ТЕКСТ НЕВЕСТЫ В КАЗАЧЬЕЙ СВАДЬБЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА С. КАТЕНИНО ВАРНЕНСКОГО Р-НА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕКСТ НЕВЕСТЫ В КАЗАЧЬЕЙ СВАДЬБЕ (НА МАТЕРИАЛЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА С. КАТЕНИНО ВАРНЕНСКОГО Р-НА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ткач Е.П. 1
1Магнитогорский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние десятилетия термин «текст» стал употребляться и за рамками филологических дисциплин (лингвистика и литературоведение), и получил новое значение в других науках.

В частности о значении и содержании понятия текста в философских науках писал С. В. Канныкин1.

В культурологических исследованиях «текст» имеет свое особое понимание. Несколько точек зрения по этому вопросу представлено у В.Е. Хализева2.

Вошел этот термин и в фольклористику. В частности, у Н.И.Толстого мы найдем определение «культурного текста». «Традиционный обряд представляет собой культурный текст, включающий в себя элементы, принадлежащие разным кодам: акциональному (обряд – последовательность определенных действий), реальному или предметному (в обряде производятся действия с обыденными предметами или со специально изготовленными ритуальными предметами), вербальному (обряд содержит словесные формулы, приговоры, благопожелания и т.п., сюда же относятся терминология и имена), персональному (ритуальные действия совершаются определенными исполнителями и могут быть адресованы определенным лицам или персонажам), локативному (действия приурочены к ритуально значимым элементам внешнего или внутреннего пространства или вообще пространственно ориентированы – вверх, вниз, вглубь и т.д.), темпоральному (действия, как правило, производятся в определенное время суток, до или после какого-либо события семейного или социального и т.п.), музыкальному (в сочетании со словом или независимо), изобразительному (изобразительные символы ритуальных предметов, пищи, одежды, утвари и т.п.)»3. Среди последователей Н.И.Толстого следует отметить известную нам работу А.Н. Власова4 и Т.Н.Бунчука5, а также исследование Т.Б. Диановой6.

Исходя из задачи исследования, вслед за Н.И. Толстым под текстом невесты в обряде мы будем понимать такой аспект изучения традиционного свадебного обряда, в котором вербальный и персональный коды реализуются непосредственно невестой.

Основой для исследования стали материалы экспедиции в с. Катенино Варненского района Челябинской области (Архив лаборатории народной культуры ФГБОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет". ЭК №48. 17 – 19 июля 2012 г. Состав экспедиции: Рожкова Т.И., Филиппова И.А., Крылов К. А., Горпинич Т.А). Жители этого села – потомки казаков-переселенцев из с. Николаевка Оренбургской губернии. Село основано во второй половине XIX века и названо в честь оренбургского губернатора (1857-60) генерала А.А. Катенина, много сделавшего для облегчения положения казаков7.

Среди материалов экспедиции представлены рассказы об истории села, его жителях, особенностях женской одежды и поведения, а так же о свадебном и похоронном обрядах. Рассказы о свадебном обряде, которые занимают большую часть материалов экспедиции, включают не только воспоминания информантов о собственных свадьбах, но и множество песенных текстов. Именно благодаря существованию в селе женского фольклорного ансамбля эти песни сохранились и неоднократно записывались.

Среди исполненных свадебных песен непосредственно невесте приписывают 3 песни, представляющих собой вербальный код. Все они пелись в последний вечер (на вечёрках) перед свадьбой. Одна из них представляла собой прощание с родителями («При послелом вечером да у Марьюшки»), другая сопровождала плетение косы невесте ее матерью («Ой, мы тебе, ой Марьюшка, говаривали, да ой ля-ли да ой-ля-ли-ля-ля, говаривали»), а третья была прощанием с женихом, когда он уходил от нее с вечёрок домой («Светит месяц, светит ясный невысоко, э ой олелене невысоко»).

В связи с тем, что основной целью экспедиции было первичное, фронтальное исследование фольклорного материала, сохранившегося в селе, вопросы не были нацелены на свадебный ритуал. Поэтому ритуальные действия прописаны недостаточно глубоко, и среди них не было обнаружено упоминания о чем-либо, совершаемом самой невестой. Но есть некоторые сведения о совершении действий по отношению к невесте. 1. Цепляли булавки на платье невесте, сажей мазали. 2. Родители невесты на расстеленной шубе сначала дают благословление дочери, а потом на ней же и благословляют молодых. 3. Крестная невесты разметает дорогу, провожая после выкупа молодых от дома до самых ворот («Чтоб у крестницы жизнь была хорошая, вот ей гладкую дорогу и делала»). 4. Утром второго дня жених у матери невесты колет тарелку (об пол или кулаком), показывая, что невеста была честная. Среди традиционных, общеизвестных свадебных ритуальных действ есть и локальные. Например, «загребёнка» (через неделю после свадьбы свекровь посылает невестке гребёнку, сахар мыло).

Для исследования выбрали только два аспекта текста: вербальный и персональный. Вербальный аспект представлен тремя песнями, а персональный – действиями, в которых невеста является объектом.

1 Канныкин С.В. Текст как явление культуры (пролегомены к философии текста). – Воронеж: РИЦ ЕФ ВГУ, 2003. – 143 с.: ил. (Серия “Монографии”; вып.1.).

2 Хализев В.Е. Текст как понятие семиотики и культурологии // Хализев В.Е. Теория литературы. Учеб. – М.: Высш. Шк., 1999. – Гл. 4, §2. – С. 242 –246.

3 Толстой Н.И. Вторичная функция обрядового символа // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С.167–184.

4 Власов А.Н., Бунчук Т.Н. Фольклорный текст и методы его интерпретации // Традиционная культура. – №2. – 2004. – С. 3–10.

5 Власов А.Н., Бунчук Т.Н. Фольклорный текст и методы его интерпретации // Традиционная культура. – №2. – 2004. – С. 3–10.

6 Дианова Т.Б. Текстовое пространство фольклора: методологические заметки к проблеме // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 3. М., 2004. С. 5–17.

7 Кузнецов С.В., Поздеев В.В. Катенино // Челябинская область: Энциклопедия / гл. ред. К.Н. Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. Т. 3. – К. – Л. – С.159.

4

Просмотров работы: 2687