К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Технология – это система научных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человеческий замысел, моделируя определенные дидактические условия, средства и способы. Нетрудно видеть, что так называемые технологические знания, определяющие суть технологии, делают реальным их применение в образовательной практике с целью изменения, совершенствования, модернизации учебного процесса. Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания гуманитарных дисциплин.

В Послании Президента Н.А.Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» определены дальнейшие шаги по модернизации образовательной системы и развитии интерактивных форм обучения.

Применение информационных технологий является необходимым на занятиях русского языка, в техническом вузе, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к занятиям русского языка, активизируют познавательную деятельность студентов.

Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам студентам предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и систематизацией. Сам факт проведения занятия русского языка в кабинете, оснащённом современной компьютерной техникой, интерактивной доской интригует студентов, у них появляется мотивация. Вырастает интерес студента к изучаемой дисциплине и возможность проверить свой уровень компетенций.

Основная задача преподавателя – делать каждое занятие привлекательным и по-настоящему современным, задача студента – впитывать знания дополнять их самостоятельно и тем самым быть мыслящим конкурентоспособным специалистом. Научить студентов бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного и неродных языков – важнейшая задача, особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека.

ИКТ целесообразно использовать при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы), закреплении изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы), в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы), для самостоятельной работы студентов (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы), при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, для тренировки конкретных способностей студентов (внимание, память, мышление).

Рассмотрим основные виды информационных технологии на занятиях русского языка.

1) Использование компьютерного тестирования, которое прочно вошло в процесс обучения. Специально разработанная система компьютерных тестов, позволяет контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию.

2) Электронные учебники по русскому языку помогают решить дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом.

3) Мультимедийные выполняют творческие и научно-исследовательские работы, осуществляют проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий - все это способствует обучению сотрудничества, работе в группах, формированию и развитию аналитических навыков. Мультимедийные презентации нашли свое определенное место в деятельности преподавателей и студентов с помощью их демонстрируют дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из научно-познавательного фильма, иллюстрации, диаграммы, фотографии.

4) Метод проектов. Метод проектов, используемый в обучении способствует формированию функциональной грамотности, развитию компетентности, активного самостоятельного мышления студентов и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих студентам применить накопленные знания по предмету. Студенты расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать и слышать речь, понимать друг друга при защите проектов.

Работа над проектом – процесс творческий. Студент самостоятельно или под руководством преподавателя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию студентов к изучению предмета, развивает их творческую активность. Занятия получаются интересными, проходят в хорошем темпе, дают положительные результаты.

Просмотров работы: 2310