ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ЖУРНАЛИСТИКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Ившина Д.С. 1
1ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Понятие медиакомпетентности и особенности ее формирования у подростков.

1.1. Структура медиакомпетентности. Теоретические и методологические основы медиаобразования подростков............................................................................................................6

1.2. Механизмы и пути влияния СМИ на подростков.............................................................8

1.3. Занятия в студии журналистики как способ повышения уровня медиакомпетентности........................................................................................................................10

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития медиакомпетентности подростков.

2.1. Исследование приоритетов медиапотребления подростков. …....................................15

2.2. Определение уровня развития социально-коммуникативной компетентности подростков. …....................................................................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. …................................................................................................................24

Список использованной литературы. …................................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Информационный и телекоммуникационный бум, буквально обрушившийся на общество в последние десять-пятнадцать лет, существенно повлиял на развитие в том числе педагогической науки и практики. Новые информационные технологии, появившиеся во всем мире, поставили человека перед необходимостью овладеть ими. Следовательно, и система образования должна была соответствовать появившимся требованиями современного общества. Так в середине 90-х годов XX века в отечественной педагогике появляется термин медиакомпетентность. Понимание этого термина эволюционирует вместе с развитием новых средств массовых коммуникаций. Медиакомпетентность сегодня занимает важное место в ряду ключевых образовательных компетенций, уровень сформированности которой во многом определяет успешность, с которой молодой человек найдет свое место в мире, будет принят и понят обществом, сам примет и поймет окружающий социум. Владение медиатехнологиями необходимо для профессионального самоопределения, уверенного поведения в различных ситуативных ролях, выстраивания межличностных отношений, что приобретает особенное значение в подростковые годы.

Отметим, что сегодня складывается ситуация, когда опосредованное телекоммуникациями общение стало реальной альтернативой «живой» коммуникации. Современный мир трудно представить без СМИ - средств массовой информации (традиционно сюда принято включать печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио и Интернет). Сегодня медиа - комплексное средство освоения человеком окружающего мира в его социальных, моральных, психологических, художественных, интеллектуальных аспектах. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания и коммуникативных навыков.

Говоря о взаимодействие подростков и СМИ, отметим, что оно происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Школа практически игнорирует проблему влияния СМИ на учащихся, мало учитывает и в учебной, и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Благодаря широкому распространению средств массовой информации, молодой человек оказывается под воздействием множества информационных потоков.

Нередко в современных СМИ познавательный, социально значимый, гуманистически окрашенный контент, в котором нуждаются подростки, нередко подменяется содержанием, направленным на удовлетворение низменных сиюминутных потребностей, на развлечения, что, естественно, не способствует развитию интеллектуальной, духовной и коммуникативных сфер. Важным фактором преодоления такого коммуникативного противоречия между СМИ и подростковой аудиторией может явиться их образование в студии журналистики и участие в создании газеты. Такая практика научит подростков не только критически относиться к получаемой информации из других СМИ, но и узнать механизмы создания новостей, их доведения до потребителей. Опыт написания авторских текстов, взаимодействия с разными категориями людей, профессиональными журналистами будет способствовать развитию всех составляющих медиакомпетентности подростков.

Таким образом, идея повышения медиаграмотности, критического мышления подростков является актуальной задачей длясовременной воспитательной и психолого-педагогической практики учреждения дополнительного образования детей, которую можно решить с помощью организации подростковой студии журналистики, что и определило тему.

С учетом вышеизложенного, проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы возможности, специфика, формы работы в студии журналистики как способа формирования и развития медиакомпетентности подростков.

Объект исследования - процесс развития медиакомпетентности подростков.

Предмет исследования – организация образования подростков в студии журналистики как способ повышения их медиакомпетентности.

Цельисследования - выявить потенциал студии журналистики для развития медиакомпетентности подростков.

Гипотеза исследования основана на предположении о том реализация дополнительной общеобразовательной программы «Основы журналистики, включающей в себя разделы изучения жанров журналистики, особенностей составления медиа-текстов, влияния СМИ на сознание человека будет способствовать развитию медиакомпетентности подростков, выражающейся в критическом восприятии информации из масс-медиа, способности создавать самостоятельные медиа-продукты, а также в эффективном использовании современных ИКТ.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность медиакомпетентности подростков и выявить ее структуру.

2. Определить механизмы и пути влияния средств массовой информации на медиакомпетентность подростков.

3. Выявить особенности, возможности и способы участия подростков в создании газеты как средства, повышающего их медиакомпетентность.

4. Определить наиболее оптимальные и эффективные формы реализации дополнительной общеобразовательной программы «Основы журналистики» как способа формирования медиакомпетентности подростков.

В качестве теоретической основыисследования используем:

- социально-психологические основы формирования коммуникативности (Г. М. Андреева, А. В. Мудрик);

- основы теории коммуникации, коммуникативного пространства (Г.Г. Почепцов);

- концепция медиаобразования (А.В. Федоров, А.А. Новикова);

- практико-ориентированные работы по организации медиаобразования и редакционной практики в образовании (А.В. Федоров, А.А. Новикова, Г.В. Лазутина).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялись следующие методы исследования:

- теоретические: сравнительный анализ, синтез, классификация, обобщение при изучении проблемы и предмета исследования, философской и психолого-педагогической литературы;

- эмпирические: психолого-педагогические измерения (тестирование, наблюдение, беседа), социологические (анкетирование), статистический анализ количественных данных, контент-анализ журнальных, газетных текстов и молодежных форумов, блогов, чатов в сети Интернет.

Опытно-экспериментальной базой явился Детский Дом культуры г. Глазова, а также ряд городских СОШ.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие медиакомпетентности и особенности ее формирования у подростков.

  1.  
    1. Структура медиакомпетентности. Теоретические и методологические основы медиаобразования подростков.

Западные исследователи употребляют в качестве эквивалентного к «медиа» термин «средства коммуникации» (mass communication). «Медиа», «медиакультура» и «медиасреда» для современных культурологов и педагогов – это понятия в первую очередь непосредственно связанные со средствами массовой коммуникации. В терминологическом словаре А.В.Федорова медиакультура «… выступает системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа». В данном контексте термин «медиакультура» употребляется в российской культурологии и педагогике.

Первое общепризнанное определение «media education» было выработано на совместном совещании сектора информации ЮНЕСКО и Международного совета по кино и телевидению в 1973 году. Российская педагогическая энциклопедия (1993) трактует медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение аудиторией «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.).Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств».

Медиакомпетентность личности (media competence of personality) - совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-операционный/деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме (А.В.Федоров, 2007).

Для оценки уровня развития медиакультуры/медиакомпетентности А.В.Федоровым были разработаны следующие показатели:

- мотивационный(характеризует причины контактов с медиа);

- информационный (характеризует уровень знаний по теории медиа и медиакультуры);

- перцептивный (характеризует адекватность восприятия медийного воздействия (медиатекста);

- контактный (характеризует частоту взаимодействия с медиа);

- интерпретационный/оценочный (характеризует способности к анализу, оценке и критике медиатекстов и медийных воздействий);

- практико-операционный (характеризует практические умения самостоятельного создания медиатекстов различных видов и жанров);

- креативность (характеризует уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанных с медиа). Дадим также несколько определений медиаграмотности.

По мнению профессора А.В. Федорова, «Медиаграмотность» (media literacy) – выступает за то, чтобы человек был активным и медиаграмотным, обладающим развитой способностью к восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью».

Т.о, понятие медиакомпетентности носит системный характер и включает в себя ряд компетенций и умений. Разаработанная профессором А.В. Федоров система показателей оценки медиакомпетентности четко отражает направления практической педагогической деятельности по развитию данных качеств и послужила основой для разаботки нашей дополнительной общеобразовательной программы.

1.2. Механизмы и пути влияния СМИ на подростков

В наше время огромное психологическое влияние на сознание и подсознание подростков оказывают средства массовой информации (СМИ). Та реальность, которую нам предлагают сегодняшние медиа, безусловно опосредствована чьим-то мнением, она упрощена и часто не предполагает размышления, анализа. В некоторых случаях эта информация может быть опасна, так как подростки принимает её готовой, не задумываясь, поддаваясь внушению. Поэтому часто легче окунуться в поток информации, чем критично её воспринимать. Именно на этот эффект и направлены большинство современных СМИ.

Анализируя популярные отечественные телеканалы, такие как ТНТ, СТС, НТВ, отметим, что все они имеют развлекательный характер, ориентированы на пошлый юмор, эротику, взаимоотношения полов. По статистике, приведенной ВЦИОМ, именно эти телеканалы больше всего смотрят российские семьи. Следовательно, для подростков времяпрепровождение перед очередным выпуском Дома-2 или ComedyClub становится обычным и даже необходимым, т.к. работает механизм «хочу как все».

Кроме того, сегодня на лидирующие позиции по влиянию на подростка выходит интернет. Его сервисы и возможности стали чрезвычайно привлекательными для подростка. Сегодня для многих подростков социальные сети стали повседневной необходимостью. Постоянное пребывание «онлайн» для большинства школьников – это норма жизни. Приходя со школы домой, наши сверстники прямиком кидаются к компьютеру, чтобы скорее прочитать новые сообщения или поставить «лайки» в популярной сети «ВКонтакте». А на уроках – телефоны всегда под рукой, многие слушают учителей, параллельно размещая фотографии на свою страничку. Для многих мир замкнулся на «аватарках», статусах и бесконечных «комментах на стене».

Существует огромное количество точек зрения на медийное влияние на современную молодежь - как с точки зрения критики и полного отрицания медиаресурсов, так и фанатического использования их в образовании. Наиболее адекватная концепция применения медиаобразования молодежи лежит в основе медиапедагогики.

Одна из задач медиапедагогики - развитие критического мышления. Особое место в молодежной аудитории принадлежит педагогу. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение использовать средства массовой коммуникации в образовательном процессе, во многом зависит эффективность обучения в школах, лицеях, гимназиях, дополнительном образовании. И здесь роль и место медиакультуры становятся все более важными и весомыми, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления [23].

Все это определяет к системе занятий:

  • методологическая направленность занятий, система диагностики интересов и развития медиакомпетентности детей, контактности и других психологических качеств, определяющих вариант выбора программы медиаобразования;

  • связь изучаемого материала с жизнью, современностью, с изменениями, происходящими в мире, стране, регионе, данной местности;

  • учебно-познавательная ценность используемого материала (здесь следует учитывать, что не только шедевры классического искусства, но и поп-музыку, многие видеоклипы и рекламные видеоролики, телесериалы, манера общения теле/радиоведущих и т.п. несут огромный объем социально-бытовой информации, восприятие которой сильно влияет на формирование круга ценностных ориентаций подростков;

  • умение использовать различные виды мотивации в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности и возраста обучаемых;

  • диагностика результативности применяемых приемов и педагогических технологий;

Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа и пр.), активизации знаний, полученных в процессе изучения традиционных дисциплин гуманитарного цикла. К сожалению, в большинстве современных российских школ и учреждениях дополнительного образования этот потенциал до сих пор остается нереализованным.

К сожалению, молодой человек попадает лишь под действие иллюзии, что он самостоятельно выбирает себе информацию и создает медиасреду. Выбирает, что читать, смотреть, слушать не он, за него это давно уже выбрали СМИ, за которыми стоят заказчики с «толстыми кошельками». Именно они создают иллюзию выбора, в которую легко верит молодежь. На самом деле «толстосумы», безнравственные политики делают все для того, чтобы юноша включил именно их канал, купил их журнал, зашел на их сайт. Информация, передаваемая по каналам масс-медиа - продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование сознанием потребителя информации с политическими, экономическими или другими целями.

1.3. Занятия в студии журналистики как способ повышения уровня медиакомпетентности.

В студии журналистики реализуется дополнительная общеобразовательная программа «Основы журналистики». Приведем ниже её структуру и теоретические основы.

Концептуальная основа: системно-деятельностный подход в образовании, компетентностный подход в образовании, синтез культурологической, социокультурной и практической теорий медиаобразования.

Цели: развитие медиакомпетентности личности подростка, культуры ее общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления/автономии, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.

Задачи: развитие у подростков следующих умений:

-практико-креативных (самовыражение с помощью медиатехники, то есть создание медиатекстов различных видов и жанров);

-перцептивно-креативных (творческое восприятие медиатекстов разных видов и жанров с учетом их связей с различными искусствами и т.д.);

-аналитических (критический анализ медиатекстов различных видов и жанров);

-историко-теоретических (самостоятельное использование полученных знаний по теории и истории медиа/медиакультуры).

Организационные формы: занятия-диспуты, занятия-дискуссии, дебаты, круглые столы, беседы с приглашенными специалистами, тренинговые упражнения по развитию коммуникативной компетентности и медиаграмотности, экскурсии, опросы, акции, выступления на конференциях.

Методы развития критического мышления и медиакомпетентности подростков на занятиях в студии журналистики:

1) по источникам полученных знаний - словесные (лекции, беседы, дискуссии, включающие создание проблемных ситуаций); наглядные (демонстрация медиатекстов, иллюстрации); практические (выполнение различного рода творческих заданий практического характера на материале медиа);

2) по уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа и медиаобразовании, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций в сфере медиа и/или медиатекстов с целью развития критического мышления); исследовательские (организация исследовательской деятельности подростков, связанной с медиа и медиаобразованием).

При этом на занятиях преобладает опора на практические, игровые, творческие задания, ролевые игры.

Основные разделы содержания дополнительной общеобразовательной программы «Основы журналистики»:

-место и роль медиа и медиаобразования в современном мире, виды и жанры, язык медиа;

-основные термины, теории, ключевые концепции, направления, модели медиаобразования;

-основные исторические этапы развития медиаобразования в России и за рубежом;

-проблемы медиакомпетентности, критического анализа функционирования медиа в социуме и медиатекстов разных видов и жанров (контент-анализ, структурный анализ, сюжетный/повествовательный анализ, анализ стереотипов, анализ культурной мифологии, анализ персонажей, автобиографический (личностный) анализ, иконографический анализ, семиотический анализ, идентификационный анализ, идеологический и философский анализ, этический анализ, эстетический анализ, культивационный анализ, герменевтический анализ культурного контекста).

Также следует отметить основные компоненты программы:

1)диагностический (констатирующий) компонент: констатация уровней медиакомпетентности и развития критического мышления по отношению к медиа и медиатекстам в подростковой аудитории на начальном этапе обучения;

2)содержательно-целевой компонент: теоретическая составляющая (блок изучения истории и теории медиакультуры, блок развития медиаобразовательной мотивации и технологии, то есть изучение студентами методов и форм медиаобразования аудитории) и практическая составляющая (блок креативной деятельности на материале медиа, то есть развитие творческих умений подростков самовыражаться с помощью медиатехники: создавать медиатексты различных видов и жанров; творчески применять полученные медиаобразовательные знания и умения в процессе педагогической практики; блок перцептивно-аналитической деятельности: развитие умений подростков критически воспринимать и анализировать медиатексты различных видов и жанров);

3) результативный компонент (блок итогового анкетирования, тестирования и творческих работ студентов и блок анализ констатации уровней развития критического мышления и медиакомпетентности подростков на финальном этапе обучения).

Нужны также и показатели развития знаний и умений, необходимых подросткам для формирования медиакомпетентности: 1)мотивационный(мотивы: эмоциональные, гносеологические, нравственные, эстетические и др.; стремление к совершенствованию своих знаний и умений в области медиаобразования); 2)информационный(уровень информированности, теоретических и практических знаний в области медиаобразования); 3)деятельностный(умение составлять медиа-тексты, грамотно презентовать перед Интернет-аудиторией, взаимодействовать с окружающими); 5)креативный (уровень творческого начала в области создания медиа).

Одним из стратегических направлений развития отечественного образования является модернизация, базирующаяся на компетентностном подходе. Суть этого подхода заключается в формировании у субъекта образования системного набора компетентностей.

Под компетентностью понимается способность личности решать определенный класс профессиональных задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Перестройка системы высшего образования, направленная, в том числе на его информатизацию, обязывает педагогику искать новые пути для образования студентов. Один из путей изменения образовательного процесса - использование современных информационных технологий и новых способов обучения подростков [35]. Одним из таких способов мы считаем организацию занятий в системе дополнительного образования детей. Данная система наиболее приспособлена для реализации основной мотивации подростка – досуговому общению. В такой ситуации студия журналистики совмещает в себе два основных направлениях для реализации данного мотива подростка – позволяет ему организовать социально полезное общение со сверстниками и старшим наставником-педагогом, а также позволяет реализовать стремление к самовыражению через создание медиа-текстов, наполнение контента сайтов, страничек в социальных сетях.

На наш взгляд, занятия в студии журналистики – один из наиболее эффективных и адекватных подростковому возрасту способ формирования их медиакомпетентности. Также эффективность формирования обусловлена грамотно построенной дополнительной общеобразовательной программой, где в учебно-тематическом плане заложено формирование данной компетентности. Медиакомпетнтсть по данной программе является ключевой и именно на ее формирование и развитие направлена последующая образовательная и воспитательная деятельность.

Достижением работы в подростковой редакции должны стать следующие изменения у подростков:

- формирование теоретических представлений о действительности (парадигматические изменения);

- формирование профессиональных компетентностей (в т.ч. коммуникативной компетентности);

- личностные изменения.

К парадигматическим изменениям должны привести теоретическая работа с подростками в различных формах. Предполагается, что у подростков сформируются представления о роли информации, СМИ, медиатехнологий в жизни современного человека; о функциях журналистики, ее возможностях и ограничениях; о проблеме манипуляции общественным сознанием; о значении мифов и стереотипов, которые задаются определенной моделью поведения; о важнейших темах современной отечественной журналистики.

К профессиональным компетенциям относятся базовые знания жанров журналистики (информационного, аналитического, художественно-публицистического), практические умения писать материалы в этих жанрах, самостоятельно подбирать темы, владение приемами задавать вопросы, вести переговоры. В целом к предполагаемым результатам работы в подростковой редакции можно отнести следующие умения и качества:

  • умение отбирать наиболее значимые и актуальные для конкретной аудитории факты;

  • умение грамотно, ясно и четко выражать свои мысли;

  • умение различать жанры журналистского текста и выбирать тот, который адекватен той или иной ситуации;

  • умение вычленять причины и следствия проблем, анализировать и прогнозировать ситуацию;

  • умение критически относиться к собственным ценностям и морально-нравственным принципам.

Личностные изменения будут выражаться в повышении уверенности в себе, развитии критичности, креативности мышления, повышении коммуникативной компетентности, расширении общего кругозора, приобретении ценным умений и навыков.

Под личностными изменениями участников образовательной программы мы понимаем:

  • развитие коммуникативных навыков; логического, образного и ассоциативного мышления;

  • умение планировать свою работу и ставить перед собой задачи;

  • умение анализировать итоги своей деятельности;

  • умение выступать перед аудиторией, не испытывая страха перед ней;

  • умение принимать критику по отношению к своей деятельности;

  • умение критически осмыслять действительность.

Даже если юные корреспонденты не планируют связывать свою жизнь с работой в медиа, компетентности и умения, приобретенные в подростковой редакции пригодятся им в жизни, дальнейшем трудоустройстве и совершенствовании.

Т.о, работа в редакции подростковой газеты – это серьезный шаг на пути к самоопределению, шаг, в значительной степени влияющий на формирование у ученика профессиональных навыков журналиста. Тем не менее, зачастую подростковые редакции или студии/кружки журналистики сталкиваются с тем, что юных корреспондентов никто не учит мастерству этой профессии. Соответственно, качество текстов находится на очень низком уровне. Более того, ребята занимаются этим дело постольку поскольку, не обладая даже базовыми знаниями (например, как отбирать тему для журналистского текста, как вести интервью, как собирать материал и т. д.). Не стоит забывать, что подростковые медиа обладают огромным ресурсом и потенциалом, работа в них, как было указано выше, способны инициировать в подростке значительные изменения, которые заложат прочный фундамент в формировании успешного современного человека.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития медиакомпетентности подростков

2.1. Исследование приоритетов медиапотребления подростков

Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. 38 человек из них - контрольная группа и 12 человек - экспериментальная. В исследовании проанализированы факторы, влияющие на приоритеты медиапотребления молодых людей, оценки современной медиасреды и ее воздействия на формирование коммуникативной компетентности подростков.

Нами была разработана анкета, состоящая из 12 вопросов. Её целью было выявление предпочтений подростков при выборе того или иного СМИ, включая радио, телевизионные каналы, газеты, журналы, ресурсы Интернет. Поясним, что экспериментальная группа представляла собой действующих корреспондентов подростковой редакции. Нам было важно сравнить как отличаются медиапредпочтения обычных подростков от тех, кто участвует в создании СМИ.

Исследование показало, что предпочтения подростков – на стороне электронных СМИ. Взрослеет поколение не читающее, а смотрящее. В целом в молодежной среде как источник информации лидирует Интернет (89,5%), меньший интерес представляют телевидение и радио (73,7% и 60,5%), а печатныеСМИ занимает устойчивое последнее место среди всех видов средств массовой информации (52,6%) (Рисунок 1).

Рисунок 1.

Отметим также такую особенность, которую удалось выявить благодаря исследованию: у подростков, занимающиеся в студии журналистики по сравнению с обычными подростками, заметна позитивная динамика в потребности читать газеты. Среди них 91,6% выбирают печатные СМИ как способ потребления информации.

На первое место по популярности, потеснив традиционные средства массовой информации, вышел Интернет (89,5%). Более всего он популярен в молодежной среде, для которой виртуальный мир стал сначала предметом исследовательского интереса, затем – развлечением, потом – сферой общения, источником информации, и, наконец, площадкой для создания собственного контента.

На вопрос «какими услугами Интернета Вы чаще пользуетесь?» (Рисунок 2) 100% респондентов ответили, что пользуются социальными сетями, Интернета – «Вконтакте» и электронной почтой. Это означает, что для многих подростков виртуальное общение занимает ведущее место в системе общения в целом. А это означает, что формирование медиакомпетентности многих подростков происходит под влиянием специфического языка социальных сетей, который не является образцом культуры речи.

Рисунок 2.

На вопрос о предпочитаемом телеканале, (Рисунок 3. Приложение 1) 100% подростков ответили, что им нравится смотреть ТНТ, 92,1% - СТС, 66,5% - НТВ, наименьшее количество молодых людей смотрят телеканал «Культура», их всего 31,6%. А среди подростков-корреспондентов эта цифра возрастает до 75%. Но в любом случае это характеризует наименьший интерес подростков к культуре при яркой заинтересованности развлекательными каналами.

В стремлении привлечь молодежную аудиторию телевидение использует ее современные установки на легкий успех, развлечения, «гламур», эротику. Реалити-шоу «Дом 2», пошлый юмор «Нашей Рашы» и «Comedy club», рассчитанные на примитивного зрителя и дурной вкус, делающие ставку на стремление молодых людей выделиться любой ценой, эксплуатирующие тему сексуальных увлечений, видоизменяясь, вновь и вновь появляются на экране.

По результатам исследования тревогу вызывают подростки, которые некритически относятся к тому, что смотрят, читают, слушают. В данной среде подрастает тип людей, для которых пошлость, примитивизм суждений становятся обычным делом, отсутствие базовых духовных потребностей замещается потребностями в развлечениях, сексе и культе физической силы. В целом в молодежной среде экранные образы формируют культ сильной личности, авантюрной и полукриминальной.

Рисунок 3.

О предпочтениях в области периодики свидетельствуют следующие цифры (Рисунок 4): 81,6% респондентов предпочитают в области печатных СМИ «Развлечения, сплетни, гороскопы», 55,3% - газеты города, 73,7% - подростковые газеты и журналы. Такие цифры говорят о том, что подростков привлекают местные издания, значит, с их помощью можно формировать необходимый уровень коммуникативной кмедиа ультуры, воздействовать на их культурные предпочтения.

Рисунок 4.

В среде телевидения доминируют увлечения сериалами – 89,5%, а также юмористическими шоу – 86,8% и реалити-шоу – 81,6% (Рисунок 5). Радует, что все же небольшая часть респондентов ответила, что им нравится молодежные программы социального значения, таких оказалось – 47,4%. Это опять же говорит о том, что через молодежные программы можно формировать нужный контент медиакомпетентности подростков.

Рисунок 5.

Использование ненормативной лексики и сленга в СМИ считают возможным 39,5% подростков контрольной группы, 47,3% считают, что это «иногда возможно», 13,2% считает это совершенно невозможным. Это тоже является тревожным фактом. Для немалого количества подростков ненормативная лексика и сленг считается практически нормой, другие находятся в колеблющемся положении, не зная, на сторону кого им перейти. Среди корреспондентов не приемлют сленг и мат 66,7%, иногда возможным считают 25% и возможным считают 8,3% (Рисунок 6)

Рисунок 6.

На вопрос «кажутся ли тебе тексты газет, информация с радио и телевидения сложной и непонятной?» (Рисунок 7) 28,9% подростков контрольной группы ответили утвердительно на этот вопрос, в сравнении среди подростков экспериментальной группы таких оказалось 8,3%. Данный факт также может свидетельствовать о низком уровне сформированности медиакомпетентности подростков контрольной группы.

Тематические приоритеты подростков контрольной группы выстраиваются следующим образом (по нисходящей): развлечения, здоровье, медицина, психология, мода, искусство, новости, спорт, реклама, криминал, политика, экономика, наука, техника. Подростки экспериментальной группы выбирают темы в иной последовательности: мода, искусство, политика, развлечения, здоровье, спорт, экономика, наука, криминал, реклама.

Рисунок 7.

Отвечая на вопрос о том, какая речь ведущих и дикторов привлекает в наибольшей степени (Рисунок 8), подростки отдали почти равное предпочтение двум вариантам: «правильная, выдержанная» и «с применением сленга, ненормативной лексики» - 55,3% и 57,9% выбора. Данный выбор говорит о том, что многие подростки находятся в состоянии выбора между модным, но вредным и полезным, но немодным.

Рисунок 8.

Подводя итог всей анкете в целом, подчеркнем, что данное исследование еще раз дало нам возможность осмыслить, что обозначенная в начале реферата проблема действительно имеет место среди подростков. Данное исследование особенно актуально сегодня, потому как приоритеты медиапотребления подростков направлены в основном на развлечение, беспорядочное общение и бесцельное поглощение разной, порой вредной для личного развития информации. В сравнение у подростков, участвующих в создании СМИ, присутствует интерес к гуманистическому, социально ориентированному контенту СМИ. Хотя и среди них достаточно высок процент тех, кто выбирает масс-медиа развлекательного характера, бесцельно проводит время в Интернете. Это свидетельствует о том, что необходима работа по повышению медиаграмотности подростков.

2.2. Определение уровня развития социально-коммуникативной компетентности подростков

На первом этапе исследования мы провели анкетирование подростков с целью выявления их медиапредпочтений. Мы выяснили, что контрольная группа, в отличие от экспериментальной, более подвержена негативному влиянию СМИ, они выбирают развлечения, пошлый юмор, некритически относится к получаемой информации. Из этого мы сделали предположение о том, что и уровень коммуникативной компетентности у контрольной группы будет ниже, чем у экспериментальной. Для определения уровня коммуникативной компетентности мы использовали Тест-опросник оценки «социально-коммуникативной компетентности» Е.И. Рогова.

Тест-опросник оценки «социально-коммуникативной компетентности» Е.И. Рогова многошкальный, поэтому способен дать характеристику нескольким сторонам коммуникативной компетентности человека: социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерное стремление к конформности, повышенное стремление к статусному росту, ориентация на избегание неудач, фрустрационная нетолерантность. Для нашего исследовании важно диагностировать именно эти стороны, поскольку присутствие многих из них в составе коммуникативной компетентности может свидетельствовать о проблемах в общении (коммуникативная неуклюжесть). А чрезмерное стремление к конформности делает молодого человека уязвимым перед негативным влиянием со стороны окружения или СМИ. Нетерпимость к неопределенности и повышенное стремление к статусному росту может быть причиной навязанного СМИ стереотипа культа славы, денег, популярности, а любая неопределенность вызывают панику и создает препятствия в общении. Ориентация на избегание неудач, фрустрационная нетолерантность выдает в человеке неуверенность в себе, боязнь вступать в контакты.

В результате диагностики подростков контрольной группы выявилась следующая закономерность: у 46,4% из них зафиксирована ориентация на избегание неудач и достаточно высокая фрустрационная нетолерантность – 32,3%. Возможно причина этого кроется в том, что у этих молодых людей под влиянием виртуального общения сложился комплекс, боязнь реальных социальных контактов. Они боятся неудач при «живом» общении, не готовы к решению собственных проблем.

15,8% контрольной группы неуклюжи в коммуникации. Возможно, это следствие навязываемых СМИ образцов грубой коммуникации, «сленга» и пошлых словечек. Подросток, наблюдая их с экрана, переносит в реальную жизнь. Но в ней нет режиссера, который нажмет на «стоп-кадр», поэтому грубые и неуклюжие словечки, произнесенные молодым человеком в ситуации реальной коммуникации воспринимаются как хамство, и как следствие неэффективная коммуникация, отсутствие контактов.

У 56,6% подростков контрольной группы существует повышенное стремление к статусному росту, а нетерпимость к неопределенности выражена у 33,3%. Такие молодые люди хотят все и сразу, не прислушиваясь к мнению окружающих. Такой образец коммуникации они взяли из «желтой» прессы и экранов телевизоров, где доминирует культ «успешного» человека, «звезды», «гламурной» девушки, у которых есть мнимая слава, деньги, власть. Молодой, неопытный человек с легкостью верит в эти «идеалы» и стремиться добиться того же любой ценой, в ущерб собственной личности и коммуникативной компетентности и культуры.

Стремление к конформности тоже имеет высокое значение – 12,3%. Это значит, что подростки этой группы особенно подвержены негативному влиянию СМИ. Они не имеют собственной позиции и идут за большинством по принципу «куда все – туда и я».

Таким образом, говоря о подростках контрольной группы, отметим, что у них наблюдается высокий процент развития отрицательных сторон социально-коммуникативной компетентности.

Следуя той же логике исследования, нами были продиагностированы подростки экспериментальной группы. По тем же параметрам коммуникативной компетентности зафиксирован более низкий процент. Например, ориентация на избегание неудач – у 38,4% подростков, фрустрационная нетолерантность – у 27,9%. Социально коммуникативная неуклюжесть диагностируется только у 7,3%. Повышенное стремление к статусному росту – у 45,8%. В их случае это может быть и стремление к позитивному самоизменению, движению вперед. Нетерпимость к неопределенности выражена у 23,5%. Стремление к конформности у данных подростков также меньше – 6,7%.

Таким образом, ориентируясь на результаты анкетирования и тестирования, мы приходим к выводу, что коммуникативная компетентность подростков экспериментальной группы по многим параметрам находится на более высоком уровне развития, чем у подростков контрольной группы. Следовательно, занятия в студии журналистики и работа в редакции подростковой газеты имеет положительную тенденцию для формирования социально-коммуникативной и медиакомпетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках реферата была рассмотрена весьма актуальная тема «Формирование медиакомпетентности подростков на занятиях в студии журналистики», как на уровне педагогической науки и практики в целом, так и на уровне практики дополнительного образования.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Сущностью медиакомпетентности подростка является совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Структура медиакомпетентности включает в себя следующие компоненты: мотивационный,информационныйперцептивный, контактный, интерпретационный/оценочный,практико-операционный, креативность (характеризует уровень творческого начала в различных видах деятельности, связанных с медиа).

В ходе работы нами были детально изучены и проанализированы объект и предмет исследования, т.е. процесс развития медиакомпетентности подростков и их образование в студии журналистики как фактор повышения их медиакомпетентности.

Также нам удалось достигнуть основную цель исследования: определить потенциал занятий в студии журналистики и участия подростков в создании собственного медиапродукта для развития их медиакомпетентности.

В соответствии с целью реферата нами были решены следующие задачи:

1. Охарактеризована сущность медиакомпетентности подростков и рассмотрена ее структура.

2. Определены механизмы и пути влияния средств массовой информации на медиакомпетентность подростков.

3. Выявлены наиболее эффективные формы, методы организации образовательного процесса в студии журналистики и участия подростков в создании газеты как средства повышающего их медиакомпетентность.

В ходе экспериментальной работы нам удалось подтвердить гипотезу исследования, нами было доказано, чторазвитию медиакомпетентности, выражающейся в критическом восприятии информации из масс-медиа, способности создавать самостоятельные медиа-продукты, а также в эффективном использовании современных ИКТ подростками способствует реализация дополнительной общеобразовательной программы «Основы журналистики, включающей в себя разделы изучения жанров журналистики, особенностей составления медиа-текстов, влияния СМИ на сознание человека.

В рамках реферата нам также удалось выявить последствия неконтролируемого влияния СМИ на медиакомпетентность подростков. Опираясь на знания об указанных последствиях, с нашей точки зрения, очень важно скорректировать приобретаемый медиа опыт таким образом, чтобы обеспечить равновесное развитие всего спектра медийных компетенций и коммуникативных навыков. Наряду с традиционными методами, нам представляется важным выстроить работу по формированию медиакомпетентности подростка с активным использованием средств информационно-коммуникационных технологий – среды стихийной коммуникации, требующей педагогического присутствия. Педагогические формы могут быть основаны, например, на следующем:

- включение подростка в альтернативные образовательные социальные сети, мир которых более реален и нормативен, использует литературную, деловую, научную лексику,

- предоставление возможности и педагогической поддержки различных форм творческой образовательной деятельности и ее самопрезентации (публикации в городских СМИ, разноформатные выступления, издательская деятельность),

- создание искусственных ситуаций погружения в различные социальные роли (корреспондента, редактора, интервьюера, ведущего рубрики).

Работа в команде подростковой редакции позволяет достичь эффекта в любой форме деятельности, направленной на формирование медиакомпетентности средствами столь привлекательного и коварного союзника как СМИ. Очень важно дать подростку альтернативу компьютерной зависимости и предпочтения развлекательных СМИ в виде творчески наполненных проектов, инициатив, заинтересовать в приобретении знаний, навыков и умений, делающим личность не рабом технического прогресса, а его господином.

Наш опыт организации участия подростков в создании СМИ, а именно подростковой газеты «Зебра» продемонстрировал возможности не только формирования медиакомпетентности, но и в целом развития личности подростков. Доказательством этому служат награды и дипломы нашей газеты и её корреспондентов.

В заключение хотелось бы отметить, что СМИ как фактор развития медиакомпетентности подростков будет гораздо более эффективен в сочетании с системой медиаобразования, которая также была рассмотрена в рамках нашей работы. Органам управления образованием как на федеральном, так и на местном уровне стоит внимательнее отнестись к педагогическому движению медиаобразования и оказать ему поддержку, стимулируя его развитие во всей полноте.

Итак, очевидна необходимость введения в дополнительном образовании нового направления образовательной деятельности: медиаобразования. Кроме того, нужна и широкая пропаганда интернет-безопасности, способная по размаху и визуальной привлекательности конкурировать с красивыми ловушками, расставленными во всемирной паутине. Не нужно отчаиваться, т.к. не вся молодежь безнравственная и самолюбивая, лучшая часть современной молодежи составляет потенциал возрождения нашей страны. И в наших силах открыть в них этот потенциал.

Список использованной литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1999.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. /Под ред. В.А.Сластенина. - М.,2000.

3. Беглова Е.И. Жаргонная лексика в языке современных газет// Воспитание в школе. – 2008. №2. С. 65-69

4. Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.

5. Возрастная и педагогическая психология. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.

6. Вульфов Б.З. Взаимодействие факторов социализации личности ребенка// Сотрудничество семьи, детских объединений и социальных педагогов в процессе социализации личности ребенка. - Челябинск, 1996.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

8. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М.: 5 за знания. – 2005, - 188 с.

9. Запесоцкий А.С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики // Педагогика. – 2010. №2. С. 3-16.

10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. - 2003. - N 5. - С.34-42.

11. Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф.Наумова. - М.: Политиздат, 1988.

12. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. — 256 с.

13. Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2004. 25с.

14. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009. 320с.

15. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

16. Кравченко А.И. Общая социология. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 479с.

17. Кузнецова Ю. Подростковые периодические издания: на зеркало нечего пенять?//Народное образование. – 2004. №8. С. 233-241.

18. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с

19. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2004. 240 с.

20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

21. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 325с.

22. Маркова Н. Глобальные экономические интересы и СМИ. //Народное образование. – 2008. №10. С.259-264.

23. Медиаобразование и медиакомпетентность: всероссийская научная школа для молодежи. Сб. статей молодых ученых / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. 240 c.

24. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издат. центр "Академия", 1999.

25. Мудрик А. В. Социализация человека: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 304с.

26. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 112с.

27. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

28. Потёмкина О.Ф., Потёмкина Е.В. Психология личности, или как полюбить себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288с.

29. Практическая психология образования: Учебник/ Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание – М.: Сфера, 1998. – 528 с.

30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

31. Руденский Е.В. Социальная психология. – М.: Юнити-Дана, 2001. – 384с.

32. Словарь по социальной педагогике: Учеб пособие для студентов ВУЗов/ Авт.-составитеель Д.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – 368с.

33. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 416с.

34. Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. – Спб.: Питер, 2006. – 567с.

35. Столбникова, Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на примере рекламы): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 25 с.

36. Рогов Е. И. Психология общения. - М.: ВЛАДОС. – 2001. – 336 с.

37. Хазанов В., Джейранова А. Контркультура и сознание российской молодежи // Воспитание в школе. – 2008. №4. С. 66-69.

38. Хухлаева О. В. Психология подростка: Учеб. пособие. – 2-е издание. – М.: Академия, 2005. – 160с.

39. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

40. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

41. Федоров А.В. , Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2005. - 270 c.

42. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - 815с.

Интернет-источники:

43. http://www.mediaeducation.ru/publ/sc_smi.shtml

44. http://www.emissia.org/offline/2009/1361.htm

45. http://polbu.ru/pochepcov_communications/ch23_i.html Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации. Коммуникативное пространство.

46. http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет

47.http://media-pedagogics.ru/index.html

48.http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm

49.http://edu.of.ru/mediaeducation/

Просмотров работы: 7768