АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ ТЕКСТОВ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГЕМЫ ТЕКСТОВ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

Киямутдинова Ю.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Национальная политика относится к одной из актуальных проблем современного мира и реализуется посредством языковой политики, которая оказывает непосредственное влияние прежде всего на лексико-семантическую систему, маркирование лексики и размещение последней на аксиологической шкале [Лингвистический энциклопедический словарь 2002: 616]. Направленный процесс идеологизации общественного сознания осуществляется при помощи системы идеологем. Идеологема – это «экспликация, способ репрезентации той или иной идеологии»[Бахтин 1975: 101, 104].

Нам представляется интересным проследить степень влияния СМИ на общественное мнение посредством данных идеологем. Материалом для работы нам послужили высказывания с лексическими единицами национализм, народ, политика и их производными. Источником стала предвыборная статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос», опубликованная в «Независимой газете» 23 января 2012 г.

В ходе анализа обнаружилось, что идеологемы распределяются на две группы. Первая группа – «идеологемы ограниченного употребления», встречающиеся лишь в текстах, отражающих специфические проблемы национальной политики. Вторая группа – «общеупотребительные идеологемы», использующиеся в текстах, предназначенных для освещения разнообразных вопросов национальной политики.

Слово народ относится ко второй группе и номинирует группу людей, как политическую единицу, а контекстным партнером идеологемы является слово Россия. В результате актуализируются идеологические коннотации ‘всеобщий’, ‘мы’, ‘единство’.

Идеологема «политика» имеет несколько коннотаций – ‘деятельность’, ‘активность’.С одной стороны, идеологема транслирует образ власти, озабоченной данной проблемой, с другой стороны, идеологема создает иллюзию активности, не приводя доказательства самого действия.

Идеологема «национализм» имеет непосредственное отношение к проявлению национального антагонизма, поэтому ее следует отнести именно к идеологемам ограниченного употребления и негативно маркированным. В связи с этим прослеживается тенденция: национализм – это зло, разрушающее страну изнутри.

Итак, посредством использования идеологем в печатных СМИ формируется определенный образ национальной политики в государстве. Следовательно, идеологемы могут положительно влиять на нас, делая более толерантными, а могут вводить в заблуждение, навязывая ложное восприятие действительности.

Список литературы

Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд., доп. – М. : Большая рос. энцикл., 2002. – 709 с.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 с.

Просмотров работы: 2454