СПЛОЧЕННОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА. - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПЛОЧЕННОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Набиуллина Р.Р. 1
1Казанский(Приволжский)Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.

Каждый студент, поступая в институт, входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Все время обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях – на лекционных занятиях, в местах совместного проживания, а также межличностные контакты в свободное время. Успешность студента в обучении, личностном развитии зависит от того, насколько он смог влиться в группу, адаптироваться к новым для него людям. Ведь чем сплоченнее и дружнее группа, тем эффективнее она работает на развитие каждой личности, поэтому проблема сплоченности студенческих групп, а так же вопрос о том, насколько студенты удовлетворенны характером взаимодействий в своих группах, являются актуальными сегодня.

Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности [2, с.78].

Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов [1, с.182]:

Первый этап, соответствует первому и частично второму курсам, вторая – частично второму и третьему, и третий характерен для четвертого и пятого курсов.

На первом организационном этапе группа учащихся вуза не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в вуз учащихся с различным жизненным опытом; взглядами, различным отношением к коллективной жизни. Первый этап характеризуется производственной и социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и врастанием в новый коллектив. Первокурсники усваивают элементарные требования, нормы и традиции вузовской жизни, на основе которых позднее будут созданы групповые традиции и нормы поведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является куратор, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является активом, лидером группы.

Второй этап характеризуется сложившимся общественным мнением, работоспособным активом, планомерной работой по овладению будущей специальностью, привлечением всех студентов к организаторской работе. К концу второго этапа устанавливаются дружеские и требовательные отношения между студентами, интерес к общим делам, готовность к совместным действиям, разносторонняя осведомленность в делах факультета и вуза, благодаря чему коллектив самостоятельно, без помощи преподавателя может решать свои дела. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива.

На третьем этапе каждый член коллектива становится выразителем общественных требований. Это наиболее плодотворный период в научном, профессиональном и гражданском воспитании и самовоспитании коллектива и личности. Каждый студент стремится выполнить коллективную, а, следовательно, и личную задачу – оказать максимальную помощь товарищам в достижении намеченной цели.

Для исследования сплоченности студенческой группы был подобран комплекс методик, отображающих уровень групповой сплоченности («Определение индекса групповой сплоченности Сишора»), а также степень и характер ценностно-ориентационного единства изучаемого коллектива («Определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)») и методика для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т.е. взаимных симпатий между членами группы («Социометрия Дж. Морена»).

В опытно-экспериментальном исследовании формирования сплоченной группы, приняли участие 23 студента второго курса Казанского федерального университета, обучающиеся по профилю социальный педагог.

Констатирующий эксперимент, позволили сделать вывод о том, что группа студентов второго курса, находится в конце первого этапа формирования сплоченного коллектива, что является самым благоприятным периодом для повышения уровня групповой сплоченности.

Результаты констатирующего этапа исследования доказали поставленную в начале исследования гипотезу: уровень групповой сплоченности студенческой группы является средним на втором году обучения студентов.

Группа характеризуется таким параметром, как коэффициент (индекс) групповой сплоченности. Чем он выше, тем, как правило, сплоченнее группа. Рассчитав уровень групповой сплоченности (11,2), можно сказать, что данное значение попадает в промежуток от 7 до 11,5 баллов, что указывает на средний уровень групповой сплочённости.

Отсюда можно сделать вывод, что в группе отсутствует единство коллектива, присутствуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т.д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своей группы. Превалировали такие ответы, как «Участвую в одних видах деятельности группы и не участвую в других», что также говорит о невысоком уровне сплоченности исследуемой группы.

Результаты методики «Определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)» показали, что наиболее ценными качествами личности для группы служат: трудолюбие, общественная активность, целеустремленность, коллективизм, общительность. Учащиеся этой группы успех в своей совместной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учебе и характером товарищеских отношений. Также студенты считают, что для успешной совместной деятельности необходим общий стиль поведения и деятельности.

В группе есть свои неформальные лидеры, которые довольно устойчиво занимают высокие позиции в группе, их достаточно много для группы, состоящей из 23 человек, а именно 4 студента. Большую часть группы составляют «предпочитаемые» – уважаемые члены коллектива, с которыми предпочитают общаться не только по учебным вопросам, но и вне занятий. Они составляют так называемый «костяк группы», их количество свидетельствует о положительной динамики развития сплоченности группы. Говоря об отвергнутых, можно отметить, что они редко посещают занятия, возможно, это и является причиной того, что они не являются выбранными.

«Социометрия Дж. Морена» позволила выделить 2 микрогруппы. Первая группа состоит из «городских» студентов, а вторая – из иногородних. Но, наблюдая за поведением студентов в группе, не было замечено каких-либо конфликтов или дискриминации. Микрогруппы хорошо взаимодействуют между собой.

По результатам исследования, группе была предложена программа по повышению групповой сплочённости, включающая в себя такие формы и методы как: тренинги, беседы, диспуты, игры, походы и т.д. С сентября 2012 года в группе начался формирующий этап эксперимента.

Таким образом, деятельность, направленная на формирование студенческой группы, по своей сути творческая. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.

Можно сделать следующий вывод: чем раньше будет изучена студенческая группа на групповую сплочённость, тем раньше будет начата работа по формированию коллектива и создан коллектив. Ведь именно коллектив является наиболее благоприятной средой для развития и обучения студентов.

Список литературы:

  1. Виноградов B.JI. Управление сплочением академических групп (педагогический аспект): дисс. канд. пед. наук / В.Л. Виноградов. Казань, КГПУ, 1996. – 182 с.

  2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. – М., 2001. – 78 с.

Просмотров работы: 7809