ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У УЧИТЕЛЕЙ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» У УЧИТЕЛЕЙ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема влияния профессии на личность, периодически возникая в фокусе внимания исследователей, до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Изучая периодические издания психолого-педагогической направленности трудно не заметить, что существенная часть статей по теме синдрома «эмоционального выгорания» (СЭВ) посвящено именно педагогам. По мнению многих авторов (Гнездиловой О.Н., Громковой М.Т., Хухлаевой О.В., Водопьяновой Н.Е., Орела В.Е.) учителя – та категория профессионалов, которая значительно подвержена выгоранию вследствие специфики своей деятельности.

Со времени появления понятия «синдром выгорания» исследование этого феномена было затруднено из-за его содержательной неоднозначности. С одной стороны, сам термин не был тщательно определён, поэтому измерение выгорания не могло быть достоверным, с другой стороны, из-за отсутствия соответствующего измерительного инструментария данный феномен нельзя было детально описать эмпирически. Сложность состоит еще и в том, что неизученными являются многие психологические аспекты профессиональной деятельности, в которой и приобретается СЭВ. В частности мотивация: мотивы выбора профессии, механизмы трансформации мотивов в деятельности и т.п.

Мотивы деятельности и поведения образуют ядро личности. Уровень сформированности конкретной личности, как субъекта основных социальных деятельностей – труда, познания, общения, - определяет набор и иерархию ее потребностей, а, следовательно, мотивационную сферу, выражающую направленность данной личности. В рассматриваемом нами случае, направленность личности учителя имеет решающее значение, т.к. мотивационный комплекс порождается потребностями, которые стремится удовлетворить субъект в педагогической деятельности.

По мнению Л.М.Митиной, из двух моделей труда учителя: модели адаптивного поведения и модели профессионального развития, вторая является наиболее продуктивной. Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [2]. Направленность личности на развитие обуславливает уровень и широту его потребностной сферы (по Маслоу). Фрустация потребностей любого уровня приводит к эмоциональной нестабильности субъекта, что может стать причиной дезадаптационных процессов, в том числе синдрома «эмоционального выгорания» личности.

Исследование уровня «эмоционального выгорания» педагогов, проведенное в рамках курсовой работы «Диагностика синдрома «эмоционального выгорания» учителей начальной школы», показало, что, находясь в одинаковых условиях осуществления профессиональной деятельности, эмоционально-психологическое состояние учителей весьма различно, т.е. внешние факторы, провоцирующие СЭВ, не являются определяющими.

В указанной работе использовалась методика диагностики «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала Е.Б.Фанталовой» (Райгородсткий «Психодиагностика), в которую включены 27 потребностей различного уровня. По полученным данным можно сделать выводы о том, что существует зависимость между высоким уровнем психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению, и глубиной воздействия СЭВ. В целях данной работы не было заявлено исследование иерархии потребностей учителей, поэтому в данном случае мы говорим о фрустрации целей (притязаний) в их комплексе.

Напряжение, вызванное неудовлетворением потребностей, становясь невыносимым для личности, включает механизмы психологического реагирования:

  • Защита психики посредством деструктивных механизмов (вытеснения, подавления, рационализация и т.д.), что приводит к возникновению и нарастанию симптомов «эмоционального выгорания», к дезадаптации личности в профессиональной деятельности. Эти явления трансформируют мотивационно-потребностный комплекс учителя. Вторая фаза СЭВ, в частности, характеризуется появлением новых мотивов, целей и потребностей, удовлетворяемых в деятельности. А уже в третьей фазе («истощение») метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности.

  • Применение различных стилей совладающего (coping) поведения – механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. Т.е. потребности, цели и мотивы деятельности в этом случае остаются неизменными.

Многообразие копинг-стратегий, применяемых личностью, в значительной степени зависит от развитости мотивационной сферы. Разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальных потребностей, и подвижность связей, существующий между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы, обусловливают широкий выбор стратегий преодоления в ситуации фрустрации.

Формирование и развитие мотивационно-потребностной сферы учителя имеет большое значение в целях профилактики синдрома «эмоционального выгорания». Эту проблему необходимо решать как на этапе подготовки учительских кадров, так и в процессе психологического сопровождения учителя в непосредственной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной сферы учителя задача не только психологической службы, но и администрации ОУ.

Список литературы

  1. Бойко В.В. Психоэнергетика. - СПб : Питер, 2008. - 416 с.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2008. - 583 с.

  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш.ьпед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2004. - 320 с.

  4. Немов Р. С. Психологический словарь. - М : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

  5. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практиа / А.А.Реан, АР,Кудашев, А.А.Баранов. - СПб : прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

  6. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб : прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 407 с.

Просмотров работы: 2156