ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Николаева Л.А. 1, Степанов А.И. 1
1СВФУ им. М.К. Аммосова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
In today's world a lot of attention is paid to the field of vocational training, so important is the issue of training and motivation of professional motivation. Building motivation is an integral part of the development of human personality, the future professional. With society's need for professional psychologists linked our choice object of study - psychology students of the university. Objective: to identify the dominant motifs of training activities of psychology students in different years of study. Subject of research - educational motivation of students. As a psycho-diagnostic tools chosen method of studying learning motivation in college T.I. Ilina.

В современном мире большое внимание уделяется сфере профессионального обучения, поэтому важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной мотивации. Формирование мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека, будущего профессионала. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность [1]. Б.Ф. Ломов отмечает, что в психологических исследованиях деятельности вопросам мотивации принадлежит ведущая роль [2]. Известно, что в переходные моменты возникают новые мотивы, новые потребности, на их основе развивается самосознание человека. Таким переходным моментом может служить обучение в вузе, студенческий возраст, который выделяли в особую социально-психологическую и возрастную категорию в школе Б.Г. Ананьева. Выявление мотивов выбора профессии, учебной мотивации определяет направление, способы реализации и успешность профессионального обучения, специфику учебной ситуации. С потребностью общества в профессиональных психологах связан наш выбор объекта исследования – студенты-психологи вуза.

Цель исследования: выявление доминирующих мотивов учебной деятельности студентов-психологов на разных годах обучения. Предмет исследования – учебная мотивация студентов. В качестве психодиагностического инструментария выбрана методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.

Согласно проведенному исследованию были получены следующие результаты: динамика доминирующего мотива обучения в зависимости от года обучения (см. график). У студентов первого курса доминирующим мотивом является получение диплома. По мере увеличения продолжительности обучения, формальность усвоения знаний значительно снижается. Так, мотив приобретения знаний у студентов максимален на четвертом году обучения. На пятом курсе доминирующими мотивами уже становятся - «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», что свидетельствует об адекватном выборе профессии и удовлетворенности ею. Возможно, это связано с большей осознанностью студентами себя как личности, как будущих профессионалов, и стремление приобрести знания.

Качественный анализ ответов показывает, что студенты как помеху в обучении отмечают собственную лень, неусидчивость, поверхностность. А качества, которые помогают учебной деятельности – хорошая память, ответственность, целеустремленность, упорство, любознательность.

Таким образом, мы получили результаты исследования о том, что доминирующим мотивом обучения в вузе у студентов-психологов является приобретение знаний, что говорит об осознанности самоопределения, о возрастании уровня ответственности за выбор профессии.

Практическая значимость исследовательской работы - для эффективной организации учебного процесса в вузе, в соответствии с доминирующим мотивом на разных курсах и качеств, помогающих учебе, для самоанализа студентом своего профессионального обучения.

Литература

  1. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999

  2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003

Просмотров работы: 3426