ВОЗМОЖНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЗМОЖНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человек 21 века включён в процесс непрерывного самообразования и самовоспитания самой сущностью бытия человечества, вступающего в эпоху глобальных информационных технологий.

Самообразованием в России по статистике занимаются от 17 до 21% населения, тогда как к примеру в Финляндии уровень самообразования составляет 70%. Воспитанные с раннего детства финны занимают первые места по итогам исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в которой оценивается функциональная грамотность подростков разных стран в различных дисциплинах. Жители Финляндии свободны, независимы и хорошо подготовлены в прагматических вопросах. Происходит это потому что 40 лет назад Финляндия перешла к модели так называемой либеральной школы: минимум контроля, максимум самостоятельности. Вынуждать ребёнка что-то делать в данной программе обучения запрещается. Поощряется лишь позитивная мотивация. Главное, чтобы ученик испытывал радость в школе и чувствовал себя свободным человеком. На примере Финляндии следует отметить что самообразование в жизни каждого человека играет большое значение от которого порой зависит дальнейшая судьба человека.

Есть четкое убеждение в том, что человек, получивший образование, никогда не останется без работы и заработка. Верится в это крайне охотно. Большинство людей, которые уделяют своему образованию много времени и делают это вдумчиво, понимая, что багаж знаний не тяжкая ноша, а подмога в жизни, всегда устраиваются. Наверное, это происходит потому, что самообразование, это не только обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях, но и бесконечная работа над собой.

Уже не раз доказано, что то, что написано в дипломе, в графе «специальность», не отвечает тому, над чем работает в данный момент человек. Интересно, почему лингвист по образованию может быть прекрасным кадровиком, а журналист – преподавателем от Бога. На личном опыте многих людей проверено, что ничто в самообразовании не бывает лишним. Посещая курсы английского языка, курсы повышения квалификации или автошколу, человек делает доброе дело только лишь для себя. Чем больше универсальных знаний он получает, тем более востребован он как специалист широкого профиля. Цель самообразования – в знании и понимании единой, нераздельной жизни – жизни как единого целого, жизни, которая течет и в вас и вокруг вас, унося нас всех вместе с собой. Каждое явление, каждая область жизни имеет множество разных сторон, изучаемых разными отдельными науками. Изучать эти последние отдельно необходимо лишь для того, чтобы возможно скорее сложить их все вместе, ради знания и понимания жизни как единого целого.

Принимаясь за работу над самообразованием, гораздо выгоднее, в целях общего развития, а также и практической жизни, вести свою работу по вопросам, а не по наукам, но всякий вопрос, освещая данными всех главнейших или вообще многих наук. Только таким способом можно действительно ориентироваться в той или иной области, осмотреть ее во всех смыслах» и понять ее возможно ближе к тому, что она из себя действительно представляет.

«В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования» (Г.Спенсер).

«Самообразование» определяется как овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Большое значение вопросу самообразования уделяют и в сфере обучения медицинских работников. Самообразование является неотъемлемой составной частью будущего медработника, оно доступно, стимулирует овладение информационными технологиями, развивает конкурентный рынок медицинских услуг и в конечном итоге повышает их качество. Медицинские сёстры и фармацевты должны самостоятельно непрерывно стремиться осваивать новые знания и умения по своей специальности, что

приведёт к повышению их профессионального уровня компетенции.

При самообразовании человек не просто овладевает новыми знаниями и умениями, как это происходит при самообучении, но и создает из себя «новый образ», т.е. человек меняется внутренне.

Почти сто лет назад Николай Александрович Рубакин (русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель) в научном сочинении «Письма к читателям о самообразовании» писал: Можно безошибочно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется в массах до такой степени напряженно, как не проявлялось еще ни в какие времена, и с каждым годом напряжение это возрастает. Сама жизнь неизбежным, роковым образом побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Чтобы жить, чтобы не умереть с голоду, чтобы не погибнуть в общем водовороте, чтобы приспособиться к этой сутолоке, идущей всюду вокруг, нужно не только знать какое-либо ремесло или художество (т. е. иметь образование специальное), но еще нужно иметь образование общее, нужно уметь разобраться во всем, что совершается вокруг, а для этого нужно, если можно так выразиться, умение мыслить и понимать нужна известная широта кругозора, известная высота развития».

Д.И. Писарев, писал: «Самообразование составляет необходимую и в высшей степени закономерную фазу здорового человеческого развития. Школа должна стремиться не к тому, чтобы избавить человека от трудов самообразования, а к тому, чтобы сделать эти труды возможными и плодотворными. Школа должна, во-первых, разбудить в человеке любознательность и, во-вторых, развернуть и укрепить силы его ума настолько, чтобы человек, выходя из школы в жизнь, мог без посторонних руководителей искать и находить разумное удовлетворение для своей пробудившейся любознательности».

Дистервег (немецкий педагог) утверждал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования...»

Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным чешским педагогом Я.А.Коменским правилам обучения: человек в процессе самообучения с раннего возраста должен идти от примеров к правилам. От предметов к обозначающим их словам. От простого к сложному. От лёгкого к трудному. От известного к неизвестному".

В своей книге «Как стать гением» Генрих Альтшуллер проанализировав сотни биографии людей, реализовавшихся во всех сферах, разработал своеобразный алгоритм самообразования: человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой, определить что мешает стать ему тем кем мечтает и как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.

Сопоставив факты биографий выдающихся людей он пришёл к выводу:

  1. У каждого должна быть достойная цель – важно чтобы она заведомо превышала возможности и способности человека за неё берущегося.

  2. План достижения цели – обязательный элемент плана – контроль за его выполнением и контроль темпов продвижения цели (контроль выполнения обеспечивает планирование реально выполненного объёма и позволяет увеличивать объём за счёт сокращения потерь времени).

  3. Работоспособность – способность личности к длительному интеллектуальному напряжению, обусловливающая результативность работы.

  4. Техника решения вступающих перед человеком задач – следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели, проанализировать историю решения проблемы в теории и на практике и разработать собственную стратегию решения проблемы.

  5. Умение держать удар – удар может быть в виде попыток присвоения идей и результатов работы.

  6. Результативность профессиональной деятельности.

Плюсы самообразования:

  1.  
    • Раз человек берется за освоение какой-либо области знаний по собственной инициативе, значит, он в этом кровно заинтересован. Отсюда вытекает недюжинное рвение в учебном процессе.

    • Обучающийся хорошо чувствует пробелы в своих знаниях и способен сам себя "подтянуть", когда нужно.

    • Он может выбирать время и темп занятий, которые его устраивают, и свободы здесь гораздо больше, чем во время учебы в вузе.

Минусы самообразования:

  • Не каждый из нас способен целенаправленно учиться без действенного внешнего стимула и четких временных рамок. Некоторым из нас нужен серьезный повод, действующий извне, чтобы засесть за книгу.

  • Нет под боком наставника, который в любой момент поможет заполнить "белые пятна" в познании.

  • У некоторых людей во время самостоятельных занятий возникает ощущение изолированности и одиночества.

  • В поисках источников знаний вы остаетесь один на один с нужным вам предметом.

Ежегодно в медицинские ВУЗы, колледжи и техникумы приходят тысячи юношей и девушек, стремящиеся посвятить свою жизнь медицине. Все знают, что учёба эта трудная, длительная, требует большой настойчивости. Задача профессионального образования дать основы медицинских знаний и привить навыки самостоятельной деятельности, дающие возможность совершенствоваться в дальнейшем.

Просмотров работы: 6148