ПОНЯТИЕ ГРОТЕСКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. Г. МАРКЕСА И МО ЯНЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОНЯТИЕ ГРОТЕСКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г. Г. МАРКЕСА И МО ЯНЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В данной статье исследуется универсальное понятие гротеска. На примере произведений латиноамериканского писателя Г.Г. Маркеса и китайского писателя Мо Яня выделяются главные особенности гротеска. Материалом исследования служат работы европейских и отечественных литературоведов, так как именно они составляют фундамент формируемой теории гротеска.

Ключевые слова: гротеск, тенденциозная деформация реальности, объект осмеяния, амбивалентность, демоническое и комическое начало, материально-телесное начало.

При изучении работ по филологии, литературоведению становится очевидным то, что в развитии литературоведческой мысли вплоть до наших дней гротеск так и не получил должного понимания и оценки. В исследованиях разных ученых (М.М. Бахтин, Д.П. Николаев, Б.М. Эйхенбаум, Ю.В. Манн, В. Кайзер и другие) можно увидеть характеристику гротеска с точки зрения философии, эстетики, психологии. Авторы анализируют гротеск, исходя из особенностей произведений конкретных писателей (например, М.М. Бахтин говорит о гротеске в творчестве Ф. Рабле, Ф. Шлегель в своем «Разговоре о поэзии» анализирует гротеск в произведениях Шекспира и Сервантеса) [1, стр. 300-320]. Разумеется, это не добавляет отчетливости в определениях термина и обуславливает вполне объективные трудности при нахождении гротеска в произведениях [2,стр.40]. В данной статье актуализируется понятие термина «гротеск» и его особенности. Наиболее важным представляется выделение главных особенностей гротеска. Для того, чтобы обозначить чёткие границы гротеска, в качестве примера используем произведения писателей Г.Г. Маркеса и Мо Яня, разных как по культуре, так и по своему художественному воображению.

Следует отметить, что гротеск является одним из сложнейших явлений литературы, неоднозначность и неопределённость которого привела к наличию в литературоведении нескольких дефиниций термина «гротеск».

Впервые термин «гротеск» появился в конце 15 века в Риме (Эпоха Возрождения) для обозначения живописного орнамента подземных частей терм Тита. Этот вид орнамента назвали по-итальянски «la grottesca» от слова «grotta», что означает грот, подземелье. Орнамент поразил необычайной, причудливой и вольной игрой растительными, животными и человеческими формами, которые переходят друг в друга, как бы порождают друг друга. Такова особенность того римского орнамента, к которому впервые был применён для него специально родившийся термин «гротеск» [1, с. 324].

Известные учёные И.Е. Пинский («Реализм эпохи Возрождения», 1961 г.), Юстус Мёзер («Арлекин или защита гротескно-комического», 1761 г.), М.М. Бахтин («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса») выделяют исторические виды гротеска:

1. средневековый и ренессансный гротеск (конец XV- начало XVIII века),

2. романтический или камерный гротеск ( XVIII - XIX века),

3. модернистский и реалистический гротеск (XX век)

4. гротеск литературы авангарда (конец XX века) [1].

Заметим, что в каждый период истории гротеск получает новые определения и особенности, и в начале XX века этот литературный термин становится наиболее объяснимым и понятным. Обобщая изученное, можно сделать вывод, что все исследователи гротеска рассматривают это понятие, во-первых, как способ создания образов (Ю.В. Манн «О гротеске в литературе»1966 г., О.В. Шапошникова «Гротеск и его разновидности» 1978 г.), во-вторых, как эстетическая категория (В.Б. Байкель «Гротеск и немецкая поэтика» 1994 г., Зульцер «Всеобщая теория изящных исскуств» 1964 г., В. Кайзер «Гротеск в исскустве и литературе» 1957 г.), в третьих, как элемент содержания и средство, порождающее определённые эмоции (Г. Меннинг «Гротеск в современной драме» 1961 г., К. Гучке «Современная трагикомедия. Теория и практика» 1968 г., М.М. Бахтин «Творчество Франсуа Рабле» 1986 г.), в- четвёртых, как психологическая категория (Б. Мак-Элрой «Fiction of the modern grotesque» 1989 г.) [3, с.46].

Известный исследователь гротеска Д.П. Николаев в своей статье «Границы гротеска» писал, что нельзя отождествлять гротеск с сатирой, гиперболой и научной фантастикой [4]. По его мнению, гротеск - это специфический приём художественной образности, условности. Дежуров А.С. в своей работе «Гротеск в немецкой литературе» предлагает своё определение гротеску, в котором понятие является формой искусства, в основании своём имеющей мистическую идею [3]. По мнению Ю. Мёзера, гротеск - это «химерический, сочетающий чужеродные элементы, с нарушением естественных пропорций, карикатурный и пародийный элемент» [1,с.328].

Книга выдающегося немецкого литературоведа Вольфганга Кайзера «Гротескное в живописи и литературе» (1957 г.) - фундаментальная работа по теории гротеска. В ней много ценных наблюдений и тонких анализов. По утверждению Кайзера, гротеск - есть форма выражения для «оно», «оно» - нечеловеческая сила, управляемая миром. М.М. Бахтин в своих литературно - критических статьях замечает, что гротеск сочетает в себе космическое, социальное, телесное и является неразделимым живым целым [1].

Как и любой литературный приём, гротеск обладает определёнными особенностями, которые позволяют нам отличать его от других явлений. Все выше изложенные ученые-литературоведы характеризуют гротеск, ссылаясь в основном на европейских поэтов и писателей, таких как Сервантес, Шекспир, Рабле, Петрарка, Стендаль, Гюго, Манн, а также упоминают Гоголя. Думается, что рассматривая особенности гротеска, следует изучать разные по культуре произведения, так как именно таким способом можно понять суть и уникальность явления. Поэтому, в качестве практической основы статьи используем материалы из произведений латиноамериканского писателя Маркеса и китайского Мо Яня.

Среди большого разнообразия художественной литературы XX и XXI веков творения Габриэла Гарсиа Маркеса и Мо Яня являются наиболее привлекательными для чтения, так как писатели изображают проблемы человечества, их ценности через призму чудесного и волшебного. Гротеск как неотъемлемый компонент мистического, присутствует в каждом романе, рассказе или повести писателей. Без сомнения, национальная культура влияет на творчество писателей. У Маркеса - влияние доколумбовых индейских цивилизаций (ацтеки, майя, инки, чибча), у Мо Яня - влияние китайской мифологии, пятичленной системы.

Рассмотрим некоторые особенности гротеска в творчестве данных писателей. Тенденциозная деформация реальности - своеобразное отклонение от нормы, причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического [4,стр. 83]. В романе Маркеса «Сто лет одиночества» чудесное может существовать наряду с обыденным, и с помощью ясного и образного языка превращает невероятное в правдивое. В романе есть, например, интересный момент, когда автор пишет об эпидемии бессонницы в селении Макондо. Очевидно, что бессонница вполне реально случившаяся болезнь у жителей, однако, Маркес преувеличивает, описывая её последствия. «Тем временем по недосмотру, которого Хосе Аркадио Буэндиа не мог себе простить, изготовлявшиеся в доме леденцовые фигурки по-прежнему выносили в город на продажу. Дети и взрослые с наслаждением сосали вкусных зеленых петушков бессонницы, превосходных розовых рыбок бессонницы, сладчайших желтых лошадок бессонницы, и когда в понедельник встала заря, не спал уже весь город» [7].

В своём романе «Суровый закон кармы» китайский писатель Мо Янь изображает людей, которые перерождаются в животных на протяжении шестидесяти лет китайской истории. Два главных героя книги – землевладелец и помещик Симэнь Нао и Лань Лянь. Мо Янь использет фантастические гротескные образы осла, буйвола, чтобы показать реальных людей Китая (это связано с аграрной реформой и коллективным хозяйством). Нередко сам писатель включает себя в персонажи, а для своего описания использует гротеск – «Он поразительно уродлив, ведет себя очень странно, часто рассказывает истории, засыпая на ходу, позорище всенародное» [8]. В этом случае, Мо Янь является объектом осмеяния самого себя, представленном в мрачном гротескном свете [6].

Следующей особенностью гротеска является наличие объекта пародии, карикатуры, осмеяния. Автор в своём произведении, описывая какое-то явление, ситуацию или героя, подразумевает реально существующий объект [4, с.83]. Главное величие творчества Маркеса состоит именно в том, что все в нем: действие и фон, символы и колдовство, предзнаменования и мифы — глубоко уходят корнями в реальность Латинской Америки, ею питаются и в преобразованном виде отражают точно и беспощадно [5]. В рассказе «Море исчезающих времен» Маркес пишет о море, в котором плавают «живые мертвецы» - «Мало-помалу...они вошли в море мертвых. Мертвых было так много, что Тобиас не мог и вообразить себе, будто можно сразу увидеть столько людей. Они неподвижно плавали на спине, кто повыше, кто пониже, и все производили впечатление позабытых существ» [7]. Писатель говорит о своей стране, о несчастных и уставших от политических деспотов людей, человеческую жизнь сравнивает с морем.

В свою очередь, китайский писатель Мо Янь высмеивает политическую идеологию страны. Гротеск может носить скатологический характер: когда значок с изображением Мао случайно падает в уборную, его злосчастный владелец лишается своего поста [6].

Ещё одной особенностью гротеска является амбивалентность - то есть наличие взаимоисключающих явлений, не имеющего общего сходного признака, объекты, существующие в составе разных семантических парадигм: отрицания, старое и новое, верх и низ, рождение и смерть. (по Р.О. Якобсону и Ю.М. Лотману) [2, стр.стр.46]. К этой особенности можно отнести и пример с «живыми мертвецами». Вообще, гротескный образ смерти и мертвецов является наиболее распространенными в творчестве Маркеса. В рассказе «Самый красивый утопленник в мире» писатель пишет, как на берег одного селения море выбросило мертвеца. Здесь присутствует и трагическое, и комическое, и красивое, и ужасное. Женщины селения ухаживают за мертвецом, а мужчины ревнуют их к нему - «ибо их страшила мысль о том, что женам наскучит мечтать о них и они начнут мечтать об утопленниках» [7].

Следующей особенностью гротеска является демоническое и комическое начало - то есть наличие мистического, ужасного или причудливого, смешного [1]. Например, в романе «Сто лет одиночества» описывается история о Пруденсио Агиляре, которого убил Хосе Аркадио Буэндиа. Кажется смешным и удивительным, что ссора из-за петушиного боя привела Пруденсио к смерти. «Копье Хосе Аркадио Буэндиа, брошенное с чудовищной силой и...безукоризненной меткостью, пронзило ему горло» [7]. Но, Пруденсио продолжает и мёртвым являться к Буэндиа - «Смертельно бледный и очень печальный, он пытался заткнуть куском пакли кровавую рану в горле» [7].

Мо Янь в романе «Страна вина» приоткрывает перед нами завесу Китая, его обитателей и культуры. В повествовании присутствуют легенды, сказания, различные истории будь то о собирателях ласточкиных гнезд или о профессоре ушедшим жить в лес, чтобы узнать секрет изготовления лучшего вина у обезьян. Важное место в романе занимает описание вина, его полезных качеств, видов, наименований, тончайших ароматов. умение пить его правильно и употреблять в огромных количествах описывается с самого почти начала книги. Описание самих яств и трапез, банкетов с экзотическими блюдами, закусками и центральным блюдом, на котором зажаренный человеческий ребенок - важные эпизоды произведения [6].

Одной из главных особенностей гротеска является наличие материально-телесного начала, что значит перевод всего высокого, духовного, идеального, отвлеченного в материально-телесный план, в план земли и тела в их неразрывном единстве. Этим является изображение самого тела, еды, питья, половой жизни. Ведущий момент в гротескных образах - плодородие, рост, бьющий через край, избыток [1, с.303-310]. В романе «Сто лет одиночества» описывая род Буэндиа, Маркес насмешливо говорит о трагических последствиях изолированности селения Макондо. Многие годы жители селения не догадываются о том, что почти все они являются друг другу родственниками, братья женятся на двоюродных сестрах, племянницы выходят замуж за двоюродных братьев. Чтобы показать всю серьёзность этой проблемы, писатель использует самые мрачные гротескные тона - «родился и рос с хвостом – хрящеватым крючком с кисточкой на конце. Настоящим поросячьим хвостиком, ... который стоил ему в конце концов жизни, когда приятель-мясник по его просьбе отрубил эту закорючку топором для разделки туш» [7] . Ещё ужаснее Маркес пишет о младенце, которого съели муравьи - «И тут он увидел ребенка – сморщенную, изъеденную оболочку, которую собравшиеся со всего света муравьи старательно волокли к своим жилищам по выложенной камнями дорожке сада» [7]. Здесь отчетливо видны проявления трагического и комического, фантастического и реального.

Одной из 10 выдающихся книг 2009 года по рейтингу американских газет является роман Мо Яня «Лягушка» (蛙). Роман посвящен важной для Китая теме планирования рождаемости. Прототипом главной героини стала тетушка Мо Яня, деревенская акушерка, которая помогла родиться как самому писателю, так и тысячам других детей, а потом была вынуждена проводить в жизнь политику государства. В романе Мо Яня присутствует гротескный образ тела, плодородия, так как лягушка, являясь воплощением материально-телесного начала, символизирует жизнь и её преумножение. Другая коннотация лягушки – то, что по-китайски «лягушка» («ва») звучит так же, как и имя богини Нюйва из китайской мифологии, создательницы человечества [6].

Заключая вышесказанное, следует сказать, что творчество Маркеса и Мо Яня относится к направлению магического реализма, важным компонентом которого является гротеск. В произведениях Маркеса и Мо Яня гротеск характеризуется амбивалентностью (противоречивостью), тенденциозной деформированной реальностью, наличием объекта осмеяния или пародии, демонического, комического и материально-телесного начала. Каждая из выше перечисленных особенностей гротеска проявляется по-разному в произведениях писателей, но основа, противоречивая и мистическая, уже сообщает нам о том, что перед нами гротеск. Иными словами, гротескный образ сочетает в себе элементы реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.

Список литературы

1.Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи, - М.: Худ. лит-ра, - 1986.

2.Дормидонова, Т. Ю. Гротеск как литературоведческая проблема // Известия РГПУ им. А.И. Герцена № 51, 2008, http://cyberleninka.ru/article/n/grotesk-kak-literaturovedcheskaya-problema (дата обращения: 26.11.2012).

3.Козлова, Д. В. Гротеск в теории искусства // Вопросы взаимовлияния литератур, - Н. Новгород, - 1997.

4.Николаев, Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск, - М., -1977.

5.http://www.marquez-lib.ru/ Дата обращения: 02.12.12.

6.http://www.moyan.ru/category/book Дата обращения: 09.12.12.

7.http://www.marquez-lib.ru/works/index.html Дата обращения: 20.11.12.

8.http://moyan.ru/category/books/ Дата обращения: 01.12.12.

Просмотров работы: 6775