Но тем не менее, современная школа сталкивается с такой проблемой, как интеллектуальная пассивность у учащихся.
Под интеллектуальной пассивностью принято понимать сниженный уровень интеллектуальной деятельности, проявляющийся в несформированности интеллектуальных и познавательных способностей у детей разных возрастов.
Интеллектуальная пассивность у каждого ребёнка проявляется различно, она может иметь ярковыраженный характер или быть скрытой, а так же проявляться частично в отдельных сферах учебного процесса. Проявление интеллектуальной пассивности и её первые симптомы возникает в раннем и дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте интеллектуальная пассивность проявляется уже достаточно явно, в невозможности полноценного усвоения знаний.
Постоянно варьирующийся поток информации требует особого внимания к развитию не только интеллектуальных способностей учащихся, но и интереса в процессе познания. К способности у учащихся быстро реагировать и уметь усвоить наиболее важное, из представленной информации. У интеллектуально пассивных школьников отсутствует устойчивый интерес к обучению, самостоятельность и способность к усвоению глубоких и прочных знаний, а так же способность к внутренней организации мышления.
Так же, возникновение интеллектуальной пассивности может зависеть от познавательного уровня семьи, в которой ребенок проводит наибольшее количество времени. Отличительной особенностью познавательного уровня семьи является: базовый уровень знаний родителей, сформировавшийся климат в семье, совместное проведение досуга, увлечения и интересы. Так же здесь важно учитывать проявление у ребёнка таких качеств, как самостоятельность, инициативность, осознанность своих действий и поступков. В настоящее время особенность проявления у детей самостоятельности, является неотъемлемым условием в процессе их социального взаимодействия.
Для того чтобы предотвратить появление и развитие интеллектуальной пассивности в период обучения, необходимо правильно понимать готовность ребёнка к школьному обучению, с учетов созревания всех структур его организма, обеспечивающих способность к учебной деятельности. Необходимо четко понимать, что школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих от ребенка максимальной отдачи, мобильности и физических сил. Особое место в разрешении данной проблемы отводится раннему диагностированию таких детей и специально организованной работы с ними с целью предупреждения возможных трудностей.
Таким образом, процесс обучения интеллектуально пассивного ребёнка должен быть построен на поэтапном достижении и усвоении ребёнком знаний и умений, с помощью правильного структурирования учебного процесса и применения специальных методик.