РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ПИСЬМЕННОГО ПРИБОРА В ЕГИПЕТСКОМ СТИЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА ПИСЬМЕННОГО ПРИБОРА В ЕГИПЕТСКОМ СТИЛЕ

Сафиуллина Н.Э. 1
1Магнитогорский Государственный унивеситет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование разработки дизайна письменного прибора

1.1 Общие исторические сведения о форме и функции письменных приборов. Египетский стиль…………………………………………...………5

1.2. Художественно-конструкторский анализ аналогов и развитие проектной концепции……………………………………………….…...........13

1.3. Проектирование письменного прибора (клаузуры)……………………16

1.4. Проектное предложение…………………....……………………………20

ГЛАВА II. Выбор материала используемых в дизайне письменного прибора

2.1. Особенности месторождений камнесамоцветного сырья……………..21

2.2. Декоративные свойства камня…………………………………………..27

2.3. Физико-механические свойства…………………………………………28

ГЛАВА III. Выбор оборудования

3.1. Материалы (абразивы), используемые в инструменте………………...29

3.2. Станочное оборудование………………………………………………...29

3.3. Основные технологические операции для изготовления письменного прибора………………………………………………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Введение

Современный письменный прибор – это вещь украшающая любой интерьер рабочего кабинета. Он служит не только в качестве функционального, практичного подарка, но и как предмет интерьера, создающий особую атмосферу. Правильно организованная, продуманная обстановка на рабочем столе позволяет полностью сосредоточиться на определенном виде деятельности. Настольные письменные наборы придадут респектабельный вид рабочему столу, подчеркнув индивидуальность, пунктуальность и вкус своего обладателя. Также письменный прибор это хороший функциональный подарок, которым Ваш друг, клиент или партнер, будет пользоваться ежедневно, вспоминая вас с благодарностью.

Современный темп жизни диктует нам свои правила, и жизнь любого активного преуспевающего человека расписана чуть ли не по часам. Наша жизнь состоит из непрекращающейся слежки за временем, поэтому часы, помещенные в письменный прибор – важный элемент любого помещения. Можно, конечно, убить время, но не лучше ли все-таки принять условия, которые ставит перед нами жизнь, но несколько приукрасив их. Один из способов сделать свою жизнь ярче - это смотреть не на обыкновенные, скучные часы, особенно, когда Вы чего-то ожидаете, и время тянется так медленно, а на часы необычного дизайна, вставленные в письменный прибор.

В нашей работе мы предоставляем разработку письменного прибора в египетском стиле, изготовленного из декоративного природного камня, так как текстура и цвет камня имеет настолько причудливый рисунок, что при некотором воображении в камне можно различить образы фантастических животных, пейзажи.

Египетское искусство – исторический тип искусства, один из самых древних на Земле. Этот стиль - первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения [6, С.39]

Цель работы: разработать письменный прибор в египетском стиле, который будет оригинально вписываться в любой интерьер, обладать хорошей функциональностью и эстетической привлекательностью.

Для достижения поставленной цели мы поставили для себя определенные задачи, которые помогут нам достичь желаемого результата.

Задачи:

- анализ и обобщение собранного теоретического и эмпирического материала;

- проведение анализа аналогичных работ из камня, и на основе этого, выполнение собственных эскизных поисков;

- выбор походящих природных декоративных камней для изготовления письменного прибора;

- выбор необходимого оборудования для изготовления письменного прибора.

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование разработки дизайна письменного прибора

  1.  
    1. Общие исторические сведения о форме и функции письменных приборов. Египетский стиль.

Традиционное камнерезное искусство, которое еще недавно было доступно в России лишь избранным, сегодня переживает истинное второе рождение, и огромное разнообразие предлагаемого ассортимента напоминает ажиотаж, имевший место в 18-м веке в связи с открытием в нашей стране обширных самоцветных россыпей. В арсенале ювелиров не только драгоценные украшения и привычные скульптурные композиции – на рынок вышло множество предметов декора, которые подчас вызывают у неискушенного покупателя удивление: что это такое и «с чем это едят»? Применимо ли это в современном мире? Одними из таких «знакомых незнакомцев» стали бизнес-наборы, которые в последнее время пользуются огромным спросом. Однако эти предметы, выполненные, как правило, в классическом стиле, отнюдь не являются изобретением современных мастеров – история настольных наборов длинна, и в ней немало славных страниц.

Первые настольные наборы (Рис.1) представляли собой лишь простую чернильницу да гусиные перья. Однако и эти «прообразы»

Рис.1 Первые настольные наборы

письменных принадлежностей водились лишь на столах именитых и высокопоставленных особ, а оформлялись пышно и затейливо. Вплоть до 18-го века письменные приборы изготавливались в основном из металла (Рис.2), инкрустированного драгоценными камнями – и только с изобретением новых камнерезных техник, а также с открытием Уральских

Рис.2 настольный набор для письма из золоченого серебра и эмали, изготовленный мастером Фёдором Рюкертом около 1900 г.

каменных кладовых место серебряных и бронзовых принадлежностей заняли предметы, выточенные полностью или облицованные натуральным российским камнем – лазуритом, малахитом, родонитом, яшмой, порфиром, агатом, брекчией или змеевиком (Рис.3-4). Настольный набор

Рис.3 Настольный набор из малахита.

Рис.4 Настольный набор из лазурита.

дворянина 18-го столетия представлял собой гарнитур из множества предметов, выполненных из определенного самоцвета с деталями из позолоченной бронзы. Как правило, это были настольные часы, скомпонованные с непременной скульптурной композицией, два чернильных прибора, стакан для перьев, нож для бумаги, пресс-папье, пара подсвечников и лупа; иногда в набор входили еще и различные шкатулки, коробочки и пепельницы. Создавались гарнитуры на знаменитых Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках, которые поставляли как убранство для царских покоев, так и изделия для продажи состоятельным клиентам в России и за рубежом.

Кабинет высокопоставленного человека в России 18-19 веков – это его истинное лицо, кабинеты считались практически парадными зонами, поэтому и оформление этих комнат было соответствующим. Настольные наборы изумительной красоты, созданные знаменитыми мастерами, становились истинной гордостью своих владельцев, и многие из них подробно описаны в исторических очерках и исследованиях. Так, у поэта Пушкина было несколько наборов для письма, один из которых до сих пор сохранился в бывшем имении князя Вяземского Остафьево, где русский классик любил гостить. А на новый 1832 год от своего друга Нащокина Пушкин получил чернильный прибор из бронзы и порфира, украшенный статуэткой арапчонка (Рис.5). "Посылаю тебе твоего предка с

Рис.5. Чернильный прибор из кабинета А.С. Пушкина

чернильницами..." – писал Нащокин. "Очень благодарю тебя за арапа", – отвечал поэт; предмет этот стоял на письменном столе в собственном доме Александра Сергеевича до самой его смерти. Письменный прибор композитора Петра Ильича Чайковского (Рис.6) весьма скромен – два

Рис.6. Письменный прибор Петра Ильича Чайковского.

отделанных малахитом бронзовых подсвечника, чернильница, нож и поддончик для перьев. Однако в его жизни эти предметы занимали особую роль, ведь великий музыкант чрезвычайно любил литературу, сам писал прекрасные стихотворения, вел активную переписку с друзьями и соратниками по творчеству… Николай Демидов, известнейший меценат и заводчик, отличался огромной любовью к малахиту, и в его коллекции были сотни вещей из зеленого камня, в том числе несколько настольных гарнитуров. В Мраморном кабинете императора Александра I, находящемся в Царском Селе, на письменном столе до сих пор стоит крупный гарнитур из уральского малахита работы Петергофской гранильной фабрики первой четверти XIX века, состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и ряда других предметов, принадлежащих Александру I (Рис.7). А

императрица Мария Александровна, жена Александра II, использовала гарнитур из лазурита, который стоял в несохранившемся до наших дней

Рис.7 Парадный кабинет Александра I

Лионском зале Екатерининского дворца. В личных покоях Николая I в Зимнем дворце находился малахитовый гарнитур из чернильного прибора и двух подсвечников, украшенных золочеными бронзовыми аллегорическими деталями.

С приходом Революции советские чиновники и вожди переняли привычку к роскошному оформлению кабинета – часто это была самая парадная комната в квартире. В кабинете маршала Жукова в Главном Штабе Вооруженных сил на письменном столе стоял чернильный прибор из двух тяжелых бронзовых сосудов на подставке из темно-зеленого малахита. Безусловно, чернильница появилась на столе маршала благодаря введенной Сталиным моде на массивные письменные приборы – у него самого таких было несколько, в том числе гарнитур из уральского малахита, находящийся в кремлевском кабинете, и большой набор из бронзы и порфира, состоявший из чернильниц, часов, пресс-папье, емкостей для письменных принадлежностей и даже бронзового Кремля на каменном постаменте; все это великолепие располагалось на знаменитой даче вождя.

Глядя на изделия современных российских мастеров, мы ясно видим следы мощного воздействия на их творчество образцов прошедших веков – большая часть настольных наборов практически полностью, с небольшими вариациями повторяет предметы, которыми пользовались в старину великие писатели, представители света и верховные правители. Конечно, время не стоит на месте, чернильницу заменили авторучки, появились подставки для ежедневника, но в целом настольные наборы выполнены обычно в солидном, парадном стиле, и предназначены для подобного же письменного стола, стоящего в богато убранном кабинете видного политика, успешного бизнесмена, знаменитого на весь мир творческого деятеля.

Сегодня настольный набор обладает симметричной композицией и состоит из центрального элемента (часов, скульптурной композиции, каменной стелы с гравировкой или бронзовой лепниной), двух стаканов для письменных принадлежностей, подиума для ежедневника, бронзовых подставок для ручек. Часто в состав гарнитура включаются еще и подсвечники, визитница, пепельница, лупа, нож для бумаги, каменные карманы для бумаг, выдвижной ящичек для мелочей, располагающийся под подиумом. Все изделия выполнены в едином стиле, часто украшены национальной патриотической символикой – изображениями российского герба, орлов, медведей, Георгия Победоносца. Безусловно, размеры набора зависят от статуса получателя и назначения подарка – это может быть как прекрасное корпоративное подношение, так и личный подарок дорогому человеку. Безусловно, в строгом смысле этого слова полноценный настольный набор не является жизненной необходимостью – ведь ручки можно поставить в обычный стеклянный стакан, время узнавать по наручным часам, визитки складывать в бумажник, а для бумаг приобрести картонные кармашки. Но вся прелесть настольных наборов – даже не в их безусловной функциональности, а в удивительной красоте натурального камня, блеске искусно прочеканенных бронзовых деталей и общем ощущении изысканной мощи. Приобретаете ли вы настольный набор в качестве корпоративного подарка или же вы решили сделать подарок самому себе – этот выбор будет правильным, ведь через эту покупку вы приобщаетесь к удивительной «кабинетной» культуре отрицания нелепого аскетизма, культуре нужных излишеств, делающих ежедневные дела удовольствием и наполняющих своего владельца комфортом и чувством собственной значимости. Респектабельность не продается за деньги – она читается в словах, жестах, окружающих нас предметах, мелких деталях, и невозможно оценить ту радость, с которой вы будете входить в свой солидный кабинет, обретший, наконец, ту необходимую завершенность, и садиться за свой любимый письменный стол, где вас, безусловно, ждут великие дела.

Наш письменный прибор будет в египетском стиле. Египетское искусство (Рис.8) – исторический тип искусства, один из самых древних на Земле. Этот стиль - первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, строго упорядоченная

Рис.8 Египетские пирамиды

орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения [2,С.39].

Главные отличительные черты египетского стиля:

- в архитектуре — стремление к колоссальности и прочности, с соблюдением, однако, соразмерности между отдельными частями сооружения и гармоничности всех форм и линий, через что достигалось своеобразное величие;

- в ваянии и живописи — старание не столько передавать с точностью формы и явления видимого мира, сколько пользоваться ими как языком для выражения религиозных представлений или для повествования об исторических событиях и фактах обыденной жизни;

- пиктография - общая первоначальная основа и письменности, и искусства Египта.

Изображение для египтян – это прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу.

Египетский стиль базируется на развитом заупокойном культе древних египтян. Все искусство Древнего Египта возникло из идеи Вечной жизни, приготовлению к загробному существованию, но в то же время растительные мотивы в изобразительном искусстве и яркие, контрастные цвета природной, «земной» палитры выражают благодарность богам и природе за цветущую жизнь на берегах Нила и плодородный черный ил. На земную жизнь египтянин смотрел лишь как на искус предшествующий другой, бесконечной жизни, а на свой дом — как на временное пристанище, тогда как настоящим, постоянным жилищем представлялось ему место погребения его мумии. Поэтому могильные сооружения всегда занимали важное место в египетском зодчестве, а в мемфисский период имели даже преобладающее значение.

Высшим культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч. Поэтому в египетском стиле преобладает желтый цвет и все его оттенки. Менее привилегированными тонами в этом стиле являются цвет слоновой кости и бежевый цвет. Другие природные цвета: синий, зеленый, красный также могут присутствовать, но в минимальном количестве [16].

  1.  
    1. Художественно-конструкторский анализ аналогов и развитие проектной концепции

Камнерезное искусство является одним из древнейших материальных проявлений культуры. Наскальная живопись, первые орудия труда, первые усыпальницы, первые чудеса света – всё это появилось благодаря обработке камня. Декоративное проявление обработки камня и называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством.

Проделав большой объем работы, мы пришли к выводу, что в последнее время именно камнерезное производство начало успешно развиваться. На рынке производства представлен большой выбор различных сувениров из камня, в том числе и письменных приборов.

Аналогами для проектирования настольного набора послужили следующие виды сувенирной продукции (Рис.9-12):

Рис.9 Письменный прибор из малахита в классическом стиле

«+» красивая текстура малахита, которая подчеркнута металлом желтого цвета;

«-»круглые литые фигуры отвлекают внимание от красоты камня;

Рис.10 Письменный прибор в имперском стиле

«+» многофункциональное, универсальное изделие;

«-» громоздко смотрится, за счет перегруженности деталями различной геометрической формы.

Рис. 11 Оригинальный письменный прибор из яшмы

«+» оригинальный дизайн;

«-» острые углы;

Рис.12 Письменный прибор в классическом стиле

«+» изготовлен из 2-х видов камней, которые дополняют друг друга;

«-» металл сливается с камнем.

Любой современный производитель при разработке своей продукции учитывает множество факторов, важнейшими из которых являются: дизайн, практичность и качество исполнения. Кроме того, современный рынок занимает в основном массовая продукция, что обеспечивает авторским изделиям более высокую оценку среди потребителей.

В нашей курсовой работе мы постарались учесть все стилевые особенности представленных аналогов письменных приборов и остановили свой выбор на изделие в египетском стиле.

  1.  
    1. Проектирование письменного прибора (клаузуры)

Работа над конструкцией и формой изделия начинается с графического поиска. При этом нам необходимо учитывать форму будущих изделий, их размеры, утилитарное назначение, а также текстурно-структурные особенности материала, его прочностные, технологические и декоративные свойства, помогающие усилить эстетические качества будущих изделий.

При выполнение графического поиска (Рис. 13-15) мы исходили из композиционного решения изделия: оригинальности формы, размеров для настольного использования, возможной технологии обработки камня и наличия необходимых материалов, инструментов и оборудования.

Рис.13 Эскиз.

Рис.14 Эскиз.

Рис.15 Эскиз.

Рассмотрев все варианты, мы остановились на первом эскизе (Рис.13) и будем вести уже его дальнейшую разработку.

По данному эскизу мы сделали чертеж (Рис. 16) и разобрали изделие по детально ( см. таблицу 1)

1

2

3

4

6 5 7

8

9

10

11

12

Спецификация Таблица 1

Название

Материал

Кол-во

1

Верхняя пластинка

Долерит

1

2

Задняя стенка часов

Долерит

1

3

Боковая верхняя пластинка

Долерит

2

4

Боковая нижняя пластинка

Долерит

2

5

Передняя стенка часов

мраморовидный известняк

1

6

Внешняя вставка.

Долерит

2

7

Задняя стенка визитницы.

Долерит

2

8

Часы

Металл

1

9

Внутренняя вставка

Долерит

2

10

Подставка малая.

Долерит

2

11

Передняя стенка визитницы

мраморовидный известняк

2

12

Подставка большая.

Долерит

1

Рис. 16 Чертеж.

  1.  
    1. Проектное предложение

При выборе конкретного образца мы разработали проект письменного набора с использованием природных материалов.

Конструктивное решение формы проектируемого изделия состоит из геометрических форм (тел) лежащих в основе пирамиды, что и отражает направление египетского стиля.

Предполагается, что данный разработанный нами проект будет востребован ценителями египетского стиля, а готовое изделие из натурального природного камня может украшать соответствующий интерьер.

В письменном наборе сочетаются как функциональность и эргономичность, так и эстетичность. Этот набор может быть востребован как для дома, так и для офиса. В офисе он может служить как украшение стола, а дома на письменном столе или на какой либо полке, и при необходимости использоваться по назначению. Набор выполнен из мраморовидного известняка и долерита. Так как известняк отличается высокой декоративностью, за счет красивой текстуры, его дополняет сдержанный однородный долерит черного цвета. Набор является хорошим подарком для украшения интерьера. Он создает уют в кабинете.

Долерит долговечный камень, срок его службы около 3000 лет и это придает нашему набору долговечность. Наш набор получился удобным в использовании, практичным и эстетически красивым.

Выводы по первой главе: В данной главе мы провели исторический обзор литературных источников по письменным наборам, а также рассмотрели египетский стиль, провели анализ подобных изделий (аналогов) и разработали проектный образ письменного прибора, а также провели концептуальное обоснование.

ГЛАВА II. Выбор материала используемых в дизайне письменного прибора

2.1 Особенности месторождений камнесамоцветного сырья

Мы решили разработать письменный прибор в египетском стиле, а в египетском стиле преобладает желтый цвет и все его оттенки. Это и определило выбор материала. Рассмотрев все камни желтых цветов, мы остановились на мраморовидном известняке (Рис. 17).

Рис. 17 Мраморовидный известняк (Рыскужинское месторождение)

Мраморовидные известняки представляют собой переходные породы от известняков к мраморам. В них под микроскопом среди массы равномерной плотности видны кристаллические зерна известкового шпата (кальцита).

Месторождения мрамора обнаружены во многих областях России. Первым в России стали использовать карельский мрамор. Красивый и долговечный камень Тивдии (Карелия) нежно-палевого цвета с розовыми прожилками, а также мрамор ювенского месторождения (Приладожье) украсили многие дворцы и соборы Санкт-Петербурга.

На северо-западе России, в Республике Карелия, Ленинградской области и на Кольском полуострове красные и розовые граниты дают месторождения Винга, Уккомяки и Шальское. Желто-розовый камень дает Муставаар. Наиболее известно Шокшинское месторождение. Его камень использовали при сооружении саркофага Наполеона в доме инвалидов в Париже, памятника Николаю I в Санкт-Петербурге, могилы Неизвестного солдата в Москве.

На Алтае и в Западной Сибири известно свыше 50 месторождений мрамора, но разрабатывается только три. Пуштулимское месторождение даёт тонкозернистый белый с красно-зелёными прожилками мрамор. Сиренево-розовый камень получают на Граматушинском месторождении. Серо-кремовый мрамор даёт Петеневский карьер. В Красноярском крае расположено крупное Кибик-Кордонское месторождение, где более двадцати разновидностей белого, кремового, бледно-розового, оранжевого, жёлтого и зеленовато-серого мрамора. Мрамор есть и на Байкале: месторождение Буровщина в Иркутской области даёт красновато-розовый крупнозернистый камень с сиреневым, оранжевым, зелёным, серым оттенками; им отделаны московские метростанции Марксистская, Третьяковская и другие.

Самые крупные месторождения мрамора на Урале. Всего на Урале более 20 месторождений, но добывают камень лишь из 8 залежей. Белый мрамор добывают в Айдырлинском и Коелгинском месторождениях, серый дают Полевское месторождение, Уфалейская и Мраморская залежи, жёлтый поступает с Октябрьского и Починского карьеров, чёрный мрамор приносит Першинское месторождение, розово-красный камень даёт Нижне-Тагильская залежь.

- Мрамор «Уфалейский»

Прекрасный серо-голубой, дымчатый мрамор Российской Федерации. Зарекомендовал себя как прекрасный облицовочный материал в строительстве. Этот мрамор хорошо принимает полировку, легко режется. Вариации цветовой гаммы позволяют в процессе создания интерьера получить многообразие оттенков от светло серо-голубого до темно-серого, почти черного с белыми прожилками. Эта особенность мрамора Уфалейского месторождения нашла применение при создании декоративных элементов интерьера: ваз, вазонов для цветов, шаров. А также в архитектурно-строительных элементах, таких как плинтусы, плитка, поручни, балясины, ступени. Нашел свое применение мрамор и в создании ритуальных предметов торговли, придавая стеллам умиротворяющий вид (Рис.18).

Рис. 18 Уфалейское месторождение.

- коелгинские мраморы

По внешнему виду Коелгинский мрамор представляет собой массивную породу белого, светло-серого или серого цвета. Структура мраморов преимущественно гранобластовая с изометричной формой зерен, реже гетеробластовая, текстура мраморовидная (Рис. 19).

Рис.19 Коелгинское месторождение

Средний размер зерен кальцита мрамора Коелгинского месторождения – 0,4 мм.

Преобладающим цветом мраморов является серовато-белый и светло-серый, иногда с голубоватым оттенком или бурыми пятнами гидроокислов железа в приповерхностной части мраморного массива. В мраморах светлых тонов иногда встречаются изометричные участки серых, что придает ему пятнистый облик.

По минералогическому составу мрамор месторождения относится к мономинеральным породам, на 96,4-100% состоящим из кальцита. Кроме этого выявлены: пирит, магнетит, гематит, кварц, доломит и серицит в виде изометричных зерен размером около 0,1 мм. Суммарное максимальное количество минералов – примесей достигает 3,62%, в среднем составляет немногим больше 1%.

- Мрамор из Рыскужинского карьера (Рис.17)

По оценкам специалистов, запасов мрамора в Рыскужино хватит не на один десяток лет, причем сырье здесь отличается высочайшим качеством.

Рыскужинское месторождение мраморовидного известняка расположено в Абзелиловском районе (крупные линзы и пласты известняков). Протяженность промышленного пласта около 3 км, мощность 250-500 м. Имеют твердость 4-5 по шкале Мооса [12, С.173].

Изучив состав мрамора из Рыскужинского карьера Абзелиловского района Башкирии, испанские специалисты пришли к выводу, что это самое лучшее сырье в мире. Его применение в процессе изготовления бумаги, к примеру, дает белизну 97 процентов, тогда как лучшие показатели в мире сегодня - 94-95 процентов.

- Искусственный мрамор

Литьевой мрамор - композитный материал на основе природного минерала (мраморная крошка или кварцевый наполнитель). Это экологически чистый современный материал. На мировом рынке продукция из литьевого мрамора появилась более 40 лет назад (Рис.20).

Рис. 20 Искусственный мрамор

Его преимущества:

- высокая прочность;

- нейтрально к химическим соединениям;

- высокие антибактериальные характеристики;

- стойкость к истиранию и вибрации;

- высокая теплоизоляция;

- сверлится и пилится, не образуя микротрещин;

- температурный режим от - 50 до + 90 С°;

- износостойкость в два раза превышает износостойкость мрамора и сравнима с гранитом.

Диапазон выбора практически безграничен. Можно изготовить любое изделие, в котором будут сохранены природные качества и внешний вид мрамора.

Использование искусственного мрамора дает множество практических преимуществ в сравнении с природным материалом. Он дает большую свободу в выборе дизайна, более широкий цветовой спектр, улучшение физических и механических характеристик, более высокую химическую и абразивостойкость. Иными словами, раковина из искусственного мрамора более долговечна, чем аналогичное изделие, изготовленное из природного материала.

Просмотрев все предложенные варианты мы остановили свой выбор на Рыскужинском месторождении мраморовидного известняка.

А в качестве вставок мы решили взять долерит (Рис.21) – камень черного цвета.

Рис.21 Долерит

Долерит (Dolerite) - это гранит со средней величиной зерен между базальтом и габбро. Но в отличии, от этих горных пород изображение на долерите сохраняется на открытом воздухе более 50 лет. Отличие долерита от этих пород мелкое зерно, белый скол, высокая стойкость к атмосферным воздействиям.

Долерит отличается высокой прочностью и долговечностью. Срок службы более 3000 лет

Применение долерита:

- долерит в основном используется как декоративно-поделочный камень в связи с его однотонной без посторонних включений гаммой

- долерит применяется для изготовления ритуальных изделий (памятники, портретную плитку с гравировкой)

- вставки в различные письменные приборы, пепельницы, и т.д.

Месторождения долерита в основном находятся в Башкирии и Иркутской области.

Уникальный черный долерит Северо - Бускунского месторождения с редчайшими декоративными свойствами.

По сумме декоративных признаков долерит относится к высокодекоративному сырью. Порода с малой величиной зерен, состоит из плагиоклаза, пироксена и рудных минералов. Важно отметить, что изделия из долерита не подвергаются выветриванию, воздействию солнечных лучей, высокой влажности и имеют высокую химическую стойкость. Крупнейшие залежи долерита находятся в Башкирии [13].

2.2 Декоративные свойства камня

К декоративным свойствам камня относятся: 1) - цвет горной породы; 2) - наличие рисунка; 3) - структурно-текстурные особенности [5, С.208].

Рассмотрим эти свойства более подробно.

1) цвет горной породы;

мраморовидный известняк – оттенки желтого, коричневого, с красными и серыми прожилками;

долерит – черный, темно-серый;

2) наличие рисунка;

характер рисунка мраморовидных известняков разнообразен, он создается наличием гематитовых прожилков;

у долерита однородная текстура, рисунок отсутствует;

3) структурно-текстурные особенности;

Мраморовидный известняк - мелкозернистый, не просвечивает, иногда содержит пустоты, часто встречаются окаменелости.

Долерит – природный камень, который образовался в результате застывания магматической горной породы, основной составляющей которого является базальт. Долерит широко известен благодаря своей прочности и устойчивости, он является одним из наиболее крепких горных пород. Природный окрас долерита – черный, так как не несет в себе каких-либо посторонних включений цветовой гаммы.

2.3 Физико-механические свойства

Физико-механические свойства мраморовидного известняка:

Плотность 2,50 — 2,60 кг/дм³

Прочность на сжатие 120 N/мм²

Водопоглощение 1,0 по массе %

Пористость 4 по объёму %

Теплопроводность 2,3 W/м · K

Истираемость 15,7 см³/50 м²

Обрабатываемость при выполнении нашего письменного прибора мраморовидный известняк отличался податливостью.

Месторождения разрабатываются без значительных капитальных затрат открытым способом, так как имеют небольшую мощность вскрыши,

залегают в легко доступных районах, расположены недалеко от транспортных магистралей. Основной недостаток массивов известняков - значительная трещиноватость [14].

Физико-механические свойства долерита:

Плотность: 2,85 г/см3

Прочность при сжатии: 190-210 Мпа

Морозостойкость: "50"

Влагопоглощение: 0,13%

Потери при истирании: 0,32г/м

Порода с малой величиной зерен, состоит из плагиоклаза, пироксена и рудных минералов. Важно отметить, что изделия из долерита не подвергаются выветриванию, воздействию солнечных лучей, высокой влажности и имеют высокую химическую стойкость[13].

Выводы по второй главе:В данной главе мы выбрали материал для будущего изделия, рассмотрели особенности месторождения, декоративные и физико-механические свойства.

ГЛАВА III. Выбор оборудования

3.1 Материалы (абразивы), используемые в инструменте

Абразивный порошок «Кыштымского абразивного завода» (Электрокорунд нормальный регенерированный марки 12АРК-12АРБ. Зернистость: М25, М28, М14), оксид хрома.

Электрокорунд – абразивный материал, состоящий из корунда и небольшого количества примесей. Промышленность производит несколько разновидностей электрокорунда, в том числе нормальный, белый, хромистый, титанистый, циркониевый, моно- и сферокорунд.

Оксид хрома (III) (сесквиоксид хрома, хромовая зелень) – очень твердый тугоплавкий порошок зелёного цвета. Температура плавления 2435С, кипения около 4000С. Плотность 5,21 г/см3. Нерастворим в воде. По твердости близок к корунду, поэтому его вводят в состав полирующих средств. Получают термическим разложением дихромата аммония[4, С.83].

3.2 Станочное оборудование

При изготовлении данного набора мы использовали следующие оборудование:

  • Станок А44-М (отрезной)

  • Станок плоскошлифовальный (СШК);

  • Сверлильный станок.

Станок А44-М (Рис.22). Электрический камнерезный станок. Станок имеет насос для подачи охлаждающей жидкости в зону резанья и съемные ножки. Станок представляет собой высококачественную техническую продукцию, которая изготовлена по самой современной технологии [1, C.121]. Его мы применяли для того, чтобы нарезать нужного нам размера заготовки из долерита и мраморовидного известняка.

Рис.22 Станок А44-М

Станок плоскошлифовальный (СШК) (Рис.23). Станок плоскошлифовальный предназначен для шлифования изделий из камня.

Техническая характеристика станка:

  • Высота планшайбы над полом – 900 мм

  • Частота вращения планшайбы ( 2 скорости) - 600, 800 об/мин

  • Диаметр планшайбы, чугун – 350 мм

  • Толщина планшайбы – 30 мм

  • Мощность двигателя – 0,75 кВт

Рис.23 Станок плоскошлифовальный (СШК)

На этих станках мы производили предварительное и окончательное шлифование и полирование [1, C.131].

Станок сверлильный (Рис.24). Применяется для просверливания отверстий. По размеру отверстия подбираются насадки [1,C.125]. Этот станок нам понадобился для просверливания отверстия под часовой механизм.

Рис.24 Станок сверлильный

3.3 Основные технологические операции для изготовления письменного прибора

Заготовительные операции:

- Выбор материала (мраморовидный известняк, долерит).

При выборе материала, мы учитываем в первую очередь его декоративные свойства. Также учитываем физико-механические свойства, так как при обработке камня различной твердости нужно прилагать разные усилия.

- Разметка контуров деталей письменного прибора.

Размечаем детали из мраморовидного известняка – передняя стенка часов (одна деталь), передняя стенка визитницы (две детали); и детали из долерита - верхняя пластинка (одна деталь), задняя стенка часов (одна деталь), боковая верхняя пластинка (две детали), боковая нижняя пластинка (две детали), внешняя вставка (две детали), задняя стенка визитницы (две детали), внутренняя вставка (две детали), подставка малая (две детали), подставка большая (одна деталь). Это производится либо маркером, либо алюминиевой чертилкой.

- Распиливание деталей для письменного набора по размерам.

Для распиливания мы используем станок А44-М. Детали будущего набора вырезаем по ранее намеченному контуру. При этом учитываем толщину реза (работая алмазным отрезным диском отступаем от линии на 1-1,5 мм).

Сверление:

В нашем письменном приборе встраивается часовой механизм, для этого нам нужно просверлить отверстие диаметром 32 мм, используя алмазное сверло.

Формообразование (подбивка):

- Предварительное шлифование заготовок письменного набора.

Эта операция производится с целью придания нашему письменному набору из камня черновой формы с помощью абразивного материала М25.

- Окончательное шлифование заготовок письменного набора.

Окончательное формообразование выполняют за несколько операций шлифования абразивным материалом М28.

Все эти операции мы производим на плоскошлифовальных станках.

Чистовое шлифование:

- Чистовое шлифование применяют для выравнивания поверхностей заготовок, для образования базовых плоскостей, подгонки толщины изделий, формообразования.

Финишные операции:

- Доводка деталей письменного прибора.

Доводка уничтожает следы предыдущей обработки и придает поверхности матовость. Для этой операции используем микропорошок М28.

- Полирование заготовок.

Полировка придает блеск, яркость цвету камня. Полирование производим на плоскошлифовальном станке с использованием войлочного круга и окиси хрома.

Сборка письменного прибора:

На этом этапе мы осуществляем сборку деталей, при помощи эпоксидного клея. Перед тем как нанести клей, производим зачистку полированной поверхности, в тех местах, где будет производится склейка элементов. После нанесения клея, проверяем точность соединения элементов и фиксируем.

После сборки аккуратно производим чистку изделия, так как она необходима, потому что при склеивании неизбежно случайное попадание клея на поверхность нашего изделия.

Выводы по третьей главе:При изготовлении письменного прибора, перед нами встала задача подбора декоративного природного камня с различными характеристиками и необходимого оборудования для выполнения технологических операций. В результате нами даны описательные характеристики технологическому процессу изготовления изделия.

Заключение

Целью нашей научной работы являлось - разработать письменный прибор в египетском стиле, который будет оригинально вписываться в любой интерьер, обладать хорошей функциональностью и эстетической привлекательностью.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

- анализ и обобщение собранного теоретического и эмпирического материала;

- проведение анализа аналогичных работ из камня, и на основе этого, выполнение собственных эскизных поисков;

- выбор походящего поделочного камня для изготовления письменного прибора;

- выбор необходимого оборудования для обработки выбранного камня.

Структура научной работы включает три главы. В первой главе мы рассмотрели историю, стиль, произвели анализ аналогов и разработали проект изделия. Во второй главе описали свойства выбранного нами материала – мраморовидный известняк, долерит. В третьей главе мы рассмотрели оборудования и материалы необходимые для изготовления.

Список литературы

  1. Белицкая Э.И. Художественная обработка цветного камня / Э.И. Белицкая - М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983. — 224 с.

  2. Браиловская Л.В. Дизайн интерьера в восточном стиле: Япония, Китай, Индия, Египет / Л.В. Браиловская – Ростов н/Д.: Феникс, 2004 – 384 с. 13-70.

  3. Булах А.Г. Общая минералогия / А.Г. Булах, В.Г. Кривовичев, А.А. Золотарев – М.: Академия, 2008 – 416 с.

  4. Девятов Д.Х. Драгоценные и поделочные камни Южного Урала / Д.Х. Девятов, А.П. Морозов, В.Е. Торчинский – Магнитогорск.: МГТУ, 2002 – 116с.

  5. Карпиков А.П. Минералы и породы - творения природы / А.П. Карпиков, А.В. Волков, А.В. Чирков – М.: Щит-М, 2006 – 248с.

  6. Кибалова Л. Иллюстрированная энциклопедия моды / Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Перевод на русский язык И.М. Ильинской и А.А. Лосевой в 1986 г. - Прага: Артия, 1987 – 608с.

  7. Куликов Б.Ф. Словарь камней-самоцветов./ Б.Ф.Куликов, В.В. Букапов – Л.: Недра, 1988 – 168 с.

  8. Маликов А.И. Самоцветная полоса Урала / А.И. Маликов, Ю.А. Поленов, М.П. Попов, А.П. Шукшаев – Екатеринбург: Сократ, 2007 – 384 с.

  9. Маслов Е.Н. Теория шлифования материалов/ Е.Н. Маслов - М.: Машиностроение, 1974 – 320 с.

  10. Сычев Ю.И. Шлифовально-полировальные и фрезерные работы по камню / Ю.И. Сычев, Ю.Я. Берлин – М.: Стройиздат, 1985 – 312 с.

  11. Ухин С.В. Художественная обработка камня/ С.В. Ухин - Аст, Сталкер, 2004 – 49 с.

  12. Ферсман А.Е. Занимательная минералогия / А.Е. Ферсман – М.: Детгиз, 1945 – 252 с.

  13. Сайт «Русские самоцветы» -http://www.gemstonesgift.com/dolerite_ru.html

  14. Статья Коженевского С.Р. «Известняк» - http://vodospad.kiev.ua/articles/stone-construction/izvestnyak_12_10_10.html

  15. Сайт студии дизайна интерьера «Лаборатория стиля» - http://www.lab-style.net/stili/egipetskij-stil/

  16. Сайт "Домашние технологии" Патлах В.В. Статья А. Коробкова и Ю.Рапопорт «Обработка камней». http://patlah.net/etm/etm-01/teh%20kamen/obrabot%20kamna/obrabot%20kamna.htm

Просмотров работы: 5057