Изначально в первобытном обществе не было полового разделения труда: занятия и обязанности у всех мужчин (за исключением шаманов) и у всех женщин были одинаковыми [3]. Но в дальнейшем, в различных культурах исторически наблюдалось неодинаковое отношение к труду и к конкретным занятиям в частности.
К примеру, Уильямс и Бест (Williams & Best, 1986) [цит. по: 2] предположили, что гендерные стереотипы стали появляться, а затем и развились как механизм для поддержания поло-ролевой дифференциации. Они считали, что роль каждого пола сложилась исторически.
Гендерные стереотипы обладают определёнными функциями. Используя стереотипы, общество минимизирует различия между людьми одного пола и в то же время максимизирует их между членами гетерогенных групп. Также благодаря гендерным стереотипам происходит социализация, так как людям задаётся образец поведения [1].
Сейчас с развитием коммуникации между представителями различных культур очень важно знать особенности их поведения. Это может помочь успешно и эффективно общаться с ними. Особой актуальностью обладают исследования социальных стереотипов в поликультурном образовательном пространстве многонациональных университетов, где обучаются и взаимодействуют представители разных стран и континентов.
Целью нашего исследования являлось выявление и сравнение основных гендерных стереотипов гвинейских девушек и юношей.
Гипотеза состояла в том, что представители каждого пола склонны более стереотипно описывать свой пол.
В исследовании участвовали 25 гвинейских девушек и 25 гвинейских юношей, все студенты РУДН и МИИТ в возрасте от 18 до 25 лет. Гвинея – африканское государство, расположенное на берегу Атлантического океана. Столицей является Конакри. В основном жители исповедуют ислам.
Для выявления стереотипов использовалась методика «Семантический дифференциал» (СД), включавшая следующие шкалы: «логичность – интуитивность мышления», «абстрактность – конкретность мышления», «стремление к власти – подчинение», «коллективность – независимость», «сила воли – слабость воли», «пассивность – активность», «сдержанность – эмоциональность», «постоянство – непостоянство», «неверность – верность», «консерватизм – стремление ко всему новому», «упрямство – уступчивость», «боязнь старости – нет боязни старости», «грубость – чувствительность», «легкомысленность – серьезность и сосредоточенность». Первая характеристика является типично мужской, в то время как вторая является типично женской.
Испытуемым предлагалось по данным шкалам оценить себя, «типичную» женщину и «типичного» мужчину. При обработке оценки переводились в 7-бальную шкалу, причём, чем выше результат, тем он больше свидетельствует о проявлении маскулиности.
Методика позволила выяснить самовосприятие испытуемых, их представления о мужчинах и женщинах, тем самым определить насколько они соглашаются с социальными гендерными стереотипами, принятыми в обществе.
Гвинейские юноши в оценки самих себя (см. табл. 1) отметили такие типично мужские характеристики: логичность, независимость, конкретность, сила воли, активность. Однако из исследования видно, что им присущи такие типично женские черты, как постоянство, верность и боязнь старости.
«Типичной» женщине» (см. табл. 1) гвинейские юноши приписывают такие типично женские черты, как коллективность, боязнь старости, эмоциональность и такие мужские черты, как стремление к новому, упрямство, непостоянство и стремление к власти.
«Типичный» мужчина (см. табл. 1) в представлении гвинейских юношей обладает такими характеристиками, как логичность, стремление к власти, сила воли, активность. Гвинейские юноши приписывают мужчинам типичные женские черты: коллективность, постоянство и верность.
Таблица 1
Сводные оценки, полученные в группе гвинейских юношей (n=25) по методике СД
Шкалы СД |
«Я» |
«Типичная женщина» |
«Типичный мужчина» |
Логичность – интуитивность мышления |
5.88 |
3.48 |
5.72 |
Конкретность – абстрактность мышления |
5.64 |
3.96 |
4.68 |
Стремление к власти – подчинение |
5.20 |
4.24 |
5.36 |
Независимость – коллективность |
4.72 |
1.28 |
3.76 |
Сила воли – слабость |
5.96 |
3.8 |
5.64 |
Активность – пассивность |
5.12 |
3.72 |
5.24 |
Сдержанность – эмоциональность |
4.84 |
3.24 |
3.40 |
Непостоянство – постоянство |
3.00 |
4.28 |
2.24 |
Неверность – верность |
3.44 |
4.80 |
2.72 |
Стремление к новому – консерватизм |
4.08 |
4.44 |
4.08 |
Упрямость – уступчивость |
3.96 |
4.44 |
4.28 |
Нет боязни старости – боязнь старости |
3.08 |
2.64 |
4.12 |
Грубость – чувствительность |
3.88 |
4.00 |
4.52 |
Серьезность, сосредоточенность – легкомысленность |
4.88 |
3.60 |
4.80 |
Стоит отметить, в описании самих себя юноши не всегда приписывают черты «типичного» мужчины, но чаще они всё-таки описывают себя схожими со стереотипами.
Гвинейские девушки при оценке самих себя (см. табл. 2) выделили следующие черты: верность, уступчивость, боязнь старости, чувствительность. Эти характеристики являются типично женскими, однако девушки выделяют в себе и типично мужские качества, а именно: конкретность мышления, активность, силу воли и сосредоточенность.
«Типичной» женщине» (см. табл. 2) гвинейские девушки приписывают такие типично женские характеристики как подчинение, слабость, боязнь старости и чувствительность, однако девушки считают, что типичной женщине присуще и мужские характеристики, такие как конкретность мышления, непостоянство и неверность.
Таблица 2
Сводные оценки, полученные в группе гвинейских девушек (n=25) по методике СД
Шкалы СД |
«Я» |
«Типичная женщина» |
«Типичный мужчина» |
Логичность – интуитивность мышления |
2.84 |
1.44 |
6.64 |
Конкретность – абстрактность мышления |
5.96 |
6.32 |
4.76 |
Стремление к власти – подчинение |
2.96 |
1.24 |
6.72 |
Независимость – коллективность |
3.36 |
3.12 |
5.66 |
Сила воли – слабость |
5.92 |
1.48 |
6.16 |
Активность – пассивность |
5.56 |
1.28 |
6.40 |
Сдержанность – эмоциональность |
1.92 |
3.52 |
1.20 |
Непостоянство – постоянство |
3.60 |
5.44 |
2.48 |
Неверность – верность |
2.72 |
4.72 |
1.76 |
Стремление к новому – консерватизм |
4.84 |
3.16 |
5.72 |
Упрямость – уступчивость |
1.92 |
2.56 |
4.72 |
Нет боязнистарости – боязнь старости |
1.28 |
1.24 |
6.68 |
Грубость – чувствительность |
2.32 |
1.20 |
6.72 |
Серьезность, сосредоточенность – легкомысленность |
5.72 |
4.28 |
6.52 |
«Типичный» мужчина (см. табл. 2) в представлении гвинейских девушек обладает такими типично мужскими качествами, как логичность, стремление к власти, отсутствие боязни старости, грубость и сосредоточенность. Но они приписывают ему и типично женские характеристики: эмоциональность, верность и постоянство.
Из исследования видно, что гвинейские девушки не по всем критериям относят себя к «типичной» женщине. Они приписывают самим себе силу воли, в то время как женщинами дают такую характеристику, как слабость воли. Себя они описывают сдержанными в отличие от «типичных» женщин, которым свойственна эмоциональность.
Сравнивая данные, представленные в таблицах 1-2 можно сделать вывод, что как гвинейским юношам, так и гвинейским девушкам свойственна гендерная стереотипизация, причём как в оценке самих себя, так и в оценках «типичного» мужчины и «типичной» женщины. Однако представители различных полов не всегда сходятся в степени проявления того или иного гендерного стереотипа. Гипотеза исследования не подтвердилась, так как представители обоих полов описывают с приблизительно равной стереотипизацией свой и противоположный пол.
Перспективами исследования являются исследования стереотипов гвинейских юношей и девушек, проживающих на территории Гвинеи, и сравнение этих данных с данными гвинейских студентов, обучающихся в Москве. Также возможны проведения исследований российских студентов и сравнение их стереотипов со стереотипами гвинейских студентов.
Литература
1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. – 1987. – №2.
2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
3. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. – М.: Политиздат, 1984. – 272 с.