ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ИНСАЙД» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО, ВПО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ИНСАЙД» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО, ВПО

Горобчук А.Ю. 1
1Пензенская государственная технологическая академия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно ФГОС третьего поколения целью обучения в учреждениях профессионального образования является формирование у обучающихся набора общекультурных и профессиональных компетенций. Компетенции представляют собой социальный заказ общества системе профессионального образования и понимаются как результат образования. Анализ различных ФГОС СПО и ФГОС ВПО позволяет сделать вывод о том, что компетенции сформулированы очень широко.

Говоря о формировании компетенций в ходе учебного процесса, следует отметить, что распределение компетенций по блокам дисциплин происходит в соответствии с их содержанием. Однако, на наш взгляд, в формировании компетенции участвует не только содержание, но и форма проведения занятия. В частности, общие компетенции могут формироваться в рамках практически любой дисциплины, при использовании определенных технологий. Это положение можно подтвердить, лишь разработав и проверив эффективность технологии, способствующей формированию компетенций главным образом не за счет содержания дисциплины, а за счет формы проведения занятия.

С целью формирования компетенций нами была выделена особая технология обучения под названием «Инсайд». «Inside» в переводе с английского языка означает «Внутри». Технология показывает, как выглядят либо протекают различные процессы в объекте изучения с разных ракурсов. Если же обычно на занятии студенты получают знания об изучаемом объекте методом чёрного ящика, описывая поверхностные процессы, не связывая их ни с чем, то технология «Инсайд» позволяет полнее раскрыть объектную сущность. Таким образом, технология «Инсайд» способствует развитию логического мышления, креативности, формирует некий познавательный алгоритм, новую форму неоднозначного восприятия объекта, что, несомненно, повлечет за собой развитие профессионально значимых качеств обучаемого.

Мы считаем, что предложенная нами технология «Инсайд» соответствует основным методологическим требованиям - критериям технологичности, таким, как:

1. Концептуальность

Педагогическая технология «Инсайд» опирается на концепцию личностно-ориентированного обучения. По мнению представителей этой концепции, она дает возможность обучаемому полностью реализовать себя. Критерием обученности служат не знания, навыки, умения, а качества ума (интеллект). Цель не сформировать личность, а заложить в нее механизмы развития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. Содержанием обучения оказывается все то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Также технология «Инсайд» включает в себя все достоинства дискуссионной технологии, что также является процессом расширения знаний путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников.

2. Системность

Технология «Инсайд» обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Данное качество технологии проявляется вне зависимости от форм реализации «Инсайд».

3. Управляемость

Технология «Инсайд» управляема, так как обладает возможностью диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. В результате проведения занятий с применением технологии «Инсайд» учащиеся должны создать образовательный продукт, являющийся показателем эффективности занятия.

4.Эффективность

Технология «Инсайд» не требует материальных и больших временных затрат. Она проста в подготовке и реализации, в процессе её применения минимален риск срыва занятия по техническим или иного рода причинам, что свидетельствует о её эффективности.

5. Воспроизводимость

Технология «Инсайд» подразумевает возможность её применения в различных учреждениях профессионального образования другими субъектами. Многие преподаватели образовательных учреждений различного уровня применяют схожую технологию преподнесения учебного материала, что как нельзя лучше свидетельствует о её воспроизводимости и эффективности.

Таким образом, «Инсайд», как педагогическая технология, удовлетворяет основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Для определения классификационных параметров технологии «Инсайд» воспользуемся классификацией педагогических технологий Г. К. Селевко.

Для определения классификационных параметров технологии «Инсайд» воспользуемся классификацией педагогических технологий Г. К. Селевко.

Классификационные параметры «Инсайд» (по Г. К. Селевко):

По уровню применения: общепедагогическая;

По философской основе: гуманистическая;

По основному фактору развития: социогенная - с допущениями биогенного фактора;

По концепции усвоения: развивающая;

По ориентации на личностные структуры: операционная (формирование способов умственных действий - СУД);

По характеру содержания: светская, обучающая, общеобразовательная;

По типу управления: сочетание систем малых групп, обучения с помощью ТСО с элементами классического лекционного обучения;

По организационным формам: индивидуальные, групповые;

По подходу к ребенку: технология сотрудничества, личностно-ориентированная;

По преобладающему методу: саморазвивающего обучения;

По категории обучаемых: массовая.

Технология «Инсайд» позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта. Рассматриваемая технология позволяет достичь экономии времени, средств, сил на достижение поставленных целей. При обоснованном применении её можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.

«Инсайд» – технология обучения, основанная на представлении учебной информации в виде двух или более связанных между собой параллельных алгоритмов, разносторонне описывающих один объект, процесс или явление.

На первый взгляд, «Инсайд» напоминает технологию интегрированного обучения, но кардинальное отличие заключается в том, что интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. «Инсайд» же рассматривает дисциплины как абсолютно равноправные, объединяя и углубляясь в их взаимосвязанные предметные области посредством рассматриваемого явления или процесса. Еще одно существенное отличие состоит в строго обязательном наличии алгоритма в технологии «Инсайд», тогда как технология интегрированного обучения дает более расплывчатые рекомендации к способу интеграции. Алгоритм в технологии «Инсайд» является композиционным центром занятия, его логическим стержнем, выступая как средством, так и результатом познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, мы можем представить различия данных технологий в таблице:

Технология «Инсайд»

Технология интегрированного обучения

Равноправные дисциплины, объединенные изучаемым объектом

Ведущая дисциплина - интегратор, вспомогательные дисциплины

Обязательное наличие алгоритма, способствующего достижению целей занятия

Различные способы интеграции

Технология «Инсайд» позволяет рассматривать исследуемый объект с различных точек зрения, позволяя учащимся составить максимально полное представление о его сути.

Технология «Инсайд» предполагает проведение серии занятий по изучению одной темы в нескольких разных плоскостях. Каждое из занятий является элементом технологии и способствует достижению образовательных, воспитательных и развивающих целей, сообразных со степенью изученности объекта.

Необходимо отметить, что учащиеся изучают и составляют алгоритмы в группах по два человека. Исключением является только урок контроля ЗУН, где работа происходит индивидуально. Это позволяет каждому работать в меру своих усилий и добиться максимальной вовлеченности студентов в процесс обучения. Объединив сильных учащихся с более слабыми, можно создать «ситуацию успеха» для последних.

Нами был разработана методика использования технологии «Инсайд»:

На уроке изучения нового материала мы предполагаем наличие следующих этапов:

- вводная лекция. Вводная лекция представляет собой историческую справку или малоизвестные факты касательно темы занятия;

- работа с раздаточным материалом. Преподаватель дает учащимся заранее приготовленный раздаточный материал, представляющий собой 2 (или более) взаимосвязанных алгоритма, характеризующих объект с точки зрения разных предметных областей, либо внутренний и внешний алгоритм работы некого устройства и т. д.

- изучение алгоритма. Учащиеся изучают алгоритм, разбирают при помощи преподавателя непонятные моменты, возможно, по результатам обсуждения вносят в него некоторые коррективы. По итогам занятия каждый обучаемый имеет памятку, которая может быть полезна при изучении нескольких дисциплин;

- возможен этап первичного закрепления материала.

На уроке закрепления изученного материала мы предполагаем наличие следующих этапов:

- вводная лекция. Вводная лекция представляет собой историческую справку или малоизвестные факты касательно темы занятия;

- групповая работа. Учащиеся разбиваются на группы по 2 человека и получают две (или более) группы карточек. Преподаватель сообщает им задание, состоящее в составлении двух взаимосвязанных алгоритмов;

- выполнение задания. Учащиеся выполняют полученное задание в течение времени, зависящего от сложности работы;

- общее обсуждение результатов работы. Во время обсуждения учащиеся, проявившие себя наиболее активно, получают оценку. Те, кто не справился с заданием в достаточной мере, имеют возможность восполнить пробелы в своих знаниях и исправить свои алгоритмы;

- выполнение практического задания. Учащимся может быть предложено выполнить практическое задание, основанное на полученных алгоритмах.

3. На уроке контроля ЗУН мы предполагаем наличие следующих этапов:

- сообщение задания. Преподаватель сообщает учащимся задание, состоящее в выполнении творческой контрольной работы. Каждый учащийся должен сам выбирать, с какого ракурса и под каким углом рассматривать предложенный объект. Он самостоятельно определяет количество алгоритмов и их содержание. Выполнение данного задания требует от него большего уровня самостоятельности и творческой активности.

- выполнение задания. Учащиеся выполняют полученное задание в течение времени, зависящего от сложности задания; учащиеся выполняют полученное задание в течении времени, зависящего от сложности работы;

- общее обсуждение результатов работы. Контрольная работа сдается на оценку преподавателю.

Преподаватель может варьировать инструментарием технологии, применяя подобные элементы в любом количестве и последовательности, в зависимости от поставленных целей и содержания учебного материала.

Алгоритм применения технологии «Инсайд» представлен в таблице

№ п/п

Тип занятия

Графическое представление алгоритма

1

Урок изучения нового материала

 

2

Урок закрепления изученного материала

 

3

Урок контроля ЗУН

 

Алгоритм, с которым работают учащиеся, может являться как результатом знаний, так и способом их получения или базой для выполнения последующих заданий. Технология оставляет большой простор для творчества преподавателя, предоставляя ему гибкий инструмент для достижения образовательной цели.

Технология «Инсайд» пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.

Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир, пониманию сущностных взаимосвязей, явлений и процессов.

Учащиеся в рамках этой технологии должны узнать как можно больше фактов, заглянуть «внутрь» изучаемого процесса или явления, проникнуть в его сущность, прийти к общему согласию, высказать свою позицию, подобрать аргументы и контраргументы по рассматриваемой теме, обменяться имеющимся опытом, всесторонне проанализировать объект. Апробация данной технологии была не раз проведена на учебных занятиях в Пензенской государственной технологической академии на студентах 3 курса.

Студентам, участвовавшим в апробации, было предложено заполнить анкету, целью которой являлось выявить их мнение по поводу эффективности и перспектив применения технологии «Инсайд».

По результатам анализа нам удалось выяснить, что подавляющее большинство (93%) опрошенных были вовлечены в познавательный процесс, испытывали интерес и положительно оценивают технологию «Инсайд». В числе недостатков технологии студентами была выделена высокая трудоемкость подготовки подобного рода занятий.

Разработанная нами учебная технология имеет большие перспективы развития и применения в образовательном процессе учреждений всех уровней подготовки специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохина Г.М. Личностно развивающие педагогические технологии. Учебное пособие. – Воронеж: ВОИПКРО, 2009. – 100 с

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2008. 816 с.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогические_технологии

Просмотров работы: 3252