ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Володина О.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бурное развитие информационных технологий в последнее десятилетие воздействует на развитие личности современного подростка. Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью Интернета – словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и Интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве [3]. Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться [2].

Компьютерные игры и их роль в воспитании личности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы раз столкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время. Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл, изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игр на детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных».

Несмотря на то, что компьютер во многом облегчает труд людей, «стирает» расстояние, его чрезмерное использование может привести к негативным последствиям: отрицательное воздействие на зрение, долговременное нарушение психического и интеллектуального развития детей (психологи утверждают, что у «компьютерного поколения» хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность), имеют большие трудности в общении, не уверены в себе, закомплексованы и застенчивы. Одновременно они культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким [1].

К сожалению, это далеко не полный список психических проблем, возникающих у детей от долгого общения с компьютером. Влияя на эмоциональный уровень ребенка, это техническое новшество также может стать причиной повышенной агрессивности ребенка или даже вспышки насилия. Кроме того, дети перестают фантазировать, не думают самостоятельно. Компьютерная зависимость – проблема, с которой пытаются бороться во всем мире. Мы решили провести исследование по влиянию компьютерных технологий на ценностные ориентации подростков.

Цель исследования – изучить влияние компьютерных технологий, а именно Интернета и компьютерных игр, на ценностные ориентации подростков.

Объектом исследования является процесс развития личности подростков.

Предмет исследования – влияние компьютерных технологий, а именно Интернета и компьютерных игр на развитие личности подростков и формирование у них компьютерной зависимости.

С целью изучения влияния компьютерных технологий на подростка, мы провели анкетирование, составили список компьютерных игр, наиболее предпочитаемых учащимися МОУ СОШ № 2 г. Южа и сравнили полученные результаты с результатами 2011 года.

В диагностике принимали участие учащиеся 5-9 классов в количестве 114 человек.

Результаты анкетирования:

  1. Проанализировав результаты по первому вопросу анкеты «Есть ли у тебя дома компьютер?» можно сделать вывод о том, что большинство учащихся школы имеет дома компьютер – 92%, не имеет дома компьютера – 8% учащихся. Сравнивая полученные данные с результатами первого вопроса анкеты 2011 года, мы можем сделать вывод о том, что количество учащихся, имеющих дома компьютер, увеличилось (в 2011 году компьютер имели 83% учащихся, нет дома компьютера – 17% учащихся).

  2. Проанализировав результаты по второму вопросу анкеты «Кто на нем больше всего работает?», можно сделать вывод о том, что учащиеся 5-7 классов, как и в2011, работают на компьютере больше других членов семьи – 32%, родители – 24%, брат или сестра – 8%.

  3. Проанализировав ответы на вопрос: «Сколько времени ты проводишь за компьютером в среднем?», мы сделали вывод о том, что большинство учащихся 5-7 классов проводит за компьютером в среднем 1-2 часа в день (63%), в то время как в 2011 году подавляющее число учащихся проводили время за компьютером 1-1,5 часа в день. 3 часа в день проводит 28% учащихся, 5 и 6 часов в день по 3% учащихся, 3 % не пользуются компьютером. Учащиеся 8-9 классов в будние дни проводит за компьютером в среднем 1-2 часа – 17%, в выходные дни время увеличивается до 3-4 часов пребывания за компьютером – 11% учащихся.

  4. «Контролируют ли тебя родители или ты проводишь за компьютером неограниченное время?» Среди испытуемых 5-7 классов, имеющих дома компьютер, 61 человек указал, что родители контролируют их пребывание за компьютером, 5 человек отметило, что проводят за компьютером неограниченное время. Следует отметить, что большая часть 8-9 классов (29 человек) не подвергаются контролю со стороны родителей во время пребывания за компьютером.

  5. По результатам ответов на вопрос «Что ты умеешь делать на компьютере?» большинство учащихся 5-7 классов, а именно 35 человек, ответили «играть», 22 человека – «печатать», 13 человек – «рисовать». В 2011 году ответы учащихся были следующими: играть, печатать, пользоваться Интернетом.

Это позволяет сделать вывод о том, что учащиеся 5-7 классов еще не настолько увлечены Интернетом, так как данный ответ стоит на 6 (последнем) месте ответов учащихся.

  1. Большинство учащихся 5-7 классов испытали затруднение при ответе на вопрос «Какие обучающие программы тебе известны?». Лишь учащимся 7 класса (9 человек) известна программа «Мир информатики». В прошлом году учащиеся этого класса ответили также на этот вопрос.

  2. На вопрос «Чем чаще всего ты занимаешься на компьютере?» большинство испытуемых из числа учащихся 8-9 классов ответили:

  • В 8 «А» классе смотрят игры и слушают музыку (12 человек);

  • В 8 «Б» классе общаются в социальных сетях (13 человек);

  • В 9 классе так же общаются в социальных сетях (6 человек).

Нами выявлены различия в наиболее предпочитаемых видах занятий на компьютере по половому признаку: 82% опрошенных девочек предпочитают смотреть фильмы и слушать музыку на компьютере. Мнения мальчиков разделились. 12 человек общаются в социальной сети, 12 – смотрят фильмы и слушают музыку, по 5 человек играют в игры и выполняют учебные проекты. В 2011 году 100% мальчиков предпочитало играть в компьютерные игры.

  1. «Что тебе не нравится в работе на компьютере?» Большинство учащихся 5-7 классов(34 человека) указали, что их не устраивают сбои в работе на компьютере. 16 человек указало, что их все устраивает в работе с компьютером. Часть детей (10 человек) не смогли ответить на данный вопрос.

  2. Не чувствуют усталость после работы за компьютером 70% всех испытуемых. Лишь большая часть 5 «Б» класса (9 человек) чувствую недомогание после работы за компьютером.

  3. «Назови свои любимые компьютерные игры». Был приведен перечень компьютерных игр, наиболее предпочитаемых учащимися 5-9 классов, с классификацией по видам. Подавляющее большинство мальчиков играют в игры, связанные со скоростью, насилием, стрельбой: GTA, Need for Speed, Сталкер. Девочки предпочитают ролевые игры – The Sims 3, Аватария. Предпочтения мальчиков с 2011 года не изменились, зато девочки стали меньше играть в логические и управленческие игры.

  4. На вопрос «Что для тебя ценнее: общение с компьютером или общение с друзьями?» 100% испытуемых 5-7 классов ответили «Общение с друзьями. Результаты прошлого года показали, что 11% учащихся предпочитают компьютер своим друзьям.

  5. Анализируя ответы на вопрос «Испытываешь ли ты следующие симптомы?» среди учащихся 8-9 классов, мы получили данные о том, что большинство учащихся имеет повышенное настроение, когда садится за компьютер. 35% девочек отметили, что теряют интерес к учебе, а 21% мальчиков проводит за компьютером большую часть времени.

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Можно отметить явную отрицательную роль в развитии и формировании психики подростка-школьника компьютерных игр и сети Интернет. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Анализируя результаты работы 2011 и 2012 года можно сказать, что учащиеся МОУ СОШ №2 города Южа увеличивают время пребывания за компьютером, но не в целях работы, а в целях развлечения. Мы должны задуматься над этой проблемой уже сейчас. Можно поставить перспективные цели в работе над заданной проблемой: изучить какое положительное влияние могут оказать компьютерные технологии в развитии подростка; предложить педагогам и родителям направлять деятельность учащихся при работе с компьютером в позитивном направлении, а именно, в поисково-исследовательскую деятельность, в изучение географических и культурных особенностей регионов, в которых живут их друзья по Интернету и т.п. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ – работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

Библиография:

  1. Интересы и потребности современных детей и подростков : Метод. пособие для педагогов и психологов / Б. З. Вульфов, Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина, Е. В. Селезнева ; Под общ. ред. Н. Ю. Синягиной . – Санкт-Петербург : КАРО, 2007 . – С.136.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер./ В. И. Ковалько . - М.:ВАКО, 2007. – С. 304.

  3. Решетникова,О. Компьютерная зависимость. / О.Решетникова // Школьный психолог. – 2006 .- №19. - С. 6-7.

Просмотров работы: 6953