматические задачи говорящего: заинтересовать, сказать так, чтобы не обидеть, приукрасить, создать адресату условия для сотворчества, ввести в заблуждение, сделать речь убедительной, что вполне соответствует целям эвфемизации в художественной речи.

Одним из основных средств выражения семантики неопределенности в русском язы­ке являются неопределенные местоимения [5]. Многие исследователи эвфемизмов рус­ского языка указывают на то, что местоиме­ния способны употребляться в качестве эв­фемизмов (Ж.Ж. Варбот, Л.П. Крысин, В.П. Москвин и др.). Об использовании неопреде­ленных местоимений в функции эвфемизмов говорится в работах С.М. Кузьминой, В.З. Санникова, Е.П. Сеничкиной и других [3,5].

Рассмотрим неопределенные местоиме­ния с различными компонентами-частицами, зафиксированные в поэме Н.В. Гого­ля «Мертвые души» в функции заменяющих наименований.

1. С компонентом -то:

…какой-то злой дух толкал его…;

…начал он заводить… какие-то внешние порядки…;

…в лице его показалось какое-то напря­женное выражение…

Местоимение «какой-то» в русистике опи­сано с исчерпывающей полнотой (Н.Д. Ару­тюнова, О.П. Ермакова, С.М. Кузьмина, Т.М. Николаева и другие). Исследователями выделя­ется разное количество значений для неопределенного местоимения «ка­кой-то». Таково, к примеру, толкование С.М. Кузьминой: 1) в момент речи говорящему не­известно какой; 2) точно не определяемый; 3) небольшой, незначительный; 4) не заслужи­вающий внимания [3, c. 158-231].

В приведенных примерах развивается первое и второе значения: чаще речь идет о неизвестных лицах или качествах, точно не определяемых.

2. С компонентом -нибудь:

…из боязни встретить что-нибудь на лицах.

Местоимению какой-нибудь в лингвис­тике свойственны следующие значения: 1) безразлично какой; 2) тот или иной, точно

не определяемый; 3) небольшой, незначитель­ный; 4) не заслуживающий внимания;

3. С компонентом кое-:

…можно и заглянуть кое-куда;

…попробовал еще кое-что прибавить, но кое-что совсем не вышло.

Говорящий, употребляя данный компо­нент с семантикой намека, не считает нуж­ным уточнить, какой именно предмет он имеет в виду. При этом важно, что говоря­щий, выделяя этим местоимением объект, умышленно не уточняет его, хотя и мог бы; имеет намерение умолчать о его свойствах.

Приставка кое- в составе неопределенного местоимения часто носит эвфемистический характер: с ее помощью автор высказыва­ния нередко маскирует то или иное негатив­ное, всем известное явление, «одевая» его в «одежду» неизвестного.

Творческая манера Н.В. Гоголя отличается особенностью апеллировать к словам и сло­восочетаниям с неопределенной семантикой в целях создания комического эффекта. Пе­речислим ряд подобных эвфемистических оборотов.

1. Словосочетание: какой-нибудь этакий/ эдакий:

…следить какую-нибудь этакую на­уку…;

…вдруг какой-нибудь эдакой… Невский проспект…;

…эдакой, какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин…;

…из окна выглядывает… семга эдакая.

Компонент этакий/эдакий может быть обозначением неизвестного явления, а может использоваться в качестве указателя на оценку факта, предмета, лица.

2. Сочетание: что-то вроде (с элементом сравнения):

Случилось что-то вроде любви…; …Послал ему что-то вроде свиньи; Тогда чувствуешь какое-то, в некотором роде, чувство… .

3. Разнородные сочетания с семантикой неопределенности:

…что за жизнь? Так как-то себе;

…на четвертое место явилась очень ско­ро, трудно сказать утвердительно, кто такая, дама или девица…[3].

Особо остановимся на обороте с компо­нентом «известно/неизвестно», который яв­ляется достаточно продуктивным в анализи­руемом произведении. Приведем некоторые из них: Покой был известного рода, ибо гос­тиница была тоже известного рода…; Все эти толки, мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора.

Компонент «известно» обозначает факты действительности отсылочным способом и посредством этого передает семантику неоп­ределенности. Причем отсылка, казалось бы, к известному факту, что следует из семанти­ки самого слова, предстает неоднозначной: каждый читающий догадывается, что речь идет о не совсем позитивном факте, но размытость значения слова дает простор для дополнительных семантических включений и ассоциаций.

После описания гостиницы с вполне конкретным интерьером Н.В. Гоголь дела­ет обобщение: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода» …[1, с.232]. В силу того, что гостиница не вполне ком­фортная и обустроенная, а таких гостиниц в стране большинство, такое обобщение, явно эвфемистическое, приобретает оттенок ко­мизма.

Цао Сюецинь в своем произведении «Сон в красном тереме » использует большое количество эвфемизмов, в особенности, когда речь идет о смерти, похоронах, болезнях героев. Так описывается трагедия жизни главных действующих лиц романа «Сон в красном тереме».

Как видно из содержания, автором представлено большое количество символов смерти: 贾夫人仙逝扬州城.(第二回) В городе Янчжоу супруга Цзя ушла из жизни. (глава 2); 史太君寿终归地府(第一百一十回) Старуха Ши умерла своей смертью и отправилась в царство теней.(глава 110). В романе «Сон в красном тереме» автором приведено более 90 эвфемизмов, описывающих понятие смерть. Например, 寿终 - умирать естественной смертью, завершать свой жизненный путь; 去世 - скончаться, уйти из этого мира; 辞世 - отойти в вечность; 飞升 - отправиться на небеса [8].В романе также присутствуют эвфемизмы, описывающие внешний вид человека. К примеру, вместо слова «растолстел» автор использует «поправился». 且说元春自选了凤藻宫后,圣眷隆重,身体发福,未免举动费力. (第九十五回)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что эвфемизмы играют значительную роль в создании положительного образа героя, даже когда речь идет о таких вещах, как болезнь или смерть. В некоторых случаях эвфемизмы используются с целью создания комического эффекта.

Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в шести томах. Т. 5. – М.: Гос. изд-во художественной литерату­ры, 1953. – 464 с.

  2. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи // Русский язык конца XX столетия (1985– 1995). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 384-407.

  3. Кузьмина С.М. Семантика и стилистика неоп­ределенных местоимений // Грамматические исследования. Функционально-стилистический аспект. Суперсегментная фонетика. Морфоло­гическая семантика. – М.: Наука, 1989. – С. 158-231.

  4. Москвин В.П. Эвфемизмы: системные связи, функции и способы образования // Вопросы языкознания. – 2001. – № 3. – С. 58-70.

  5. Сеничкина Е.П. Специфика категории неопре­деленности в русском языке. – М.: МГПУ, 2004. – 78 с.

  6. Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/EVFEMIZM.html

  7. http://www.creativeconomy.ru/articles/25971/

  8. Цао Сюецинь. Сон в красном тереме. Государственное издательство художественной литературы. – М., 1958.

  9. Цао Сюецинь. Сон в красном тереме. – Пекин: изд-во «Гуанмин жибао», 2002. – 455с.

Просмотров работы: 7212