V Международная студенческая электронная научная конференция
«Студенческий научный форум»
15 февраля – 31 марта 2013 года
 
     

АРХИВ "Студенческий научный форум"

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ “СПРАВЕДЛИВОСТЬ” В ТРУДАХ УЧЕНЫХ АНТИЧНОСТИ, ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Иванова Е.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Справедливость – одна из самых сложных этических категорий, затрагивающая широкую сферу человеческих отношений. Содержание этого понятия отражает экономические, политические и правовые условия жизни общества и тенденции их развития.

Понятие справедливости, наряду с такими этическими категориями, как истина, добро, правда, входят в мироощущение человека с давних времен. Эти понятия-ценности издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания, выступая как цели и регуляторы важнейших ценностно-смысловых идей и представлений.

Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от понимания справедливости, для всех лиц полагаются одинаковые обязанности и уравнительное распределение, или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.

В тоже время в справедливости фиксируется характер отношения других людей к данному человеку, что задевает каждого, вызывая самые различные переживания — от зависти и негодования до благодарности. Осознание справедливости тесно связано с жизненно важными повседневными интересами людей и эмоционально насыщено. Нельзя не отметить, что вера в торжество справедливости является мощным двигателем добродетельного поведения.

Проблема справедливости интересовала философов и ученых на протяжении многих эпох. При этом на каждом историческом этапе, эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, а так же существующей структурой общества и местом человека в этом обществе.

Что же такое справедливость? Какую роль она играет в жизни человека? В чем она проявляется как добродетель?

Справедливость - категория не только морального сознания, но и правового, экономического, политического. Великие античные философы неслучайно выделяли справедливость в качестве основной категории для оценки состояния всего общества.

Особое внимание рассмотрению справедливости уделял Сократ, называвший ее предметом «драгоценнее всякого золота»[7]и стремившийся доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость неестественна, так как является плодом незнания и заблуждения. Утверждая связь между добродетелью и мудростью, превознося красоту разума, смысла, сознания, он проводил логическую основу под понимание справедливости. Сократ рассуждал: «Справедливость и всякая другая добродетель - есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши» [6].

Система взглядов Сократа оказала сильное влияние на формирование идей его ученика - Платона. В своих рассуждениях Платон относит справедливость к самому прекрасному, величайшему благу, которым следует обладать. Свое дальнейшее развитие у Платона получил и политико-правовой аспект справедливости. Извлекавший понятие справедливости из принципа устройства космоса, в соответствии с которым каждый человек и каждая вещь имеют свое место и функцию, отведенную безличным вселенским законом, Платон проводил аналогию между взаимосвязями в природе и в человеческом обществе. Он утверждал, что поддержание заданного порядка и гармонии, как во взаимоотношениях с природой, так и в человеческом сообществе, справедливо и мудро [9].

В своем основном сочинении «Государство», где важное внимание уделялось исследованию понятия справедливости, он рассматривал государство, с точки зрения проявления специфических функций, возникших на основе разделения труда. Правильность жизни, как в государстве, так и в отдельном человеке, заключается в том, чтобы каждый точно выполнял предназначенную ему задачу: одним заниматься науками и управлять государством, другим – добросовестно выполнять законы и храбро оборонять отечество, третьим – заботиться о необходимых материальных средствах и повиноваться правителям. Именно в согласовании этих трех сущностных составляющих государства заключается его совершенство, которое Платон и называет справедливостью. Справедливость выражается в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял вверенные ему обязанности, что говорит о том, что справедливость не может означать равенства. То есть для Платона в понимании справедливости отсутствует элемент уравнивания разных социальных групп [7].

Значительный интерес для понимания сути справедливости может представлять мнение Аристотеля. Для него центральным понятием, характеризующим справедливость, выступала «соразмерность» как принцип организации разумного равновесия.

Аристотель впервые разделяет справедливость на две формы в соответствии с видами её осуществления: уравнивающая справедливость, в основе которой лежит принцип равенства в обладании благами; и распределяющая справедливость, в соответствии с принципами которой, один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. То есть в распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния [1].

В связи с выше сказанным, нужно отметить, что Платон и Аристотель в своих концепциях опирались на признание неравенства, как основы принципа справедливости. Они считали, что каждая вещь или человек имеют свою собственную, соответствующую сферу деятельности и влияние, преступить которые несправедливо, а некоторые люди в силу своего характера и склонностей, имеют более широкие возможности, чем другие.

Таким образом, мыслители античности, поднимая вопросы справедливости, связывая их с такими понятиями как мудрость, красота, гармония и преломляя их через проблемы равенства, неравенства, государства, права, политики, создавали теоретические предпосылки для развития дальнейших суждений о справедливости. Эти предпосылки нашли свое проявление в последующей истории разработок этого понятия, отражающих своеобразие исторической эпохи, философской школы и ее социально-классовых функций.

Тема связи справедливости с правом, проблемами равенства и неравенства, политикой, этикой, находит свое развитие в трудах философов эпохи Возрождения и Нового времени. Так, Ф. Бэкон стихийно протестовавший против этатизации идеи справедливости в условиях буржуазного государства [2], а вслед за ним и Т. Гоббс [4] утверждали, что справедливость представляет собой естественный закон, а государство и власть «всего лишь придатки справедливости». По Ф. Бэкону справедливость состоит в том, чтобы не делать другому того, чего не желаешь себе, то есть быть снисходительным. Он утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и служит основанием для правовых отношений [2]. Т. Гоббс, создавая свою концепцию «общественного договора» утверждал, что справедливость стоится как правовое воздаятельное требование [4].

Гегель сводил справедливость к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение. Он утверждал, что справедливость, составляя нечто великое в гражданском обществе, предполагает установление хороших законов, которые «ведут к процветанию государства». Гегель полагал, что право и правовые обязанности должны соединяться «со стремлением поступать справедливо ради справедливости», в свою очередь это «требует считать других равными себе самому» и должно отражаться в конституции, которая будучи «существующей справедливостью», включает равенство и свободу как свою последнюю цель и результат [3].

В философских идеях того периода моральное обоснование правовой системы, ее выявление в аспекте справедливости получило наиболее яркое выражение у И. Канта, который обращал свое понимание справедливости главным образом к властвующим и связывал его с долгом и совестью.

Своеобразный подход к пониманию справедливости свойственен русской философской мысли и прежде всего – это ее связь с понятиями правды, истины, а также их производными: праведная жизнь, справедливый человек, справедливое общество, истинная свобода, вера, любовь. Такое понимание было связано со стремлением к целостному познанию действительности всем существом человека, к полному воспроизведению духовного и морального опыта людей, включающего как сознательно-чувственный опыт, так и опыт совести, эстетические чувства и религиозно-мистическую интуицию.

В.С. Соловьев защищал идею признания за каждым человеком собственного, ему принадлежащего значения – право на существование и наибольшее благополучие. Эту идею он обобщал как «правда и справедливость: правда, что и другие существа однородны и подобны мне, и справедливо, чтобы я относился к ним как к себе». Определяя свое отношение к проблеме равенства В.С. Соловьев отмечал, что справедливым будет не допускать навязывания чужой воли другому и насилия по отношению к человеку с чьей-либо стороны [5].

Близкое к этому понимание справедливости выявлял и А. Шопенгауэр. Он подчеркивал неразрывное единство справедливости и правды, их совпадение в определении истинно человеческих отношений и замечал, что противоположное им явление «несправедливости» заключается в нанесении обиды другому, в ущемлении его прав и достоинства. В то время как «справедливость требует правдивости по отношению к каждому», «всякая ложь» есть, как правило, несправедливость [8].

Обобщая сказанное, следует отметить, что справедливость, обнаруживая тесную связь с перечисленными явлениями общественного бытия и сознания, находит свое проявление в различных сферах жизнедеятельности общества: социально-экономической, политико-правовой, морально-этической и др.

В социально-экономической сфере содержание понятия справедливости может выражаться в оценке экономических фактов, форм собственности, общественных отношений, принципов распределения общественного богатства, уровня жизни населения и социальной защищенности. В свою очередь в сфере политики и права справедливость связана с обеспечением прав и свобод, совершенством деятельности правоохранительных органов и т.д. В сфере же морали и духовности оценка содержания справедливости связана с действующей в обществе системой нравственных норм, правил, традиций, культуры и проявления их в других сферах его жизнедеятельности.

1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1983. с.84

2. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук.// Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. / под общ. ред. А.Л.Субботина. Т.1 - М., 1977. с.365

3. Гегель. Работы разных лет. В 2 т. Т.2. - М., 1971. с.71

4. Гоббс Т. Избранные произведения. Т.2. - М., 1964. с.173

5. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философа права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение - №4., 2005. с.153

6. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. - М., 1935. с.119

7. Платон. Государство. – М., 1993. с.123; с.226

8. “Полное собрание сочинений Артура Шопенгауэра” / под ред. Ю.И. Айхенвальда. Т.4. с.209, 217, 221; Т.1. с.384-386, 387-389.

9. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. - М., 1994. с.132