Правильное положение тела водителя, а также эргономичный контакт с автомобильным сидением, дает возможность человеку чувствовать автомобиль в процессе его движения. С точки зрения эргономики, кресло должно поддерживать позвоночник в оптимальном положении и обеспечивать нормальное кровообращение [1].
Организация места для водителя требует достаточного пространства для движения верхних конечностей при вращении рулевого колеса, а также свободное место под сидением для нижних конечностей, необходимое при выжимании педалей управления (рисунок 1).
Рисунок 1 – Рекомендуемые параметры сидения
Автомобилестроение стремительно меняется, появились регулируемые сидения, а также в дополнении к нему регулируемое рулевое колесо, причем изменяется длина рулевой колонки, угол ее наклона или оба эти параметра вместе. Но эти регулируемые элементы позволяют лишь частично решить проблемы эргономичности рабочего места водителя с учетом его антропометрических параметров, в том числе роста и комплекции.
Для комфортного передвижения в автомобиле предусмотрена индивидуальная регулировка сидения (рисунок 2) [2].
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – регулирующие; а, h – регулировка высоты и угла наклона подголовника; b, с – направления перемещения опорного выступа и поясничного подпора;
d, е – направление перемещения передней части подушки сиденья и продольного перемещения; f – направление перемещения задней части подушки сиденья;
g – направление наклона спинки сиденья;
Рисунок 2 – Регулируемы параметры сидения
При этом значительное внимание уделяется размещению органов управления и приборов, поскольку они должны располагаться в зоне досягаемости верхних конечностей водителей разного роста, пристегнутых ремнями безопасности. Их форма и размеры должны обеспечивать максимальное удобство захвата и надежного удержания при управлении, а также легкость распознавания отображенных данных, исключая ошибки при управлении.
Посадка в кресле автомобиля существенно влияет на самочувствие водителя и его утомляемость. Многие факторы зависят от конструкции самого сидения, но также большое влияние оказывают пропорции тела человека [3].
Положение тела водителя в салоне автомобиля классифицируются в зависимости от угла отклонения туловища относительно нижних конечностей (рисунок 3).
а) б) в)
Рисунок 3 - Типы расположения водителя: «стандартное» (а), «вертикальное» (б), «спортивное» (в)
Водитель с избыточной массой тела испытывает значительные трудности с размещение и управлением автомобилем, ввиду дефицита внутреннего рабочего пространства (рисунок 4).
Рисунок 4 – Положение тела человека с избыточной массой тела
Для людей, имеющих отклонения от средних антропометрических размеров, таких как длина нижних конечностей (рисунок 5), предусмотрены разные варианты регулировки положения сидения. Если стопа существенно меньше среднестатистического 270-го размера обуви в мужской половозрастной группе, предусмотрены возможности использования дополнительных компенсирующих элементов в салоне автомобиля.
а) б)
Рисунок 5 – Положение тела человека с удлиненными (а) и укороченными (б) нижними конечностями
В результате аналитического обзора сформулированы требования к эргономичному положению тела человека за рулем автотранспортного средства:
Вертикальное положение сидения следует установить так, чтобы кисти верхних конечностей оказались ниже уровня плечевого пояса;
Пяточная часть стопы должна находиться на полу перед педалями;
Нижняя часть стана туловища должна находиться в углу, образованном подушкой и спинкой автомобильного кресла, а выступающие точки лопаток – соприкасаться со спинкой кресла;
Голова не должна касаться подголовника;
Конструкция переднего края подушки сиденья должна обеспечивать поддержку бедер водителя без нарушения кровообращения;
Подушка и спинка сиденья должны обеспечивать боковую поддержку тела человека.
Список литературы:
Техцентр ВАКСАВТО [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2010]. Режим доступа :http://www.waxauto.net/uslugi/avtoatele/sidenja-jergonomika. - Загл. с экрана
Судебно-медицинский журнал [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2009-2012]. Режим доступа :http://journal.forens-lit.ru/node/92 . - Загл. с экрана.
[Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2012]. Режим доступа :http://stroybash.ru/stati/13-proporcii_tela_cheloveka._teloslozhenie..html. - Загл. с экрана
Либрусек много книг [Электронный ресурс] / Электрон. дан. , [2012]. Режим доступа :http://lib.rus.ec/b/349526/read. - Загл. с экрана