НОВЫЙ ВЗГЛЯД К ОБУЧЕНИЮ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НОВЫЙ ВЗГЛЯД К ОБУЧЕНИЮ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Набиуллина Д.И. 1
1КФУ Институт физики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, обучение физике в различных учебных заведения России ведется уже примерно 300-350 лет. Первыми, кто выдвигал методические идеи, строил систему обучения физике, создавал учебники и пособия по физике, были такие крупнейшие ученые, как М.В. Ломоносов и Э.Х.Ленц. Очень важно и даже знаменательно, что эту традицию продолжали и в последующем крупнейшие российские физики. Можно назвать имена академиков С.И.Вавилова, А.Ф, Иоффе, П.Л.Капицы, Г.С. Лансберга, И.К. Кикоина и др.

Социальный заказ общества через систему принципов, а затем и задач обучения, приводит к выбору структуры и содержания физического образования. Общими задачами изучения физики в школе являются задачи воспитания и развития школьников, усвоения специальных знаний и умений.

Физика в основной школе изучается в VII-IX классах, причем теперь это завершенный курс физики такого уровня, который соответствует возрасту учащихся. В итоге физика должна предстать перед учеником не только как основа техники, но и как элемент культуры. Дифференциация обучения физике дает возможность учитывать способности, склонности и интересы учащихся.

Изучение предметной области «Физика» должно обеспечить:

- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Содержание курса физики старших классов представлено в виде четырех фундаментальных теорий:

  • механики, молекулярной физики,

  • электродинамики,

  • квантовой физики.

При изучении теорий должна быть обеспечена целостность усвоения этих систем знаний. В них зафиксирован «опыт рода» изучаемой предметной области. Для развития школьников средствами предмета это имеет первостепенное значение.

Основными средствами развития школьников на уроках физики являются стиль работы учителя по организации учебной деятельности школьников, атмосфера демократичности и соревновательности, ролевое участие в совместной деятельности, самодеятельность, то есть главным оказываются собственно методические средства, которые использует учитель на уроке. Отсюда необходимость в их тщательной подготовке. В чем и состоит искусство учителя.

Система школьного физического образования постоянно совершенствуется: изменяются структура и содержание, появляются новые факультативные курсы, изменяется методика изучения тем и разделов [1], [3]. Наиболее существенными тенденциями являются следующие: гуманизация и гуманитаризация, интеграция с другими предметами, усиление практической направленности, усиление внимания к организации учения, выбор курсов, учебников и др. [2].

Урок как основная форма учебных занятий сохраняет свое значение. Пути его совершенствования:

  • рациональная организация учебной деятельности (главное);

  • формирование рациональных умений учения, общеучебных умений;

  • расширение тематического диапазона урока, творческий подход к выбору форм и методов;

  • единство текущего, тематического и итогового контроля; рационализация домашних заданий: уменьшение, творчество, индивидуализация и др.;

  • раскрытие задач и путей ускорения научно-технического прогресса.

Уровень изучения предмета задается программой и учебником. Дальнейшая конкретизация требований осуществляется через комплекс учебной литературы (книги для учащихся, методические пособия), инструктивные письма. Учебник выступает как носитель содержания обучения, как средство обучения .

Основными дидактическими средствами преподавания и учения являются учебники, учебные пособия, монографии предметной направленности, а также научные и научно-популярные статьи естественнонаучного характера. Учитель может выбрать программу и учебник, но может работать и по своей авторской программе, если он готов к этому. Учебник должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения.

В федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год включены учебники по физике десятки авторов:

- Физика. Авторы: Перышкин А.В., Гутник Е.М. Издательство «Дрофа».

- Физика. Авторы: Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е. Издательство «Дрофа».

- Физика. Авторы: Генденштейн Л.Э., Кайдалов А.Б. / Под ред. Орлова В.А., Ройзена И.И. Издательство «Мнемозина».

- Физика. Автор: Степанова Г.Н. Издательство «Русское слово».

- Физика. Авторы: Шахмаев Н.М., Бунчук А.В., Дик Ю.И. Издательство «Мнемозина».

- Физика. Автор: Кабардин О.Ф. Издательство «Просвещение».

- Физика. Авторы: Фадеева А.А., Засов А.В., Киселев Д.Ф. Издательство «Просвещение».

- Физика. Автор: Гуревич А.Е. Издательство «Дрофа» и т.д.

Учебники некоторых авторов переведены на многие языки мира, и для многих явились первой книгой по физике. Это дает преимущество при изучении физики в школах с другим языком. На мой взгляд, очень важно изучать предмет на родном языке. Поэтому перевод учебников - огромный рывок вперед. В настоящее время по просьбе учителей переводится на татарский язык учебник по физике Пурышевой Н.С., Важеевской Н.Е. Конечно, это очень кропотливая работа, требующая много труда, но это даст возможность использовать учебник в татарских школах и гимназиях.

Литература

  1. Камалеева, А.Р. Пути реализации компетентностного подхода в образовании (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла): монография / А.Р. Камалеева. - Казань: ТГГПУ, 2009. – 108 с.

  2. Камалеева, А.Р.Педагогический процесс и технология / А.Р. Камалеева, И.Т. Гайсин //Образование и саморазвитие. - 2009. - 3(13). – С. 63-68.

  3. Читалин, Н.А. Многоуровневая фундаментализация содержания профессионального образования: монография / Н.А. Читалин. – Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 269 с.

Просмотров работы: 1748