РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МАШИНЫ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «МАШИНЫ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3

1.1 Общая характеристика предмета и темы ……………………………………… 4

1.1.2 Место темы в предмете, задачи её изучения и роль в подготовке специалистов………………………………………………………………………… 4

1.1.3 Характеристика содержания темы …………………………………………… 5

1.1.4 Образовательные, воспитательные и развивающие цели темы …………… 5

1.1.5 Межпредметные и внутрипредметные связи темы ………………………… 6

2.1 Технология проектирования и проведения урока ……………......................... 6

2.1.1Обоснование выбора методов, форм и средств обучения ………………….. 8

2.1.2 Методическая разработка лабораторно-практического занятия на тему: «Устройство, назначение и работа протравливателей, инкрустаторов» ………… 9

3 Заключение …………………………………………………………………………12

Библиографический список ………………………………………………………….14

Приложение 1………………………………………………………………………….16

Приложение 2 …………………………………………………………………………17

Введение

Профессиональное обучение необходимая составляющая качественной подготовки квалифицированных рабочих кадров, так как в значительной мере от уровня их квалификации зависят реальные успехи производства. Сегодня наблюдается острая нехватка кадров рабочих профессий в сельском хозяйстве и в ближайшее время приоритет должен быть отдан начальному профессиональному образованию.

В условиях постоянно повышающегося уровня развития профессионально-квалификационных свойств трудовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий остро стоит проблема качественной подготовки специалистов учреждениями начального профессионального и среднего специального образования для агропромышленного комплекса страны.

Однако, как показывает практика, существующая система подготовки и переподготовки кадров не всегда отвечает приоритетным требованиям к профессиональной квалификации специалистов, что сокращает возможности трудоустройства новой рабочей силы.

Требования рынка труда еще более актуализирует задачу пересмотра концептуальных положений всей учебно-воспитательной работы, совершенствования содержания, разработки перспективных форм, методов и средств организации трудового воспитания и профессиональной подготовки работника, но сохранив при этом в обязательном порядке накопленный положительный, оправдавший себя на практике опыт.

Становится очевидным, что нужны инновационные подходы при определении направлений, выборе вариантов трудового и профессионального обучения с учетом местных, региональных, национально-культурных традиций, индивидуальных склонностей и интересов выпускников всех структур и ступеней профессиональной образовательной системы к сельскохозяйственному труду, реальных потребностей рынка труда.

В работе разработана методика темы «Машины для химической защиты растений», лабораторно-практического занятия на тему «Устройство, назначение и работа протравливателей, инкрустаторов» с реализацией технологии сотрудничества.

1.1 Общая характеристика предмета и темы

Предмет «Тракторы и сельскохозяйственные машины» является дисциплиной специализации и имеет основополагающее значение для профессионального становления специалиста с начальным профессиональным образованием по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».

В программе дисциплины «Тракторы и сельскохозяйственные машины» для организации обучения на профессию «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка» прописаны требования к уровню освоения содержания предмета, определены цели и задачи данного предмета.

На изучение дисциплины отведено 180 часов теоретических занятий, 88 часов практических занятий, 60 часов самостоятельной работы. На изучение темы «Машины для химической защиты растений» выделяется 4 часа лекционных занятий, 2 часа лабораторно-практических занятий и 2 часа на самостоятельное изучение материала.

1.1.2 Место темы в предмете, задачи ее изучения и роль в подготовке специалистов

Тема «Машины для химической защиты растений» - одна из важнейших тем дисциплины «Тракторы и сельскохозяйственные машины», имеет основополагающее значение при подготовке мастеров по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка».

Задачи изучения темы вытекают из требований Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и профессионально-квалификационной характеристики выпускника, который должен знать: назначение, устройство, конструктивные элементы, технологический процесс и основные регулировки рабочих органов, их достоинства и недостатки, основные тенденции развития научно-технического про­гресса в разделе «Машины для химической защиты растений», правила техники безопасности при эксплуатации; уметь и обладать навыками: определять условия работы инкрустатора семян, обнаруживать и устранять неисправности в работе и т. д.

1.1.3 Характеристика содержания темы

При изучении этой темы в соответствии с программой предмета «Тракторы и сельскохозяйственные машины» рассматриваются следующие вопросы в логической последовательности:

Классификация машин для химической защиты растений. Устройство, назначение и работа опрыскивателей, опыливателей, инкрустаторов, протравливателей, аэрозольных генераторов, фумигаторов, машин для приготовления рабочих жидкостей и заправки. Возможные неисправности, их причины и признаки. Технические регулировки. Технологические комплексы машин.

1.1.4 Образовательные, воспитательные и развивающие цели темы

В контексте современной гуманистической парадигмы профессионального образования цели обучения триедино включают в себя образовательный, развивающий и воспитательный компоненты (Приложение 1, слайд 1).

Образовательной целью темы является организация учебно-познавательной деятельности студентов по усвоению, закреплению, углублению теоретических знаний, практических умений и навыков (усвоить общее устройство и принцип работы основных марок инкрустаторов семян).

Воспитательные и развивающие цели темы направлены на формирование личностных качеств, нужных специалисту для профессионального выполнения производственных обязанностей:

  • воспитание трудолюбия, организованности, производственной и технологической дисциплины, культуры поведения и общения, инициативы и самостоятельности;

  • привитие бережного отношения к оборудованию и инструментам;

  • формирование умений творчески применять на практике полученные теоретические знания;

  • формирование глубоких и прочных знаний об основах техники, технологии, экономики и экологии производства, об организации труда;

  • развитие активной познавательной деятельности студентов, а так же восприятия, наблюдательности, внимания, памяти, творческого и технического мышления, воображения.

1.1.5 Межпредметные и внутрипредметные связи темы

Предмет «Тракторы и сельскохозяйственные машины» основывается на знаниях, полученных в ходе изучения общеобразовательных и общетехнических дисциплин. Данная дисциплина является базовой для изучения предметных областей: «Основы агрономии», «Организация и технология механизированных работ», «Техническое обслуживание и ремонт», «Основы управления и безопасность движения», «Правила дорожного движения», «Оказание первой медицинской помощи», «Вождение тракторов, комбайнов».

Для выявления и реализации как внутрипредметных, так и межпредметных связей темы мы рассматриваем взаимосвязи структурных элементов темы с программами производственного обучения, общеобразовательных (математика, физика, химия) и общетехнических предметов (организация и технология механизированных работ, техническое обслуживание и ремонт). Найденные межпредметные связи фиксируются в календарно-тематическом плане, в плане урока.

2.1 Технология проектирования и проведения урока

Для проведения лабораторно-практического занятия на тему «Устройство, назначение и работа протравливателей, инкрустаторов» была выбрана технология обучения в сотрудничестве (Приложение 2, слайд 2). Это особое направление, которое связано с организацией обучения учащихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве — это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.

Эта технология уделяет особое внимание "групповым целям" и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, вопросом, подлежащими изучению.

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; общая оценка работы группы. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения.

Для внедрения и использования организации обучения в сотрудничестве, для вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность, а также чтобы уделять внимание обучению культуре общения, необходимо: взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами; работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; вежливо и доброжелательно общаться с партнерами; испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы; полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьезный и ответственный труд.

С этой целью, прежде всего, определяется учебно-познавательная цель урока и дидактическая задача использования данного метода. Эта задача должна быть абсолютно ясна не только преподавателю, но и ученикам.

Принципы построения учебно-воспитательного процесса в рамках технологии сотрудничества основаны на том, что учащиеся в процессе изучения проходят три основных этапа:

Первый этап – «погружение» - дает возможность ученику составить свое представление, приобрести свой опыт, построить свой образ. Этот этап ещё называют «формирование информационного поля». На этом этапе учащегося подводят к изучению нового материала, предъявляя ему новые знания.

Второй этап – собственно «овладение», освоение нужного способа действия. Он возможен только после полноценной реализации первого этапа. На этом этапе идёт отработка учебных знаний, проводятся семинарские занятия, обобщающие уроки, для учеников это может быть и устный зачет.

Третий этап – использование знаний. Здесь возможными становятся для учеников межпредметное погружение, конференция, а также учебные ролевые игры по проблемным вопросам, викторины, презентации, тематические вечера, творческие отчеты.

2.1.1Обоснование выбора методов, форм и средств обучения

Существует множество методов, форм и средств обучения. Выбор методов, форм и средств обучения не может быть произвольным. Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать при изучении темы, ее образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи, что принципиально крайне важно, сложность учебного материала, уровень подготовленности учащихся определили построение и выбор оптимальных, на наш взгляд, методов, форм и средств обучения.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности учащихся:

  1. информационно-развивающий (лекция, комбинированный урок, объяснение, работа с ПК, использование плакатов, макетов, стендов, применение аудиовизуальных средств);

  2. репродуктивный (практические и лабораторные занятия, применение полученных знаний на практике, пересказ учебного материала, разделение на группы);

  3. частично-поисковый метод (дискуссия, коллективная мыслительная деятельность в работе с малыми группами);

  4. творчески-репродуктивный (решение задач, анализ производственных ситуаций).

Основной формой организации профессионального обучения является урок. Каждый урок решает свои конкретные задачи в системе обучения. Основными формами обучения при изучении рассматриваемой темы являются:

  1. по месту проведения (аудиторные: лекция, комбинированный урок; внеаудиторные: экскурсия);

  2. по характеру содержания (теоретические: лекция, комбинированный урок, консультация; практические: лабораторно-практическая работа, производственная практика);

  3. по качеству студентов (групповые: лабораторно-практическая работа; внеклассные мероприятия; поточные: лекция, самостоятельная работа, комбинированный урок).

Формой учебной работы проводимого занятия является лабораторно-практическое занятие.

Дидактические средства обучения, используемые при изучении рассматриваемой темы: натуральные объекты, которые включают в себя предметы объективной действительности (образцы и макеты агрегатов, инструменты); технические средства обучения – это демонстрационное, учебно-производственное оборудование, предметы лабораторных исследований (аудиовизуальные средства, графопроекторы, магнитофоны, компьютеры, интерактивные доски); изображения материальных объектов: макеты, модели, плакаты, таблицы, картины, схемы.

2.1.2 Методическая разработка лабораторно-практического занятия на тему: «Устройство, назначение и работа протравливателей, инкрустаторов»

Цели урока.

Дидактическая цель: обеспечить усвоение устройства и прин­ципа действия протравливателей и инкрустаторов семян.

Развивающая цель: содействовать развитию необходимых личностных качеств (аккуратности, ответственности) у учащихся.

Воспитательная цель: воспитывать товарищество, взаимоуважение, взаимопомощь.

Форма урока: лабораторно-практическое занятие.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы проведения: рассказ с использованием наглядных средств; проблемное изложение; самостоятельная работа; обучение в сотрудничестве.

Технология: технология сотрудничества.

Дидактические средства: слайды «Машины для химической защиты растений», «Экспериментальный агрегат инкрустатор», мультимедиа проектор.

Межпредметные связи: физика (давление жидкости, изменение температуры), химия (приготовление растворов), биология (влияние пестицидов на организм).

Ход урока.

1 Организационный этап: приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к работе, проверка подготовленности помещения учебного кабинета к уроку, организация внимания (2-3 минуты).

2 Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала: краткие сведения из истории машин для химической защиты растений (5 минут).

3 Этап изложения нового материала (20-25 минут).

Вопрос 1. Устройство и технологический процесс протравливателя ПСШ-3 (рисунок 1).

1 - рама; 2 - колесо; 3 - бункер семян; 4 - бункер ядохимикатов;

5 - резервуар для жидкости; 6 – смесительный шнек; 7 - ворошилка; 8 - питатель; 9 - электропривод.

Рисунок 1. Устройство и технологический процесс протравливателя ПСШ-3.

Вопрос 2. Устройство и принцип действия инкрустатора семян (рисунок 2).

1 – бункер для семян; 2 – камера протравливания; 3 – лопатка; 4 – совок; 5 – вентилятор; 6 – распылитель; 7 – резервуар с химикатами; 8 – распределитель; 9 – воздушный компрессор; 10 - смеситель; 11 – трибостатический распылитель; 12 – выгрузной транспортер; 13 – ионизатор воздуха; 14 – воздухозаборник.

Рисунок 2. Технологическая схема инкрустатора семян.

Создание проблемной ситуации. Сегодня для обеззараживания семян используются различные отравляющие вещества, ядохимикаты, пестициды. Это существенно затрудняет процесс работы, приводит к дополнительным затратам на средства защиты и опасно для здоровья человека. Главным недостатком является использование протравливателей и инкрустаторов в виде отдельных машин. Это неудобно при их транспортировке в хозяйство и занимает дополнительную площадь в помещении. Как устранить эти недостатки? Каким же путем можно решить эту проблему?

Решение проблемы. Техническим решением задачи является машина, совмещающая в себе протравливатель и инкрустатор семян (слайд 3 «Экспериментальный агрегат инкрустатор»).

4 Этап закрепления нового материала. Самостоятельная работа (45-49 минут).

4. 1 Устройство инкрустатора семян.

4. 2 Принцип действия инкрустатора семян.

Технология обучения в сотрудничестве. В ходе выполнения работы учащиеся делятся на несколько групп по 3-4 человека. Каждая группа выполняет определенный алгоритм действий по регулировке одного технологического параметра инкрустатора, затем группы меняются, переходя с одного рабочего органа на другой. После этого, по указанию преподавателя, состав группы меняется. Учащиеся, образуя новую группу, должны будут провести регулировки самостоятельно под присмотром преподавателя. Таким образом, взаимодействуя друг с другом, они обмениваются опытом и закрепляют полученные знания.

5 Этап проверки усвоения нового материала (5 минут).

Викторина «Машины для химической защиты растений»: 1) способ протравливания, при котором используется только жидкий ядохимикат, называется … (мокрый). 2) Приём предпосевной подготовки семян путём обволакивания их защитной питательной оболочкой в специальном аппарате называется … (инкрустацией). 3) Угол наклона чаши для соблюдения технологических процессов перемешивания с нанесением оболочек и для полной выгрузки продукта осуществляется при помощи … (привода механизма опрокидывания чаши). 4) Регулировка частоты вращения чаши осуществляется с помощью … (пульта частотного инвертора). 5) стационарная технологическая установка, состоящая из станины, чаши, кронштейна переворота, привода вращения чаши, привода переворота кронштейна с чашей, съемного воздуховода, тепловентилятора, пульта управления, представляет собой … (инкрустатор).

6 Этап задавания на дом (3 минуты).

6.1 Подготовить конспект урока.

6.2 Оформить рисунок к конспекту урока (технологическая схема инкрустатора семян).

3 Заключение

В работе разработана методика темы «Машины для химической защиты растений», лабораторно-практического занятия на тему «Устройство, назначение и работа протравливателей, инкрустаторов» с реализацией технологии сотрудничества.

Проанализирован учебный план, программа, описаны предметные области, объем часов по предмету. Раскрыта важность темы, место занимаемое темой в изучении предмета и подготовки по профессии «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка». Указаны образовательные, воспитательные и развивающие компоненты, определены знания, умения и навыки в соответствии с квалификационной характеристикой. Выделены вопросы в логической последовательности, которые следует рассмотреть при изучении данной темы.

Выявлены внутрипредметные и межпредметные связи темы с программами производственного обучения, общеобразовательных и общетехнических предметов с целью обеспечения усвоения знаний, формирования умений и навыков в определенной системе, осуществления переноса теоретических знаний на учебно - производственную деятельность учащихся.

Определены оптимальные, на наш взгляд, методы, формы и средства обучения с учетом таких дидактических требований, как содержание, которое необходимо реализовать при изучении темы, ее образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи, сложность учебного материала, уровень подготовленности учащихся.

Партнерская технология является достаточно плодотворной, обеспечивает желаемый когнитивный эффект, в процессе сотрудничества между участниками педагогического процесса складываются положительные взаимоотношения.

Разработка методики темы, лабораторно-практического занятия нуждается в дальнейшем изучении и развитии в плане оптимизации формирования теоретических знаний и практических умений будущего специалиста сельскохозяйственного производства в процессе его многоуровневой подготовки в системе профессионального образования.

Библиографический список

  1. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.И.Кругликов. –М.: Академия, 2008. -288с.

  2. Леднев В.С., Кубрушко П.Ф. Методика профессионального обучения: производственное обучение. Учебно-практическое пособие. –М.: МГУП, 2001. -100с.

  3. Лысенко Е.Е., Коваленок Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. –М.: МГАУ им. В.П.Горячкина, 2001. -100с.

  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. –М.: Просвещение: Владос, 1994. -576с.

  5. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др; Под ред. В.А.Сластенина. –М.: Академия, 2004. -368с.

  6. Педагогика: учеб./Л.П.Крившенко [и др.]; под ред.Л.П.Крившенко.-М.:ТК Велби, Проспект, 2007. -432с.

  7. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред.В.А.Сластенина.-М.:Академия, 2008. -576с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. –М.: Высшее образование, 2006.-540с.

  9. Примерная программа предмета «Тракторы и сельскохозяйственные машины.

  10. Стандарт Российской Федерации. Образование: начальное профессиональное образование. Профессия: «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка». ОСТ 9 ПО 02.37.7.- 2002.

  11. Устинов А.Н. Сельскохозяйственные машины: учебник для учреждений начального проф. образования, подготовки и переподготовки рабочих на производстве и в центре занятости, проф. обучения учащихся средней общеобразовательной школы.- М.: ИРПО: Академия, 2000. -262с.

  12. Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины: учебник для студ. вузов по агрономическим спец. / В.М.Халанский, И.В.Горбачев.-М.: КолосС, 2006. -624с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Самостоятельная работа

 

 

18

 

Просмотров работы: 4868